Активные методы обучения на уроках физической культуры
Активные методы обучения на уроках физической культуры
Учитель физической культуры МОУ «СОШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Коваленко Петра Михайловича» ЭМР Саратовской области
Марчуков Александр Николаевич
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркнуто, что при реализации образовательных программ используются раз- личные образовательные технологии, экспериментальная деятельность должна быть направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий.
Особенностью современных требований к учебному процессу является то, что федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего и среднего (полного) общего образования во главу угла ставит компетентностный подход в образовании, т.е. необходимость формирования у обучающихся требуемых компетенций. Чтобы добиться желаемого результата, нужно создавать оптимальную образовательную среду, мотивировать школьников на учебную деятельность.
Учителю физической культуры недостаточно быть просто компетентным в области своей дисциплины, давая теоретические знания. Необходимо несколько иначе подходить к современному учебному процессу. В педагогической деятельности учителю необходимо создать для школьников ситуацию успешности, научить мыслить, привить навыки практических действий. Внедрение активных и в их числе интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки школьников.
Активными называют такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий характер.
Активный метод – это форма взаимодействия обучающегося и учителя в ходе урока, причём обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники учебного процесса. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления образовательным процессом в целом.
Все методы активного обучения имеют ряд отличительных особенностей или признаков. Чаще всего, выделяют следующие признаки:
Проблемность. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести ученика в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других учеников, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном и жизненном опыте, логике.
Адекватность учебно-познавательной деятельности характеру приобретаемых практических задач. Благодаря реализации этого принципа возможно формирование эмоционально-личностного восприятия обучающимися учебного материала.
Индивидуализация. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающихся. Признак также подразумевает развитие у школьников механизмов самоконтроля, саморегуляции, самообучения.
Исследование изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить формирование начальных навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.
Непосредственность, самостоятельность взаимодействия учащихся с учебной информацией. При традиционном обучении педагог исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения – педагог в роли помощника участвует в процессе взаимодействия учащихся с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.
Мотивация. Активность учебно-познавательной деятельности школьников развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых учителем мотивов, обучающихся выступают: творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.
Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным основаниям, выделяя разное количество групп.
Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы: дискуссионные, игровые, тренинговые, рейтинговые.
- Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.
- Игровые методы (деловые, имитационные, ролевые игры и др.), направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.
- Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизирующие деятельность студентов за счет эффекта соревнования.
- Тренинговые методы (поведенческие и личностно ориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, развивающего воздействия на личность и поведение участников.
Обучающие игры бывают: ролевые, имитации, образовательные, дидактические, деловые. Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора.
На уроках по физической культуре хорошо зарекомендовали себя проблемный метод обучения и метод самооценки успеваемости. Использование в учебном процессе упражнений проблемно поискового характера позволяет существенно повысить познавательную активность занимающихся. Технология использования проблемного метода на уроках физической культуры предусматривает следующее. Учащимся предлагается решить ряд задач по технике (тактике) изучаемого вида спорта. В процессе решения задач школьникам задаются проблемные вопросы. На основе ситуационно поискового анализа обучающиеся дают на них ответы. Параллельно осуществляется коррекция качества решения задач со стороны учителя и выставляется дифференцированная оценка.
Кроме того, целесообразно использовать просмотр видеосюжетов изучаемых двигательных действий спортсменов высокой квалификации с последующим анализом и оценкой.
Метод самооценки успеваемости как нельзя лучше согласуется со спецификой спортивных игр. Учитывая, что процесс усвоения игры небыстротечный, существенное значение в формировании интереса занимающихся приобретают временные сроки достижения конечной цели. Содействовать тому, чтобы учащиеся реально видели их, осознавали и чувствовали приближение к ним по объективным признакам, – главное назначение данного метода.
Информативные задачи, поставленные учителем на уроке перед учениками, носят дидактически последовательный и образовательный характер. Они содействуют стремлению учеников к знаниям па занятиях физическими упражнениями и должны обеспечить готовность к индивидуальному решению задач физического воспитания на уроках физической культуры, при выполнении домашних заданий, на самостоятельных тренировках, направленных на развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.
Практика проблемного обучения возможна только при условии, если у ученика уже есть стимул к тренировкам и изучению предмета.
Приведу пример проблемной задачи на уроке физкультуры. Мальчик каждое утро он пробегал 3 км. Однако на соревнованиях по метанию мяча он занял последнее место. Как это могло случиться? Что бы вы посоветовали ему делать?
Ответ. При беге сильно напрягаются одни и те же мышцы — мышцы ног. Другие же мышцы мальчик не тренировал, а при метании мяча нужны сильные руки. Можно посоветовать мальчику давать нагрузку разным мышцам: подтягиваться, отжиматься, качать пресс, делать наклоны.
Данная задача является проблемной, т. к. в ее содержание включено противоречие между сообщаемым фактом и сложившимися у школьников представлениями (спорт делает людей сильными, но мальчик, который каждый день занимался спортом, на соревнованиях оказался самым слабым).
Условие задачи содержит в себе следующие данные: мальчик занимался бегом и участвовал в соревнованиях по метанию мяча, в которых потерпел.
Неизвестное: почему мальчик оказался слабым? Как можно исправить это положение?
Для ответа на вопрос нужно выстроить следующую логическую цепочку: 1) мальчик занимался только бегом, следовательно, он напрягал мышцы ног; 2) при метании мяча нужны сильные мышцы рук, мальчик же их не тренировал; 3) следовательно, ему нужно тренировать мышцы рук. Для этого следует подтягиваться, отжиматься, качать пресс; 4) необходимо тренировать все мышцы тела.
Как один из вариантов, например, для побуждения к занятиям физической культурой — использование метода поощрения. Ученики старших классов, мальчики, мало подтягиваются на перекладине. При обычных обстоятельствах мало кто из них поставит себе четкую цель — добиться определенных результатов в этом упражнении. Обязательно необходимы внешние факторы, которые побуждают к саморазвитию.
Использование рабочих тетрадей в образовательном процессе позволит решить проблему активизации умственно-моторной деятельности школьника при изучении дисциплины, причем не только на уроках по физической культуре, но и в процессе самостоятельного освоения учебного материала. Это в конечном итоге трансформируется в новое, более высокое качество знаний, умений и навыков, приобретаемых школьниками.
Рабочая тетрадь призвана активизировать работу учащихся в процессе восприятия учебного материала, способствовать более глубокому усвоению ими теоретических знаний.
Для контроля над уровнем общей физической и спортивно-технической подготовленности и степенью овладения практическими умениями и навыками школьникам предлагаются оценочные таблицы и условия выполнения контрольных нормативов.
Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.
Практика подтвердила эффективность применения игровых методик обучения на уроках физической культуры. Игре не обязательно отводить весь урок. Значимое место в педагогических. технологиях надо отдать небольшим соревновательным играм. Такой игровой приём займёт на занятии 20 минут, но решит массу воспитательных и развивающих задач. Игра – универсальная форма дидактического взаимодействия ученика с учителем, между собой. Взаимодействие во время игры поддерживает процесс социализации и развития личности, а также позволяет проверить развитие и интеграцию уже имеющихся навыков и умений. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Обучающие игры бывают: ролевые, имитации, образовательные, деловые. Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс.
В заключении отмечу, что использование активных методов обучения позволяет: реализовать субъект-субъектный подход в организации учебной деятельности; формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся; усилить мотивацию к учебной деятельности; создать благоприятную атмосферу на учебном занятии; исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников; отрабатывать в различных формах коммуникативные школьников.
Каждый из активных методов обучения отличается определенными признаками, имеет свое назначение и рациональную область применения. Грамотное использование активных методов обучения позволяет строить учебный процесс с учетом принципов научения. Важно отметить, что ни одна из форм обучения не является единственно верной для достижения поставленных целей обучения; сохранению внимания и работоспособности обучаемых способствует использование разнообразных методов.
Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Коллективный поиск истины стимулирует интеллектуальную активность субъектов деятельности. Такое взаимодействие позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.
Как показывает практика, применение активных методов обучения позволяет не только повысить уровень подготовки обучаемых, представляющий собой конечный результат образовательного процесса, но и сделать этот процесс более интересным и продуктивным.
Список использованных источников:
Кругликов, В. Н. Интерактивные образовательные технологии / В. Н. Кругликов, М. В. Оленникова. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 353 с. — URL: https://urait.ru/bcode/453474 (дата обращения: 24.09.2021).
Образовательный процесс в профессиональном образовании / В. И. Блинов [и др.] ; под общей редакцией В. И. Блинова. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 314 с. — URL: https://urait.ru/bcode/ 453508 (дата обращения: 24.09.2021).
Современные образовательные технологии / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 165 с. — URL: https://urait.ru/bcode/473052 (дата обращения: 24.09.2021).
Современные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / Л. Л. Рыбцова [и др.] ; под общей редакцией Л. Л. Рыбцовой. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 92 с. — URL: https://urait.ru/bcode/473757 (дата обращения: 24.09.2021).