Статья «Активизация познавательной деятельности детей через использование приема — сочинение сказок»
Активизация познавательной деятельности детей через использование приема - сочинение сказок.
Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребёнка.
Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес.
Роль взрослого - поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов. Мы с вами знаем, что методы обучения - это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.
Для организации познавательной деятельности используются разные методы:
практические (опыты, эксперименты),
наглядные (модели, схемы и т.д.),
словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово).
Метод познавательной деятельности включает в себя - словесный метод, метод познавательные сказки и прием сочинение сказок.
Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказки - это язык для детей, для них он наиболее информативен, нежели взрослая речь.
Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.
Сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
Особенности сказки:
-они существуют от древних времён до нашего века;
- она проста и понятна детям;
- самый распространенный жанр устного народного творчества;
-дети их слушают, прислушиваются к ним;
-обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное;
-пополняют словарный запас и развивают речь ребенка;
-нравственные понятия превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Роль сказки для ребенка:
- познает мир через сказку;
- расширяется словарный запас;
- набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни;
- строит собственную модель мира;
- учится жить в современном обществе.
Цель педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно.
Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки.
Использование «Приема - сочинения сказок» можно в разных образовательных областях, например в познавательной деятельности с детьми (проектной).
Чтобы использовать метод - сочинения сказок в проектной деятельности, дети должны были получить знания по данной теме. Сначала проводились беседы с детьми о воде, что такое вода, где мы можем встретиться с водой, какая бывает вода и т.д.
Проведено с детьми наблюдение за состоянием воды и опыты.
Получив уже какие- то знания и выяснив, что вода состоит из маленьких частиц- капелек, был введен сказочный персонаж – «Капелька». Это персонаж был использовался для работы над приемом коллективного сочинения сказки про Капельку –Малышку.
В ходе проектной деятельности и работе по сочинению сказок использовались такие приёмы, как приём – волшебный рисунок, кляксография, приём - сказка о конкретном персонаже, приём - проблемная ситуация( Как вода попадает на Землю?).
Это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти и использовать новые для себя средства и способы деятельности. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания.
Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Они учат мыслить и творчески усваивать знания. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса.
Чтобы активизировать интерес у родителей и привлечь их к совместной деятельности с детьми в работе над сочинение сказки, можно использовать прием –семейная сказка.
Придумывание сказки дома еще более сплотит взрослых и детей.
Вся работа по сочинению сказок проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения.
Сочинение сказок в работе над проектом, это была конечно не главная цель, цель -сформировать у детей знания о значении воды как важного природного ресурса для всего живого на Земле , а лишь как один из методов работы, который помог активизировать и разнообразить деятельность детей, а также вовлечь и заинтересовать родителей. Детям было интересно сочинять сказки, они работали с удовольствием и интересом и при этом узнавали и познавали что-то новое для себя.
Систематическое и целенаправленное использование различных приемов сочинения сказок, будет способствовать наилучшему развитию творческого воображения старших дошкольников.
Сочинение сказок привлекает детей возможностью проявить свое творчество, создать нечто новое, неповторимое, а также способствует развитию детей во многих направлениях: умственном, психическом, эстетическом, эмоциональном.
Благодаря сказке дети расширяют свой кругозор, черпают из нее множество познаний, понятий. Через сказку дошкольники получают глубокие знания о человеке, о связях его с природой, о свойствах предметного мира.
Совместная деятельность по придумыванию сказок способствует сплочению детей, учит их работать вместе.
Трефилова Раиса Поликарповна
Кияйкина Наталья Федоровна
Сорокина Светлана Валерьевна