12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жирова Ирина Владимировна437
Россия, Курская обл., Курск
10

Активизация познавательной деятельности детей через использование приема - сочинение сказок.

Активизация познавательной деятельности детей через использование приема - сочинение сказок.

Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребёнка.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес.

Роль взрослого - поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов. Мы с вами знаем, что методы обучения - это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.

Для организации познавательной деятельности  используются разные методы:

практические (опыты, эксперименты),

наглядные (модели, схемы и т.д.),

словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово).


t1617354999aa.png

Метод познавательной деятельности включает в себя - словесный метод, метод познавательные сказки и прием сочинение сказок.


t1617354999ab.png


Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказки - это язык для детей, для них он наиболее информативен, нежели взрослая речь.

Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.

Сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.

Особенности сказки:

-они существуют от древних времён до нашего века;

- она проста и понятна детям;

- самый распространенный жанр устного народного творчества;

-дети их слушают, прислушиваются к ним;

-обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное;

-пополняют словарный запас и развивают речь ребенка;

-нравственные понятия превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

t1617354999ac.png

Роль сказки для ребенка:

- познает мир через сказку;

- расширяется словарный запас;

- набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни;

- строит собственную модель мира;

- учится жить в современном обществе.

t1617354999ad.png

Цель педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно.

Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки.

Использование «Приема - сочинения сказок» можно в разных образовательных областях, например в познавательной деятельности с детьми (проектной).


t1617354999ae.png

Чтобы использовать метод - сочинения сказок в проектной деятельности, дети должны были получить знания по данной теме. Сначала проводились беседы с детьми о воде, что такое вода, где мы можем встретиться с водой, какая бывает вода и т.д.

Проведено с детьми наблюдение за состоянием воды и опыты.

t1617354999af.jpgt1617354999ag.jpg


Получив уже какие- то знания и выяснив, что вода состоит из маленьких частиц- капелек, был введен сказочный персонаж – «Капелька». Это персонаж был использовался для работы над приемом коллективного сочинения сказки про Капельку –Малышку.

t1617354999ah.pngt1617354999ai.png

В ходе проектной деятельности и работе по сочинению сказок использовались такие приёмы, как приём – волшебный рисунок, кляксография, приём - сказка о конкретном персонаже, приём - проблемная ситуация( Как вода попадает на Землю?).

Это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти и использовать новые для себя средства и способы деятельности. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания.

Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Они учат мыслить и творчески усваивать знания. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса.

t1617354999aj.jpgt1617354999ak.jpg



t1617354999al.jpgt1617354999am.jpg


t1617354999an.pngt1617354999ao.jpg

Чтобы активизировать интерес у родителей и привлечь их к совместной деятельности с детьми в работе над сочинение сказки, можно использовать прием –семейная сказка.

Придумывание сказки дома еще более сплотит взрослых и детей.

t1617354999ap.jpgt1617354999aq.jpgt1617354999ar.jpg


Вся работа по сочинению сказок проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения.

Сочинение сказок в работе над проектом, это была конечно не главная цель, цель -сформировать у детей знания о значении воды как важного природного ресурса для всего живого на Земле , а лишь как один из методов работы, который помог активизировать и разнообразить деятельность детей, а также вовлечь и заинтересовать родителей. Детям было интересно сочинять сказки, они работали с удовольствием и интересом и при этом узнавали и познавали что-то новое для себя.

Систематическое и целенаправленное использование различных приемов сочинения сказок, будет способствовать наилучшему развитию творческого воображения старших дошкольников.

Сочинение сказок привлекает детей возможностью проявить свое творчество, создать нечто новое, неповторимое, а также способствует развитию детей во  многих направлениях: умственном, психическом, эстетическом,  эмоциональном.

Благодаря сказке дети расширяют свой кругозор, черпают из нее множество познаний, понятий. Через сказку дошкольники получают глубокие знания о человеке, о связях его с природой, о свойствах предметного мира.

Совместная деятельность по придумыванию сказок способствует сплочению детей, учит их работать вместе.

t1617354999as.jpg

Опубликовано


Комментарии (3)

Трефилова Раиса Поликарповна, 02.04.21 в 12:38 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за статью, Ирина Владимировна! Ваш опыт работы по развитию познавательной деятельности очень полезен для коллег! Многочисленные фотографии удачно дополняют содержание статьи.
Кияйкина Наталья Федоровна, 02.04.21 в 19:29 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную, содержательную, полезную информацию! Отличный опыт работы! Молодцы!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.