Активные методы и приемов работы, как средство развития интереса к изучению русского языка в начальной школе

2
0
Материал опубликован 10 November 2020

Активные методы и приемов работы, как средство развития интереса к изучению русского языка в начальной школе

Натальина Анастасия Васильевна

4 курс. Специальность: учитель начальных классов. НТПК №1.

В данной статье автор рассматривает у учащихся развитие познавательного интереса с помощью методов и приёмы работы к изучению русского языка в начальной школе. Целью данной статьи стало, обосновать необходимость использования активных методов и приёмов работы на уроках русского языка как средства развития интереса к изучению русского языка в начальной школе.

Русский язык – в начальной школе основной предмет. Для формирования школьника, как личности он заключает в себе богатые возможности. Русский язык – это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, так как во многих сферах общения язык выступает как «непосредственная действительность мысли». Знание русского языка учащимися является фундаментом образования, способствует лучшему усвоению ими других предметов. Актуальность данной стать в том, что одна из самых серьёзнейших проблем начальной школы – это резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, косноязычие, неумение правильно выразить свою мысль, снижение грамотности. Для многих учащихся не любимый предмет в школе – это русский язык.

Объяснить этот факт можно различными причинами, в том числе одна из причин, сложность материала, подлежащего изучению. Всегда осознавалась данная проблема учеными, они предлагали разнообразные пути решения.

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных не только в педагогической науке, в образовательной практике, но и психологической. Каждому человеку, вступающему в этот сложный мир, необходимы определенные качества личности и навыки мышления. Умение, сравнивать, анализировать, решать проблему, выделять главное, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать, быть самостоятельным, ответственным – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Этому могут способствовать активные формы и приёмы обучения.

Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений.

Изучение русского языка играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.

Умения и навыки в области родного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся. Иными словами, ученики, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык – ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства. Язык служит также важным средством воспитания: только хорошее знание родного языка позволяет приобщить школьника к нашей высокоидейной и высокохудожественной литературе, привлечь его к участию в различных формах драматического искусства, привить ему потребность читать газеты и журналы, полноценно общаться со взрослыми.

XXI век – век компьютеризации, информатизации, нано технологий, различных сложнейших космических программ. Для реализации всех этих достижений требуются люди с очень высоким уровнем знаний. Но есть и обратная сторона прогресса – дети стали меньше читать хорошую художественную литературу, не знают великих русских классиков поэзии и прозы, не могут назвать ни одного произведения известных зарубежных писателей и поэтов, не в состоянии ясно и полно изложить свои мысли. Наблюдается общемировая тенденция к снижению уровня личностного развития, так как большинство детей проводят значительную часть свободного от учебы времени за компьютером, играя, читая новостные ленты, просматривая картинки.

Изучение русского языка имеет огромное значение для формирования личности младшего школьника.

На сегодняшний день представляются очень серьёзные требования младшему школьнику при поступлении. Уровень подготовки должен быть хорошим, ведь уже в 4 классе ученики сдают Единый государственный экзамен.

Обучение русскому языку своим конечным результатом имеет формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме. Эта задача, специфическая для русского языка как учебного предмета, решается во взаимодействии с общеобразовательными задачами, направленными на формирование ученика как личности [11, с.38].

Данный подход позволяет весь процесс обучения языку направить на решение глобальной задачи – развитие речи учащихся в широком понимании этого термина.

Таким образом, русский язык – это фундамент обучения. С его помощью ребенок развивает свои интеллектуальные и творческие способности, социализируется в обществе. Хорошие результаты в освоении русского языка, несомненно, помогут ученику и в освоении других предметов школьного курса.

В общепсихологическом понимании интерес – это эмоциональное переживание познавательной потребности. Сам по себе интерес – это сложное неоднородное явление. Интерес определяется «как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы», и здесь важна дифференциация видов интереса и отношение к учению [8, c.17]. Также интерес бывает и познавательный. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

Рассмотрев особенности активных методов и приёмов работы можно выделить индивидуальные и групповые, а так же можно классифицировать их по разным признакам.

по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические;

по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные; – по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;

по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания [1].

Проанализировав опыт работы по использованию на уроках русского языка активных методов и приемов как средства развития интереса к изучению русского языка в начальной школе можно сказать, что развитию познавательного интереса к изучению русского языка в начальной школе способствуют многие факторы: занимательность изложения (занимательные упражнения, опыты, интересные факты из жизни), необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся, эмоциональность речи учителя и многое другое. Однако наибольший эффект дает использование на уроках активных методов и приемов работы.

Подходя к концу можно сделать вывод, что, если учитель в своей деятельности будет использовать данные пути и средства повышения интереса к русскому языку, то учащиеся, возможно изменят свое отношение к национальному достоянию.

Важным условием формирования осмысленного отношения к изучаемым фактам языка является широкое использование такой формы педагогического общения, при которой школьник чувствовал бы себя не только как обучающийся (т.е. как объект), но и как самостоятельно действующая личность (т.е. как субъект). Такой формой общения является сотрудничество. При этом ребенок ощущает доверие к себе, уважение к своей личности, с которой, как он имеет возможность убедиться, считаются, мнение которой ценят. Педагог не только информирует ребенка, но и обращается к нему за помощью, советом. Они вместе выясняют, устанавливают связи, намечают пути решения.

Список литературы

Активные и интерактивные методы обучения. – URL https://pedsovet.su/metodika/5996_aktivnye_i_interaktivnye_metody_obucheniya

Маркова А.К. Формирование интересов учений у школьников. / А.К. Маркова. – М.: 2011. – 554 с.

Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. / И.М. Подгаецкая. – М.: Просвещение – 2013г. – 208 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации