"Активные методы обучения при оценке освоения профессиональных компетенций"
Активные методы обучения при оценке освоения профессиональных компетенций
Профессиональные компетенции – актуальное понятие для современного рынка труда, важное в определении направлений профессионального образования и оценки уровня подготовки специалистов. Данный термин не столь однозначен. В определении методологической базы его изучение имеется ряд толкований. Обобщая все понятия профессиональных компетенций, можно выделить два основных подхода к «компетенции»:
1. способность человека действовать в соответствии со стандартами;
2. характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе.
Первый подход условно можно назвать «функциональным», так как он основан на описании задач и ожидаемых результатов, а второй – «личностным», так как в основе стоят качества человека, обеспечивающие успех в работе.
Профессиональные компетенции обладают рядом характеристик:
- полифункциональные - решать разные задачи одного направления;
- функциональные - позволяют решать сложные задачи;
- требуют сложной ментальной организованности путем включения интеллектуальных, эмоциональных качеств;
- переносимы на разные области деятельности;
- сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков сотрудничества, понимания, аргументации, планирования;
- реализуются на разных уровнях от элементарного до максимального.
Профессиональные компетенции обучающихся формируются путем теоретической и практической подготовки в профессиональных образовательных учреждениях. Под формированием профессиональных компетенций у обучающихся понимается процесс, создания форм и условий для достижения определённого результата. Т.е. сформированных компетенций у обучающегося, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами работодателей и возможностями продолжения образования.
Формирование профессиональных компетенций, обучающихся происходит на всех этапах учебно-производственного процесса. Существует несколько путей формирования профессиональных компетенций, обучающихся:
1. Лабораторно-практические занятия, учебная практика, в ходе которых изучаются технологические процессы производств.
2. Производственная практика, в ходе которой появляется возможность не только наблюдать за организацией рабочего процесса в организациях, но и закреплять профессиональные умения на профильном производстве.
3. Участие в профконкурсах, мастер-классах, конкурсах профессионального мастерства, сдача демонстрационного экзамена.
Средствами формирования и развития профессиональных компетенций, обучающихся являются:
- проектная деятельность;
- деловые игры;
- информационно-коммуникационные технологии;
- активные методы обучения.
Одним из возможных эффективных направлений формирования профессиональных компетенций, обучающихся является использование активных методов обучения в учебно-производственном процессе.
Активные методы обучения – это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, и позволяющие:
активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность обучаемых;
повышать результативность учебного процесса;
формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно в части организации и выполнения коллективной работы.
Применение активных методов как неотъемлемой и существенной составляющей современных образовательных технологий вызывает необходимость формирования специальных знаний и практических подходов у преподавателей и организаторов учебного процесса. Отличительными особенностями являются:
целенаправленная активизация мышления;
достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной;
самостоятельное принятие решений, повышенная степень мотивации обучаемых;
интерактивный характер, т. е. постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Эффективность учебного занятия во многом определяется уровнем соответствия методов и средств обучения поставленным целям и задачам. На любом этапе учебного процесса возможно использование нескольких видов активных методов. При этом методы могут не просто сочетаться, но и быть неразрывно связанными друг с другом.
При выборе активных методов обучения необходимо учитывать ряд критериев:
соответствие целям и задачам, принципам обучения;
соответствие содержанию изучаемой темы;
соответствие возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания;
соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;
соответствие возможностям преподавателя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам.
Активные методы обучения широко применяются при проведении уроков освоения новых знаний, комбинированных уроков, а также практических занятий.
Так как, МДК 01.03 Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей предполагает работу со слесарным, мерительным и диагностическим инструментом, студенты активно применяют полученные теоретические знания, используя их на практике.
На лекционных занятиях применение активных методов помогает активизировать деятельность студентов, направленную на обмен информацией, в ходе которой студентам необходимо проанализировать, сопоставить и сделать выводы, тем самым придя к правильному ответу, который впоследствии подтверждается лекционным материалом.
Лекции составляются так, чтобы студенты каждую пару были вовлечены в учебный процесс, и проявляли активность в течение всего курса занятий. Каждая лекция взаимоувязана между собой, тем самым студенты постоянно возвращаются к ранее пройденному материалу.
При проведении практических занятий используются методы обучения:
- репродуктивный - применение теоретических знаний при выполнении предложенных заданий;
- частично-поисковый - поставленная задача разделена на несколько вопросов, решение которых в совокупности даст выполнение поставленной задачи;
- исследовательский метод - приобщение студентов к творческой деятельности, т.е. им предлагается решить самостоятельно проблему.
Активные формы и методы обучения для формирования и развития профессиональных компетенций имеют образовательную ценность, только при условии мотивирования обучающихся на познавательную активность и самостоятельность.