Актуальные вопросы в работе педагога-психолога в ДОУ

0
0
Материал опубликован 29 August

Актуальные вопросы в работе педагога-психолога

Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении имеет ряд особенностей.

Это относится как к участникам педагогического процесса (работникам детского учреждения, детям (от раннего до старшего дошкольного возраста) и их родителям), так и к самому процессу воспитания и обучения детей.

Прежде всего, психолог ДОУ имеет возможность наблюдать за детьми не один год в разных видах деятельности:

игре, общении со сверстниками, взрослыми, получать необходимые сведения о развитии ребенка от воспитателей, родителей, других специалистов детского сада.

Эти факторы облегчают сбор диагностической информации о психическом развитии детей, позволяют оказывать более эффективную помощь.

Формы работы педагога-психолога:

· индивидуальная, подгрупповая и групповая (с родителями и педагогами);

С какими проблемами работает детский психолог:

Адаптация

- Проблемы адаптации;

Дети группы риска:

социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, случаи сексуального или психического насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.

Агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;

Страхи и тревожность ребенка;

Патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм и т.д.;

Проблемы развития

Уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;

Дети с ОВЗ

- Проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);

- Задержка психического развития, аутизм и др.

Готовность к школе

Одаренный ребенок

Детьми и семьи СВО

Дети-мигранты, или временные переселенцы

Основные направления деятельности психолога ДОУ

1. Психологическая диагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Обязательно:

Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Все остальное по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог

2. Психологическая профилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

Обязательно:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.

Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

3. Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.

Обязательно:

Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.

Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы).

Проведение занятий с детьми других возрастных групп.

Занятия по проблемам адаптации, одаренными детьми, занятия по индивидуальным образовательным маршрутам с детьми, у которых есть заключение ЦПМПк, дети группы риска, СВО и мигранты.

4. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

Обязательно:

Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

Дополнительно:

Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.

Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

5. Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии.

Обязательно:

Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов.

Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей

Дополнительно:

Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».

Педагоги

1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.

2. Закономерности развития детского коллектива.

3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.

4. Стили педагогического общения.

5. Психологические основы работы с семьей.

Родители

1. Адаптация ребенка к ДОУ.

2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания..

4. Психологическая готовность к обучению.

5. Половое воспитание и развитие.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.