Конспект сюжетно-ролевой игры на тему «Мы защитники природы»
КОНСПЕКТ
СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ
«МЫ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»
Овчинникова М.В.
Цели: Закрепление умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры. Формирование умения договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. Развитие творческого воображения, способность совместно развертывать игру.
Задачи:
• Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе, представления об опасных для человека ситуациях и способах их решения. Расширять представления о взаимосвязях в природе.
• Укрепить и сохранить физическое и психическое здоровье детей,
• Расширять представления о роли воды в жизни человека, ее влиянии на здоровье.
• Совершенствовать речь как средство общения. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы. Совершенствовать умение различать звуки на слух. Пополнить литературный багаж стихотворением о земле, обращать внимание на выразительные средства речи.
• Обобщить представления о типичных экосистемах (лес, море, пустыня).
• Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи между природными явлениями.
• Закреплять умение сравнивать предметы по величине, строению, сопоставлять число с числовой карточкой.
• Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.
• Воспитывать стремление быть полезным окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
Оборудование :
Географическая карта России: (со знаками SOS), набор предметов, необходимых в путешествии, мини-панорама «Пустыня», куклы (дети Саша и Маша); напоминающие знаки, карточки с растениями леса, оборудование для очистки воды, схема «Этажи леса».
Методические приемы:
1. Беседа
2. Проверка готовности к полету
3. Первая остановка - лес («Отгадай слово по звукам», упражнение на динамическое равновесие, прослушивание аудиозаписи «Плачь леса», д/и «Посадим лес», д/и «Кто вернется в лес», д/и «Как вести себя в лесу»).
4. Вторая остановка - море (Музыкальная загадка «Шум моря», подбор прилагательных к существительному море, экспериментирование, п/п «Изобрази море»)
5. Третья остановка – пустыня (д/и «Что возьмем с собой», сюрпризный момент – появление кукол, д/и «Первая помощь»)
6. Возвращение (подведение итогов экспедиции, награждение медалями, чтение стихотворения)
Ход игры:
Воспитатель: Поздоровайтесь, друзья, улыбнитесь, как всегда и с хорошим настроеньем начинается игра.
(Воспитатель обращает внимание детей на карту, с прикрепленными сигналами sos)
Воспитатель: Какой сигнал мы вчера получили?
Дети: Мы получили сигнал sos – просьба о помощи
Воспитатель: Из каких природных зон поступили сигналы?
Дети: Сигналы поступили из леса, пустыни и водоема (моря)
Воспитатель: Какое решение мы приняли?
Дети: Отправиться в спасательную экспедицию и помочь терпящим бедствие.
Воспитатель: На чем мы отправимся в путь? Чем он отличается от другого транспорта?
Дети: Мы отправимся на «Спасолете»: быстроходном, вездеходном и экологически безопасном виде транспорта
Воспитатель: Ребята, вчера, распределяя роли, вы предложили мне роль руководителя полета, а кем будете вы?
(Дети рассказывают про свои роли в игре)
Воспитатель: 1,2,3 повернитесь и в спасателей превратитесь. ( Дети прикрепляют бейджики с названием профессии).
Воспитатель: Найдите количество точек, соответствующее числу на вашем бейджике и займите места в «Спасолете».
(Дети сопоставляют числовую карточку с числом и занимают места)
Воспитатель: Всем членам экипажа проверить готовность и доложить помощнику руководителя.
Штурман: «Транспорт к путешествию готов».
Механик: «Все приборы работают исправно»,
Спасатели: «Необходимые вещи для спасения погружены на борт».
Врач: «Все члены команды прошли медицинский осмотр и готовы».
Повар: «Все члены команды накормлены, провизии хватит на месяц».
Ученые: «Все приборы работают, экологическое состояние в норме».
Воспитатель: Итак, в путь!
(Звучит музыкальное сопровождение – звук мотора)
Воспитатель: Штурман, как проходит полет?
Дети: полет проходит нормально
Воспитатель: Место первой остановки вы узнаете по звуковым загадкам:
• Первый звук в слове лист, найдите букву, которая обозначает этот звук.
• Первых два звука в слове ель, выберите букву для обозначения этих звуков.
• Первый звук в слове сова, найдите букву, которая обозначает этот звук.
Воспитатель: Как называется природная зона, в которую мы прилетели? Для тех, кто не догадался я загадаю загадку
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём! (лес)
Воспитатель: Давайте осмотрим местность. Руки за спину кладем, по тропинке пойдем. (Ходьба по канату приставным шагом, рассматривание слайда «Лес после пожара».)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что произошло в лесу? Из-за чего это могло случиться?
Дети: Пожар мог произойти из-за неосторожного обращения с огнем, из-за
непотушенного костра.
Воспитатель: Послушайте, как плачет лес
(Звучит аудиозапись «Плачь леса»: «От лесного пожара и дыма нечем дышать, огонь пробирается глубоко в землю и губит корни растении. Почву ничто не держит, ее уносит ветер, вода, образуются овраги. Все обитатели исчезают, гибнут. Помогите, sos!»)
Воспитатель: Ребята, почему после пожара лес умирает?
Дети: Погибли растения, негде жить и нечем питаться животным, воздух становится неживым, растения не выделяют кислород, все это вредит здоровью человека.
Воспитатель: Можно ли все исправить? Давайте выберем лесные растения и посадим их, каждое растение на свой этаж.
(Выбирают из предложенных растений те, которые могут расти в лесу, и заселяют их по этажам леса: мох, калина, шиповник, акация, незабудка, ландыш, фиалка, грибы, земляника, береза, рябина, ель, дуб, репчатый лук, арбуз.)
Воспитатель: Какие животные вернутся, когда в нашем лесу зазеленеет трава?
Воспитатель: Кто из животных заселится, когда появятся кустарники?
Воспитатель: Кто из животных заселится с появлением деревьев'?
Дети: Крупные животные, птицы и звери, живущие на деревьях (Выставляется картинка)
Воспитатель: Для рождения леса, нужно очень много времени, мы положили для этого начало. Вы отлично поработали! А чтобы больше не случилось беды, мы оставим напоминающие знаки. Что они обозначают?
Дети: Осторожно обращаться с огнем, не разжигать костров, уходя из леса потушить огонь.
Воспитатель: Нас ждут другие зоны, вернемся на «Спасолет»
( возвращение на транспортное средство)
Воспитатель: По музыкальной загадке угадайте следующую зону. (Звучит музыкальное сопровождение - звуки моря.) Послушайте, как оно шумит, можно даже закрыть глазки. Каким вы представили море?
Дети: Красивое море, чистое море, голубое море, сверкающее море ...
(рассматривание слайда «Загрязненное море» )
Воспитатель: Посмотрите в иллюминаторы, походит ли море, которое мы себе представили, на то, что мы видим? Как считают ученые? Что случилось? Как вы думаете, как чувствуют себя морские животные и растения в такой воде? Можно ли эту воду использовать для отдыха и купания? Как можно исправить положение?
Дети: Море загрязнено из-за беспечности человека, нельзя использовать эту воду для отдыха и купания, плохо жить растениям и животным. Соблюдать правила по охране воды, построить очистительные сооружения.
Воспитатель: Пройдемте в лабораторию. Давайте проверим, удастся ли нашим фильтрам, сделанным из ваты и марли, очистить воду от мусора. Возьмите стакан с грязной водой и пропустите через фильтр. Какая стала вода?
Дети: Вода стала чистой (рассматривание слайда «Море»).
Воспитатель: Вот мы и помогли воде стать чистой, я была уверена, что у нас все получится, даже поиграть хочется, и я предлагаю игру «Изобрази море»:
Изобразите спокойное, ласковое море. Очень ярко и образно вы изобразили на море штиль.
А теперь, изобразите грозное, бурное море. Как талантливо вы изобразили шторм на море!
(Дети изображают штиль и шторм на море под музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Нам пора продолжать путь, займите места в «Спасолете» и отгадайте загадку
Вот песчаный океан,
Раз бархан и два бархан.
Тут без дождика тоска,
Всюду горы из песка. (Пустыня)
Кто догадался, какая наша следующая остановка?
Дети: Пустыня.
Воспитатель: Я думаю, что там нам будет трудно. Почему?
Дети: В этой зоне очень жарко, нет воды, бывают песчаные бури, есть опасные животные – змеи (рассматривание слайда «Пустыня»).
Воспитатель: Давайте подберем предметы, которые возьмем с собой.
Игра «Что возьмем в путешествие по пустыне»
Дети: воду, чтобы утолить жажду: зонт, чтобы укрываться от солнца: головной убор, чтобы не было солнечного удара; темные очки, чтобы защитить глаза от солнца, аптечка для оказания первой помощи.
Воспитатель: Вот мы и на месте (макет пустыни). Ой, ребята, посмотрите, здесь лежат дети (2 куклы) Что с ними случилось? Ребята, у них самый настоящий солнечный удар. Доктор, скорее помогите им. что нужно делать?
(Дети выполняют рекомендации доктора: уложить в тень под зонт, голову поднять выше с помощью валика из полотенца, дать воды, кладут компресс на голову, спрыскивают водой)
Воспитатель: Детям стало лучше, и они рассказали, что хотели озеленить пустыню, посадить лесные деревья, но тут так жарко, что им стало плохо и саженцы погибли.
Воспитатель: Маша и Саша не подумали о том, какие опасности их могут поджидать в путешествии и чуть не погибли. Давайте заберем их с собой в детский сад.
Воспитатель: Расскажите Маше и Саше о наших добрых делах и приключениях, которые с нами произошли.
Воспитатель: Вот и закончилась спасательная экспедиция. Я вами просто горжусь! Вы настоящие защитники и спасатели природы. Позвольте вручить вам награду за добросовестный труд.
(Вручение медалей «Защитнику природы»)
А чтобы еще раз напомнить всем, что мы в ответе за нашу землю давайте прочтем стихотворение.
Дети: Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек !
Планета наша – общий дом,
И много лет мы в нём живём.
Но, как известно всем кругом,
Должны беречь мы этот дом!
Список используемой литературы
1. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Издатель – Учитель, Серия – Педагогика нового времени. – 2010 г.
2. Киреева Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование, конспекты занятий. Издатель - Учитель, Серия – Образовательное пространство ДОУ - 2016 г.
3. Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа Издатель – Гном и Д, - 2013г.
4. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. Издатель - Учитель, Серия – Образовательное пространство ДОУ - 2015г.
5. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Издатель – Мозаика - Синтез, Серия – Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» - 2014 г.
6. Турыгина С.В. Экологический марафон: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы. Издатель – Феникс, Серия – Здравствуй, школа! - 2010 г.
7. Фесюкова Л. УРОКИ ЭКОЛОГИИ: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы Издатель – Сфера, Серия – Демонстрационный материал: Беседы по картинкам – 2016г.
Сюжетно-ролевая игра "МЫ ЗАЩИТНИКИ ПЛАНЕТЫ"
PPTX / 3.24 Мб