Статья «Активные методы обучения — средство профессионального становления обучающихся»

4
0
Материал опубликован 7 September 2021

Кухарчук Галина Михайловна,

преподаватель высшей категории,

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы», Россия, г. Кольчугино.


Активные методы обучения – средство профессионального становления обучающихся

«То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу и слышу, я немного помню.

То, что я слышу, вижу и обговариваю - я начинаю понимать

Когда я слышу, вижу, обговариваю и делаю - я получаю знания.

Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером»

Конфуций


Современному деловому миру нужны люди с принципиально новой психологией, умеющие составлять жизненные планы, готовые к принятию самостоятельных решений практических задач и к ответственности за результат своей деятельности. Преуспевать в условиях рыночной экономики может лишь тот, кто научился четко определять цели, организовывать поиск путей их реализации, анализировать ход работы, извлекать уроки из временных неудач. Поэтому педагогам профессиональной школы необходимо не только подготовить квалифицированных выпускников, но и выйти на новый уровень подготовки будущих специалистов, соответствующих мировым стандартам. Сегодня в работе преподавателей важно – совершенствование методов работы с обучающимися, у каждого воспитанника свой уровень компетенций.


Методически правильно организованная работа преподавателя призвана помочь добиться высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий. Необходимо так организовать работу в данном направлении, чтобы каждый обучающийся мог бы проявить свои способности, приобрёл новые знания, умения и навыки, способствующие повышению эффективности и качеству его будущей профессиональной деятельности.


Итоговая аттестация в форме письменной экзаменационной работы позволяет систематизировать и закрепить, полученные компетенции, демонстрирует уровень понимания и владения профессиональной информацией. Часто написание этой работы, сильно пугает подростков. Им кажется задача невыполнимой. У многих опускаются руки. Это действительно тяжёлый труд, когда сталкиваешься с проектом впервые. Я чувствовала настроение ребят, старалась помочь и искала нетрадиционные пути решения проблемы. В этой статье я хочу поделиться опытом, который позволил превратить наши трудности в достижения. Подготовка любого проекта начинается с определения цели. Важно ответить на вопросы «Чего мы хотим добиться, проводя этот проект?», «Каков должен быть результат?», «Что измениться после проекта в деятельности обучающихся?». Если цель реальна, то она побуждает педагога к деятельности, вызывает у него активность.

Изучая информацию по теме, в основном методические рекомендации, новые технологии в образовании, с опорой на свои наработки, мне удалось синтезировать весьма интересный метод организации работы над проектом. Я работаю со старшеклассниками, а они всё равно ещё дети, которые любят поиграть. А почему бы не использовать их увлечения в качестве мотивации? Использование игр в обучении решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность, способствуют становлению творческой личности. Решено, преподношу этот этап реализации программы как многоуровневую игру.

Когда я познакомилась с технологией Канбан (сайт «Фоксфорд», курс «Коучинговый подход для результативного образования», преподаватель Гульчевская Наталья Емельяновна), к счастью в образование стали приходить технологии из бизнеса, сразу поняла – вот что мне нужно взять за основу. Система Канбан — умное управление проектами. В бизнесе сейчас в моде такие понятия как “система управления проектами”, “бережливое производство”, “визуализация процесса работы”, “эффективное выполнение поставленных задач”, а эта технология включает в себя сразу всё. Система помогает компаниям работать очень результативно, это и вправду очень сильный инструмент по управлению задачами на разных уровнях. Одним из инструментов которой является «умная» доска-таблица Канбан, где прописывается план работы, разбитый на крошечные этапы, и сроки исполнения. Пришло озарение, соединить принцип игры с инструментом системы Канбан,. Используя искусство маленьких шагов, разделяем слона (письменную экзаменационную работу) на маленькие кусочки (структурные части письменной экзаменационной работы), размещаем их на доске – таблице Канбан. Каждый кусочек – это уровень прохождения игры, за который играющий получает баллы. Пройдя все уровни и набрав 100 баллов, «геймеры» получают заветный допуск к сдаче квалификационного экзамена. Но работа с доской-таблицей «Канбан» и стикерами, в условиях моей кулинарной мастерской, оказалась не очень удобной. Пришлось разработать индивидуальную таблицу - подобие «Канбан», и всё встало на свои места.

Таблица - «игровое поле»




Задачи

Дата исполнения

Исполнение

Баллы




частично

полностью


Инструктаж




3

Знакомство с таблицей «игровым полем»




3

План




3

Скачать папку «Материалы к ПЭР»




3

Изучить материалы папки «Материалы к ПЭР»




3

Выбрать тему «ПЭР»




3

Создать документ «ПЭР»




3

Оформить и вставить титульный лист




3

Написать план




3

Написать обоснование выбора темы ПЭР




3

Написать историческую справку




3

Написать значение блюд в питании человека




3

Вставить характеристику продуктов




3

Написать ассортимент блюд




3

Вставить технологию приготовления блюд




3

Вставить требования к качеству блюд




3

Вставить расчётную часть




3

А) технологическую карту




3

В) калькуляционную карту




3

Написать санитарные требования




3

Написать охрану труда




3

Написать вопросы экологии в ОП




3

Вставить характеристику цехов




3

Написать заключение




3

Добавить список литературы




3

Получить зачёт электронной версии




5

Исправить ошибки




3

Отработать практическую часть




5

Распечатать ПЭР




3

Сформировать папку ПЭР




3

Получить допуск к сдаче квалификационного экзамена




6


ИТОГ




100



В ходе инструктажа к письменной экзаменационной работе, раздаю распечатанные таблицы - «игровые поля», разъясняю правила «игры». К моему удивлению и великой радости, ребята всё хорошо понимают, загораются, погружаясь в новый проект, не испытывая страха, а проходя этапы с удовольствием подсчитывают баллы, чувствуя себя победителями. Именно индивидуальные «игровые поля» оказались весьма эффективными, потому что позволяют каждому работать в удобном ему режиме, планировать, выстраивать свою индивидуальную траекторию, анализировать, корректировать. «Игровое поле» - первая страница в рабочей папке проекта, красноречиво информирует о его реализации, является мощным мотиватором. По мере прохождения разных этапов, оно заполняется (наклейки, стикеры, пометки маркерами, фломастерами, цветными ручками), «чем ярче, тем лучше», визуализируя динамику исполнения. Ребята с удовольствием показывают друг другу как «расцветают» их таблицы. Письменная экзаменационная работа классифицируется как долгосрочный, индивидуальный проект, поэтому указание временных рамок и своевременное их исполнение воспитывает дисциплинированность и ответственность. Благодаря предлагаемому методу, сочетающему бизнес технологии и игровые технологии, эта трудная работа перестала пугать, стала увлекательным путешествием в мир профессионалов. Все обучающиеся своевременно выполняют и сдают письменную экзаменационную работу и уверенно её защищают при сдаче квалификационного экзамена. Самое главное – не возникает психологического барьера. Игра стоит свеч, приобретённый опыт пригодиться сегодняшним школьникам в будущей студенческой жизни.

Это первые шаги к разработке методики, которая не имеет даже названия, есть что анализировать, шлифовать, корректировать, но сам принцип однозначно удачен.

Использование этого приёма будет полезно в работе над другими долгосрочными творческими проектами и в исследовательской деятельности.

Применение на практических занятиях активных форм и методов обучения наилучшим образом формируют общие компетенции, активизируют творческое развитие обучающихся, способствуют обеспечению необходимых условий для активизации познавательной деятельности, предоставляют каждому возможность для саморазвития и самовыражения.

Ps: уважаемые коллеги, в нашем городе результативно работал УПК (начальная профессиональная подготовка старшеклассников). Когда возникла необходимость его реорганизации (рекомендации вышестоящих органов управления) объединили дополнительное образование и самые востребованные профили УПК, чтобы не потерять эффективный опыт работы. Поэтому я работаю в ЦВР в должности преподавателя. Школьники учатся у нас 2 года, и сдают квалификационный экзамен и получают документ государственного образца о квалификации. Форма сдачи экзамена - письменная экзаменационная работа (одна из форм проекта). Статья о работе над этим проектом, поэтому я использую терминологию, принятую в дополнительном и профессиональном образовании, что не мешает использовать мой опыт коллегам в проектной деятельности.


​​​​​​​ Список литературы:

https://foxford.ru/

https://ru.wikipedia.org/



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.