Активизация научно-исследовательской деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детский оздоровительно-образовательный центр детско-юношеского туризма и краеведения»
Тема: «Активизация научно-исследовательской деятельности
в рамках реализации программы дополнительного образования»
Автор:
Иванова Вита Васильевна,
педагог дополнительного образования
Чита, 2021 г.
«Исследовать — значит видеть то,
что видели все, и думать так,
как не думал никто»
А. Сент-Дьердьи
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность начиная со ступени начального общего образования, постоянно обновлять эти знания и навыки.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывает решать проблемы, связанные с развитием у учащихся умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновления содержания образования.
Научно-исследовательская деятельность учащихся определяется как специально организованная, познавательная творческая деятельность, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, сознательностью.
В процессе исследовательской деятельности осуществляются (с различной степенью самостоятельности) активный поиск и открытие учащимися новых знаний с использованием доступных для них способов. Ребенок перестает быть пассивным объектом, а становится активным субъектом познания. Умственный багаж, приобретенный самостоятельно, усваивается глубоко и прочно. Если ученик приложил собственные силы к добыванию этого содержания, пробиваясь через трудности, отстаивая свои позиции, оно станет его достоянием надолго. Роль педагога при этом сводится не просто к передаче информации, а к организации работы учащихся, мотивации ее, консультациям. Участвуяв исследовательской деятельности, дети осознают свою значимость, причастность к миру взрослых, принадлежность большой науке, знакомятся с методологией научной и творческой работы.
В программе по цветоводству «Зелёные друзья на твоём подоконнике» дети ориентируются на активное познание мира цветочно-декоративных растений и имеет естественнонаучное направление. В этой связи в нее включены темы проектов, практических работ, опытов и наблюдений. Предусмотренные теоретический материал и практическая деятельность обучающихся предоставляет им возможности для саморазвития и самореализации, для наиболее полного раскрытия своих творческих способностей.
Новизна в программе цветоводства «Зелёные друзья на твоём подоконнике» состоит в развитии научного мышления детей через практическую и исследовательскую деятельность на учебно-опытном участке и в теплице, развитии мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; формировании созидательной активности ребенка.
Содержание программы отличается от имеющихся курсов экологической и практической направленностью, элементами краеведения при изучении флоры Забайкалья, выращивании и разведении цветочно-декоративных растений в условиях климата Забайкалья.
Учреждение МБУ ДО ЦДЮТиК имеет круглогодичную теплицу с различными комнатными растениями, дендрарий с коллекцией деревьев и кустарников региона, питомник и учебно-опытный участок, на котором выращиваются различные цветочно-декоративные растения, здесь дети с радостью воплощают свои творческие работы по научно-исследовательской деятельности.
Рассмотрим несколько тем из программы «Зелёные друзья на твоём подоконнике».
Исследовательские работы(12ч.).
Теория: Методика поведения опыта, знакомство с понятиями: цель, гипотеза, задачи, оформление результатов.Выбор, обсуждение и распределение тем опытов между членами объединения.
Практическая работа: Исследовательская работа: «Зелёные лекари на моём подоконнике» Фенологические наблюдения ростками алоэ, каланхоэ, толстянки, герани. Оформление опытнических дневников.
Способы размножения комнатных растений(14ч.).
Практическая работа: Опыт: «Размножение синингии(глоксинии) листьями в воде, в песке». Размножение хлорофитума отводками, делением куста. Размножение сансевьеры вегетативным способом. Размножение крассулы листьями. Размножение цикламенов семенами.
Семена однолетников, многолетников цветочных культур и подготовка их к посеву на рассаду(14ч.).
Практическая работа: Опыт: «разведение аквилегии семенами с применением стратификации». Посев семян однолетних георгин с приемом обработки семян соком алоэ. Посев семян циннии, астры, виолы. Посев семян декоративного подсолнечника с приемом намачивания семян.
Научно-практическая деятельность(6ч.).
Практическая работа: Систематизация и оформление фенологических наблюдений. Написание и оформление исследовательских работ. Семинар.
Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под руководством педагога составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь учащемуся пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.
Прежде чем написать исследовательскую работу с детьми, в учреждении дополнительного образования проводятся учебно-практические опыты. Например, один из них:
Опыт: Разведение герани черенками.
Проблема: Выявить, каким способом вырастет быстрее новое растение из черенка герань.
Сформулируем гипотезу: растение, выращенное из черенка герани с заранее выращенными корнями(1), появится скорее.
Объект исследования: растение герань.
Предмет исследования: процесс образования нового растения из черенка.
Цель опыта: Научиться разводить растения черенками (поставленных в воду и давших корни и черенками срезанных с растения и высаженных сразу в землю).
Прочитав литературу по цветоводству, узнали, чторазмножение герани черенками у садоводов пользуется большей популярностью, чем прививка, благодаря простоте и результативности этого способа. Укоренять черенки можно в любое время года, как в вазе с водой, так и в горшке с землей.
Из таких простых учебно-практических опытов рождаются научно- исследовательские работы детей. Рассмотрим несколько из них, где учащиеся награждались грамотами.
Исследовательская работа «Выгонка луковичных растений»
Выполнила работу: Соколова Олеся, учащийся начальной школы.
Гипотеза исследования: растения можно «заставить» зацвести в любое время года, если создать необходимые условия.
Объект исследования: процесс развития растений в домашних условиях.
Предмет исследования: луковица у луковичных растений – гиацинт, нарцисс, амариллис
Методы исследования: анализ литературы, эксперимент, наблюдение, фотографирование, использование ИКТ, описание, обобщение полученной информации.
Цель: доказать, что при создании необходимых условий для луковицы можно «заставить» зацвести растения к определенному сроку.
Задачи:
- изучить литературу, интернет-ресурсы о садовых первоцветах,
- повести эксперимент, сравнить развитие гиацинта и нарцисса,
- проанализировать и обобщить полученные данные.
Актуальность темы: Выгонка цветущих растений – популярный вид деятельности. Спрос на букеты цветов в зимнее время всегда есть, цветы людям нужды к праздникам, юбилеям, в повседневной жизни. Если я научусь вызывать цветение растений, то смогу порадовать близких цветами, а возможно, в дальнейшем это может стать моей профессией.
Исследовательская работа «ЗЕЛЁНЫЕ ЛЕКАРИ НА МОЁМ ПОДОКОННИКЕ»
Выполнили работу: Черенцова Виктория, Карпова Елена.
Мы очень часто болеем простудными заболеваниями, наносим ранки, получаем ожоги. В лечении многих заболеваний кроме лекарственных средств в лечении нам могут помочь «зелёные лекари»- цветы, растущие на нашем подоконнике.
Среди большого разнообразия растений, выращиваемых в условиях квартиры, особое внимание следует обратить на виды, которые не только украшают помещение, но и оказывают благотворное, лечебное действие на организм человека. О целебных свойствах растений знали ещё в древности.
Цель работы: Собрать информацию и изучить лечебные особенности комнатных растений, а также изучить особенности ухода и размножения наиболее распространенных растений и создать коллекцию лечебных комнатных растений
Задачи:
1. Провести опрос среди своих одноклассников и друзей.
2.Изучить литературу на тему о лечебных свойствах самых распространенных комнатных растений.
3.Подобрать ассортимент для выращивания 4.Изучить особенности ухода и размножения отобранных растений. 5.Поделиться знаниями с начинающими цветоводами.
6.Подвести итоги.
Объект исследования: комнатные растения.
Предмет исследования: лечебные свойства комнатных цветов.
Методы исследования:
1.Опрос друзей и знакомых. 2. Сбор информации: изучение литературы и интернет-ресурсов. 3.Изучение свойств комнатных растений. 4. Анализ и обработка информации.
Продукт: коллекция лечебных комнатных растений и справочный материал.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Научно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, желание углубленно работать с учащимися по разным проблемам.
Научно-исследовательская работа позволяет педагогу открыть способности учащегося к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие ребёнком собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.