Статья «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование ИОТ»

5
0
Материал опубликован 24 February 2023

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя основная школа № 1 г. Воткинск

 

 

 

Методическая работа

 

на тему:

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование ИОТ»

 

 

 

Романова Елена Михайловна

учитель русского языка и литературы,

стаж – 12 лет

 

 

 

 

2023 г


Сущность методической системы заключается в поэтапном развитии познавательного интереса учащихся к русскому языку и литературе на уроке и во внеурочное время на основе применения современных инновационных технологий обучения.

Данная методическая система предполагает реализацию следующих педагогических принципов:

Принцип доступности. Обучение опирается на уже накопленные знания с учётом возраста обучающегося, но ориентируется на дальнейшее их развитие.

Принцип наглядности. Этот принцип предполагает активное использование в процессе обучения органов чувств обучающихся, с учётом правил техники безопасности и гигиенических норм и правил.

Принцип активности обучающихся. Чем более активны обучающиеся в процессе приобретения знаний, тем более прочны эти знания.

Принцип гуманизации. Этот принцип предполагает психологически благоприятный климат, образующийся при общении участников педагогического процесса.

Принцип связи теории с практикой. Содержание каждого занятия должно иметь непосредственную связь с жизнью обучаемого.


Теоретическое обоснование методической системы


Методическая система – это ответ на требования, предъявляемые к выпускнику средней школы. Необходимы подлинно свободные и толерантные личности, умеющие самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, видеть проблемы и способы их решения, чётко планировать действия и эффективно сотрудничать в коллективе, анализировать полученные результаты.

Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активной познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.


Эффективность процесса обучения напрямую зависит от того, в каких условиях был проведен урок. Ни один из школьных предметов не нуждается в наглядности в такой степени, как русский язык и литература. Интерактивная доска, мультимедиа-проектор, компьютер с выходом в Интернет, интерактивные портреты писателей и поэтов, комплект мультимедийных средств обучения, комплект демонстрационных материалов, оборудование – это те современные условия, без которых изучение данных предметов практически невозможно. Использование данных средств формирует у школьников необходимые навыки и умения. Таким образом, технические достижения делают преподавание русского языка и литературы более наглядным, а значит, повышают интерес к предмету.

Решить эту задачу возможно, только используя разнообразные методы активизации познавательной деятельности. (Схема 1)

t1677240747aa.jpg

Обоснование деятельности учителя по развитию познавательного

интереса учащихся к предметам русский язык и литература.



Необходимо уделять огромное внимание созданию условий для развития познавательной компетентности личности учащегося. Делать это нужно через практическую направленность преподавания русского языка и литературы. Дети в любом возрасте обладают определённым набором знаний, умений, навыков. Используя этот жизненный опыт, можно создавать условия для осознанного получения нового социального опыта, способствовать развитию умения учиться.

Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что пред каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам, повышая познавательный интерес к предмету. Информационные технологии не могут заменить живого наблюдения в природе и живого слова учителя, но помогают творить на уроках литературы, то есть создавать свои шедевры – сочинять стихи. На уроках литературы мы вместе с учениками создали книжку стихов. На всех этапах уроках русского языка использую разнообразные занимательные формы обучения: игры, упражнения, состязания, конкурсы, диктанты-молчанки, сигнальные карточки, игры-путешествия, викторины, загадки, шутки.

 Ведущая педагогическая идея методической системы - усиление практической направленности уроков через интеграцию современных методов и приемов обучения, обеспечивающих высокий уровень мотивации учащихся. 


Описание системы по внедрению инновационных технологий обучения при изучении русского языка и литературы.



Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования ИОТ (инновационные образовательные технологии) на уроках русского языка и литературы, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Задачи:

Внедрять в образовательный процесс инновационные образовательные технологии, способы обучения, формы работы, способствующие повышению интереса к предмету русского языка и литературы, повышению познавательной активности, и как следствие росту качества знаний;

Вовлекать учащихся в различные формы познавательной деятельности, отрабатывать умения и навыки, необходимые для социализации личности

Содействовать раскрытию способностей, интеллектуального, творческого, нравственного потенциала каждого ученика;



Новизна заключается в изучении и внедрении в практику преподавания уроков русского языка и литературы принципов активизации познавательной деятельности при использовании современных инновационных образовательных технологий.

Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы при подготовке и планировании материала к урокам русского языка и литературы, занятиям внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты: повышение мотивации обучающихся к изучению русского языка и литературы; приведет к положительной динамике качества знаний по предмету; росту количества детей, занимающихся внеурочной деятельностью; увеличению количества призовых мест на различных конкурсах и олимпиадах; профессиональному росту самого педагога.

В систему методической работы входят поэтапное развитие познавательного интереса школьников к предмету; систематическое использование ИКТ и ЦОР; интеграция методов дифференцированного, проблемного, исследовательского обучения; организация учебной деятельности в форме самостоятельной работы учащихся (групповая, индивидуальная); игровые технологии (схема 2).





t1677240747ab.gif

Схема 2. Система работы педагога


Использование инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.


Технология дифференцированного обучения

Данная технология хорошо известна в методике русского языка и литературы и используется педагогом. При ее применении ученики класса делятся на условные группы с учетом их типологических особенностей. При формировании групп учитывается личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Создаются разноуровневые задания, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.


Технология проблемного обучения

Целью использования данной технологии педагогом является формирование и развитие у обучающихся совокупности компетентностей в сфере учебно-познавательной деятельности, критического и творческого мышления, универсальных учебных действий.

Эффективность использования проблемного обучения определяется следующими факторами:

1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.

2. В ходе решения проблемы учащиеся умеют преодолевать возникающие трудности, их активность и самостоятельность достигает достаточно высокого уровня.

3. Высокая активность учащихся способствует росту внутренней познавательной мотивации.

4. В процессе обучения создаются условия для формирования и развития УУД у обучающихся.

Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:

анализ проблемной ситуации;

формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя;

решение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы; доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное);

проверка правильности решения.

Проблемная ситуация, поставленная в начале урока, становится стержнем для всего занятия. Решение проблемной ситуации приводит к осознанному восприятию полученной информации. Проблемные вопросы должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся.


Критическое мышление (методические приёмы).

Критическое мышление – тот тип мышления, которые помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов - осмысление – размышление».

На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может педагог создает заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, то есть приемы, предназначенные для решения главной задачи – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.  

На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирования собственной позиции.

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит "присвоение" нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом.


Проектно-исследовательская технология


Активно использую метод проектов на своих уроках.

Проведение самостоятельных исследований учащимися различных категорий стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех, который так необходим детям группы «риска». При этом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и учащихся между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности.

При осуществлении проекта педагогом учитывается индивидуальность ребенка – его интерес, темп работы, уровень обученности. Возможность выбора темы проекта, партнеров в работе, источников и способов получения информации, методов исследования, формы предоставления результатов способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности.


Информационно-коммуникативные технологии


Проблемное обучение, проектная деятельность и любые технологии невозможно реализовать без использования ИКТ.

В образовательном процессе используется возможность информационных технологий в целях повышения наглядности изучаемого материала через демонстрацию электронных презентаций, видеоматериалов на уроках, электронных образовательных ресурсов, использование гаджетов. Применение на уроке информационных технологий позволяет поднять процесс обучения на качественно новый уровень, а это значительно повышает эффективность усвоения материала. Компьютерные технологии повышают мотивацию учения, позволяют индивидуализировать, интенсифицировать обучение, создают условия для самостоятельной работы, способствуют выработке самооценки у учащихся, служат справочником, обучающим устройством и тренажёром.


Игровые технологии

Игровые технологии лежат в основе планирования мной учебного процесса.

Современных детей больше интересуют компьютеры, а значит, что рассуждать и производить мозговые операции для них уже не совсем актуально. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках и привлекают детей к расширенному рассуждению на уроке. Игры - упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для них служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом. Обычно дети получают задания довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков. И здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности.

Игровые технологии я использую как в 5-ых, так и в 6-м классах. Мне как учителю русского языка и литературы приходится почти каждый день решать задачу: как заинтересовать ребят? Как сделать так, чтобы уроки не проходили однообразно и скучно? для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну «великого и могучего» русского языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Проблема каждого учителя – дети не читают, чтобы их заинтересовать, прибегаешь к различным методам и способам. В учебном процессе (в частности, на уроках литературы) применяются различные модификации деловых, драматических и обучающих игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Исходя из своего опыта, на уроках литературы использую ролевые игры, синквейн, кластер эдьютейнмент, викторины, аукционы, путешествия и т.д. В школе вместе с другими коллегами проводим литературные вечера, гостиные


Этапы развития познавательного интереса в процессе обучения


1-й этап: 5-6 классы – приобретение простейших знаний, умений и навыков для овладения методами проектной деятельности, обучение основам самостоятельной работы с использованием ИКТ, выполнение заданий на образовательных платформах, организации дистанционного обучения.

2-й этап: 7-8 классы – самостоятельное выполнение заданий исследовательского характера и творческого характера, направленные на установление причинно-следственных связей, обучение умениям составлять и читать схемы и таблицы; выполнение заданий творческого характера под руководством учителя и ресурсов Интернет.

3-й этап: 9 класс – формирование исследовательских умений, умений реализовать полученные знания на практике, вовлечение учащихся в проектную деятельность с умением презентовать свой результат по средствам электронных ресурсов.

Данное деление условно, так как учащиеся обладают разным уровнем развития и уровнем мыслительной деятельности. 


Приемы обучения


Выбор методов и приемов разрешения данной проблемы позволяет выстроить педагогическую деятельность, обеспечивающую индивидуальную траекторию в обучении.  


Учитывая психологические особенности детей 5-6 класса, когда основным способом познания мира является игра, необходимо ставить следующие задачи:

1.     Развитие любознательности;

2.     Формирование умений читать литературу и делать анализ текста;

3.     Расширение кругозора учащихся.

Для их решения используются такие формы деятельности, как практические работы через игровую деятельность с использованием ЦОР (Учи.ру, Российская электронная школа), виртуальные – экскурсии через ИКТ, занятия в системе дополнительного образования. Каждый раз, идя на урок, ставлю перед собой основную цель: заинтересовать учащихся предметом. На данном этапе главным является освоение приемов и методов познания предметов русского языка и литературы, выполнение исследований, сравнение, умение обобщить результаты.

5 класс

Интерес к предметам стараюсь привить в пятом классе с первого урока через игровые технологии. Например, используя игры-путешествия: «Путешествия в страны Фонетики, Лексики…», читаем сказку и находимся в поиске звуков и букв. Ученикам выдаются творческие задания: «Вставить пропущенные буквы, отгадать загадки» и т.д. По желанию предлагается использовать электронные сервисы для составления сказок, памяток с помощью создания презентации или интерактивных плакатов (Glogster или Padlet) для подготовки к ВПР.

Закрепления материала по теме «Имя существительное» использую приём "Цветные поля"

красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»

зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»

синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»

чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке»

По разделу «Лексика» интерактивные задания дети выполняют на Учи.ру, хороший помощник для контроля знаний.

При обобщении материала по отдельным разделам провожу на уроках и внеурочной деятельности игры-соревнования с использование IT-технологии – задания закодированы с помощью QR-кода. Задается домашнее задание с сервиса LearningApps.org с помощью QR-кода.


6 класс

На данном этапе появляются темы разделов, где необходимо устанавливать причинно-следственные связи, поэтому учащиеся знакомятся с методами составления схем и правилами их чтения. Очень удачно для этого подходит метод составления кластера, синквейна, который я систематически использую. Например, при изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму» кластер вокруг образа Герасима собирает такие смысловые блоки, как «Портрет», «Описание каморки», «Отношение к Татьяне», «Отношения с окружающими», «Отношение к барыне», «Отношение к Муму» (продуктивная подготовка к написанию сочинения по теме рассказа). Проанализировав образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева, пятиклассники составили такой синквейн:

Герасим

Добрый, трудолюбивый

Заботится, любит, работает.

Не должен страдать из-за жестокости людей

Человек

У учащихся формируются системные предметные знания и развиваются умения, необходимые для самостоятельного поиска, восприятия, переработки информации, а использование электронных сервисов мотивируют к познавательной и творческой активности.


7 – 8 класс

Учебный материал 7 - 8 класса по русскому языку позволяет систематизировать дидактический материал для развития познавательных УУД обучающихся. Использую ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие «Уроки русского языка» издательский дом «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и др.).

На уроках литературы провожу приём «Ассоциация» (Технология развития критического мышления) развивает образное мышление, память, логику, речь. В словаре Ожегова — это слово разъясняется так: «Связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое».

Пример: урок в 8 классе. А.С.Пушкин. Стихотворение «Туча».

Спрашиваю у детей:

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «туча»?

Составим кластер на доске и в тетради.

- Какое настроение передают ваши ассоциации?

На данном этапе увеличивается количество заданий, позволяющих устанавливать причинно-следственные связи, на основе сравнения и анализа делать выводы.  Например, можно перейти к приёму «Прогнозирование».

- Стихотворение Пушкина, о котором будем сегодня говорить, называется «Туча». Как вы думаете, будет ли настроение ваших ассоциаций созвучно общей тональности стихотворения Пушкина?

Согласитесь, дети намного внимательнее будут слушать достаточно непростое стихотворение с философским подтекстом и с интересом выполнят задание. Этот этап также является пропедевтическим, где роль учителя пока еще велика, именно учитель определяет направление работы учащихся.

Важным фактором развития творческих способностей на данном этапе является формирование умений работать с дополнительными источниками информации и умений ее анализировать, выбирать достоверную информацию.

Возрастает количество творческих заданий, вовлекающих учащихся в исследование и написание учебных проектов. Исследовательская и проектная деятельность проводится не только на уроках, но и во внеурочное время.

 Выполнение заданий такого характера способствует формированию личного опыта учащихся, развитию исследовательских умений, критического мышления. Творческие работы обогащаются сведениями об объектах и явлениях природы не только из научной и справочной литературы, но и Интернет пространства.

На этом этапе велика роль групповой работы. Группы работают по интересам, отличаются мобильностью. Учитель выступает в роли руководителя и консультанта проводимого исследования. Немаловажное значение имеют и формы защиты работ. Они могут быть разнообразными: презентации, модели, схемы, рекомендации. Навыки работы с электронными ресурсами расширяют варианты представления выполненных работ.


9 класс

Сущность развития личности ребёнка на данном этапе заключается в качественном изменении деятельности, в которую он включен.  На данном этапе обучения оптимальным становится обучение с использованием технологии проблемного обучения. Решить проблему, найти выход из затруднительного положения - вот то, что побуждает человека к действию, активизирует его интеллект. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, начинается подлинно творческая деятельность учащихся.

Например, при подготовке к ОГЭ по русскому языку предлагается прием «Толстый и тонкий», «Лови ошибку». Учащиеся включаются в ситуацию творчества, развивается образное и критическое мышление, благодаря этому достигается успешность усвоения учебного материала.

 Учащиеся 9 класса выполняют в основном практико-ориентированные исследовательские работы. У учащихся уже сформирована способность самостоятельно выполнять алгоритм действий по решению значимой для них проблемы, которые завершающихся созданием продукта.

Положительный результат дает метод проектов во внеклассной работе.

На протяжении 3-х лет группа учащихся, начиная с 8 класса, принимают активное участие в научно-практических конференциях с начала на школьном, а затем и на муниципальном уровне. Например, такие работы «Поэзия и музыка в жизни Чайковских», «Создание поздравительной открытки к Новому году», «Певец березового ситца»

(создание книжки-раскладушки) и т.д. Эти работы небольшие по объему и краткосрочные. Но они способствовали к выполнению более глубоких исследований, более высокого уровня, такие, как «Чтобы знали, чтобы помнили…» (к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне), «Рвались бомбы в Кварсе» и др.

 

 

«Единственный путь,

ведущий к знанию – деятельность»

Бернард Шоу

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова…» - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.

Многие думают, что у ученика на первом месте должны быть такие понятия как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы уроки русского языка и литературы были интересны ученикам, учителю приходиться осваивать новые методы подачи материала. В нашу жизнь прочно вошло такое понятие, как инновационные образовательные технологии.

Инновационная деятельность учителя, которая заключается в использовании современных педагогических технологий, меняет его методический подход в системе образования и несёт свои положительные результаты.

Педагогические технологии, которые использую в своей работе, взаимосвязаны и составляют определенную дидактическую систему, направленную на повышение мотивации, развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умению работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышению динамики качества обучения.


Технология проблемного обучения


Игровые технологии


Информационные и коммуникационные технологии


Технология проектной деятельности


Технология «Обучение в сотрудничестве»


Технология оценки учебных достижений

В нашей школе есть компьютерные классы. Электронные ресурсы, позволяющие провести любой урок с применением технических средств:

кабинет оснащен интерактивной доской, проектором;

имеются ноутбуки;

в кабинете постоянно действующий Интернет;

мультимедийная библиотека: «Видеоуроки.нет», копилка уроков с применением интерактивной доски, копилка презентаций. Это во многом облегчает использование ИОТ на уроках русского языка и литературы.

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Ведь как говорил Бернард Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность».

За время работы в данной школе мною накоплен, может быть, небольшой, но все же опыт педагогической работы. Мною было отмечено, что у многих детей отсутствует познавательный интерес на уроках русского языка и литературы. Именно поэтому я выбрала тему «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы». К каждому из своих уроков я тщательно готовлюсь, стараюсь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий. Для этого я изготавливаю наглядные пособия, подбираю раздаточный материал (карточки с заданиями, таблицы, схемы, выстраиваю работу на уроке так, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к тому или иному выводу. Я постоянно нахожусь в творческом поиске, и цель моей работы- научить, заинтересовать, разжечь желание и стремление узнать предмет глубже.

В своей работе стараюсь проводить комплексное обучение: развиваю речь (монологическую, диалогическую, письменную), мышление, формирую орфографические, пунктуационные навыки.

Как, наверное, каждый из педагогов, я считаю своим долгом научить ребёнка не только грамотно писать, но и мыслить, выражать свои чувства. Основной принцип работы учителей – научить ребенка самостоятельно думать и работать, научить учиться. Думаю, что все методы хороши, если заставляют ребят активно работать на уроке, помогают быстро и надолго усвоить материал и остаются актуальными и в наше время. На своих уроках русского языка и литературы я использую игры, видеоуроки, дидактический материал, презентации, виртуальные экскурсии. В нашей школе налажена проектно-исследовательская деятельность, которая проходит как большой праздник.



t1677240747ac.gif


Результаты педагогической деятельности


Положительным результатом такой методической системы является:


Возросло умение осуществлять поиск информации, составлять прогнозы на основе имеющихся данных, выстраивать причинно-следственные связи, интерпретировать графическую информацию, следовательно, повысилось качество освоения материала;

У учащихся сформирована способность самостоятельно выполнять комплекс действий по решению значимой для них проблемы, завершающихся созданием продукта;

Широкое использование метода проектов во внеклассной работе;

Рост навыков самообразования и самовоспитания, работа с информацией (услугами сети Интернет учащиеся чаще пользуются в домашних условиях при подготовке к семинарам, в работе над выполнением творческих заданий, при подготовке к ОГЭ на образовательных ресурсах);

Развитие мышления, коммуникативной компетентности, информационной культуры через создание собственных образовательных информационных продуктов.


Использование данных технологий способствует активизации познавательного интереса, следовательно, развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию у них ценностных ориентаций, успешной социализации. Результатом работы является участие детей в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня, посещение ими факультативов.



Использование ИОТ на протяжении данных лет показывает, что повышается не только интерес к предметам, но и качество знаний учащихся.

Уровень успешности на примере 5,6,8 классов за последние 3 года.

Учебный год

Класс

Количество человек

Процент учащихся, освоивших государственные учебные программы по русскому языку и литературе

2019-2020

5

21

100%

2020-2021

6

23

100%

2021-2022

8

27

100%



По итогам учебного года 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 процент обученности учащихся 5,6,8 классов остаётся стабильным. Это обусловлено хорошими способностями учащихся, непосредственно работой самого учителя по вовлечению учащихся в образовательный процесс и во внеурочные мероприятия, устойчивым интересом к урокам русского языка и литературы со стороны обучающихся, систематическими занятиями на уроках и дома.

















Динамика уровня обученности учащихся за последние три года по русскому языку (в %)

t1677240747ad.gif



В своей педагогической деятельности использую современные образовательные технологии, которые способствуют повышению качества знаний по русскому языку и литературе. За последние три года количество обучающихся успевающих на «4» и «5» по русскому языку имеет позитивную динамику и стабильный уровень. Рассмотрим этот показатель на примере 5,6,7,8,9 классов за последние три года.



Приложение 5

Учебный год

Всего учащихся

Количество

«4» и «5»

Качество знаний по русс.яз.



Класс

2019-2020

21

7

57%

5,6,7

2020-2021

23

5

48-50%

6,7,8

2021-2022

27

5

47-50%

8,9











Динамика качества знаний по русскому языку учащихся за последние три года (в %)

t1677240747ae.gif



Динамика уровня обученности учащихся за последние три года по литературе (в %)



t1677240747af.gif





Учебный год

Всего учащихся

Количество

«4» и «5»

Качество знаний по литературе



Класс

2019-2020

21

7

70%-68%

5,6,7

2020-2021

23

5

55-57%

6,7,8

2021-2022

27

5

53-55%

8,9







Динамика уровня качества знаний учащихся за последние три года по литературе в %

t1677240747ag.gif



Благодаря внедрению инновационных технологий, ребята стали лучше усваивать учебный материал, выпускники стали лучше сдавать ОГЭ (не стало «2»), повысился интерес к предметам.

Использование ИОТ на уроках русского языка и литературы показывает, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение.

Эффективность применяемой мной системы доказывают результаты участия моих учеников в муниципальных конкурсах, научно-практических конференциях:

Участие в различных мероприятиях значительно раскрывает творческий потенциал учащихся и активизирует познавательную деятельность, свидетельствует об умении работать с учащимися разного уровня подготовленности и способности организовывать учебное сотрудничество.





Участие учеников в литературных конкурсах и проектах (%)



t1677240747ah.png t1677240747ai.png

2019- 2020 уч.год 2021-2022 уч.год.







Заключение

Использование ИОТ в школе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Ведь самое главное, что ребятам нравится выполнять задания с использованием ИКТ, они с удовольствием предлагают свои идеи, начинают творчески мыслить. Считаю, что компьютеры помогают учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. Тем самым повысить заинтересованность ученика предметом, а если школьник проявляет интерес к предмету, значит, повышается его успеваемость, качество знаний. Один из принципов моей методики - это отстаивание собственной точки зрения учащимися. Таким образом, я не только закладываю в детях чувство собственного достоинства, но и развиваю речь, обогащаю словарный состав, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать свои знания. Лев Николаевич Толстой писал: «Чем труднее работать учителю, тем легче учиться ученику». Эти слова заставили меня задуматься. Действительно, если учитель серьезно анализирует свою работу, продумывает цели и задачи каждого урока, внимательно относится к подбору материала, творчески подходит к выбору форм и методов проведения уроков, то тем самым он создает условия, способствующие повышению уровня мотивации учения, познавательной активности, расширению кругозора, развитию интереса к предмету и творческих способностей учащихся. А при таких условиях детям учиться легко и интересно.





Список литературы

1 Акиф Л. М. Проблема формирования познавательной активности учащихся // Вестник ТГПУ, 2012. – №5. – С.197-202..

2. Архипова Н.П. Уроки литературы с применением информационных технологий. Методическое пособие с элек­тронным приложением. - М: Глобус, 2010. – 341 с.

3. Анянова И.В. Современная технология учебного занятия. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008. – 253 с.

4. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии. – 2001. – №2. – С.7-12.

5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.

6. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987.

7. Газман О.С. и др. В школу — с игрой. — М., 1991. г

8. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1992.

9. Горшкова О. О. Самостоятельная работа как фактор формирования познавательной активности студентов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. – №41. – С.31-34.

10. Ильин В. Как увлечь книгой? Учитель учителю. Санкт-Петербург. Бизнес-школа «Взмах», 1995

11.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Уч.пед.гиз, 1986. – 353 с.























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации