"Активные методы обучения при оценке освоения профессиональных компетенций"

0
0
Материал опубликован 16 June

Активные методы обучения при оценке освоения профессиональных компетенций



Профессиональные компетенции – актуальное понятие для современного рынка труда, важное в определении направлений профессионального образования и оценки уровня подготовки специалистов. Данный термин не столь однозначен. В определении методологической базы его изучение имеется ряд толкований. Обобщая все понятия профессиональных компетенций, можно выделить два основных подхода к «компетенции»:

1. способность человека действовать в соответствии со стандартами;

2. характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе.

Первый подход условно можно назвать «функциональным», так как он основан на описании задач и ожидаемых результатов, а второй – «личностным», так как в основе стоят качества человека, обеспечивающие успех в работе.

Профессиональные компетенции обладают рядом характеристик:

-     полифункциональные - решать разные задачи одного направления;

-     функциональные - позволяют решать сложные задачи;

-     требуют сложной ментальной организованности путем включения интеллектуальных, эмоциональных качеств;

-     переносимы на разные области деятельности;

-     сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков сотрудничества, понимания, аргументации, планирования;

- реализуются на разных уровнях от элементарного до максимального.

Профессиональные компетенции обучающихся формируются путем теоретической и практической подготовки в профессиональных образовательных учреждениях. Под формированием профессиональных компетенций у обучающихся понимается процесс, создания форм и условий для достижения определённого результата. Т.е. сформированных компетенций у обучающегося, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами работодателей и возможностями продолжения образования.

Формирование профессиональных компетенций, обучающихся происходит на всех этапах учебно-производственного процесса. Существует несколько путей формирования профессиональных компетенций, обучающихся:

1.   Лабораторно-практические занятия, учебная практика, в ходе которых изучаются технологические процессы производств.

2.   Производственная практика, в ходе которой появляется возможность не только наблюдать за организацией рабочего процесса в организациях, но и закреплять профессиональные умения на профильном производстве.

3.   Участие в профконкурсах, мастер-классах, конкурсах профессионального мастерства, сдача демонстрационного экзамена.

Средствами формирования и развития профессиональных компетенций, обучающихся являются:

-     проектная деятельность;

-     деловые игры;

-     информационно-коммуникационные технологии;

-     активные методы обучения.

Одним из возможных эффективных направлений формирования профессиональных компетенций, обучающихся является использование активных методов обучения в учебно-производственном процессе.

Активные методы обучения – это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, и позволяющие:

активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность обучаемых;

повышать результативность учебного процесса;

формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно в части организации и выполнения коллективной работы.

Применение активных методов как неотъемлемой и существенной составляющей современных образовательных технологий вызывает необходимость формирования специальных знаний и практических подходов у преподавателей и организаторов учебного процесса. Отличительными особенностями являются:

целенаправленная активизация мышления;

достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной;

самостоятельное принятие решений, повышенная степень мотивации обучаемых;

интерактивный характер, т. е. постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Эффективность учебного занятия во многом определяется уровнем соответствия методов и средств обучения поставленным целям и задачам. На любом этапе учебного процесса возможно использование нескольких видов активных методов. При этом методы могут не просто сочетаться, но и быть неразрывно связанными друг с другом.

При выборе активных методов обучения необходимо учитывать ряд критериев:

соответствие целям и задачам, принципам обучения;

соответствие содержанию изучаемой темы;

соответствие возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания;

соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;

соответствие возможностям преподавателя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам.

Активные методы обучения широко применяются при проведении уроков освоения новых знаний, комбинированных уроков, а также практических занятий.

Так как, МДК 01.03 Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей предполагает работу со слесарным, мерительным и диагностическим инструментом, студенты активно применяют полученные теоретические знания, используя их на практике.

На лекционных занятиях применение активных методов помогает активизировать деятельность студентов, направленную на обмен информацией, в ходе которой студентам необходимо проанализировать, сопоставить и сделать выводы, тем самым придя к правильному ответу, который впоследствии подтверждается лекционным материалом.

Лекции составляются так, чтобы студенты каждую пару были вовлечены в учебный процесс, и проявляли активность в течение всего курса занятий. Каждая лекция взаимоувязана между собой, тем самым студенты постоянно возвращаются к ранее пройденному материалу.

При проведении практических занятий используются методы обучения:

- репродуктивный - применение теоретических знаний при выполнении предложенных заданий;

- частично-поисковый - поставленная задача разделена на несколько вопросов, решение которых в совокупности даст выполнение поставленной задачи;

- исследовательский метод - приобщение студентов к творческой деятельности, т.е. им предлагается решить самостоятельно проблему.

Активные формы и методы обучения для формирования и развития профессиональных компетенций имеют образовательную ценность, только при условии мотивирования обучающихся на познавательную активность и самостоятельность.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей