12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Битюкова Ольга Анатольевна1227
Россия, Ростовская обл., Новочеркасск

Всероссийский конкурс педагогического мастерства для школьных учителей «Занимательные задачи по биологии и географии»

Автор: Битюкова Ольга Анатольевна,

учитель биологии МБОУ СОШ №6

г.Новочеркасска Ростовской области

.

Методическая разработка «Познавательные задания на уроке биологии как средство формирования творческого и критического мышления»

Актуальность методической разработки

Важнейшей задачей современного обучения является воспитание творческой личности, способной к самостоятельному приобретению знаний и умений, к их применению. Модель современного компетентного обучающегося подразумевает много критериев, в том числе способность к анализу и критическому мышлению. Для успешного выполнения этой задачи необходимо совершенствовать методику обучения, разнообразить методический аппарат урок. Практика показывает, что хороших результатов в обучении позволяет достичь использование познавательных заданий.

Данная методическая разработка представляет комплект нестандартных заданий в формате теста по предмету «Биология»

Пояснительная записка

Предмет: Биология

Класс: 8

Тема: «Внутренняя среда организма. Иммунитет»

Комплект заданий в формате теста по теме «Внутренняя среда организма. Иммунитет».

Проверочная работа выполняется в 8 классе после изучения темы «Внутренняя среда организма. Иммунитет». Тест также можно использовать в 9 классе при подготовке учащихся к ОГЭ.

Цель работы - диагностика прочности, системности и действенности знаний; оценка умений, обучающихся применять теоретические знания к решению задач, в том числе ситуационных. Задания теста универсальны, т.к. могут быть использованы при работе по любому УМК.

Время выполнения работы – 40 минут (один урок). Тест содержит 25 заданий.

В комплекте заданий:

тест на выбор одного верного ответа- 11 заданий

тест с выбором множественного ответа - 4 задания

тест на установление соответствия – 3 задания

тест на установление последовательности процессов – 3 задания

тест на дополнение недостающей информации в таблице -3 задания



Инструкция для учащихся

Прежде чем приступить к выполнению заданий внимательно ознакомьтесь с инструкцией:

Внимательно прочитайте задания. Выполните тестовые задания, в соответствии с рекомендациями. В заданиях на выбор одного правильного ответа внесите ответ в специальную графу. При выполнении тестов на соответствие, последовательность, анализ информации ответы внесите в таблицу.

За каждый верный ответ 1-ой части вы получаете 1 балл, за верный ответ 2-ой части вы получите 2 балла, если задание выполнено полностью, если допущена одна ошибка, вы получите 1 балл. Максимальное количество баллов - 39

Желаем удачи!

Контрольно-измерительный материал по теме «Внутренняя среда организма. Иммунитет»

Часть I: Выполните тестовые задания 1-11 на выбор одного верного ответа

1.Орган, являющийся основным местом депонирования крови, которая при необходимости поступает в кровеносную систему:

1) красный костный мозг 2) почки 3) скелетные мышцы 4) селезенка

Ответ: _____

2.При незначительных ссадинах на коже выступают капельки светлой жидкости, это:

1) кровь 2) тканевая жидкость 3) плазма крови 4) сыворотка крови

Ответ: _____

3.Эритроциты несколько часов находясь в растворе NaCl не меняют своей формы и размеров. Это возможно при концентрации раствора NaCl:

1)0,9% 2)9% 3)0,09% 4)3%

Ответ: _____

4.При консервировании крови для последующего переливания в нее добавляют цитрат натрия, что приводит к образованию нерастворимого цитрата кальция. После этого становится невозможным:

1) разрушение кровяных пластинок 2) разрушение эритроцитов 3) свертывание крови 4) склеивание(агглютинация) эритроцитов

Ответ: _____

5.Лимфоциты образуются во многих участках организма человека. Укажите морфологическую структуру, в которой образование лимфоцитов не происходит:

1) лимфатические узлы 2) тимус 3) селезенка 4) гипофиз

Ответ: _____

6.При подъёме человека в горы количество эритроцитов в крови:

1) уменьшается 2) увеличивается 3)не меняется 4)меняется в зависимости от времени суток

Ответ: _____

7.В ряде случаев после забора крови у донора ему для компенсации потерь воды и минеральных солей вводят солевой раствор:

1)0,9% CaCl2 2)0,09% CaCl2 3)0,3% NaCl 4)0,9% NaCl

Ответ: _____

8. В анализе крови ребенка выявлен повышенный уровень эозинофилов (разновидность лейкоцитов). Это может свидетельствовать о:

1) наличие паразитов в организме 2) заболеваниях почек 3) инфаркте миокарда 4) дисбактериозе

Ответ: _____

9. Пострадавшему от укуса бешеной собаки необходимо ввести:

1) антибиотик 2) лечебную сыворотку 3) вакцину 4) нестероидные противовоспалительные препараты

Ответ: _____

10. Иммунодепрессанты назначают пациентам:

1) для повышения иммунитета 2) для стимуляции иммунитета 3) для выработки невосприимчивости к вирусам 4) после трансплантации органов для снижения риска отторжения

Ответ: _____

11. Резус конфликт может возникнуть при беременности, если мать и отец имеют:

ответа

Резус-фактор отца

Резус-фактор матери

Резус-фактор плода

1)

Положительный (+)

Положительный (+)

Положительный (+)

2)

Положительный (+)

Отрицательный (-)

Положительный или отрицательный с вероятностью 50%

3)

Отрицательный (-)

Положительный (+)

Положительный или отрицательный с вероятностью 50%

4)

Отрицательный (-)

Отрицательный (-)

Отрицательный (-)

Ответ: _____

Часть II.

В заданиях 12-15 выберите 2 верных ответа:

12. В Национальный календарь прививок нашей страны входят все заболевания, кроме двух, указанных в списке. Определите два заболевания, «выпадающие» из календаря прививок:

1) коклюш 2) чума 3) дифтерия 4) полиомиелит 5) сибирская язва

Ответ:





13. Перечисленные признаки, кроме двух, используются для характеристики гемоглобина. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка:

1) содержится в кровяных пластинках 2) глобулярный белок 3) взаимодействует с угарным газом 4) является липидом 5) содержит железо

Ответ:





14. Перечисленные признаки, кроме двух, используются для характеристики физраствора. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка:

1) это раствор хлорида натрия, который используется в лечебных целях

2) концентрация хлорида натрия составляет 0,3%

3) позволяет временно восстановить водно-солевой баланс в организме

4) используется для растворения лекарственных средств для внутривенного введения

5) это раствор хлорида калия с концентрацией 0,3%

Ответ:





15. Перечислены способы, которыми не передается ВИЧ. Определите два способа, «выпадающие» из общего списка:

1) через рукопожатие 2) воздушно-капельным путем 3) в бассейне

4) через грудное молоко 5) половым путем

Ответ:





При выполнении заданий 16-18 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов:

16. Установите соответствие между видами лимфоцитов и их функциями

Функции

Вид лимфоцитов

А. Созревают в лимфатических узлах

1. Т-лимфоциты

Б. Вырабатывают иммуноглобулины

2. В- лимфоциты

В. Распознают природу антигенов


Г. Созревают в вилочковой железе


Д. Среди них есть киллеры и хелперы


Е. Могут превращаться в клетки памяти


Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е









17. Установите соответствие между заболеваниями и возможными способами их профилактики

Заболевание

Способы профилактики

А. Дизентерия

1.Соблюдение гигиенических норм

Б. Дифтерия

2.Вакцинация

В. Полиомиелит


Г. Аскаридоз


Д. Коклюш


Е. Эхинококкоз


Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е









18. Установите соответствие между заболеваниями и видами иммунитета, который формируется после перенесенного заболевания

Заболевание

Вид иммунитета

А.ОРВИ

1.Нестойкий, кратковременный

Б. Ветряная оспа

2.Стойкий

В. Скарлатина


Г. Краснуха


Д. Грипп


Е. Коронавирус


Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е









При выполнении заданий 19-21 выполните тест на установление последовательности процессов:

19. Установите последовательность этапов выработки пассивного иммунитета:

1. Ведение сыворотки больному

2. Выделение плазмы из крови животных в период максимального содержания антител

3. Забор крови у иммунизированных животных

4. Многократное введение животному убитых или ослабленных возбудителей заболевания

5. Получение сыворотки в результате удаления фибрина

6. Выработка пассивного иммунитета

Ответ:







20. Установите последовательность этапов вакцинации от натуральной оспы, проведенной Э.Дженнером:

1.Сделать надрез кожи у здорового человека

2.Вскрыть оспенный пузырёк зараженного человека

3.Втереть жидкое содержимое здоровому человеку

4.Забор содержимого с возбудителями оспы

5.Повторное инокулирование пациента

6.Отсутствие симптомов заболевания после всех манипуляций

Ответ:









21. Установите последовательность процессов ответной реакции организма при вирусной атаке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Взаимодействие антитело - антиген

2. Поглощение комплекса антиген - антитело

3. Образование антител B-лимфоцитами

4. Активация B-лимфоцитов

5. Узнавание антигенов T-лимфоцитами

6. Проникновение вируса

Ответ:









22. Установите правильную последовательность процессов, происходящих при свёртывании крови у человека. Запишите в ответ соответствующую последовательность цифр.

1. Разрушение тромбоцитов

2. Повреждение стенки сосуда

3. Образование тромба

4. Взаимодействие тромбина с фибриногеном

5. Образование протромбина

6. Образование фибрина

Ответ:









23. Известно, что бешенство иначе называют водобоязнью. Человек заражается после укуса больного животного. Первые прививки от этого страшного заболевания были сделаны французским микробиологом Луи Пастером. Выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию выше перечисленных признаков

1.Бешенство — крайне опасное заболевание, возбудителем которого является вирус.2. Этот вирус передается через слюну носителя, после чего, попав в организм человека, вызывает у него воспаление головного мозга. 3.На первой стадии у пациента наблюдается небольшое повышение температуры и беспокойство. 4.Вторая стадия характеризуется повышенной реакцией на раздражители — свет, звуки. 5.Больные боятся воды, у них начинает выделяться в больших количествах слюна. 6.Третья стадия терминальная — паралич и смерть. 7.Выдающийся французский ученый Луи Пастер вел разработку средства против возбудителя бешенства.8. В 1885 году Луи Пастер ввел девятилетнему Йозефу Мейстеру вытяжку из мозга кролика, умершего от бешенства, после этого мальчику еще 13 раз вводили все более сильные дозы, через три месяца мальчик выздоровел.

Ответ:






24. Рассмотрите рисунок состава крови и форменный элемент под номером 1. Укажите особенности строения, функции и место образования выделенного элемента. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке.

t1583312623aa.jpg

Строение

Функции

Место образования

___________________(А)


______________________(Б)

___________________(В)

Список терминов и понятий:

1. Лимфатические узлы

2. Не имеют ядра

3. Имеют ядро

4. Транспорт кислорода и углекислого газа

5. Костный мозг

6. Принимают участие в свёртывании крови

7. Тимус

8. Обеспечение иммунитета

Ответ:

А

Б

В






25. Рассмотрите рисунок. Укажите название процесса, изображенного на рисунке, назовите клетки, участвующие в нем. Определите вид иммунитета, вырабатывающийся после этого события. Заполните пустые ячейки, используя термины и понятия, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из списка

t1583312623ab.png





Название процесса

Название клетки

Вид иммунитета


__________________(А)



_______________________(Б)


_______________________(В)

Список терминов и понятий:

1. Пиноцитоз

2.Эритроциты

3. Пассивный иммунитет

4. В-лимфоциты

5. Фагоцитоз

6. Специфический иммунитет

7. Неспецифический иммунитет

8. Фагоциты

Ответ:

А

Б

В






Критерии оценивания

Правильное выполнение заданий №1-11 оценивается 1 баллом; правильное выполнение заданий №12-25 оценивается 2 баллами, если задание выполнено полностью, если же допущена одна ошибка, выставляется 1 балл. Максимальное количество – 39 баллов

«5» - 85-100% (39- 34 балла)

«4» - 65-84% (33- 26 баллов)

«3» - 64- 45% (25- 18 баллов)

«2» - менее 50% (менее 18 баллов)







Матрица правильных ответов

задания

Ответ

1.

4

2.

2

3.

1

4.

3

5.

4

6.

2

7.

4

8.

1

9.

2

10.

4

11.

2

12.

25

13.

14

14.

25

15.

45

16.

221112

17.

122121

18.

122211

19.

432516

20.

241356

21.

654312

22.

215463

23.

258

24.

245

25.

587



Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.