Выступление на тему «Алгоритм представления выпускной квалифицированной работы»
Салтыкова Анастасия Александровна
учитель начальных классов
Здравствуйте уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии, вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему: «Интерактивные методы обучения как средство сохранения и укрепления здоровья младших школьников».
Тему нашего исследования мы считаем достаточно актуальной в связи с тем, что:
в условиях расширения функций образования, направленных на всестороннее развитие здорового ребенка в настоящее время недостаточно разработаны вопросы организации здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений,
в описании педагогических технологий редко встречается указание их влияния на здоровье учащихся,
ценность здоровья признается исследователями в области педагогики и психологии зачастую формально,
а забота о здоровье не является первостепенной в сравнении с такими задачами, как обученность, воспитанность, личностное развитие и др.
В связи с недостаточной разработанностью данной проблемы мы определили цель нашего исследования: «проверить возможность использования интерактивных методов обучения как средства здоровьесбережения младших школьников».
Объект исследования: процесс сохранения и укрепления здоровья младших школьников,
Предмет исследования – возможность применения интерактивных методов обучения как средства здоровьесбережения младших школьников.
В качестве Гипотезы выдвинуто предположение о том, что: интерактивные методы обучения будут способствовать здоровьесбережению младших школьников, если соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:
систематичность и последовательность;
учет возрастных особенностей и групповая организация занятий.
Для проверки гипотезы решались следующие задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
изучить опыт учителей начальной школы в области сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
подобрать и обосновать методы диагностики актуального состояния уровня здоровья школьников.
изучить возможности интерактивных методов как средства здоровьесбережения младших школьников и разработать систему здоровьесберегающих занятий с их использованием.
выявить и экспериментально проверить условия эффективного применения интерактивных методов как средства здоровьесбережения младших школьников.
Исследование проводилось в два этапа:
На первом, теоретическом этапе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
В п. 1.1. отмечается, что понятие здоровье определяется не только отсутствием болезни, но и как состояние физического, психического и социального комфорта. Согласно статистике, физически зрелыми рождаются не более 14% детей, а уже к 6-7 годам, т.е. ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребёнок может считаться абсолютно здоровым. Количество же здоровых детей за время пребывания в школе сокращается в 3-4 раза. Под здоровым образом жизни в данной работе мы понимаем:
благоприятное социальное окружение,
духовно-нравственное благополучие,
оптимальный двигательный режим (культура движений),
а также личная гигиена, отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ).
Н. К. Смирнов рассматривает здоровьесберегающие технологии как систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на его здоровье.
Далее мы рассмотрели опыт педагогов в области здоровьесбережения младших школьников (п. 1.2.).
В опыте учителей нас интересовало:
какие формы работы используются ими в целях обеспечения здоровьесберегающего обучения;
какие типичные ошибки допускают учителя в реализации данной проблемы.
Мы выяснили, что чаще всего используются такие формы как: классный час, конкурсы, элективные курсы, коллективные творческие проекты, викторины, а также применение различных методов просвещения учащихся, в том числе интерактивных методов.
Некоторые учителя включают в данную работу родителей, с использованием таких форм, как внеклассные мероприятия, проведение тематических родительских собраний, конференций и др.
Но в работе учителей мы заметили, что недостаточно продуманы этапность, систематичность и последовательность в реализации здоровьесберегающего обучения. Мало внимания уделяется просветительской работе с младшими школьниками и их родителями в области ЗОЖ, к передаче собственного опыта в сфере сохранения здоровья учащимся через урочную и внеурочную деятельность, организации творческой деятельности детей в решении задач здоровьесбережения.
В п. 1.3. мы представляем краткую характеристику интерактивных методов обучения. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Интерактивные методы обучения могут способствовать здоровьесбережению благодаря следующим факторам:
Высокой эмоциональной включенности учащихся, благоприятной эмоциональной атмосфере на уроке.
Активное групповое взаимодействие позволяет осуществлять взаимопомощь и взаимоподдержку, что снижает стрессовость обучения.
За счет технологичности интерактивных методов мы можем достигать большего результата за более короткое время (снизить нагрузку).
Результаты, полученные на этапе теоретического исследования, мы учитывали в собственном эмпирическом исследовании, которое проведено нами на базе Красноключинской основной школы Крапивинского района Кемеровской области.
В ходе эмпирического исследования мы проверяли сформулированную нами гипотезу.
Так, в п. 2.1. нами описаны процесс и условия эксперимента. Наше исследование проходило в 4 этапа:
На 1 этапе (в период прохождения преддипломной квалификационной практики) подобраны и апробированы следующие диагностические методики:
Для самооценки психического здоровья использовалась методика определения душевного равновесия, разработанная С. Степановым, (см. приложение 1, стр.58). Испытуемым предлагается определить степень своей уравновешенности, спокойствия и душевной гармонии, ответив на вопросы согласно инструкции.
Для самооценки социального здоровья используется методика определения степени конфликтности, разработанная С. Степановым, (см. приложение 2, стр.61).
Следующая методика, разработанная А. М. Прихожан «Шкала явной тревожности для детей предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет, (см. приложение 3, стр.64).
На 2 этапе была проведена первичная диагностика, обработаны полученные результаты.
На 3 этапе была составлена программа по развитию здоровьесбережения с использованием элементов интерактивных методов, проведен цикл занятий с детьми, (см.табл.3, стр.43).
На 4 этапе была проведена вторичная диагностика, проанализированы результаты, и сделаны выводы об эффективности проведенной развивающей работы.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что (см. диаграмму рис.4, стр.39)
10 % детей имеют низкий уровень состояния психического здоровья, 60 % - средний и 30 % - высокий уровень;
30 % детей имеют низкий уровень состояния социального здоровья, 50 % - средний и 20 % - высокий уровень состояния социального здоровья;
20 % детей имеют нормальный уровень тревожности, 50 % - несколько повышенный уровень и 30 % явно повышенный уровень тревожности, детей, которым состояние тревожности не свойственно вовсе и с очень высоким уровнем тревожности не выявлено.
В п. 2.3. нами описан формирующий этап эксперимента.
Для формирующего эксперимента была разработана программа воспитательных занятий, направленных на формирования ЗОЖ с использованием интерактивных методов обучения.
Программа разработана для детей младшего школьного возраста.
Примерные разработки первого и последнего занятий представлены в приложении 7-8, со стр.74.
В диаграмме (рис.6 с.45) мы сравнили результаты констатирующего и контрольного экспериментов по методике «Самооценка состояния психического и социального здоровья»
В диаграмме (рис.7 с.48) мы сравнили результаты до и после формирующего этапа по методике А. М. Прихожан «Шкала явной тревожности».
Контрольный эксперимент показал, (см.диаграмму рис.6 с.45) что после проведения воспитательных занятий по программе «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» с использованием интерактивных методов, детей с низким уровнем психического здоровья не выявлено, на 10 % снизился средний уровень психологического состояния здоровья, зато повысился на 20 % высокий уровень психологического здоровья.
С низким уровнем социального здоровья выявлено 10 % испытуемых, что на 20 % меньше, чем в данных первичной диагностики. Уровень среднего социального здоровья остался неизменным (50 %), а детей с высоким уровнем социального здоровья увеличилось на 20 %.
Повторная диагностика тревожности показала, что детей с очень высокой и несвойственной тревожностью не выявлено. Нормальный уровень тревожности повысился на 20%, несколько повышенная тревожность снижена на 10%, явно повышенная тревожность снижена на 10% (см.диаграмму рис.7, стр. 48).
Для достоверности результатов мы применяли методы статистики: непараметрический критерий Т–Вилкоксона для связных выборок (см.приложение 4, 5, 6 со стр.71), мы получили следующие выводы:
уровень психического здоровья младших школьников на начало и конец эксперимента не изменился, хотя положительная динамика видна;
уровень социального здоровья младших школьников на начало и конец эксперимента изменился на пятипроцентном статистически достоверном уровне;
уровень тревожности младших школьников на начало и конец эксперимента изменился на пятипроцентном статистически достоверном уровне.
Полученные результаты говорят о том, что у младших школьников повысился уровень социального комфорта и снизилась тревожность.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, а именно: здоровьесбережение младших школьников посредством интерактивных методов обучения будет успешным, если соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:
систематичность и последовательность;
учет возрастных особенностей и групповая организация занятий,
Перейдем к ответам на замечания, прозвучавшие в адрес нашей дипломной работы).
В отзыве научного руководителя высказаны в наш адрес такие замечания: (зачитывать и сразу отвечать на каждое из них).
В рецензии в наш адрес высказаны следующие замечания: (Зачитывать и отвечать на них: согласны или нет, что сделано при подготовке к защите по поводу этих замечаний).
Завершая наше выступление, мы благодарим:
за оказанную помощь в работе над дипломом научного руководителя
учителя Ф.И.О. школы № за предоставленную базу для дипломного исследования;
рецензента Ф.И.О. за внимание к нашей работе,
а также членов государственной аттестационной комиссии.