12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Лаздан Нина Анатольевна341
Почётный работник общего образования РФ, Ветеран труда,
Россия, Томская обл., село Иштан

            Тема: «Дидактические игры – средство активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка» - (выступление из опыта работы на педагогическом совете, 2008г.)

Как добиться наибольшей эффективности урока? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их? В связи с постановкой таких вопросов и возникло понятие «нетрадиционные формы обучения».

Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного обсуждения и осмысления языкового материала, не представляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.

Эффективность современного урока основывается на широкой связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата.

Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока. Игра на уроке помогает создать атмосферу непринуждённости, увлекает, разряжает напряжённую обстановку.

Выбор той или иной формы работы должен быть обусловлен особенностями коллектива, уровнем подготовки, возрастными показателями, специфичностью изучаемой темы. При подборе учебного материала важно учитывать возможности школьников. Так, для младших классов среднего звена общеобразовательной школы (5-6 классы) наиболее подходящим являются уроки-путешествия, викторины, конкурсы. Свежи воспоминания начальной школы, и важная роль в процессе обучения всё ещё отводится игре, а всё новое, необычное и яркое усваивается быстрее. Для учащихся более старшего возраста – диспуты, репортажи, интервью, пресс-конференции, ролевые игры и др.

Ролевая игра способствует развитию познавательного интереса, помогает создать поисково-творческую атмосферу. Главное условие ролевой игры можно выразить в двух словах: «ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС». Если идёт ролевая игра и ученик играет какую-либо роль, то он именно здесь, на уроке ,является не собой, а героем произведения, научным исследователем, критиком, писателем, искусствоведом и т. п. «Здесь и сейчас» ученик должен играть свою роль. Ролевая игра помогает «снять» различные барьеры, возникающие на обычном уроке и препятствующие свободному, раскрепощённому обсуждению. Она порождает стремление высказывать своё мнение, доказывать свою правоту, отстаивать свою точку зрения.

При подготовке и проведении нетрадиционных уроков в школе следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при условиях, если:

-нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения;

-учитель хорошо владеет методикой проведения нестандартных уроков;

-умело сочетает нетрадиционные и традиционные формы работы;

-владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;

-включает нестандартные уроки в систему своей работы.

Использование нестандартных уроков должно быть ограничено (как правило, это заключительные обобщающие и контрольно-зачётные уроки). Чрезмерное увлечение нетрадиционными уроками приводит к тому, что ученики начинают несерьёзно воспринимать весь процесс обучения. Подчинять весь образовательный процесс игре нецелесообразно, т.к. теряется ощущение необычности, эффект новизны.

В связи с этим наиболее рациональным и эффективным средством является использование дидактических игр как содержательных элементов традиционных уроков.

Дидактические игры, используемые, на уроках русского языка с целью активизации мыслительной деятельности учащихся (из опыта работы):

Диктант – игра «Четвёртый лишний».

Условия игры: учитель диктует 4 слова, учащиеся должны записать только 3, т.к. 1 слово по определённым грамматическим, орфографическим признакам является лишним в данной четвёрке слов.

Игра «Заблудился звук».

Определить, какой звук заблудился, дать его характеристику:

Светят яркие лучи,

На ветвях сидят врачи (грачи).

(г)- согласный, звонкий, твёрдый.

Игра «Угадай-ка».

Ведущий перечисляет грамматические признаки, ребята должны определить задуманное слово, часть речи.

Игра «Вызываю огонь на себя!»

Один учащийся (по желанию) выходит к доске и отвечает на 5 вопросов по изученному материалу, которые ученики готовят заранее (в качестве домашнего задания). За каждый правильный полный ответ ученик получает 1 балл. Отметка «5» выставляется за 5 верных обстоятельных ответов, отметка «2» не выставляется. Если учащийся затрудняется ответить или отвечает неправильно, то на помощь ему приходит тот, кто задавал вопрос.

Игра «Чей мелок грамотнее?»

Правила: К доске вызывается группа ребят (2-3 ученика), записывают под диктовку учителя словарные слова или слова на изученные орфографические правила. Побеждает тот ученик, кто не сделал ни одной ошибки или допустил наименьшее количество ошибок.

При групповом методе работы можно использовать игру «Чей ряд грамотнее?». Методика та же самая.

Игра «Снежный ком».

Составляется по цепочке связный рассказ (возможно с использованием наглядности; по заданной теме). Особое внимание уделяется средствам связи предложений в тексте, логике передачи мысли, изобразительно-выразительным средствам языка.

Эти и многие другие дидактические игры позволяют мне активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся на уроке русского языка.

Используемая литература:

1) Е.М. Мордес «Искать, пробовать, обучать..», изд. «Учитель- АСТ», 2002г.

2)П.И. Пидкасистый, М.Л.Портнов «Искусство преподавания», Моска,1999г.

3)Г.Г. Граник и другие «Секреты орфографии», «Просвешение», Москва, 1991г.

4)В. Волина «Весёлая грамматика», изд. «Знание», Москва, 1995г.

Опубликовано в группе « В помощь начинающему учителю русского языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.