12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Черкашина Елена Алексеевна17

АКТУАЛЬНОСТЬ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА А. БАРТО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Аннотация. В статье описывается роль художественной литературы, в частности произведений Агнии Барто в воспитании младших школьников. Описывается как стихотворения влияют на нравственные качества детей, заставляют их оглянуться на себя, воспитывать самокритичность, совесть, справедливость.


Художественная литература играет огромную роль в процессе воспитания подрастающего поколения. В процессе морально-духовного воспитания средствами художественной литературы у детей формируется интерес к чтению книг, они привлекаются к чтению лучших литературных произведений мировой культуры. Однако сегодня книги имеют много «заменителей»: видео, телевидение, компьютеры, гаджеты. Они яркие, захватывающие, их влияние активное, а порой даже агрессивное. Однако они не требуют серьезного внутреннего напряжения, сопереживания, работы ума, которая происходит в процессе чтения хорошей книги. Готовые зрительные образы не способствуют развитию образного мышления, не подпитывают воображение. Это духовно обедняет ребенка, мешает ему вырабатывать собственную линию поведения, поскольку дает готовые штампы поведения, причем часто далеко не самые лучшие их образцы.

В настоящее время наблюдается снижение интереса к художественному слову в детской среде, что, в свою очередь, усложняет приобщение детей к миру литературы, а через нее – к фундаментальным ценностям морали.

Воспитание гуманных чувств, духовных ценностей необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Важную роль в воспитании подрастающей личности играет детская литература, которая является органической и неотъемлемой составляющей общей литературы.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям в эмоциональной сфере ребенка, что способствует появлению живого отклика на различные жизненные события, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективное мировоззрение. Во время чтения произведений ребенок представляет перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описанные события, и чем сильнее его переживания, тем богаче ее чувства и представления о действительности. Моральные нормы и правила в художественных произведениях приобретают живой смысл, становятся доступными и понятны и легко принимаются ребенком как единственный правильный вариант поведения. Ребенок будто входит внутрь событий художественного произведения, будто становится их участником.

Когда речь заходит о развитии ценностного сознания детей, воспитание гуманных чувств, необходимо задавать вопросы, которые вызывают у детей интерес к поступкам, мотивам поведения героя, их внутреннего мира, переживаний. Эти вопросы должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему; они должны помочь учителю понять душевное состояние ребенка во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное. Постепенно дети учатся сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.

На протяжении многих лет творчество А. Барто не теряет своей актуальности. К.Чуковский говорил: « Я не знаю другого писателя, который так глубоко изучил бы обычаи, нравы и вкусы этого непостижимого племени…семилетних - восьмилетних детей…». Стихи А. Барто читают в настоящее время, её поэтические образы заставляют думать, плакать и смеяться [7].

Произведения А.Барто обращают на себя внимание тем, что в них раскрывается проблема нравственного воспитания и они являются средством формирования таких качеств, как: доброжелательность, отзывчивость, чувство сострадания, любовь, внимание и уважение.

Для Агнии Барто отношение к детям – основа основ. Отсюда и её требования к детской литературе, к детскому поэту. Раскрыть внутренний мир ребёнка, отобразить всю его многообразную жизнь, способствовать исправлению плохих черт характера и развивать светлые, гуманные – вот что отличает поэзию А.Барто от других авторов.

А. Барто глубоко убеждена в том, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в формирующемся характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными потерями в будущем. Поэтому так страстно и по – серьёзному, а не в шутку разговаривает она с детьми, поэтому в самых весёлых стихах она учит их честности и чести, душевной щедрости и доброте.

В стихах Агнии Барто воспроизводится не только детский мир юных читателей, но и оценивается привычная для детей ситуация, и эта оценка содержится в четырех строках. Воспитание чувств здесь происходит на доступных примерах. Ребенок, узнавая в стихах Агнии Барто свои игрушки, учится любить и жалеть их, ведь игрушки в этих стихах очеловечиваются так же, как их очеловечивают дети: они маленькие и беспомощные и нуждаются в сострадании и заботе. Но, если бросить зайца под дождем, он не сможет слезть с лавки и промокнет, козленок «заблудиться в саду», а лошадке можно «причесать шерстку» и «пригладить хвостик». И даже, если игрушки совсем не новые, они все равно самые любимые: ну и пусть мишка без лапы, все одно «он хороший» [1].

Именно переживания за литературных героев вызывает у детей сочувствие, милосердие, доброжелательность, гуманность, чувство радости от победы добра над злом.

Поступки героев детских художественных произведений, влияя на эмоциональную сферу детей, вызывают у них моральные чувства, социальные эмоции. А значит, целенаправленный отбор художественных произведений нравственного содержания позволяет формировать у детей соответствующие отношения, выборы, качества.

Важная функция моральных ценностей в том, что они содержат образец поведения, а особое воспитательное влияние художественной литературы заключается в том, что значение моральных норм у них объясняется не абстрактно, а на конкретных ситуациях. Моральный урок, который дети вынесут из произведений художественной литературы поможет им получить четкие ориентиры в системе ценностей, заложить устои крепких моральных убеждений, сформировать собственную модель поведения в обществе.

Стихотворение «Рукавички я забыла» навеяно письменной исповедью девочки, игравшей с подружками в снежки. У неё не оказалось варежек, руки зябли, а бросать игру не хотелось. У одной из играющих девочек были запасные рукавицы, но она отказалась их одолжить. И тогда другая, незнакомая девочка сняла с руки варежку и протянула автору письма со словами: «Возьми, мне и одной хватит».

В этом стихотворении А. Барто удалось художественно запечатлеть и осмыслить с нравственных позиций, как простая игра, включённая в современный социальный контекст, формирует и закрепляет в ребенке навыки человечности. Стихотворение написано давно, но до сих пор не теряет своего воспитательного значения.

Ещё об одной детской игре поэт рассказала в стихотворении «Не одна». Мудрость стихотворения в том, что в восприятии маленького читателя «как живая» баба из снега превращается в как бы живую. Читатель испытывает к ней те же участие, жалость, сострадание, какие вызывает у нас попавший в беду человек.

Герои Агнии Барто находятся в разных точках этого долгого и нелёгкого для них пути. Есть такие, кто ещё не сделали в нужном направлении и первого шага, поощряемые, а то и понуждаемые к тому безответственностью иных взрослых «наставников». Но затем и поэзия Агнии Барто, чтобы помочь растущему человеку оглянуться на себя, пробудить в нём самокритичность, совестливость, стремление к нравственным высотам. Чтобы не дать ему заглушить, растворить собственное «я» в однородном, безликом «мы», а раздвинуть до ощущения кровного родства с миром людей, со всей живой и «неодушевлённой» действительность [7].

Воспитание – тонкое, подвижное взаимоотношение старшего и младшего, управляемого опытностью и мудростью взрослого. В «Снегире» до такого идеала далеко. Но по счастью, добрые задатки даются человеку самой природой.

Из стихотворения видно, что герою не в новинку подобные интонации мамы: ведь «у мамы есть привычка отвечать всегда не то». И слова мамы отскакивают от него, не задевая души и сознания. Педагогическая некомпетентность мамы особенно ярко сказывается в том, что она не видит разницы между действительными проступками сына и естественными, нормальными проявлениями мальчишеской натуры. Для неё всякое участие сына в драке предосудительно, хотя в принципе возможна и справедливая, необходимая драка.

Уже эти примеры красноречиво говорят о том, что юный герой «Снегиря» нуждается в более умном руководстве. И так у А. Барто всегда: она не становится безоговорочно в споре поколений на ту или иную сторону, она мудро объективна, и ее маленькие и взрослые герои часто делят вину и ответственность за всё, что происходит с юными, поровну. В ситуации «Снегиря» возможности доказывать свою правоту или в чём-то обвинить маму у мальчика нет. Он должен выбирать: или желанная птица или спор с требованиями мамы, увы, не всегда разумными. Выбирая снегиря, герой как бы капитулирует перед этими требованиями. Его поведение отмечено достаточной сложностью. Он ведёт своего рода «психологическую обработку» мамы: всё время торчит у неё на глазах и беспрерывно заводит речь о снегирях. Но он также – и это его главное оружие – безукоризненно играет роль идеального, с точки зрения мамы, ребёнка: «Было сухо, но галоши я послушно надевал… Я почти не спорил с дедом, не вертелся за обедом, я «спасибо» говорил, всех за всё благодарил…До чего же я старался! Я с девчонками не дрался»[1].

Младшие школьники встречаются с произведением А. Барто на уроках литературного чтения. Им предлагается к изучению стихотворение «Я - лишний». В результате анализа, первоклассники приходят к пониманию того, что если хочешь получить что-то хорошее, нужно сначала потрудиться, приложить усилия, потратить время. Позже, первоклассники читают юмористическое стихотворение А. Барто «В школу», которое очень близко им по переживаниям перед первым Днем Знаний, успокаивает их, показывая их страхи в комичной форме.

Во 2 классе младшие школьники знакомятся со стихотворением А. Барто «Катя». Анализируя его, ученики делают вывод, что девочку никто не принуждает присоединиться к работе, ждут до последнего, когда у нее проснется совесть, автор подчеркивает, кто действительно трудился, тот и имеет право ждать урожая; знакомятся с огородничеством, узнают о том, как непросто дается урожай.

Стихотворение А.Барто«Апрель»,служит формированию у второклассников представления о ценности и уникальности природного мира, охране природы. Дети продолжают учиться описывать свои чувства и чувства, передаваемые автором.

Стихотворение А.Барто«Весна, весна на улице...» содействует воспитанию экологической культуры, любви к природе, формированию эмоционального отклика на чувства, передаваемые поэтом.

Воспитательное значение стихотворения А. Барто«Воробей»,состоит в том, что детям показывается, что любовь сильнее страха смерти, что только на любви держится и движется наша жизнь. Это чувство присуще не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь.

Стихи А. Барто учат чуткости и вниманию к юному человеку, одновременно бичуя те пороки, которые, иногда закладываются с детства. Они помогают детям смотреть на мир по-другому, пробуждают чувство ответственности, взаимопомощи, дружбы у школьников, возникает естественная потребность в чтении, желание о чем-то больше узнать. Учителя отмечают, что после таких занятий возникает меньше ссор, драк, меняется микроклимат в классе; дети становятся внимательней друг к другу, стараются больше помогать родителям, уважительно относятся к пожилым людям, заботятся о младших братишках и сестренках, домашних животных.

Таким образом, воспитательная ценность творчества А. Барто в начальной школе достаточно высока. Стихи Барто учат чуткости и вниманию к юному человеку, одновременно осуждая те пороки, которые, увы, иногда закладываются с детства.


Список литературы


Барто Агния. Машенька. Стихи / Агния Барто. – М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2015. – 48 с.

Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2019 г. - 224 с.

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2018. - 144 c.

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2019. - 160 c.

Кукулин И. Детское чтение советской эпохи: несоветский взгляд/ И. Кукулин, М. Майофис// НЛО. – 2003. - №2 (60). – С.214 – 217

Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / [авт.- сост. Л. А. Ефросинина, М.И. Оморокова]. - 4-е изд.,дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 192 с.: ил.: вкл

Соловьев Б.И., Мотяшов И.П. Агния Барто: Очерк творчества. – 2-е изд. – М., 1979. – 318 с.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.