12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Джамиля Жукова21

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Святой защитник Земли Русской –

Александр Невский»

 

Жукова Д.С., учитель истории и обществознания

 

Актуальность.

В соответствии с целью привлечения внимания педагогической общественности к истории, культуре, образованию, как мощным средствам объединения здоровых сил общества в укреплениитрадиционной семьи и российского государства, а также укрепления взаимодействия образовательных организаций и общественности в решенииактуальных вопросов духовно-нравственного воспитания, разработано мероприятие, посвященное чествованию 800-летия святого Александра Невского.

В сегодняшних условиях сложно организовать и провести внеклассные мероприятия, тем более мероприятия с привлечением общественности, мы предлагаем адаптировать к нынешним условиям проведение внеклассного мероприятия «Святой защитник Земли Русской – Александр Невский». Одному педагогу донести весь багаж знаний о легендарной личности и об эпохе исторического деятеля возможно, но кругозор формируется под воздействием и других инструментов, так мы избрали для школьников возможности киноэффектов. В нашем поселке есть активные и замечательные работники культуры Дома культуры «Сибирь», которые помогут реализовать наш проект, организовав семейный просмотр художественного фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский». Было бы здорово, если бы нам помогли спонсоры изготовить ростовой портрет Александра Невского, который можно разместить в фойе ДК «Сибирь» для семейного фото. Данный кинопросмотр можно осуществить и в домашних условиях. Вторым и полноценным этапом является проведение игры – путешествия по станциям. Это мероприятие можно провести как в одной параллели среди 6-классников одной школы, так и на муниципальном уровне, МБОУ «СОШ №6» может стать площадкой для проведения городской игры среди 6-классников школ г.Мегиона. А также материалы игры можно использовать при дистанционном обучении с каждым классом отдельно, игру могут проводить старшеклассники.

Возрастная аудитория:

Мероприятие планируется провести для учащихся шестого класса, так как школьники уже успели изучить необходимый материал. В качестве экспертов на станциях предлагается использовать учащихся 8-9 класса, что позволит им на более высоком уровне осмыслить личность и деятельность Александра Невского, а также подготовиться к ГИА, олимпиадам по истории.

Место внеклассного мероприятия в курсе истории Отечества:

Элементы игры можно включить в учебное время на уроке в курсе истории Отечества за шестой класс, после изучения темы «Политическая раздробленность на Руси». В условиях нехватки учебного времени, проведение мероприятия можно приурочить к одной из памятных дат, связанных с именем Александра Невского. Материал мероприятия также можно использовать на тематическом классном часе или как готовый сценарий мероприятия в рамках «Марафона наук».

Цель игры-путешествия: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому на примере исторической личности Александра Невского.

Задачи игры-путешествия:

Образовательные:

·Обобщить и систематизировать знания школьников о личности и деятельности Александра Невского;

·Раскрыть черты личности Александра Невского как русского князя, воина, святого и государственного деятеля.

Развивающие:

·Продолжить формирование информационных умений (умения работы с текстом источника, изобразительным источником, аудио- и видеоматериалами);

·Продолжить формирование учебно-логических умений (умения анализа и синтеза);

·Развитие коммуникативных умений через групповую работу.

Воспитательные:

·Способствовать формированию познавательного интереса к личности и деятельности Александра Невского;

·На примере личности Александра Невского способствовать формированию чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков, православной культуре;

·Утвердить в сознании учащихся значения исторических связей с предшествующей жизнью своего Отечества, своего народа, необходимостиосознанного формирования собственной культурной среды.

Оборудование:

мультимедийная презентация по станциям (приложение);

отрывок из поэмы К. Симонова «Ледовое побоище»;

аудиозапись отрывка «Вставайте люди добрые» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».

Ход мероприятия:

Организационный момент:

I этап: за 2 недели до мероприятия организовать семейный просмотр х/ф «Александр Невский» в ДК «Сибирь», итогом просмотра станут конкурсы рисунков «Князь Александр Невский» и семейных фотографий «Защитники Земли Русской» (после просмотра х/ф в фойе ДК «Сибирь» можно сделать фотографии всей семьей или с друзьями рядом с ростовым портретом Александра Невского)

II этап: проведение игры-путешествия по станциям в МБОУ «СОШ №6»

Из учащихся шестых классов формируются команды по 5-6 человек (как вариант - по две команды от каждого класса). В разных кабинетах школы располагаются шесть игровых станций, названия которых обозначены на двери и на маршрутных листах каждой команды. На каждой станции работают эксперты (ученики 8-9 классов), которые дают краткую историческую справку подсказку, затем знакомят с заданиями на слайдах презентации, в ходе работы заносят результаты в маршрутный лист. У каждой команды индивидуальный маршрут по кабинетам. Время прохождения каждой станции – 5-7 минут. При выполнении заданий на станциях 1-5, команда может получить до 5 баллов, на станции 6 – до 10 баллов. Вне зависимости от результатов прохождения станции, команда получает Орден Александра Невского, который команде предоставляется в качестве награды.

Игра начинается с торжественной линейки в актовом зале, которую проводят подготовленные ребята из 8-9 классов, можно организовать учеников постарше 10-11 классов. Окончание мероприятия завершается организованно подведением итогов на линейке, где объявляется победитель и происходит награждение команд, а также награждаются победители конкурсов рисунков и фотографий после просмотра х/ф «Александр Невский».

Станции:

1. Станция №1. «Заступник русской земли» - до 5 баллов.

2. Станция №2. «Когда при жизни человек творит добро, народ не забывает имени его» - до 5 баллов.

3. Станция № 3 «Хронос» - 1 балл

4. Станция №4. «Кто с мечом к нам придет…» - до 4 баллов.

5. Станция №5 «Святой Александр Невский» - до 5 баллов.

6. Станция №6 «Я памятник воздвиг себе чудесный вечный…» - до 10 баллов.

Звучит кантата «А. Невский» С. Прокофьев

1 ведущий – С давних времен Русь славилась своими богатырями, героями, людьми сильными, смелыми, любящими свою родную землю, свою Родину. Наша страна, огромная, богата природными ресурсами, животным и растительным миром, омывается морями и океанами. Богата Россия и своей героической историей - на протяжении многих веков она подвергалась нападению иноземных завоевателей. Но все они получали достойный отпор, так как их встречали мужественные русские воины под руководством талантливых полководцев. Об одном из них мы сегодня и будем вести речь. Это – древнерусский князь Александр Ярославович Невский.

2 ведущий – читает отрывок из поэмы К. Симонова «Ледовое побоище».

На голубом и мокроватом
Чудском потрескавшемся льду
В шесть тыщ семьсот пятидесятом
От Сотворения году,

В субботу, пятого апреля,
Сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев тёмный строй.

3 ведущий - «Святой благоверный великий князь наш Александр Невский, моли Бога о нас!» С такими словами обращается русский народ, Православная Церковь к своему небесному покровителю. Эти слова часто звучат под сводами храма Богородице – Рождественского монастыря г. Владимира, в котором 460 лет покоились святые останки Александра Невского, а теперь находится частица его мощей.

В чём же тайна благоговения и горячей любви народа к А. Невскому, которая передаётся из поколения в поколение? Почему он причислен к лику святых? Вот эти и другие вопросы сегодня вы услышите на станциях.

4 ведущий - Из глубины веков перед нами встаёт образ исторического героя в воображении поэта XIX века Майкова:

«…Его власы до стройных плеч,
Как прядь златая, упадали,
Уста любовию дышали
И мудростью звучала речь.
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой-
Врагам средь битв был грозно страшен,
Вне битв – отрадой был святой.
Всегда в сознанье долга строгом,
Он правду всей душою чтил
И чувства сердца разделил
Между Отчизною и Богом…»

А, что вы знаете о личности знаменитого полководца, дипломата, выдающегося государственного деятеля? Сегодня мы это узнаем. Желаем вам успеха! Капитаны получите маршрутные листы.

Станция №1 «Заступник русской земли» - до 5 баллов.

Описание станции:

Задания на станции направлены на то, чтобы вызвать чувственное восприятие образа Александра Невского. Команды должны через анализ аудио- и видеоисточников сформулировать собственное видение личности Великого князя.

Задание 1. Прослушайте фрагмент кантаты композитора С.С. Прокофьева «Александр Невский» и ответьте на вопросы:

Вставайте, люди русские, 
На славный бой, на смертный бой. 
Вставайте, люди вольные, 
За нашу землю честную!

Живым бойцам почёт и честь, 
А мёртвым - слава вечная. 
За отчий дом, за русский край 
Вставайте, люди русские!

Вставайте, люди русские, 
На славный бой, на смертный бой. 
Вставайте, люди вольные, 
За нашу землю честную!

На Руси родной, 
На Руси большой 
Не бывать врагу! 
Не бывать врагу! 
Поднимайся, встань, 
Мать родная, Русь!

1. Какие чувства у вас вызывает этот фрагмент?

2. Как вы думаете, почему именно такая музыка и текст посвящены Александру?

Задание 2. Посмотрите видеофрагмент фильма «Александр Невский» и ответьте на вопросы:

1. Как встречают Александра и его войско?

2. Как реагирует Александр на такую встречу?

3. О каких его качествах говорит его поведение?

Станция №2. «Когда при жизни человек творит добро, народ не забывает имени его» - до 5 баллов.

Описание станции:

Чтобы выполнить задания на этой станции ребятам необходимо знать о миниатюрах лицевого летописного свода (это задание можно дать заранее с другим материалом). Извлекая информацию из изобразительных источников, учащиеся анализируют личность Александра как русского святого.

Задание: Рассмотрев миниатюры, составляющие «Житие Александра Невского», ответьте на вопросы:

Слайд 1. «Добродетели князя Александра Невского»

Вопросы:

1. Какие добродетели вы видите на этом изображении? (любовь к книге, набожность (икона Богородицы), наличие последователей.) Важны ли они для святого? Почему?

Слайд 2. «Нашествие хана Батыя на Русскую землю»

Вопросы:

1. Найдите на изображении Александра Невского (верхний правый угол). Почему он находится в стороне? (Новгород не был разгромлен монголами)

Слайд 3. «Войско Александра Невского сокрушает шведов»

Вопросы:

1. Кто помогает в сражении Александру Невскому? (ангелы с мечами)

2. Почему автор изобразил победу именно так?

3. Почему, по вашему мнению, Александра Невского причислили к лику святых?

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

t1636797201aa.jpg

t1636797201ab.jpg

t1636797201ac.jpg

 

Станция № 3 «Хронос» - 1 балл

Описание станции:

Задания данной станции призваны выявить хронологические знания школьников. Учащиеся не только должны вспомнить современников Александра, но и самостоятельно получить новые знания. Задание также помогает более четко определить границы эпохи Александра Невского.

Задание:

Отберите карточки, на которых названы имена тех правителей, которые не были современниками Александра Невского. Из цифр, которые вы найдете рядом с именем, составьте дату рождения Александра Ярославовича.

Вариант карточек:

Батый

8

Иван IV

2

Владимир Красно Солнышко

2

Карл Биргер

6

Владимир Мономах

1

Рюрик

0

Ответ: 1220 год

Станция №4. «Кто с мечом к нам придет…» - до 4 баллов.

Описание станции:

Задание данной станции ориентировано на выявление конкретных исторических знаний школьников о Невской битве и ее роли в судьбе Александра. Представление схемы в виде пазла позволяет учащимся более внимательно познакомиться с деталями сражения, а также, формирует навыки коллективной работы.

Задание: Назовите сражение, которое вы увидите, собрав предложенный пазл. Вспомните дату и участников битвы. Назовите роль этой битвы в судьбе Александра Ярославовича.

Вариант схемы сражения:

 

t1636797201ad.jpgt1636797201ae.png
 

Станция №5 «Святой Александр Невский» - до 5 баллов.

t1636797201af.png

t1636797201ag.png

t1636797201ah.png

t1636797201ai.png

 

t1636797201aj.png

Станция №6 «Я памятник воздвиг себе чудесный вечный…» - до 10 баллов.

Описание станции:

Задание данной станции позволяет связать знания школьников с культурологическим материалом, способствует эмоционально-ценностному восприятию учениками культурных, в том числе и церковных объектов. Задание позволяет увидеть ценность культурного наследия России.

Задание:

По фотографиям определите правильное и точное название культурных объектов, связанных с именем Александра Невского. Бонусные баллы ставятся, если ученики называют авторов, города расположения данных объектов

Варианты фотографий:

t1636797201ak.png

t1636797201al.png

t1636797201am.png

t1636797201an.png

t1636797201ao.png

t1636797201ap.png

t1636797201aq.pngt1636797201ar.png

 


 

Ответы:

1. Мост Александра Невского в Санкт-Петербурге

2. Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

3. Икона святого блг. князя Александра Невского, написанная в мастерской Данилова монастыря (помогает обрести не только смелость и мужество, но и мудрость, заступничество при несправедливых обидах)

4. Мощи Александра Невского

5. Картина Александр Невский автор П.Д.Корин (1942-1943гг.)

6. кадр из фильма «Александр Невский» режиссер С.Эзейнштейн

7. Памятник тысячелетия Руси


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.