Статья на тему «Интерактивные методы обучения как средство всестороннего развития учащихся начальных классов»
Интерактивные методы обучения как средство всестороннего развития учащихся начальных классов
Обучение в начальной школе – важный период в жизни ребёнка, поскольку на данном этапе закладываются основы его будущей деятельности. Неудивительно, что педагог стремится оптимизировать учебный процесс. В ходе обучения в начальной школе ученика ждёт немало изменений. Образование становится системным, усложняется взаимодействие с окружающим миром, трансформируется социальный статус и растёт потребность в самовыражении.
Почему актуально развивать личность ребёнка через формирование компетенций? Дело в том, что школьник растёт и формируется согласно современной ему социальной ситуации: обрабатывает больше информации извне, меньше читает и испытывает трудности при обучении аналитическому чтению, реже общается с другими детьми, нечасто участвует в массовых детских мероприятиях, порой испытывает чувство враждебности.
Начальная школа призвана заложить в ученика познавательную мотивацию и готовность к взаимодействию с другими детьми и учителем. Важно научить ребёнка тому, чтобы на уроках он был не пассивным исполнителем, а активно действующим субъектом образовательного процесса. Из практики видно, что достигнуть такого эффекта помогают интерактивные методы обучения, которые преследуют ряд учебных целей:
пробуждение мотивации к изучаемому предмету;
повышение ученической активности и самостоятельности;
формирование аналитических навыков, критического мышления;
развитие навыков коммуникации и сотрудничества;
саморазвитие, диалогические отношения с учителем и другими детьми.
Внедрение интерактивных методов предполагает изменение способов организации образовательного процесса на уроках и внедрение новых педагогических технологий. Интерактивные занятия могут принимать различные формы:
индивидуальная работа;
парная работа;
групповая работа;
исследовательские проекты;
ролевые игры;
работа с разными источниками информации;
творческая работа;
несложное интервью;
разминки.
При этом роль учителя в подобных уроках больше сводится не к тому, чтобы управлять учебным процессом, а направлять учащихся к достижению конечной цели урока. Работа на интерактивном занятии предполагает и особую систему оценивания, которая базируется на многих критериях:
как ребёнок проявляет себя в группе;
на каком уровне находится его самооценка;
насколько развита свобода мышления ученика;
как хорошо ребёнок владеет культурными формами работы;
насколько развита коммуникация в диалоге.
Конечно, при использовании интерактивных методов педагогу следует предусмотреть и некоторые риски, чтобы в дальнейшем их избежать:
слабое понимание того, что такое интерактивные уроки;
теоретическая неподготовленность к работе с тем или иным интерактивным методом;
отсутствие системы касательно применения технологий;
размытое представление о результатах использования интерактивных методов (то есть желание использовать метод для конечной цели, мало заботясь о процессе применения самого метода);
несерьёзное отношение к методу (отсутствие понимания того, что интерактивные уроки – это инструмент, а не способ развлечь школьников).
Интерактивные уроки предполагают наличие специального оборудования и значительного времени на подготовку и проведение. Разумеется, не каждое образовательное учреждение оснащено техническими средствами должным образом, поэтому не все методы можно применить. Тем не менее, существует немало дидактических материалов с различными заданиями, которые можно использовать и без привлечения компьютера, планшета и других средств:
распечатки тестовых заданий на разную тематику и направленность;
задания на логику, в которых необходимо установить соответствия или найти закономерности;
упражнения на поиск «лишнего» понятия и др.;
образовательные головоломки типа кроссвордов, филвордов, чайнвордов, сканвордов, ребусов, шарад и др.
Применение интерактивных методов обучения в начальной школе помогает сделать уроки разнообразнее, так как в образовательный процесс добавляется элемент игры, который помогает заинтересовать ребёнка и вовлечь его в учебную, проектную или же исследовательскую деятельность. Педагогический опыт показывает, что интерактивные занятия на первых ступенях школьного обучения позволяют сформировать коммуникативные качества индивидуума, его ценностные ориентиры и нравственные установки.