Выступление «Профориентационная работа школьного психолога»
Профориентационная работа школьного психолога.
Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Выбор профессии, или самоопределение – основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Он определяет не только будущую профессию, но и принадлежность к определенной социальной группе, стиль жизни человека.
В условиях школы профориентационная работа должна быть направлена на формирование готовности учащихся к трудовой деятельности. При этом выбору учащимися своей будущей профессии должно уделять особое внимание. Чаще всего вопросами их профориентации занимаются классные руководители, особенно в выпускных классах. Прежде всего, они обращают внимание на наличие у учащихся определенных трудовых установок, уровень знаний по выбираемой профессии, предъявляемые к ней требования, а также мотивы выбора, продолжения учебы.
При выборе профессии учащиеся руководствуются следующими мотивами:
¨ общественная значимость профессии,
¨ заработок,
¨ возможность сделать карьеру,
¨ возможность командовать другими,
¨ возможность общения с людьми,
¨ возможность приносить пользу людям,
¨ возможность развить свои способности.
Школьники уже сейчас готовятся к поступлению в ВУЗы и ССУЗы:
Ø интересуются требованиями к выбранной профессии;
Ø знакомятся с учебными заведениями и правилами приема;
Ø занимаются с преподавателями вне школы;
Ø читают справочники для поступающих в ВУЗ, ССУЗ.
Информацию о будущей профессии школьники черпают из следующих источников:
§ Родители
§ Родственники
§ Учителя
§ Телевидение, радио
§ Газеты, журналы
§ Друзья.
По степени сформированности профессионального выбора учащиеся школы составляют 3 группы:
Группа |
9е классы |
11е классы |
1. Определившиеся |
52% |
55% |
2. Колеблющиеся |
23% |
29% |
3. Не определившиеся |
25% |
14% |
Таким образом, около трети учащихся не знают, что будут делать после окончании школы. Такая ситуация вызвана целым рядом причин. В определенной мере это обусловено общими изменениями в стили жизни школьников, особенно той ее частью, для которой ценности созидательного труда утратили значение. Кроме того, существует и объективные трудности профессионального самоопределения: неясные перспективы развития ряда отраслей производства, плохое материальное обеспечение сферы науки, культуры и образования.
С целью изучения профессиональной ориентации учащихся, их интересов и склонностей было проведено диагностическое исследование.
№ |
Тип личности |
Профессии |
9кл |
10кл |
11кл |
1. |
Реалистический тип. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны – их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. |
Водитель Ветеринар Агроном Официант Ювелир – гравер Дизайнер интерьера Верстальщик Массажист Автомеханик Наборщик текстов |
7 % |
14% |
20% |
2. |
Интеллектуальный тип. Людей, относящих к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них более важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. |
Специалист по защите информации Инженер – конструктор Биолог – исследователь Селекционер Психолог Композитор Программист |
7% |
33% |
14% |
3. |
Социальный тип. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. |
Продавец Физиотерапевт Эколог Санитарный врач Воспитатель Журналист Врач Экскурсовод Гид – переводчик Юрисконсульт |
40% |
33% |
41% |
4. |
Офисный тип. Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятие ответственных решений. |
Оператор связи Диспетчер Лаборант Микробиолог Администратор Страховой агент Редактор Музейный работник Корректор Бухгалтер |
27% |
0% |
2% |
5. |
Предпринимательский тип. Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острых ощущений. Любят и умений общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. |
Менеджер по продажам Фермер Логист Заготовитель сельхозпродуктов Предприниматель Торговый агент Продюсер Арт- директор Антикризисный управляющий Брокер |
17% |
14% |
29% |
6. |
Артистический тип. Люди этого типа оригинальны в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят опираясь на ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. |
Кинооператор Дизайнер компьютерных программ Дрессировщик Ландшафтный дизайнер Режиссер театра и кино Хореограф Музыкант Актер театра и кино Художественный редактор Литературный переводчик. |
0% |
61% |
38% |