Выступление «Алгоритм совместной работы психолога и клиента над разрешением межличностных конфликтов»
Алгоритм совместной с клиентом работы над разрешением межличностных конфликтов
Мою позицию по отношению к конфликтам можно выразить словами поговорки: "Нет худа без добра" и твердой уверенностью в том, что единственный человек в мире, которого можно изменить, - это он сам. За период работы практическим психологом у меня сложился следующий алгоритм совместной с клиентом работы над решением межличностных конфликтов в ситуации, когда имеется возможность выслушать обе стороны конфликта:
1. Беседы с каждой из сторон по отдельности (на первом этапе прошу описать конфликтную ситуацию и пытаюсь выяснить, в чем видит причину конфликта каждая из сторон; договариваюсь о совместной с обеими сторонами встрече).
2. Договариваемся о соблюдении основных правил общения (говорить по очереди; слушать, не перебивая; не допускать взаимных оскорблений; говорить только от первого лица). В ходе дальнейшей беседы предоставляю сторонам возможность спокойно выслушать взаимные претензии (или претензии одной стороны к другой), "оценить" их обоснованность и высказать свои пожелания (чего каждая из сторон хочет). В конце беседы каждый из участников конфликта получает задание: в течение 2-3 дней письменно ответить на несколько вопросов (например, "Что, по-Вашему, реально можно сделать в данной ситуации для разрешения конфликта?", "Что Вы хотите, чтобы сделал(а) другой участник этого конфликта?", "Что Вы сами готовы сделать для улучшения или нормализации отношений?")
3. На следующей встрече знакомлю стороны с их ответами на мои вопросы, далее - обсуждение высказанных предложений (напоминаю о соблюдении правил общения). Завершением данной встречи является составление письменного краткосрочного (сроком не более чем на неделю) "договора примирения", в который включены рекомендации по выполнению определенных действий или требований каждой из сторон конфликта.
4. Заключительная беседа, в ходе которой стороны оценивают не только эффективность "договора", но и то, насколько легко или сложно им было придерживаться тех или иных рекомендаций, содержащихся в нем.
Моя задача при оказании клиентам помощи в подобных конфликтах - способствовать осознанию сторонами конфликта тезиса: "Желание - тысяча возможностей, нежелание - тысяча причин".