Александр Невский - святой защитник Отечества. Сценарий для урока истории
Александр Невский - святой защитник Отечества
Авторы:
Картунен Светлана Андреевна, учитель начальных классов
Онуева Татьяна Михайловна, педагог-психолог
Название. Александр Невский - святой защитник Отечества
Краткая аннотация. Презентация выполнена по теме: «Трудные времена на русской земле» окружающего мира в 4 классе по образовательной системе «Школа России». Она знакомит с исторической личностью Александром Невским, «Ледовым побоищем». Папка содержит анимацию «Ледовое побоище» (возможно использование анимации «Ледовое побоище» из ЦОР «Природа. Человек. Общество»), которую можно использовать для любой образовательной программы при изучении данного исторического периода.
Уровень образования школьников (адресат). 4 класс (1-4)
Формы учебной работы (классно-урочная), проектная
Полное описание разработки.
Цель урока: познакомить с историей Ледового побоища, расширить знания учащихся о личности Александра Невского и его роли в истории России;
Задачи:
Образовательная - познакомить с историческим героем Александром Невским.
Развивающая - развивать интерес к изучению исторического прошлого.
Воспитательная - способствовать формированию любви к Родине.
Методы: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.
Форма организации: индивидуально-фронтальная.
Оборудование:
компьютер;
проектор;
анимация «Ледовое побоище»
Тип урока: комбинированный.
Место урока в учебном плане: II урок по теме «Трудные времена на русской земле»
Вопросы и задания, данные для подготовки урока.
1 группа: узнать о происхождении имени Александр и кому из выдающихся деятелей России принадлежало это имя?
2 группа: кто такой Александр Невский, почему его так назвали?
3 группа: что представляло собой внутреннее убранство русского дома (Что такое икона, лик? Кого изображали на иконах?)
Приобретаемые навыки, формируемые компетентности.
-Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
-Навыки оценочной самостоятельности.
-Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействия с любым партнёром;
- умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнёрского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
- Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
-Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
Особенности роли педагогического работника: продуктивное педагогическое общение, направленное на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале.
Организационный момент.
Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять и многое узнать.
1. Актуализация опорных знаний.
- Назовите тему прошлого урока (Трудные времена на русской земле»)
-Зачем мы изучаем эту тему?
· Вспомните, о каком историческом времени мы говорили ?
Проверка домашнего задания с выходом на тему урока.
Слайд №2.
(Звучит спокойная музыка «Святая Русь» Валерия Малышева, на фоне музыки учитель читает стихотворение)
Дверь тихонько отворилась
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девушка, что тут
Люди добрые живут… (А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
- Ребята, из какого произведения эти строки, и кто его автор?
-Что подсказало царевне, что в этом доме живут добрые люди?(3 группа ребят делится своими находками)
- Святые. Это значит, что в доме есть иконы. Они обычно находятся в красном или святом углу.
- Верно, девушка поняла, что в доме, где есть святой угол, живут добрые и честные люди.
- Кто обычно изображён на иконах?
Слайд №3
- Видели ли вы эту икону, где? Знаете ли вы, кто изображен на ней?
Я думаю, что вы ответите в конце урока мне на этот вопрос. Но маленькую подсказочку я вам дам: на этой иконе изображён святой Александр.
-Что означает это имя? Кому из выдающихся деятелей России принадлежало? Своими секретиками поделится 1 группа. Слайд № 4
(- АЛЕКСАНДР - по-гречески означает защитник людей. Этим красивым, мужественным именем назвал своего второго сына новгородский князь Ярослав Всеволодович, известный не только своей храбростью, но крутым нравом. И сын этот впоследствии прославился, и стал особенно любим на Руси. И в наши дни глубоко почитают в России и верующие и неверующие святого благоверного князя Александра Невского…)
Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?
3. Изучение нового материала. Слайд №5
- АЛЕКСАНДР родился 30 мая 1219(1220?) году в Переяславле (по другим сведениям, в 1220 году в Новгороде) незадолго до страшного бедствия - нашествие монголо-татар на Русь. Уже с трёх лет Александра отлучили от матери, княгини Феодосии, и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. Вскоре начали учить грамоте. И в военном деле, и в чтении и письме Александр быстро преуспел. Он вырос, превратился в ловкого, сильного отрока, который любил читать и прекрасно писал. В те времена чтению учились по Священному Писанию. Александр полюбил слово Божие и хорошо его усвоил. Заповеди Христовы глубоко проникли в сердце мальчика. )
"Житие князя Александра Невского” (XIII в.) донесло до нас облик этого легендарного воина – защитника Земли Русской. Вот как он описан в "Житии”: "ростом князь был выше других людей, что голос его звучал, как труба в народе, лицо было прекрасно, как у библейского Иосифа, сила была частью силы Самсона, премудрость Бог дал ему Соломонову, а храбростью он был подобен римскому кесарю – побеждая, был непобедим.
- С давних времен Русь славилась своими богатырями, людьми сильными, смелыми, любящими свою родную землю, свою Родину. Наша страна, огромная, богатая природными ресурсами, животным и растительным миром, омываемая морями и океанами на протяжении многих веков подвергалась нападению иноземных завоевателей. Но все они получали достойный отпор, т. к. их встречали мужественные русские воины под руководством талантливых полководцев. Об одном из них мы сегодня и будем вести речь. Это – древнерусский князь Александр Невский, изображённый на иконе.
Слайд № 6. В 1225 Ярослав учинил сыновьям «княжеский постриг», после которого их начал обучать ратному делу опытный воевода, боярин Фёдор Данилович.
В 1234 состоялся первый поход Александра (под отцовским стягом) на ливонских немцев.
Слайд №7. В 1236 Ярослав уехал княжить в Киев и Александр стал самостоятельно править в Новгороде, который гордился своим князем. Он выступал защитником сирот, был помощником голодающих.
Князь смолоду чтил священство и монашество, т.е. был князем от Бога и послушным Богу.
Перед молодым князем возникла проблема татар и другая более близкая и более серьёзная опасность со стороны шведов, ливонцев и Литвы. Борьба с ливонцами и со шведами являлась, вместе с тем, борьбой православного Востока с католическим Западом. В 1237 — разрозненные силы ливонцев — тевтонского ордена и меченосцев — объединились против русских.
Отчёт группы №2.
С небольшою, сравнительно, дружиною новгородцев и ладожан Александр ночью 15 июля 1240 года врасплох напал на шведов, когда они при устье Ижоры, на Неве, остановились лагерем для отдыха, и нанёс им полное поражение. Сам сражаясь в первых рядах, Александр «неверному кралю их (Биргеру) возложил остриём меча печать на челе». Победа в этой битве дала ему прозвание Невского и сразу в глазах современников поставила на пьедестал великой славы. Впечатление от победы было тем сильнее, что она произошла в тяжёлый период невзгод в остальной Руси. Само сражение историки назвали Невская битва.
4 .Просмотр анимации «Ледовое побоище» - приложение №1 (возможно использование ЦОРа «Человек. Природа.Общество - общество- демонстрации - Ледовое побоище (2минуты) Слайд № 8.
Сейчас вы просмотрите анимацию «Ледовое побоище», чтобы ответить на следующие вопросы:
Как построили свои войска крестоносцы? Почему?
Как построил свои войска Александр Невский? Почему?
Как проходила битва и чем закончилась.
(5 апреля 1242 произошла битва на Чудском озере. Сражение это известно как Ледовое побоище. Перед битвой князь Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым манёвром (враг был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских воинов заманили на лёд. По данным новгородской летописи русские 7 вёрст гнали немцев по льду, 400—500 рыцарей пало и до 50 взято в плен; по данным ливонской хроники потери ордена составили 20 убитых и 6 пленных. Магистр ордена испугался похода Невского на Ригу и обратился за помощью к датскому королю. Но Александру нужно было покончить ещё с набегами Литвы. Целым рядом побед в 1242 и 1245 годах он, по сказанию летописца, такой страх нагнал на литовцев, что они стали «блюстися имени его». Шестилетняя победоносная защита Александром северной Руси привела к тому, что немцы, по мирному договору, отказались от всех недавних завоеваний и уступили ему часть Летголии.)
Обсуждение ответов на вопросы в группах.
Ответы детей с использованием план - карты в учебнике.
Почему битва вошла в историю под названием «Ледовое побоище»?
Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике.
Какое значение имела победа русских в Ледовом побоище?
Слайд №9. Совсем другую политику проводил Александр по отношению к татарам. Согласно одной точке зрения при тогдашней малочисленности и разрозненности русского населения в восточных землях нельзя было и думать об освобождении из-под их власти и оставалось положиться на великодушие победителей. Другие историки считают, что борьба с татарами могла бы быть успешной, но Александр хотел использовать их помощь для установления своей жёсткой власти над вольными городами. В любом случае Александр решил ладить с татарами во что бы то ни стало. Похоронив отца в 1246, он, по требованию Батыя, в первый раз поехал поклониться хану 1247. Батый отправил его, вместе с братом Андреем, ранее прибывшим в Орду, к великому хану в Монголию. Два года потребовалось им на это путешествие.
Прожив в Орде в эту последнюю, четвёртую свою поездку зиму и лето, он заболел и на возвратном пути слёг в Городце на Волге, где принял монашеский постриг и схиму с именем Алексия. Он скончался 14 ноября 1263 года. Не зря после его смерти митрополит Кирилл сказал: «Зашло Солнце Земли русской».
Народ был в печали. Современники воспринимали почившего как особого молитвенника и заступника за Русь и православие. Побеждая везде, он никем не был побеждён.
Потрудился Александр для Русской земли. Мужественно и победоносно боролся он с западными врагами, расчетливо, умно берёг свой народ от хищных татар. Среди трудных княжеских дел не забывал благочестивый князь и христианских обязанностей: много серебра и золота передавал он в Орду, немало несчастных выкупил из тяжкой неволи татарской. Многие звали его своим “ангелом-хранителем”. Русская церковь причислила его к лику святых.
Работа в группах.
Внимательно посмотрите иллюстрации. Что это может быть? Слайд№12.
Можно использовать карточку-помогайку «Соотнеси изображение с текстом»:
(По приказу Петра 1 в начале XVIII века в Петербурге был построен Собор во имя Святой Троицы и святого Александра Невского, куда были перенесены его мощи.
В 1725 году императрица Екатерина 1 учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, который был одной из высших наград до 1917 года.
Во время Великой Отечественной войны в 1942 году в знак признания величайших заслуг князя Александра был учрежден орден Александра Невского. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, за умело проведенные военные операции, за высочайший патриотизм. До конца войны этим орденом было награждено 40 217 офицеров Советской армии…)
В 1995 году в нашей стране Государственной Думой был принят закон “О днях воинской славы России”:
«Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почёт и уважение современников, и благодарную память потомков.
Знаменитое выражение Александра Невского является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений».
8. Итог урока.
-Послушайте, что сказал Александр Невский после битвы на Чудском озере: “Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет русская земля”
Как вы понимаете его слова?
Можно ли считать их пророческими?
Что дал вам сегодняшний урок?
Какова его главная мысль? (Защита Родины – святая обязанность каждого гражданина)
Оценки за урок…
- В 2008 году телеканал Россия организовал проект «Имя России». 524575 россиян отдали свой голос за древнерусского князя Александра Невского. Из глубины веков перед нами встаёт его образ. Он набрал наибольшее количество голосов –– и по результатам конкурса объявлен личностью нации.
- Как эти дела можно соотнести с нашим временем?
9 . Рефлексия.
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой -
Врагам средь битв был грозно страшен,
Вне битв – отрадой был святой.
Всегда в сознанье долга строгом,
Он правду всей душою чтил
И чувства сердца разделил
Между Отчизною и Богом.
Давайте составим синквейн в группах на листах А4 маркерами на тему «Александр Невский». На слайде № 13- правила написания синквейна (памятка)
Отчёт и подведение итогов работы групп.
Пример синквейна:
Александр Невский.
Мудрый, талантливый.
Защитил, прославил, освободил.
Талантливый дипломат и полководец заключил мир с татарами.
Великий полководец.
Д/з прочитать статью из учебника и ответить на вопросы.
Список использованной литературы.
Антонова В.И. Александр Невский. М, 1966.
Бегунов Ю.К. Александр Невский. Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. М., Молодая гвардия, 2003.
Великий князь Александр Невский. Русь, Орда и Запад в эпоху Александра Невского. Земное и небесное в посмертной биографии Александра Невского. Два подвига Александра Невского. Сост. И автор. Текст А.Ю. Карпова. М., 2002.
Горский А.А. Александр Невский //Родина, 1993, № 11, с.26-31.
Греков Б.Д., Якубовский А.Ю, Золотая орда и ее падение. 2-е изд. М, 998.
Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (ХII-ХIV вв.) М., 2001.
Дегтярев Я.Я. Невская битва. Л., 1991.
Житие Александра Невского. Автор-составитель М.А. Пистменный. М., Рипол-классик, 2003.
Иткин Э.С. Дни воинской славы России. Учебно-методическое пособие. Книга 1. Н.Новгород, НГЦ, 2007.
Липицкая С.В. Ледовое побоище. М., 1994.
Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь Книжников и книжности Древней Руси. Вып.1.(ХI-первая половина ХIY в.) Отв.ред. Д.С.Лихачев. Л.. 1987.
Пашуто В.Т. Александр Невский. Серия "Жизнь замечательных людей". М., Екатеринбург, 1995.
Хитров М.И. "Святой благоверный великий князь Александр Ярославович Невский. Подробное жизнеописание с рисунками, планами и картами". М. 1991. Репринт издания. М. 1893.
Интернет - ресурсы
http://www.nameofrussia.ru/person.html?id=41
http://www.pravmir.ru/article_3627.html
http://days.pravoslavie.ru/Life/life6392.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_Невский
http://www.adama-art.com/html/saints/233.html
http://www.voskres.ru/idea/ganitshev1.htm
http://www.foma.ru/content/index.php?IBLOCK_ID=2&SECTION_ID=567
http://www.aib.ru/~kam/biography/aleksandr-nevskij.htm
http://www.rusidea.org/?a=25120603
http://halkidon2006.narod.ru/history/705_mitropolit_vladimir.htm
Купрякова Любовь Александровна
Картунен Светлана Андреевна
Нигириш Светлана Владимировна
Картунен Светлана Андреевна