12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черенкова Елена Анатольевна353
стаж педагогической работы 22 года
Россия, Приморский край, Владивосток

Всероссийский интернет-конкурс для учителей истории и обществознания

«Технологическая карта урока»

 

Технологическая карта  урока

систематизации и обобщения знаний и умений по разделу:

«Русские земли в середине XIII XIV в.»

 

Защита проектов по теме:

«Защитники земли русской. Александр Невский»

6 класс (ФГОС)

 

 

 

                                                                                   Автор: учитель истории и обществознания 

                                                                   высшей квалификационной категории

                                                                   МБОУ СОШ № 3 г.о. Спасск-Дальний,

                                                                   Приморского края

                                                                                   Черенкова Елена Анатольевна

                                                                  (cherenkova70@gmail.com)

 

 

                                                          2017  г.

 

Пояснительная записка

 1. Актуальность темы, примерное содержание технологической карты (ТК) учителя-предметника

 В условиях внедрения в современную систему образования Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения актуальным для учителя-предметника остается создание технологических карт уроков.

В настоящее время не существует официально закрепленной формы технологических карт, примерные шаблоны и требования к содержанию данного документа устанавливаются администрацией каждого образовательного учреждения самостоятельно. Зачастую  от  учителя требуют написания подробного конспекта урока с записью всего того, что учитель планирует говорить (начиная от приветствия, заканчивая прощанием); подробного перечисления всех универсальных учебных действий, которые учитель планирует развивать, отрабатывать на каждом этапе урока (хотя эта информация указывается в календарно-тематическом планировании курса); распечаткой дополнительного материала, документов для приложения к ТК; обоснованием необходимости выбора всех используемых педагогических методов и приемов обучения.

В итоге созданный конспект урока представляет собой многостраничный документ, которым неудобно пользоваться и который теряет всякое значение, если обратная связь показывает, что ученики не воспринимают предлагаемый план урока, плохо усвоили материал или, наоборот, материал оказался слишком легким. Не забываем про то, что на каждый учебный день педагогу необходимо создавать несколько подобных разработок, на которые требуется потратить много времени и ресурсов.

Вот и получается, что при таких условиях учитель создает технологические карты, как говорится, «для галочки», относясь к этой работе как к напрасной трате времени.

Обычная рабочая технологическая карта урока не должна превращаться в отчетный или аналитический документ, должна быть избавлена от научно-методических обоснований и педагогической теории, поскольку документ предназначен для специалиста, владеющего темой.

По нашему мнению, технологическая карта должна стать удобным инструментом для подготовки к уроку, быть воспроизводимой (в электронной и бумажной форме) в любых условиях, позволять быстро корректировать компоненты урока с учетом образовательных возможностей класса, школы, потенциала учителя.

Для этого в технологическую карту включаем основную информацию, отражающую содержание педагогического замысла:

1 часть: общая информация об уроке  (тема, тип урока, цель для учителя (цели для учеников на каждый урок подробно обосновываются в календарно-тематическом планировании), планируемые результаты); эта часть может быть выполнена в электронном виде и храниться в базе учительского компьютера.

2 часть: конкретная технологическая карта – план-сценарий урока  с кратким обоснованием содержания каждого этапа и того, что будут делать учитель и ученики; эта часть распечатывается учителем и используется для проведения урока.

3 часть: дидактические материалы, приложения (указание на используемые дидактические материалы, страницы учебника или дополнительных текстов, номера слайдов презентаций, ссылки на источники в сети интернет (данная информация позволит быстро найти необходимые материалы); учитель распечатывает или оформляет в электронном виде те материалы, которые нужны для проведения урока.

 

2. Особенности конкурсной технологической карты

Представляю вниманию жюри технологическую карту урока систематизации и обобщения знаний и умений учащихся по курсу истории России 6 класс. Урок составлен на основе когнитивной технологии обучения (автор М.Е.Бершадский), апробация которой в течение ряда лет проводилась на базе нашей школы и с успехом используется в настоящее время.

Данный урок требует тщательной предварительной подготовки как в подборе материала, так и в техническом оснащении. Именно технологическая карта позволяет упорядочить используемый на уроке материал, сократить время на подготовку урока, предусмотреть возможные варианты организации деятельности учащихся.

Согласно требованиям ФГОС часть уроков  истории отводится на подготовку и защиту проектов. В 2016/2017 г. в календарно-тематическое планирование было включено 2 проекта  по Отечественной истории: один  из них – исследовательский долгосрочный монопроект; второй, представленный в данной работе – коллективный обобщающий мини-проект по теме «Защитники земли Русской» (2 учебных часа). Данные уроки проводились в конце учебного года как итоговое повторение и обобщение.

Подготовительная работа:

1. Выбор  темы.

За неделю до проведения урока ученикам были предложены на голосование содержательные варианты предстоящего мини-проекта на выбор:

 

  1. Александр Ярославович Невский и его деятельность.
  2. Дмитрий Донской и его деятельность.
  3. Иван III и его деятельность.
  4. Каждая группа готовит материал про своего деятеля из предложенного списка.

 

Большинство шестиклассников выбрали вариант № 1.

2. Поиск информации.

Ученикам было предложено заранее найти и изучить информацию о жизни и деятельности А. Невского, собрать базу данных по выбранной теме. Ученики принесли распечатки, книги и энциклопедии,  сохраненные на флеш-носителях веб-страницы по теме.

3. Просмотр обучающих роликов по работе с различными веб-сервисами (Sway, Video Scribe, Mind-map, Power Point) на канале YouTube.com для повторения функциональных возможностей (учащиеся 6 класса  знакомы с перечисленными сервисами с 5 класса, в целом владеют алгоритмом выполнения творческих работ с использованием данных программ).

Обучающие ролики размещены на авторском сайте учителя: https://sites.google.com/site/cherenkova70/osvaivaem-internet-servisy.

4. Предварительное деление класса на группы позволило сэкономить учебное время, избежать на уроке недовольства тех, кто попал «не в ту» группу. Ребята избрали способ «Rаndom»  в программе SmartNotebook для интерактивной доски Smart.  Данный способ  подходит для класса, в котором ребята имеют примерно одинаковый уровень обученности (из 21 ученика: 3 имеют повышенный уровень обученности, 2 ученика – низкий; 16 – средний).

 

список класса
деление на группы

 

5. Формулировка  вопросов (проблем) для выполнения мини-проектов (мозговой штурм).

Были выбраны следующие проблемные вопросы:

 

  1. Почему А. Невский стал полководцем: случайность или закономерность?
  2. В чем проявился полководческий талант А. Невского?
  3. А. Невский глазами историков.
  4. Оружие А. Невского: правда и вымысел.
  5. Как увековечена потомками память об А. Невском?

 

 

 6. Техническое обеспечение.

На уроке использовались школьные нетбуки с выходом в интернет; также  учащимся было разрешено принести свои гаджеты (смартфоны, планшеты) для работы в группах.

7. Дидактические материалы:

Каждая команда получила следующие материалы:

1. Тексты (распечатки, книги, журнальные статьи, материалы в электронном виде) с материалами по полученному заданию.

2. Правила работы группы.

3. Лист оценки работы групп.

4. Лист самооценки своей работы  (каждому ученику).

  Структура технологической карты:

Включает 3 раздела:

1. Общая информация об уроке.

2. План-сценарий урока включает пункты:

А) Этапы урока.

Б) Виды заданий, приемы деятельности учащихся.

В) Деятельность учителя.

Г)  Деятельность учащихся.

Д) Ресурсы.

3. Приложения.

Технологическая карта в подобном виде как инструмент учителя удобна, экономична в копировании, воспроизводится в виде шаблона для использования при написании технологических карт уроков подобного типа.

 3. Результативность

Используемые дидактические инструменты оценки данного урока позволяют отследить не только развитие предметных, но и уровень метапредметных и личностных универсальных учебных действий шестиклассников. 

Предметные УУД  оценивались  на уроке в процессе выполнения и защиты мини-проекта. Итоговые результаты были получены после проведения проверочного тестирования по разделу «Русские земли в середине XIIIXIV в.» на следующем уроке.

Результаты следующие:

Отметка «5» - 8 учеников; отметка «4» - 10 учеников; отметка «3» - 3 ученика; отметка «2» - нет.

Допущенные ошибки:

- на хронологию – 5 (23%)

- некорректное использование терминологии – 3 (14%)

- искажение исторических фактов – 3 (14%)

- ошибки чтения исторической карты – 4  (19%)

- отсутствие аргументации / некорректное использование аргументации – 2 (9%).

Успеваемость – 100%, качество знаний – 85,7%, СОУ – 73,7%, средний балл – 4,2, коэффициент  знаний – 76,2. Данные показатели доказывают эффективность выбранных методов, приемов и форм обучения.

        Несомненным достоинством использованных на уроке дидактических инструментов  (листов оценки групповой и индивидуальной работы) является возможность измерения уровня развития метапредметных УУД в сравнении: оценка учителя/самооценка учеников. Диаграммы показывают мнение учеников о том, чего им удалось добиться на уроке, и оценку учителя:

 

развитие регулятивных УУД
метапредметные и коммуникактивные УУД

 

     Относительно информационных УУД  дать корректную оценку сложно, поскольку данный навык находится в стадии развития. Только 25% учеников оценили свои возможности работы в различных компьютерных программах как уверенные, по итогам  урока  более 50% ответили, что смогли выполнить задание благодаря работе в группе  и помощи учителя и товарищей, высказали желание продолжить работу дома.

    Все 4 группы справились с заданием. На этапе публичной защиты были представлены черновики (схемы, записи), затем данные наработки были переведены в цифровой формат указанных выше компьютерных программ. 

группа 1 (презентация Sway):

набросок
Итоговая презентация: https://sway.com/Jk9FjiOFsSDphWUr?ref=Link

группа 2 (презентация Power Point): файл прилагается к данному посту.

группа 3 (интеллект-карта в программе Mind-map):

черновой вариант интеллект-карты
итоговый вариант
группа 4 (видеоролик). На уроке демонстрировался ролик VideoScribe в самой программе, затем этот ролик был загружен на канал YouTube, далее указана ссылка.

графический сценарий ролика

https://www.youtube.com/watch?v=9JHKT77uqBY

     Личностные УУД помогли проанализировать листы самооценки (приложение 3). Было определено, что более 60 %  учеников мотивированы на получение новых знаний и умений. 80% учеников испытывали гордость за достижения предков, 54% расширили опыт оценочной деятельности. Ребята оценивали свои чувства, затруднения и достижения. Можно отметить, что более 60% учащихся чувствовали неуверенность и страх, что подведут команду, 45% обучаемых испытали гордость за свой вклад в общий результат; 2 ученика (9%) испытали скуку, им было не интересно, но следующая колонка («мне было трудно») объяснили причину скуки – ученики были не уверены в своих силах, страшились выполнять полученную работу самостоятельно.

В перечне затруднений ребята отмечали сложности в распределении обязанностей (38%), непонимание и стремление обязательно доказать свою правоту (52%), страх публичного выступления отметили только 17%.

Среди достижений ребята отмечали свои умения и навыки искать информацию (75%), выполнять таблицы и схемы (85%), рисовать (96%), пользоваться различными компьютерными программами (25%). 98% учеников оценили урок как очень интересный. Вот несколько отзывов: «Мне понравилось, что можно работать так, как хочешь, не надо сидеть за партой», «Интересно, когда можно использовать не только учебник, но и материалы из интернета», «Мне понравилось делать презентацию, я даже на перемену не выходил», «Я смогла помочь своей команде красиво оформить  интеллект-карту», «Порадовалась за одноклассников, они отлично представили нашу работу!».

Безусловно, подготовить и провести данный урок было бы невозможно без составления технологической карты, которой удобно пользоваться. Отмечу, что данная ТК представляет собой рабочий вариант, рабочий инструмент учителя.

 

 

Технологическая карта урока систематизации и обобщения знаний и умений

 

1. Общая информация об уроке

 

Тема

«Защитники Земли Русской. Александр Невский»

№ урока по КТП

58-59

Предмет, класс: 

История, 6 класс

УМК: 

Программа  по истории России для 6-10 классов И.Л. Андреева, О.В.Волобуева, Л.М.Ляшенко  издательства «Дрофа» 2016 г.;

Тип урока: 

систематизации и обобщения знаний и умений

Методы, приемы обучения,

образовательные  технологии

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые, проектный методы.

Приемы  когнитивной образовательной технологии: самостоятельно извлекать необходимую информацию из источников различного вида; переструктурировать полученную информацию в интеллект-карту, схему, презентацию, таблицу по выбору; формулировать соответствующие выводы.

Приемы технологии критического мышления: «кластер», «корзина идей».

Цель

Систематизация и обобщение знаний и умений  учащихся  через  выполнение урочного  мини-проекта.

Задачи

1) Систематизировать и обобщить знания учащихся по заявленной теме.

2) Развивать познавательную активность учащихся.

3) Определить степень усвоения материала и уровень развития  универсальных учебных действий.

Формируемые УУД

предметные

метапредметные

личностные

 

  •     Актуализировать и обобщить знания учащихся по Отечественной истории;
  •     Соотносить события истории Руси по хронологическому признаку;
  •     Применять понятийный аппарат по изученному материалу;
  •     Соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки исторических личностей в этом пространстве;
  •     Соотносить, анализировать и систематизировать историческую информацию из различных источников. 

 

Коммуникативные:

 

  •     организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;
  •     развивать навыки  учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 

Регулятивные:

 

  •     формулировать целевые установки учебной деятельности;
  •     выстраивать адекватный заявленным целям алгоритм действий;
  •     осознавать уровень и качество усвоения учебного материала;
  •     производить поиск и фиксацию информации, выделяя главное и второстепенное.

 

Познавательные:

 

  •     находить и обрабатывать информацию об изучаемом периоде истории.
  •     Использовать различные знаково-символьные средства для представления результата учебной работы.

 

Информационные:

 

  •     Развивать умения и навыки оформления проектных работ с применением различных интернет-сервисов, ИКТ технологий.

 

 

  •     Формировать и развивать устойчивую мотивацию учения;
  •         Овладевать способами обобщения и систематизации знаний;
  •         Расширять опыт оценочной деятельности; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений;
  •         Уважать патриотические традиции своего народа.

 

Организация пространства

Размещение рабочих мест для 4 групп.

Оборудование

Ноутбук, проектор, интерактивная доска, гаджеты (смартфоны, планшеты) с выходом в интернет.

 

2.  ПЛАН-СЦЕНАРИЙ УРОКА

 

Этап урока

Виды, приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ресурсы

1. Организационный этап

Подготовка  к работе на уроке.

·       Просит  учеников разместиться согласно жеребьевке.

·       Приветствует  учеников.

 

·       Предлагает проверить наличие всего, что необходимо для работы на уроке

·       Размещаются по группам.

 

·       Приветствуют учителя.

 

·       Готовят  необходимые для работы на уроке принадлежности.

Слайд 1

Организация рабочих мест для 4 групп:

·     Нетбук с загруженными файлами и программами;

·     Конверт с дидактическими материалами;

·     Книги, журналы, распечатки.

 

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Оглашение результатов предварительного голосования, выполнение задания с портретами.

 

Знакомство с темой, типом урока.

 

Постановка цели и задач урока.

·       Оглашает результаты предварительного голосования по выбору темы мини-проектов.

·       Просит назвать исторического деятеля, за которого было отдано большинство голосов.

·       Называет тему и тип урока, уточняет, что работа рассчитана на 2 урока.

·       Просит сформулировать цель и  задачи урока.

·       Воспринимают информацию.

 

 

·       Называют деятеля по портрету, затем проверяют правильность выполнения по тексту на слайде.

 

 

 

 

 ·    Формулируют и оглашают цель и задачи своей работы на уроке.

Слайд 2

 

 

 

 

Слайд 3

3. Актуализация знаний

Повторение правил выполнения проектов, работы в интернет-сервисах и компьютерных программах.

 

 

 

 

 

Задание «А я знаю…» (каждый ученик называет по одному факту, начиная свой ответ со слов «А я знаю …»).

·       Предлагает вспомнить  порядок работы над проектом, отвечает на уточняющие вопросы учеников/групп, демонстрирует  ответ на слайде.

·       Проводит  жеребьевку для определения формы выполнения проекта группами.

 ·       Организует повторение всеми учащимися ключевой понятийной, хронологической, фактической информации по изученному разделу, которая касается деятельности Александра Невского, фиксирует ответы учеников на меловой доске  (составление кластера).

·       Вступают в беседу с учителем (называют порядок работы над проектом, сверяют свои ответы с текстом на слайде).

 

·       Каждая группа получает название сервиса (формы) для выполнения проекта.

 

·       Называют факты, даты, причинно-следственные связи по изученному разделу; один из учеников помогает рисовать кластер на доске.

Слайд 4

4. Обобщение и систематизация знаний

Выполнение мини-проектов.

Консультирует учащихся по организационным и техническим вопросам выполнения проекта.

Выполняют мини-проекты в группах согласно составленному плану.

 

4.1 Подготовка учащихся к деятельности на уроке

Изучение дидактических материалов, организация работы в группах.

·       Предлагает ознакомиться с материалами в конвертах, внимательно изучить папки с загруженными файлами  в нетбуках.

·       Напоминает, где размещены справочные обучающие ролики по работе с веб-сервисами.

·       Изучают памятки и раздаточные материалы своей группы.

 

 

 

·   Распределяют обязанности в группах, приступают к работе.

Слайд 5

4.2 Воспроизведение знаний на новом уровне

Поиск, анализ, перекодирование информации,

выполнение проекта в заданной форме.

·       Следит за соблюдением временного регламента, дисциплины.

·       Помогает сохранить файл с выполненным мини-проектом на учительском компьютере для просмотра через проектор.

Работают в свободном режиме, используют правила конструктивного сотрудничества, придерживаются временного регламента.

Слайд 6

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Представление обучаемыми результатов работы  в группах (публичная защита).

·       Оглашает начало этапа публичной защиты, уточняет регламент выступления групп  - не более 3 минут, вопросы командам – 2 минуты.

·       Напоминает, что во время выступления команд необходимо внимательно слушать и оценить работу одноклассников в листе оценки работы групп (приложение 2).

 

·       Прослушивают информацию, делают письменные пометки.

 

 

 

·       Каждая группа представляет отчет о проделанной работе (количество выступающих определяется группой).

·       Группа отвечает на уточняющие вопросы одноклассников.

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

Слайд 7 -10

 

 

 

 

Слайд 11

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Работа с учебником и конспектами в рабочей тетради, раздаточным материалом.

·       Предлагает ученикам вспомнить, были ли допущены   фактические, хронологические ошибки, недочеты, которые они заметили в работах групп. И что именно понравилось в мини-проектах? Для этого необходимо просмотреть текст соответствующих параграфов в учебнике, схемы в пособии В.Кириллова и свои записи в тетради, использованные на уроке материалы.  Напоминает о правилах  ведения обсуждения и конструктивной критики.

·       Делает краткий анализ выступлений, отмечает достоинства работ и их защиты и те моменты, над которыми нужно еще поработать.

·       Задает вопрос классу: «Что именно из изученного сегодня на уроке вы  считаете важным для себя? Почему?».

·       Высказывают свое мнение, называют недочеты своей работы и работ одноклассников.

·       Заканчивают заполнять листы оценки работы групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·       Соглашаются /не соглашаются с учителем, высказывают свое аргументированное мнение.

 

 

·       Называют новые факты, даты, которые узнали на уроке, обосновывают их важность для себя.

Слайд 12

Листы оценки работы групп (приложение 2).

7. Рефлексия

Заполнение листа самооценки своей работы.

·       Предлагает учащимся заполнить лист самооценки своей работы предельно честно. Напоминает, что подписывать данный лист не обязательно.

·       Предлагает ученикам назвать оценки, которые они выставили группам и себе.

 

·       Проводит оглашение накопительных отметок за работу, называет отметки, которые будут выставлены в журнал.

·       Анализируют свою работу (успехи и затруднения), заполняют лист самооценки своей работы.

 

 

 

·       Называют отметки, указанные в листах самооценки работы групп и своей работы.

·       Проводят самооценку своей работы на уроке, выделяют успехи и затруднения.

 

Слайд 13

Листы самооценки своей работы.

8. Домашнее задание

Базовый уровень:

Составить тестовое задания по данному разделу (8 вопросов), отметить правильные ответы.

Повышенный уровень: написать пост для школьного сайта по теме «Александр Невский – защитник земли Русской».

·       Оглашает домашнее задание, объясняет, что именно и в какие сроки нужно сделать ученикам.

·       Отвечает на уточняющие вопросы.

 

·       Благодарит учеников за урок.

 

 

·       Прощается с классом

·       Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

 

 

 

 

·       Благодарят учителя за урок.

 

 

 

·       Прощаются с учителем.

 

Слайд 14

3. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Правила работы в группе

1.       Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.

2.        Работать по намеченному плану.

3.       Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое до конца.

4.       Выполнять работу качественно, аккуратно,  без ошибок.

5.       Каждый в группе защищает общее дело и свое, в частности.

 

 Приложение 2. Лист оценки работы команд

Лист оценки работы команд

Внимательно послушайте выступления одноклассников, оцените их работу и поставьте отметки: 3 – «отлично»; 2 – «хорошо»; 1 – «слабо».

 

 

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

1. Новизна информации

 

 

 

 

2. Фактические, исторические, хронологические ошибки

 

 

 

 

3. Качество выполнения проекта

 

 

 

 

4. Выступление группы, представление проекта

 

 

 

 

5. Отметка за работу

(от 1 до 5).

 

 

 

 

ИТОГО:

 

 

 

 

 

Приложение 3. Самооценка своей работы

Группа № ______

Пожалуйста, оцените свою работу на уроке, запишите ответы в таблицу:

№ п/п

Предложения

Я чувствовал

Мне было трудно

Я смог

1.     

Когда я искал информацию…

 

 

 

2.     

Когда я слушал…

 

 

 

 

3.     

Когда я работал в группе…

 

 

 

 

4.     

Когда я был не согласен…

 

 

 

 

5.     

Когда со мной не соглашались…

 

 

 

6.     

Когда я выполнял проект…

 

 

 

 

7.     

Когда я выступал…

 

 

 

 

Я выставляю себе отметку: ____________

 

Приложение 4. Тематические материалы

1. Александр Невский (биография)

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://rushist.com/index.php/russia/2812-aleksandr-nevskij-kratkaya-biografiya

Александр Невский (родился 30 мая 1220, умер 14 ноября 1263 г.) – святой, великий князь владимирский, сын великого князя Ярослава Всеволодовича и Феодосии, дочери Мстислава Удалого. Юность Александр провел в Новгороде, где княжил с братом Федором (ум. 1233), под руководством двух суздальских бояр, а с 1236 самостоятельно.  В 1239 он женился на Александре, дочери Брячислава полоцкого.

В 1240 шведы, которые оспаривали у новгородцев Финляндию, двинулись, побуждаемые папской буллою о крестовом походе, под предводительством Биргера, на Новгород, но Александр разбил их при впадении Ижоры в Неву (Биргеру «возложи печать на лице острым своим копием»). Эта битва дала Александру имя Невского (см. - Невская битва). В том же году он поссорился с новгородцами, ограничивавшими его власть, и уехал в Переяславль. Но возникла война с Меченосцами, которые соединились с Тевтонским орденом, завоевали в 1240 псковскую область, заняли в 1241 Псков, выстроили в Копорье крепость, взяли Тесов и обложили данью Водь. Немцы стали грабить купцов в 30 верстах от Новгорода. Новгородцы отправили владыку с боярами к Александру; он вернулся, в 1241 отвоевал Копорье, в 1242 – Псков, двинулся в Ливонию и 5 апреля 1242 наголову разбил немцев на льду Чудского озера («Ледовое побоище»). По заключенному миру немцы отказались от завоеваний и возвратили пленных. В 1242 и 1245 Александр Невский одержал ряд побед над литовцами; в 1256, для устрашения шведов, опустошил Емь (Финляндия).

После смерти отца Александр с братом Андреем поехал в 1247 в орду к Батыю, а оттуда, по воле последнего, – к великому хану в Монголию. Андрей получил первый по значению Владимирский стол, Александр – Киев и Новгород. Андрей не поладил с татарами; в 1252 г. на него были двинуты татарские полчища Неврюя. Разбитый Андрей бежал в Новгород, а затем – в Швецию. В это время Александр был в Орде и получил ярлык на Владимир.

Борьба Александра Невского со шведами и немцами

 Сев там, Александр Невский препятствовал возникновению бесполезных по тогдашним условиям восстаний и старался покорностью перед ханом доставить льготы русской земле. В Новгороде Александр посадил своего сына, Василия. В 1255 новгородцы его изгнали, пригласив княжить Ярослава Ярославича тверского. Но Александр двинулся на Новгород и восстановил Василия. В 1257 возобновились волнения в Новгороде, вызванные слухами о намерении татар произвести перепись для обложения жителей поголовной данью. Василий был на стороне новгородцев, но Александр отправил его в Суздаль и жестоко наказал его советников.

В 1258 Александр Невский ездил в Орду «чтить» влиятельного сановника Уловчая и в 1259 побудил новгородцев согласиться на татарскую перепись. В 1262 г. возникло восстание в Суздале, Владимире, Ростове, Переяславле и Ярославле, вызванное татарами – откупщиками дани. Александр вновь поехал в Орду, отвратил погром русских городов и выхлопотал для них освобождение от составления ополчений для татар. На обратной дороге Александр Невский скончался в Городце Волжском. Митрополит Кирилл, возвещая во Владимире о смерти Александра, выразил тогдашнее общественное настроение словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли». Александр Невский являлся наиболее крупною фигурою в русской истории от Владимира Мономаха до Дмитрия Донского. Память его окружена поэтическими сказаниями. Церковь причислила Александра к лику святых. Его мощи открыты в 1380, а в 1724 г. перенесены в Петербург, в Александро-Невскую лавру.

 2. Оценка личности и деятельности Александра Невского

http://rushist.com/index.php/russia/2812-aleksandr-nevskij-kratkaya-biografiya

По результатам широкомасштабного опроса россиян 28 декабря 2008 года Александр Невский был выбран «именем России». Однако в исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского, взгляды историков на его личность разные, порой прямо противоположные. Веками считалось, что Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории в тот драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон, в нём видели родоначальника линии московских государей и великого покровителя православной церкви. Подобная канонизация Александра Ярославича со временем стала вызывать возражения. Как констатирует руководитель кафедры отечественной истории МГУ Николай Борисов, «любители разрушать мифы постоянно „подкапываются“ под Александра Невского и стараются доказать, что и брата он предал, и татар он навёл на русскую землю, и вообще непонятно, за что его великим полководцем считают. Такая дискредитация Александра Невского постоянно в литературе встречается. Каким он был на самом деле? Источники не позволяют на 100 % ответить на этот вопрос».

Решением Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в 2016 году Александр Невский определён небесным покровителем Сухопутных войск Российской Федерации[.

Каноническая (церковная)  оценка

Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси. В XIII веке Русь подверглась ударам с двух сторон — католического Запада и монголо-татар. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом — Золотой Ордой — и отразив нападение с Запада, одновременно защитив православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью как в дореволюционные, так и в советские времена, а также Русской православной церковью. Идеализация Александра достигла зенита перед Великой Отечественной войной, во время и в первые десятилетия после неё. В популярной культуре этот образ был запечатлён в фильме 1938 года «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.

Евразийская оценка

Лев Гумилёв как представитель евразийства видел в Александре Невском архитектора русско-ордынского альянса. Он утверждает, что в 1251 году «Александр приехал в орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал сыном хана и в 1252 году привёл на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем». С точки зрения Гумилёва и его последователей, дружеские отношения Александра с Батыем, чьим уважением он пользовался, его сыном Сартаком и преемником — ханом Берке позволили наладить с Ордой возможно более мирные отношения, что способствовало синтезу восточнославянской и монголо-татарской культур.

Критическая оценка

Третья группа историков, в целом соглашаясь с прагматичным характером действий Александра Невского, считает, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории России. Некоторые историки, в частности, профессор Оксфордского университета Джон Феннел, доктор исторических наук Игорь Данилевский, Сергей Смирнов считают, что традиционный образ Александра Невского как гениального полководца и патриота преувеличен. Они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчёт масштаба ливонской угрозы Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере. Согласно их трактовке, серьёзной угрозы со стороны немецких рыцарей не было (причём Ледовое побоище не являлось крупной битвой), а пример Литвы (в которую перешёл ряд русских князей со своими землями), по мнению Данилевского, показал, что успешная борьба с монголами была вполне возможна. Александр Невский сознательно пошёл на союз с монголами, чтобы использовать их для укрепления личной власти. В долгосрочной перспективе его выбор предопределил формирование в России деспотической власти.

Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил монгольскую власть на Новгород, который никогда не был завоёван монголами. Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких.

 

— доктор исторических наук, академик РАН Валентин Янин.

3. Орден Александра Невского

https://ru.wikipedia.org/wiki

Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года. В последующем Статут ордена был дополнен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1942 года. В описание ордена были внесены частичные изменения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года.  

 

орден Александра Невского

 

Статут ордена

Орденом Александра Невского награждаются командиры Красной Армии, проявившие в боях за Родину в Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечивающие успешные действия своих частей. Награждение орденом Александра Невского производится Указом Президиума Верховного Совета СССР. 

Орденом Александра Невского награждаются командиры дивизий, бригад, полков, батальонов, рот и взводов: за проявление, в соответствии с боевым заданием, инициативы по выбору удачного момента для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесение ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск; за выполнение боевого задания, настойчивую и четкую организацию взаимодействия родов войск и уничтожение полностью или большей части действующих превосходящих сил противника; за командование артиллерийским подразделением или частью, стремительно подавившими артиллерию врага, превосходящую по силе, или уничтожившими огневые точки противника, мешающие продвижению наших частей, или разрушившими группу ДЗОТов и ДОТ, или настойчиво отразившими атаку крупной группы танков, нанеся ей тяжелый урон; за командование танковым подразделением или частью, успешно выполнившими боевую операцию, причинившими большой урон живой силе и технике противника и полностью сохранившими свою материальную часть; за командование авиаподразделением или частью, настойчиво и успешно совершившими ряд боевых вылетов, нанесшими жестокий урон живой силе и технике противника и без потерь вернувшимися на свою базу; за стремительные действия и инициативу по расстройству или уничтожению инженерных сооружений противника и обеспечение развития успеха в наступательном порыве наших частей; за систематическую организацию бесперебойной разнохарактерной связи и своевременное устранение ее повреждений, обеспечившие успех крупных боевых операций войск; за умелое и стремительное выполнение десантной операции с наименьшими потерями для наших войск, причинившей большое поражение противнику и обеспечившей успех общей боевой задачи. Орден Александра Невского носится на правой стороне груди и располагается после ордена Богдана Хмельницкого III степени.

 Описание ордена

 

Знак ордена Александра Невского представляет собой выпуклую, покрытую рубиново-красной эмалью, пятиконечную звезду на фоне десятиконечной правильной фигуры, на поверхности которой расположены расходящиеся полированные лучи. Красная звезда имеет позолоченные ободки. В середине звезды - круглый окованный щит с рельефным изображением Александра Невского и надписью по окружности выпуклыми буквами: "АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ". Щит окаймлен лавровым позолоченным венком. Нижние концы ветвей венка покрыты фигурным щитком с позолоченным изображением на нем серпа и молота. На фоне лучей десятиконечной фигуры изображены концы двух позолоченных бердышей, скрещенных позади круглого щита. В нижней части ордена скрещены позади фигурного щитка позолоченные: меч, копье, лук и колчан со стрелами.

Знак ордена Александра Невского изготавливается из серебра. Серебряного содержания в ордене - 37,056±1,387 г. Общий вес ордена - 40,8±1,7 г. Размер ордена между концом красной звезды и противолежащей вершиной десятиконечной фигуры - 50 мм. Расстояние от центра ордена до вершины любого из эмалевых лучей пятиконечной звезды - 26-27 мм. На оборотной стороне знак имеет нарезной штифт с гайкой для прикрепления ордена к одежде. Лента к ордену шелковая муаровая голубого цвета с продольной красной полосой посередине. Ширина ленты - 24 мм, ширина полоски - 5 мм. 

Интересный факт об ордене

Орден Александра Невского вручался проявившим отвагу и мужество армейским командирам. Однако изображение на ордене — это совсем не Александр Невский. Так как ни одного прижизненного портрета великого князя не сохранилось, на орден поместили лицо сыгравшего его актёра — Николая Черкасова.

  

4. МЕЧ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО –

ХРАНИТЕЛЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

http://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/mech-aleksandra-nevskogo.html

Имя Александра Невского золотыми буквами вписано в историю России. Правда, если речь заходит о легендарном новгородском правителе, все сразу же вспоминают Ледовое побоище, когда русские войска обратили в бегство ливонских псов-рыцарей. А между тем своё прозвище Александр Ярославич получил за другой, не менее героический подвиг. В 1240 году в местечке Усть-Ижора воины под его командованием наголову разбили шведских захватчиков.

В той битве у русских тоже было численное меньшинство. И только благодаря грамотной тактике великого полководца наши предки одержали блестящую победу. Враги в панике бежали ещё и потому, что были смертельно напуганы мистическим оружием в руках у князя. Побеждённые шведы рассказывали о мече, светившемся ярким светом, которым Александр одним ударом сносил сразу трёх врагов. Несколько веков этот клинок считался навсегда утраченным. Многие считали, что это легенда, придуманная шведами для оправдания своего поражения. И в этом есть доля истины.

Просто наши воины сражались лицом к солнцу. Когда лучи упали на высоко поднятый меч князя, оше­ломлённые шведы приняли его за волшебное оружие. Именно во время этой битвы Александр поломал свой меч о голову предводителя шведской армии — Биргера. За эту победу Александр и получил своё второе имя — Невский.

Меч Александра после битвы отнесли в дом Пелгусия. К сожалению, потом здание сгорело и погреб, где хранился меч и другие дорогие вещи, оказался засыпан.

Сравнительно недавно стало известно, что реликвию обнаружили в середине XVIII века монахи, возделывавшие неподалёку от берегов реки землю.

В 1711 году по указу Петра Первого на месте Невской битвы построили церковь. Однажды монахи вскапывали поле и наткнулись на сундук, в котором лежали половинки меча! Служители церкви справедливо сочли, что клинок, которым Русскую землю защищал тот, чьим именем назван храм, должен покоиться в церкви. Когда её в очередной раз перестраивали, части меча положили в фундамент. И удивительное дело — с тех пор храм обходили стороной все стихийные бедствия!

После революции все церковные документы были уничтожены. И лишь недавно был найден дневник бе­лого офицера Андрея Ратникова, в котором несколько страниц было посвящено реликвии. Кстати, штабс-капитан писал, что Россия будет несокрушима, пока на её территории находится этот меч.

 

  

Использованные  ресурсы:

1.         Андреев И.Л. и др. История России с древнейших времен до XVI в.  6 кл.: учебник/ И.Л. Андреев, И.Н.Федоров. – М.: Дрофа, 2016.

2.         Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2014.

3.      http://ppt4web.ru/shablony-prezentacii/shablon-istorija-srednikh-vekov.html шаблон презентации.

4.      http://www.iconarchive.com/show/vista-map-markers-icons-by-icons-land/Map-Marker-Flag-4-Right-Azure-icon.html клипарт.

5.      http://picsbase.ru – клипарт.

6.      https://ru.wikipedia.org/wiki/- Википедия.

7.      http://rushist.com/index.php/russia/2812-aleksandr-nevskij-kratkaya-biografiya - Биография А. Невского.

8.      http://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/mech-aleksandra-nevskogo.html - Оружие времен Невской битвы.

9.      https://ru.wikipedia.org/wiki - Орден Александра Невского.

10.  http://rushist.com/index.php/russia/2812-aleksandr-nevskij-kratkaya-biografiya - А. Невский глазами потомков.
презентация к уроку "А.Невский"
PPT / 9.35 Мб

презентация группы 2 "Как оценивали А.Невского потомки"
PPTX / 1.29 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Ильина Оксана Геннадьевна, 09.07.17 в 13:59 1Ответить Пожаловаться
Замечательный материал! Очень понравился!

Залевская Наталья Ивановна, 18.08.17 в 19:22 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.