12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алексеева Яна Витальевна35
1

Классическая музыка в детском саду «Александр Невский - защитник земли русской»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 «Теремок»

 

 

 

Сценарий нетрадиционного занятия   «Классическая музыка в детском саду»

«Александр Невский – защитник земли русской»

 

 

 

 

 

                                          Автор:

Музыкальный руководитель

Алексеева   Яна  Витальевна

 

 

Ворша, 2017

 

/data/files/i1513769674.pptx (Слайды к занятию) 

 

 

Пояснительная записка.

Занятие для старшей группы составлено в соответствии с ООП ДО, ООП «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, с включением регионального компонента программы «К малой Родине с любовью», методических пособий:

Журнал «Музыкальный руководитель» № 8. 2013г. Журнал «Музыкальный руководитель» №1. 2012г. Методическая разработка «Проектная деятельность по развитию музыкального восприятия старших дошкольников средствами классической музыки», ГБОУ ДОУ № 915 г. Москва. В.М. Маслов «Памятники истории и культуры», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль 1983 г. О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург, издательство «Детство-Пресс», 2004. .К.Ю. Белая Методические рекомен­дации к комплекту книг «Моя Родина- Россия», 2009 г. Интернет ресурсы:

1.http://www.maam.ru/detskijsad/tematicheskoe-zanjatie-marsh-dusha-soldata-podgotovitelnaja-grupa.html

Работа  представлена  по  социально личностному   и     художественно- эстетическому направлению. Тема занятия «Александр Невский - защитник земли русской. На занятии были использованы следующие этапы:   1- процесс вовлечения, 2 -процесс целеполагания, 3- процесс осуществления деятельности, 4 -рефлексия.  Использовались методики О.П. Радыновой, Н.А.  Ветлугиной.   Использовались компьютерные технологии: интернет, мультимедийное  оборудование домашний      кинотеатр.  Дидактический материал: демонстрационный презентация, видеоклипы, аудиозапись, портрет композитора  С. Прокофьева раздаточный: Барабаны, головные уборы (пилотки, кивера). При   анализе   занятия   было   выявлено,  что дети  увлеченно   слушают классическую     музыку;     умеют     сосредотачиваться,     улавливать  детали  исполнения,  высказываться  об эмоциональном и образном содержании музыки,  определяют ее характер, передают словами возникший образ от прослушанного произведения,   активный   словарь   пополнился   новыми   словами.   Дети,   с удовольствием и заинтересованностью, отразили свои впечатления в движении, пластике, творческих работах.

 

 

 

Дети под музыку « Гусарский марш» входят в зал. Музыкальный  руководитель  приветствует  их.

Музыкальный  руководитель:   Ребята, сегодня мы продолжим с вами беседу о музыке. Какие  музыкальные  жанры  вы знаете?

Дети:  Песня,  марш,  танец.

Музыкальный руководитель: К  какому  музыкальному  жанру  относится  музыка,  которая  только  что  прозвучала  и  какая  она  по  характеру?

Дети: Это марш. Музыка  чёткая, бодрая, бравая, героическая, ритмичная…

Музыкальный  руководитель: Ребята, мы с вами слушали  разные  марши: военные,  праздничные,  торжественные, для  деревянных  солдатиков.

Как вы  думаете,  какой  этот  марш?

Дети:  Это  военный  марш.

Музыкальный  руководитель:  Марш как жанр сформировался на основе походной песни, пение которой сопровождалось игрой на барабанах.  Сейчас я предлагаю вам надеть пилотки и  промаршировать  как  настоящие  солдаты, а  впереди  пойдут  девочки  с  барабанами,  которые  называются... как? Отвечайте  хором.

Дети:  Мажоретки.

Звучит  музыка «Гусарский марш»  дети  маршируют  по  залу.

Музыкальный  руководитель: Ребята, вы  молодцы,  маршировали  как  настоящие  солдаты,  а  кто  такие  солдаты?

Дети: Солдаты – это  защитники  нашей  Родины.

Музыкальный руководитель: А хотите  узнать,  почему  солдат  называют  защитниками?

Дети:  Да!

Музыкальный  руководитель: Предлагаю совершить путешествие в  далёкие  времена,  когда  жили  богатыри  земли  русской.           (Слайд №1)

Музыкальный  руководитель: Нас   встречают  знаменитые    богатыри    с картины В. Васнецова – они внимательно вглядываются вдаль:  не угрожает ли Родине опасность? Вспомните, как  их зовут.                                               В старину воины обороняли свою Родину, защищали свои семьи с помощью щитов, копий и мечей. (Слайд №2)

 Вот и получалось, что женщины, дети и старики оказывались за их щитами. Поэтому они называли своих воинов защитниками. ( Слайд №3)

Это очень высокое звание – защитник Родины. И наша Владимирская  земля славится защитниками русской земли. Сегодня мы  с  вами  вспомним  и  поговорим об одном из них, чьё имя связано с нашим селом Ворша, а о  ком,  вы  мне  сейчас  сами  ответите.  (Слайд №4)

Дети:  Это  Александр  Невский.

Музыкальный руководитель: Совершенно верно. Это памятник  благоверному  великому  князю  Александру  Невскому.

Много военных подвигов совершил  князь Александр Ярославович. Его войско героически сражалось со шведами на Неве - реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским.

Вскоре после Невской битвы  ранней  весной   на  льду  Чудского  озера  произошло  новое  сражение, уже  с  немецкими  рыцарями-крестоносцами. Чёрными крестами были расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на щитах рыцарей.  Эта  битва  вошла  в  историю  под  названием  «Ледовое  побоище».  (Слайд №5)

 Тонкий  весенний  лёд  под  отступающей  немецкой  конницей  ломался, и  рыцари,  закованные  в  тяжёлые  железные  доспехи,  уходили  под  лёд.  

Этим  событиям  посвящено  одно  из  величайших  произведений классической  музыки  русского  композитора С. Прокофьева – кантата  «Александр  Невский».  ( Слайд №6)

Слово кантата происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь». Кантата  состоит  из  нескольких  номеров (частей). Она предназначена   для отдельных певцов (солистов), хора и оркестра.

Ребята, перенесёмся  с  вами  в  концертный  зал.  Предлагаю  вам  посмотреть  и  послушать  одну  из  частей  кантаты  в  исполнении  хора  в сопровождении  симфонического  оркестра  «Вставайте,  люди  русские».  Это призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор из кантаты  «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио.

Видеозапись 1 (первая  тема)

С давних пор на Руси существовал обычай - возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания. В мелодии слышатся боевые кличи, призывы.  Ритм марша подчёркивает героический характер музыки.  (Слайды  №7,8)

Физкультминутка.

Давайте все встанем и дружно изобразим раскачивание большого  колокола,  возвещающего  о  надвигающейся  опасности.

Музыкальный  руководитель: Затем  появляется новая тема - певучая, привольная, светлая.  Эту мелодию хор поёт на слова «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».

Видеозапись 1 (вторая  тема)

Музыкальный  руководитель:  А  теперь  посмотрите  несколько  картин  художников  изобразивших  битву  на  Чудском  озере  под  названием  «Ледовое побоище» и послушайте следующую часть кантаты С.Прокофьева  с  таким  же  названием.  ( Слайды №9,10)

В  этой  музыке  слышно  как тяжело мчатся закованные в тяжелые латы иноземные рыцари, враги,  их страшный  жестокий хорал  -  гимн смерти; а  потом образы русских воинов – сильные, бесстрашные и вместе с тем светлые, радостные, несущие в себе жизнь и солнце.(Слайды №11,12,13,14) Завершает эту часть тихая и светлая тема «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». На освобожденную землю пришли мир и тишина.

Аудиозапись 1

Музыкальный руководитель: Следующая часть  кантаты «Мёртвое поле» - одна из самых лирических и скорбных страниц кантаты. ( Слайд №15)

Закончилась битва, русское войско победило, но какой ценой заплатили воины за эту победу?  Ранним утром по бескрайнему заснеженному полю медленно идет девушка, всматривается в лица погибших, ищет среди них жениха. Поэтому ее скорбная песня так близка народным плачам и причитаниям. Ведь она оплакивает «славных соколов, женихов своих, добрых молодцев». Ее скорбь – это скорбь Родины о погибших сыновьях.  Эту  песню  называют  «Песней  Невесты».  Исполняется  низким  женским  голосом  сольно.  Пожалуйста, посмотрите  и послушайте.

Видеозапись 2

Завершается кантата торжественным, величественным финалом - «Въезд Александра Невского во  Псков». ( Слайд №16)

Псков встречает победителей. Снова песня - счастливая, радостная, чудесно сливается  с малиновым перезвоном праздничных колоколов.

Аудиозапись 2

Так  дал  отпор  иноземным  захватчикам  талантливый  полководец  Александр  Невский.  Ему  принадлежат  знаменитые  слова:  «Кто  к  нам  с  мечом  придёт,  от  меча  и  погибнет!»  (Слайд №17)

Русский  народ  чтит и  помнит  благоверного  князя  Александра  Невского.

Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади и т. д. Он  причислен православной  церковью к лику  святых. Ему посвящены православные храмы. В  нашем  селе  в  Свято-Троицком  храме находится  чудотворная  икона  Святого благоверного  князя Александра  Невского.  Он является небесным покровителем защитников нашего Отечества.(Слайд №18)

Век XXI! Интернет и космос,

Мечи, кольчуги – под стеклом музея.

Как мирный щит тут голубеет небо,

И травка безмятежно зеленеет!

Но подвиг ради Родины – святой!

Его забыть не сможем никогда!

И имя Невского со славой навсегда

Россия пронесет через века!!!

 

Рефлексия.

Музыкальный руководитель:  Ребята,  сегодня  с  помощью  классической  музыки нам удалось совершить путешествие в далёкие времена  богатырской славы русского народа, почувствовать величие и  мощь  нашей  страны.  Что  же  вам  понравилось  больше  всего из  нашего путешествия?  Отразите,  пожалуйста,  это  в  своих  творческих  работах  в  группе.

      Когда-то  и  вам  придёт  пора  послужить  нашей  стране  России. (Слайды  № 19, 20)

В  заключении,  исполним вашу  любимую  песню – «Герои – солдаты».

Ребёнок:  Хочется  героем  быть 

                  И  тебе, и  мне,

                  И  Отечеству  служить

                  На  родной  земле.

Дети исполняют  песню  «Герои – солдаты» (Слова С. Еремеева, Музыка М. Еремеевой)

   

 

Опубликовано


Комментарии (4)

Алексеева Яна Витальевна, 24.01.18 в 21:28 0Ответить Пожаловаться
Извините. Не получилось прикрепить презентацию.

Отредактировано 24-01-2018 21:28

Адамова Нарема Семедовна, 27.01.18 в 19:42 0Ответить Пожаловаться
Презентация есть.Очень интересно.Спасибо
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.