Активизация познавательной деятельности учащихся через формирование критического и творческого мышления на уроках физики
Презентация к проекту
PPT / 11.2 Мб
/data/files/h1605711046.ppt (Презентация к проекту) _
Тема моей профессиональной деятельности как педагога: «Активизация познавательной деятельности учащихся через формирование критического и творческого мышления на уроках физики»
Цель профессиональной деятельности: изучение и внедрение новых педагогических технологий для развития интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.
Задачи профессиональной деятельности, обеспечивающие достижение цели:
изучить и применить технологию развития критического мышления на уроках физики;
разработать систему изучения новых тем и контроля знаний учащихся в соответствии технологии развития критического мышления (ТРКМ);
развитие критического и творческого мышления на уроках физики через игру, нетрадиционные уроки, внеклассную работу, уроки с элементами метода проекта;
дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при проведении всех форм контроля над знаниями учащихся;
научить применять каждого ученика стандартные знания в нестандартных ситуациях;
Обоснование актуальности направления профессиональной деятельности:
Темпы развития технологий, общества, информационных потоков ускоряются с неимоверной быстротой. Изменения в мире происходят каждую минуту. Меняются требования общества и государства к выпускникам школы. Современному миру необходимо, чтобы молодой человек, вступающий в жизнь, мог быстро адаптироваться к изменяющимся реалиям, мог находить новые знания в информационном океане, был активным, творческим, мобильным.
Поэтому, одним из требований к метапредметным результатам ФГОС СОО является: «умение ориентироваться в различных источниках информации, критически мыслить и интерпретировать информацию, полученную из различных источников» (Требования к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС СОО).
Решить часть задач, которые сегодня стоят перед школой, помогают современные образовательные технологии, важное место среди которых занимает технология развития критического мышления (ТРКМ).
Данная образовательная технология направлена на развитие стиля мышления учащихся, основными чертами которого являются критичность, гибкость, открытость, рефлексивность.
Цель применения этой технологии в учебном процессе - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.
Эта технология учит современного школьника:
критически мыслить;
проявлять активность в познании окружающего мира;
владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения;
аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника;
чувствовать уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы;
эффективно взаимодействовать с информационными пространствами: добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации
Уроки с использованием ТРКМ направлены на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии. Учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
В соответствии с ФГОС ООО учащиеся 9 классов должны были подготовить и защитить итоговую проектную работу. И здесь как никогда понадобилось учащимся умение критически мыслить, добывать и обрабатывать нужную информацию. Я была куратором одного из таких проектов. Проект ученика 9 класса Греф Антона был представлен на конкурс в "Центр развития образования имени К.Д. Ушинского" Номинация «Физика», Всероссийские дистанционные конкурсы и получил 1 места в районе и регионе, 18 место в России. Далее представлен данный проект.
Тема: «Физика в живой природе»
Цель проекта: провести исследование физических явлений в живой природе и возможности их использования в повседневной жизни
ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
1.Расширить кругозор по наукам о природе и межпредметных связях этих наук.
2.Найти сведения о физических явлениях в окружающем мире.
3.Подобрать интересные факты из жизни животных, птиц и насекомых, подтверждающих, что в природе всё взаимосвязано.
4.Показать применение этих фактов для более полного понимания живой природы.
Актуальность исследования
Природа многообразна и интересна. Если мы научимся понимать её, находить связи с другими науками и применять знания в повседневной жизни, то очень многому сможем научиться у природы.
План:
1. Механические явления
2. Тепловые явления
3. Электрические явления
4. Световые явления
5. Магнитные явления
6. Звуковые явления
Физика - основная наука естествознания о формах движения материи, ее свойствах и о явлениях неорганической природы, состоящая из ряда дисциплин (механика, термодинамика, оптика, акустика, электромагнетизм и т. д.). В окружающем нас мире все время происходят различные изменения или, как говорят, явления.
Механические явления
Механическое движение — один из самых распространенных и легко наблюдаемых видов движения.
Примерами механического движения могут служить: движение транспорта, деталей машин и механизмов, маятника и стрелок часов, небесных тел и молекул, перемещение животных и рост растений и т. д.
Персонажи любимых фильмов все время движутся – убегают, догоняют, так же как в реальной жизни. Знание физики помогает сделать расчеты и ответить на многие вопросы.
ОПЫТ с воздушными шарами (реактивное движение).
1.Тепловые явления
Основным источник энергии для нашей планеты является Солнце. Энергии такого мощного теплового агрегата лежит в основе всех физических явлений, происходящих на поверхности и в атмосфере Земли. Охлаждение, нагревание, кипение, испарение, конденсация – это всего некоторые доказательства того, что солнечные явления происходят вокруг нас. Никакие процессы в природе не могут, происходит самостоятельно, поэтому все в нашем мире взаимосвязано.
Тепловые явления мы можем рассмотреть и на животных, например на крокодилах : крокодилы, находясь на суше, разевают пасть, чтобы увеличить теплоотдачу путём испарения. Если становится очень жарко, они уходят в воду. Ночью погружаются в воду для того, чтобы избежать воздействия более прохладного теперь воздуха.
Белая медведица устраивает берлогу в сугробе среди ледяной пустыни. Мощными лапами она выкапывает в твёрдом слое снега туннель длиной до 12 метров, где рожает детёнышей и прячется с ними от холода до весны. Снаружи температура может снижаться до -30-40 градусов Цельсия, а в берлоге не ниже 20 градусов Цельсия.
Люди и это взяли на вооружение. Наблюдая за природой, жители крайнего севера начали строить жилище из снега - иглу.
2.Электрические явления
26 сентября 1786г. Итальянский врач- Луиджи Гальвани сделал важное открытие о существовании <<животного электричества>>. Профессор физики из города Павии Алессандро Вольта сделал вывод, что контакт двух разных металлов ,соприкасающихся с жидкостью в лягушачьей лапке, является источником электричества.
Гроза — мощные разряды атмосферного электричества (происходят между облаками и землёй), сопровождаемые вспышкой света (молнией) и звуковыми раскатами (громом), слышимыми на расстоянии до 15—20 км.
Электрокардиография (ЭКГ).
Деятельность сердца, как и любой воз¬будимой ткани, сопровождается электрическими явлениями. Эти электрические явления в возбужденном органе можно зарегистрировать, если соединить специальные чувствительные при¬боры ЭКГ с работающим органом.
Электрические явления, можно наблюдать среди морских животных , например скаты. Скаты являются живыми электростанциями, вырабатывающими напряжение около 50-60 вольт и дающими разрядный ток 10 ампер.
Все рыбы, дающие электрические разряды, используют для этого специальные электрические органы.
3.Световые явления
Оптические явления - это явления, обусловленные преломлением, отражением, рассеянием и дифракцией света в атмосфере.
Оптика – самый яркий и красочный раздел физики. Все краски природы это результат оптических явлений.
Существует очень много примеров оптических явлений в природе: свечение моря (свечение живых организмов в нём), светлячки, личинки комаров, грибы, медузы также светятся в темноте
Органы зрения позволяют нам видеть этот мир. Глаза бывают двух видов: простые и сложные (фасеточные), состоящие из тысяч отдельных зрительных единиц. У стрекозы их около 30000.
Благодаря, изучению окружающего мира, стало возможно создание различных оптических приборов, которые пришли на помощь людям в различных отраслях: медицине, науке, астрономии, военные приборы и т.д.
4.Магнитные явления
Магнитные явления и свойства в совокупности называют магнетизмом. Об их существовании было известно очень давно. Предполагается, что уже четыре тысячи лет назад китайцы использовали эти знания для создания компаса и навигации в морских походах.
Проводить опыты и серьезно изучать физическое магнитное явление начали только в XIX веке.
Магнитные явления могут происходить как в Космосе, так и на Земле, и проявляются только в пределах магнитных полей.
Птицы умеют очень хорошо ориентироваться по магнитному полю земли.
Синие акулы обитают у восточного побережья США, а производят потомство у берегов Европы. Они так же ориентируются под водой по магнитному полю Земли геомагнитной информации. Так называемые ампулы Лоренцини, расположенные на рыле, улавливают электромагнитные колебания и определяют направление магнитного поля донных пород. Акулы пользуются этим как компасом.
Но, магнитное поле, как и любое другое излучение, таит в себе немало опасностей.
• Магнитное поле влияет на всё живое. Оно может задерживать развитие живых организмов, замедлять рост клеток, изменять состав крови. Для человека безопасно поле в 300-700 эрстед.
• Сильное неоднородное магнитное поле (около 10 килоэрстед) может убить молодые особи живых организмов.
• Изменение магнитного поля влияет на метеочувствительных людей. Магнитные бури известны многим.
5.Звуковые явления
Мир полон звуков. Поют птицы, и работает радио, шумит трава и лает собака. Мы слышим только малую часть из всех звуков (ухо человека воспринимает звуки частотой от16 до 20000Герц).
Инфразвук и ультразвук мы не слышим. Чего не скажешь о других.
Дельфин способен воспринимать очень слабые эхо-сигналы. Например, он прекрасно «Замечает» маленькую рыбку, появившуюся на расстоянии 50м.
Летучие мыши охотятся ночью, вслушиваясь в темноту. Посылая ультразвуковые сигналы, частота которых до 200 Герц, они определяют размеры, скорость и направление полёта добычи.
Европейские водомерки находят пищу, исследуя рябь на воде, создаваемую упавшим в неё насекомым. Кашалоты издают звуки и, анализируя эхо, находят добычу. Они оглушают добычу своими сигналами
Мы живем в мире звуков. Везде – в окружающем нас воздухе, в воде, в земле – распространяются различные по частоте, громкости, тембру звуковые волны. Источники звуков чрезвычайно разнообразны. Природные источники звуков: шелест листьев деревьев, журчание ручья, завывание ветра, рокот морских волн, шум прибоя, грохот обвалов, гром. Сюда же нужно включить звуки, издаваемые живыми существами – птицами, зверями, рыбами.
Звуковая волна в воздухе представляет собой регулярно чередующиеся разрежения и сжатия среды между источником и приемником. Такая волна называется продольной.
Но звук не ограничивается лишь диапазоном частот, который воспринимает человеческое ухо. В зоне с частотами ниже слышимых лежит область инфразвука, а выше – ультразвука.
Слоны воспринимают инфразвуки, распространяющиеся как по земле, так и по воздуху. Именно поэтому они безошибочно определяют дорогу к местности, где гремят грозы: гром порождает инфразвуки. Выбрав направление движения, слоны вытягивают хоботы и принюхиваются, стараясь уловить в воздухе запах пыльцы, выбитой из цветков каплями дождя. Слоны могут чуять грозу на расстоянии более 150 км, а также предсказывать цунами: незадолго до того, как в 2004 г. на побережье Таиланда обрушилась огромная волна, слоны устремились прочь от берега.
Шагающий по земле слон посылает инфразвуковые сигналы, которые, как показали недавние исследования, распространяются более чем на 30 км. Перенося вес своего тела с одной передней ноги на другую, слоны у озера делают то же, что делаем мы, когда поворачиваем голову из стороны в сторону, стараясь определить, откуда доносится далекий звук. Вибрации земли (инфразвуки) улавливаются слоновьими ногами, поднимаются вверх по костям туловища, усиливаются костями черепа и наконец, достигают косточек в среднем ухе. Другими словами слоны слышат ногами.
Ультразвук и инфразвук очень широко применяется в медицине.
Для проведения сложных операций используются ультразвуковые волны.
Широко известно ультразвуковое исследование (УЗИ), сонография — неинвазивное исследование организма человека или животного с помощью ультразвуковых волн.
Вывод:
В живой природе тоже постоянно происходят физические явления.
Влага поднимается из земли к листьям по стеблю растения, кровь течет по сосудам в теле животного, морская рыба скат наносит ощутимые удары электрическим током, температура тела птицы выше, чем температура тела рыбы, животное хамелеон способно изменять цвет своего тела, а некоторые бактерии или насекомые могут даже светиться. Все эти явления и изучает физика.
• Наша гипотеза верна. Все физические явления нашли своё отражение в живой природе. Мир этих явлений интересен, загадочен, многообразен.
Используемая литература и интернет - ресурсы.
• https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/shkolnye-proekty-kak-oformit-pravilno-5cdab4d10ae27d00b35f0d1e
• https://nauka.club/pedsovet/kak-delat-proekt-v-shkolu.html
• http://physik.itais.ru/ru/obrazovatelnye-proekty/411-temy-proektov-po-fizike
• https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/shkolnye-proekty-kak-oformit-pravilno-5cdab4d10ae27d00b35f0d1e
• https://nauka.club/pedsovet/kak-delat-proekt-v-shkolu.htm
• http://physik.itais.ru/ru/obrazovatelnye-proekty/411-temy-proektov-po-fizik
• https://school-science.ru/2/11/30186
• https://multiurok.ru/files/rekomendatsii-po-oformleniiu-proektov-po-fizike.htm