Статья на тему «Интерактивные методы обучения как средство всестороннего развития учащихся начальных классов»

0
0
Материал опубликован 7 October 2020

Интерактивные методы обучения как средство всестороннего развития учащихся начальных классов


Обучение в начальной школе – важный период в жизни ребёнка, поскольку на данном этапе закладываются основы его будущей деятельности. Неудивительно, что педагог стремится оптимизировать учебный процесс. В ходе обучения в начальной школе ученика ждёт немало изменений. Образование становится системным, усложняется взаимодействие с окружающим миром, трансформируется социальный статус и растёт потребность в самовыражении.

Почему актуально развивать личность ребёнка через формирование компетенций? Дело в том, что школьник растёт и формируется согласно современной ему социальной ситуации: обрабатывает больше информации извне, меньше читает и испытывает трудности при обучении аналитическому чтению, реже общается с другими детьми, нечасто участвует в массовых детских мероприятиях, порой испытывает чувство враждебности.

Начальная школа призвана заложить в ученика познавательную мотивацию и готовность к взаимодействию с другими детьми и учителем. Важно научить ребёнка тому, чтобы на уроках он был не пассивным исполнителем, а активно действующим субъектом образовательного процесса. Из практики видно, что достигнуть такого эффекта помогают интерактивные методы обучения, которые преследуют ряд учебных целей:

 ​​​​​​​пробуждение мотивации к изучаемому предмету;

повышение ученической активности и самостоятельности;

формирование аналитических навыков, критического мышления;

развитие навыков коммуникации и сотрудничества;

саморазвитие, диалогические отношения с учителем и другими детьми.

Внедрение интерактивных методов предполагает изменение способов организации образовательного процесса на уроках и внедрение новых педагогических технологий. Интерактивные занятия могут принимать различные формы:

индивидуальная работа;

парная работа;

групповая работа;

исследовательские проекты;

ролевые игры;

работа с разными источниками информации;

творческая работа;

несложное интервью;

разминки.

При этом роль учителя в подобных уроках больше сводится не к тому, чтобы управлять учебным процессом, а направлять учащихся к достижению конечной цели урока. Работа на интерактивном занятии предполагает и особую систему оценивания, которая базируется на многих критериях:

как ребёнок проявляет себя в группе;

на каком уровне находится его самооценка;

насколько развита свобода мышления ученика;

как хорошо ребёнок владеет культурными формами работы;

насколько развита коммуникация в диалоге.

Конечно, при использовании интерактивных методов педагогу следует предусмотреть и некоторые риски, чтобы в дальнейшем их избежать:

слабое понимание того, что такое интерактивные уроки;

теоретическая неподготовленность к работе с тем или иным интерактивным методом;

отсутствие системы касательно применения технологий;

размытое представление о результатах использования интерактивных методов (то есть желание использовать метод для конечной цели, мало заботясь о процессе применения самого метода);

несерьёзное отношение к методу (отсутствие понимания того, что интерактивные уроки – это инструмент, а не способ развлечь школьников).

Интерактивные уроки предполагают наличие специального оборудования и значительного времени на подготовку и проведение. Разумеется, не каждое образовательное учреждение оснащено техническими средствами должным образом, поэтому не все методы можно применить. Тем не менее, существует немало дидактических материалов с различными заданиями, которые можно использовать и без привлечения компьютера, планшета и других средств:

распечатки тестовых заданий на разную тематику и направленность;

задания на логику, в которых необходимо установить соответствия или найти закономерности;

упражнения на поиск «лишнего» понятия и др.;

образовательные головоломки типа кроссвордов, филвордов, чайнвордов, сканвордов, ребусов, шарад и др.

Применение интерактивных методов обучения в начальной школе помогает сделать уроки разнообразнее, так как в образовательный процесс добавляется элемент игры, который помогает заинтересовать ребёнка и вовлечь его в учебную, проектную или же исследовательскую деятельность. Педагогический опыт показывает, что интерактивные занятия на первых ступенях школьного обучения позволяют сформировать коммуникативные качества индивидуума, его ценностные ориентиры и нравственные установки.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.