Выступление «Профориентационная работа школьного психолога»

9
0
Материал опубликован 5 January 2018 в группе

Профориентационная работа школьного психолога.

          Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Выбор профессии, или самоопределение – основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Он определяет не только будущую профессию, но и принадлежность к определенной социальной группе, стиль жизни человека.

          В условиях школы профориентационная работа должна быть направлена на формирование готовности учащихся к трудовой деятельности. При этом выбору учащимися своей будущей профессии должно уделять особое внимание. Чаще всего вопросами их профориентации занимаются классные руководители, особенно в выпускных классах. Прежде всего, они обращают внимание на наличие  у учащихся определенных трудовых установок, уровень знаний по выбираемой профессии, предъявляемые к ней требования, а также мотивы выбора, продолжения учебы.

          При выборе профессии учащиеся руководствуются следующими мотивами:

¨    общественная значимость профессии,

¨    заработок, 

¨    возможность сделать карьеру,

¨    возможность командовать другими,

¨    возможность общения с людьми,

¨    возможность приносить пользу людям,

¨    возможность развить свои способности.

Школьники уже сейчас готовятся к поступлению в ВУЗы и ССУЗы:

Ø интересуются требованиями к выбранной профессии;

Ø знакомятся с учебными заведениями и правилами приема;

Ø занимаются с преподавателями вне школы;

Ø читают справочники для поступающих в ВУЗ, ССУЗ.

Информацию о будущей профессии школьники черпают из следующих источников:

§  Родители

§  Родственники

§  Учителя

§  Телевидение, радио

§  Газеты, журналы

§  Друзья.

По степени сформированности профессионального выбора учащиеся школы составляют 3 группы:

Группа

9е классы

11е классы

1. Определившиеся

52%

55%

2. Колеблющиеся

23%

29%

3. Не определившиеся

25%

14%

 

          Таким образом, около трети учащихся  не знают, что будут делать после окончании школы. Такая ситуация вызвана целым рядом причин. В определенной мере это обусловено общими изменениями в стили жизни школьников, особенно той ее частью, для которой ценности созидательного труда утратили значение. Кроме того, существует и объективные трудности профессионального самоопределения: неясные перспективы развития ряда отраслей производства, плохое материальное обеспечение сферы науки, культуры и образования.

          С целью изучения профессиональной ориентации учащихся, их интересов и склонностей было проведено диагностическое исследование.

         

Тип личности

Профессии

9кл

10кл

11кл

1.

Реалистический тип. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны – их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.

Водитель

Ветеринар

Агроном

Официант

Ювелир – гравер

Дизайнер интерьера

Верстальщик

Массажист

Автомеханик

Наборщик текстов

7 %

14%

20%

2.

Интеллектуальный тип. Людей, относящих к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них более важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Специалист по защите информации

Инженер – конструктор

Биолог – исследователь

Селекционер

Психолог

Композитор

Программист

7%

33%

14%

3.

Социальный тип. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Продавец

Физиотерапевт

Эколог

Санитарный врач

Воспитатель

Журналист

Врач

Экскурсовод

Гид – переводчик

Юрисконсульт

40%

33%

41%

4.

Офисный тип. Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятие ответственных решений.

Оператор связи

Диспетчер

Лаборант

Микробиолог

Администратор

Страховой агент

Редактор

Музейный работник

Корректор

Бухгалтер

27%

0%

2%

5.

Предпринимательский тип. Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острых ощущений. Любят и умений общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.

Менеджер по продажам

Фермер

Логист

Заготовитель сельхозпродуктов

Предприниматель

Торговый агент

Продюсер

Арт- директор

Антикризисный управляющий

Брокер

17%

14%

29%

6.

Артистический тип. Люди этого типа оригинальны в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят опираясь на ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. 

Кинооператор

Дизайнер компьютерных программ

Дрессировщик

Ландшафтный дизайнер

Режиссер театра и кино

Хореограф

Музыкант

Актер театра и кино

Художественный редактор

Литературный переводчик.

0%

61%

38%

 

          

Комментарии
Комментариев пока нет.