Классическая музыка в детском саду «Александр Невский - защитник земли русской»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 «Теремок»
Сценарий нетрадиционного занятия «Классическая музыка в детском саду»
«Александр Невский – защитник земли русской»
Автор:
Музыкальный руководитель
Алексеева Яна Витальевна
Ворша, 2017
/data/files/i1513769674.pptx (Слайды к занятию)
Пояснительная записка.
Занятие для старшей группы составлено в соответствии с ООП ДО, ООП «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, с включением регионального компонента программы «К малой Родине с любовью», методических пособий:
Журнал «Музыкальный руководитель» № 8. 2013г. Журнал «Музыкальный руководитель» №1. 2012г. Методическая разработка «Проектная деятельность по развитию музыкального восприятия старших дошкольников средствами классической музыки», ГБОУ ДОУ № 915 г. Москва. В.М. Маслов «Памятники истории и культуры», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль 1983 г. О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург, издательство «Детство-Пресс», 2004. .К.Ю. Белая Методические рекомендации к комплекту книг «Моя Родина- Россия», 2009 г. Интернет ресурсы:
1.http://www.maam.ru/detskijsad/tematicheskoe-zanjatie-marsh-dusha-soldata-podgotovitelnaja-grupa.html
Работа представлена по социально личностному и художественно- эстетическому направлению. Тема занятия «Александр Невский - защитник земли русской. На занятии были использованы следующие этапы: 1- процесс вовлечения, 2 -процесс целеполагания, 3- процесс осуществления деятельности, 4 -рефлексия. Использовались методики О.П. Радыновой, Н.А. Ветлугиной. Использовались компьютерные технологии: интернет, мультимедийное оборудование домашний кинотеатр. Дидактический материал: демонстрационный презентация, видеоклипы, аудиозапись, портрет композитора С. Прокофьева раздаточный: Барабаны, головные уборы (пилотки, кивера). При анализе занятия было выявлено, что дети увлеченно слушают классическую музыку; умеют сосредотачиваться, улавливать детали исполнения, высказываться об эмоциональном и образном содержании музыки, определяют ее характер, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, активный словарь пополнился новыми словами. Дети, с удовольствием и заинтересованностью, отразили свои впечатления в движении, пластике, творческих работах.
Дети под музыку « Гусарский марш» входят в зал. Музыкальный руководитель приветствует их.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы продолжим с вами беседу о музыке. Какие музыкальные жанры вы знаете?
Дети: Песня, марш, танец.
Музыкальный руководитель: К какому музыкальному жанру относится музыка, которая только что прозвучала и какая она по характеру?
Дети: Это марш. Музыка чёткая, бодрая, бравая, героическая, ритмичная…
Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами слушали разные марши: военные, праздничные, торжественные, для деревянных солдатиков.
Как вы думаете, какой этот марш?
Дети: Это военный марш.
Музыкальный руководитель: Марш как жанр сформировался на основе походной песни, пение которой сопровождалось игрой на барабанах. Сейчас я предлагаю вам надеть пилотки и промаршировать как настоящие солдаты, а впереди пойдут девочки с барабанами, которые называются... как? Отвечайте хором.
Дети: Мажоретки.
Звучит музыка «Гусарский марш» дети маршируют по залу.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы молодцы, маршировали как настоящие солдаты, а кто такие солдаты?
Дети: Солдаты – это защитники нашей Родины.
Музыкальный руководитель: А хотите узнать, почему солдат называют защитниками?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Предлагаю совершить путешествие в далёкие времена, когда жили богатыри земли русской. (Слайд №1)
Музыкальный руководитель: Нас встречают знаменитые богатыри с картины В. Васнецова – они внимательно вглядываются вдаль: не угрожает ли Родине опасность? Вспомните, как их зовут. В старину воины обороняли свою Родину, защищали свои семьи с помощью щитов, копий и мечей. (Слайд №2)
Вот и получалось, что женщины, дети и старики оказывались за их щитами. Поэтому они называли своих воинов защитниками. ( Слайд №3)
Это очень высокое звание – защитник Родины. И наша Владимирская земля славится защитниками русской земли. Сегодня мы с вами вспомним и поговорим об одном из них, чьё имя связано с нашим селом Ворша, а о ком, вы мне сейчас сами ответите. (Слайд №4)
Дети: Это Александр Невский.
Музыкальный руководитель: Совершенно верно. Это памятник благоверному великому князю Александру Невскому.
Много военных подвигов совершил князь Александр Ярославович. Его войско героически сражалось со шведами на Неве - реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским.
Вскоре после Невской битвы ранней весной на льду Чудского озера произошло новое сражение, уже с немецкими рыцарями-крестоносцами. Чёрными крестами были расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на щитах рыцарей. Эта битва вошла в историю под названием «Ледовое побоище». (Слайд №5)
Тонкий весенний лёд под отступающей немецкой конницей ломался, и рыцари, закованные в тяжёлые железные доспехи, уходили под лёд.
Этим событиям посвящено одно из величайших произведений классической музыки русского композитора С. Прокофьева – кантата «Александр Невский». ( Слайд №6)
Слово кантата происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь». Кантата состоит из нескольких номеров (частей). Она предназначена для отдельных певцов (солистов), хора и оркестра.
Ребята, перенесёмся с вами в концертный зал. Предлагаю вам посмотреть и послушать одну из частей кантаты в исполнении хора в сопровождении симфонического оркестра «Вставайте, люди русские». Это призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор из кантаты «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио.
Видеозапись 1 (первая тема)
С давних пор на Руси существовал обычай - возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания. В мелодии слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчёркивает героический характер музыки. (Слайды №7,8)
Физкультминутка.
Давайте все встанем и дружно изобразим раскачивание большого колокола, возвещающего о надвигающейся опасности.
Музыкальный руководитель: Затем появляется новая тема - певучая, привольная, светлая. Эту мелодию хор поёт на слова «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».
Видеозапись 1 (вторая тема)
Музыкальный руководитель: А теперь посмотрите несколько картин художников изобразивших битву на Чудском озере под названием «Ледовое побоище» и послушайте следующую часть кантаты С.Прокофьева с таким же названием. ( Слайды №9,10)
В этой музыке слышно как тяжело мчатся закованные в тяжелые латы иноземные рыцари, враги, их страшный жестокий хорал - гимн смерти; а потом образы русских воинов – сильные, бесстрашные и вместе с тем светлые, радостные, несущие в себе жизнь и солнце.(Слайды №11,12,13,14) Завершает эту часть тихая и светлая тема «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». На освобожденную землю пришли мир и тишина.
Аудиозапись 1
Музыкальный руководитель: Следующая часть кантаты «Мёртвое поле» - одна из самых лирических и скорбных страниц кантаты. ( Слайд №15)
Закончилась битва, русское войско победило, но какой ценой заплатили воины за эту победу? Ранним утром по бескрайнему заснеженному полю медленно идет девушка, всматривается в лица погибших, ищет среди них жениха. Поэтому ее скорбная песня так близка народным плачам и причитаниям. Ведь она оплакивает «славных соколов, женихов своих, добрых молодцев». Ее скорбь – это скорбь Родины о погибших сыновьях. Эту песню называют «Песней Невесты». Исполняется низким женским голосом сольно. Пожалуйста, посмотрите и послушайте.
Видеозапись 2
Завершается кантата торжественным, величественным финалом - «Въезд Александра Невского во Псков». ( Слайд №16)
Псков встречает победителей. Снова песня - счастливая, радостная, чудесно сливается с малиновым перезвоном праздничных колоколов.
Аудиозапись 2
Так дал отпор иноземным захватчикам талантливый полководец Александр Невский. Ему принадлежат знаменитые слова: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!» (Слайд №17)
Русский народ чтит и помнит благоверного князя Александра Невского.
Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади и т. д. Он причислен православной церковью к лику святых. Ему посвящены православные храмы. В нашем селе в Свято-Троицком храме находится чудотворная икона Святого благоверного князя Александра Невского. Он является небесным покровителем защитников нашего Отечества.(Слайд №18)
Век XXI! Интернет и космос,
Мечи, кольчуги – под стеклом музея.
Как мирный щит тут голубеет небо,
И травка безмятежно зеленеет!
Но подвиг ради Родины – святой!
Его забыть не сможем никогда!
И имя Невского со славой навсегда
Россия пронесет через века!!!
Рефлексия.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня с помощью классической музыки нам удалось совершить путешествие в далёкие времена богатырской славы русского народа, почувствовать величие и мощь нашей страны. Что же вам понравилось больше всего из нашего путешествия? Отразите, пожалуйста, это в своих творческих работах в группе.
Когда-то и вам придёт пора послужить нашей стране России. (Слайды № 19, 20)
В заключении, исполним вашу любимую песню – «Герои – солдаты».
Ребёнок: Хочется героем быть
И тебе, и мне,
И Отечеству служить
На родной земле.
Дети исполняют песню «Герои – солдаты» (Слова С. Еремеева, Музыка М. Еремеевой)
Крюкля Оксана Владимировна
Алексеева Яна Витальевна
Сидорова Татьяна
Адамова Нарема Семедовна