12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Салтыкова Анастасия Александровна1189
Учитель начальных классов, педагог-психолог.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Салтыкова Анастасия Александровна

учитель начальных классов

Здравствуйте уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии, вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему: «Интерактивные методы обучения как средство сохранения и укрепления здоровья младших школьников».

Тему нашего исследования мы считаем достаточно актуальной в связи с тем, что:

в условиях расширения функций образования, направленных на всестороннее развитие здорового ребенка в настоящее время недостаточно разработаны вопросы организации здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений,

в описании педагогических технологий редко встреча­ется указание их влияния на здоровье учащихся,

ценность здоровья признается ис­следователями в области педагогики и психологии зачастую формально,

а забота о здоровье не является первостепенной в сравнении с таки­ми задачами, как обученность, воспитанность, личностное развитие и др.

В связи с недостаточной разработанностью данной проблемы мы определили цель нашего исследования: «проверить возможность использования ин­терактивных методов обучения как средства здоровьесбережения младших школьников».

Объект исследования: процесс сохранения и укрепления здоровья младших школьников,

Предмет исследования – возможность применения интерактивных методов обучения как средства здоровьесбережения младших школьников.

В качестве Гипотезы выдвинуто предположение о том, что: интерактивные методы обучения будут способствовать здоровьесбережению младших школьников, если соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:

систематичность и последовательность;

учет возрастных особенностей и групповая организация занятий.

Для проверки гипотезы решались следующие задачи:

проанализировать психолого-педагогическую литературу по пробле­ме сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

изучить опыт учителей начальной школы в области сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

подобрать и обосновать методы диагностики актуального состояния уровня здоро­вья школьников.

изучить возможности интерактивных методов как средства здоровьесбережения младших школьников и разработать систему здоровьесберегающих занятий с их использова­нием.

выявить и экспериментально проверить условия эффективного при­менения интерактивных методов как средства здоровьесбережения младших школьников.

Исследование проводилось в два этапа:

 

На первом, теоретическом этапе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

В п. 1.1. отмечается, что понятие здоровье определяется не только отсутствием болезни, но и как состояние физического, психического и социального комфорта. Согласно статистике, физически зрелыми рождаются не более 14% детей, а уже к 6-7 годам, т.е. ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребёнок может считаться абсолютно здоровым. Количе­ство же здоровых детей за время пребывания в школе сокращается в 3-4 раза. Под здоровым образом жизни в данной работе мы понимаем:

благоприятное социальное окружение,

духовно-нравственное благополучие,

оптимальный двигательный режим (культура движений),

а также личная гигиена, отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ).

Н. К. Смирнов рассматривает здоровьесберегающие технологии как систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на его здоро­вье.

Далее мы рассмотрели опыт педагогов в области здоровьесбе­режения младших школьников (п. 1.2.).

В опыте учителей нас интересовало:

какие формы работы используются ими в целях обеспечения здоровьесбе­регающего обучения;

какие типичные ошибки допускают учителя в реализации данной проблемы.

Мы выяснили, что чаще всего используются такие формы как: классный час, кон­курсы, элективные курсы, коллективные творческие проекты, викторины, а также применение различных методов просвещения учащихся, в том числе интерак­тивных методов.

Некоторые учителя включают в данную работу родителей, с использованием таких форм, как внеклассные мероприятия, проведение тематических родитель­ских собраний, конференций и др.

Но в работе учителей мы заметили, что недостаточно продуманы этапность, систематичность и последовательность в реа­лизации здоровьесберегающего обучения. Мало внимания уделяется просветительской работе с младшими школьниками и их родителями в области ЗОЖ, к передаче собственного опыта в сфере сохранения здоровья учащимся через урочную и внеурочную деятельность, организации творческой деятельности детей в решении задач здоровьесбережения.

В п. 1.3. мы представляем краткую характеристику интерактивных методов обучения. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Интерактивные методы обучения могут способствовать здоровьесбережению благодаря следующим факторам:

Высокой эмоциональной включенности учащихся, благоприятной эмоциональной атмосфере на уроке.

Активное групповое взаимодействие позволяет осуществлять взаимопомощь и взаимоподдержку, что снижает стрессовость обучения.

За счет технологичности интерактивных методов мы можем достигать большего результата за более короткое время (снизить нагрузку).

Результаты, полученные на этапе теоретического исследования, мы учитывали в собственном эмпирическом исследовании, которое проведено нами на базе Красноключинской основной школы Крапивинского района Кемеровской области.

В ходе эмпирического исследования мы проверяли сформулированную нами гипотезу.

Так, в п. 2.1. нами описаны процесс и условия эксперимента. Наше исследование проходило в 4 этапа:

На 1 этапе (в период прохождения преддипломной квалификационной практики) подобраны и апробированы следующие диагностические методики:

Для самооценки психического здоровья использовалась ме­тодика определения душевного равновесия, разработанная С. Степа­новым, (см. приложение 1, стр.58). Испытуемым предлагается определить степень своей уравновешенности, спокойствия и душевной гармонии, отве­тив на вопросы согласно инструкции.

Для самооценки социального здоровья используется ме­тодика определения степени конфликтности, разработанная С. Сте­пановым, (см. приложение 2, стр.61).

Следующая методика, разработанная А. М. Прихожан «Шкала явной тревожности для детей предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет, (см. приложение 3, стр.64).

На 2 этапе была проведена первичная диагностика, обработаны полученные результаты.

На 3 этапе была составлена программа по развитию здоровьесбережения с использованием элементов интерактивных методов, проведен цикл занятий с детьми, (см.табл.3, стр.43).

На 4 этапе была проведена вторичная диагностика, проанализированы результаты, и сделаны выводы об эффективности проведенной развивающей работы.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что (см. диаграмму рис.4, стр.39)

10 % детей имеют низкий уровень состояния психического здоровья, 60 % - средний и 30 % - высокий уровень;

30 % детей имеют низкий уровень состояния социального здоровья, 50 % - средний и 20 % - высокий уровень состояния социального здоровья;

20 % детей имеют нормальный уровень тревожности, 50 % - несколько повышенный уровень и 30 % явно повышенный уровень тревожности, детей, которым состояние тревожности не свойственно вовсе и с очень высоким уровнем тревожности не выявлено.

В п. 2.3. нами описан формирующий этап эксперимента.

Для формирующего эксперимента была разработана программа воспитательных занятий, направленных на формирования ЗОЖ с использованием интерактивных методов обучения.

Программа разработана для детей младшего школьного возраста.

Примерные разработки первого и последнего занятий представлены в приложении 7-8, со стр.74.

В диаграмме (рис.6 с.45) мы сравнили результаты констатирующего и контрольного экспериментов по методике «Самооценка состояния психического и социального здоровья»

В диаграмме (рис.7 с.48) мы сравнили результаты до и после формирующего этапа по методике А. М. Прихожан «Шкала явной тревожности».

Контрольный эксперимент показал, (см.диаграмму рис.6 с.45) что после проведения воспитательных занятий по программе «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» с использованием интерактивных методов, детей с низким уровнем психического здоровья не выявлено, на 10 % снизился средний уровень психологического состояния здоровья, зато повысился на 20 % высокий уровень психологического здоровья.

С низким уровнем социального здоровья выявлено 10 % испытуемых, что на 20 % меньше, чем в данных первичной диагностики. Уровень среднего социального здоровья остался неизменным (50 %), а детей с высоким уровнем социального здоровья увеличилось на 20 %.

Повторная диагностика тревожности показала, что детей с очень высокой и несвойственной тревожностью не выявлено. Нормальный уровень тревожности повысился на 20%, несколько повышенная тревожность снижена на 10%, явно повышенная тревожность снижена на 10% (см.диаграмму рис.7, стр. 48).

Для достоверности результатов мы применяли методы статистики: непараметрический критерий Т–Вилкоксона для связных выборок (см.приложение 4, 5, 6 со стр.71), мы получили следующие выводы:

уровень психического здоровья младших школьников на начало и конец эксперимента не изменился, хотя положительная динамика видна;

уровень социального здоровья младших школьников на начало и конец эксперимента изменился на пятипроцентном статистически достоверном уровне;

уровень тревожности младших школьников на начало и конец эксперимента изменился на пятипроцентном статистически достоверном уровне.

Полученные результаты говорят о том, что у младших школьников повысился уровень социального комфорта и снизилась тревожность.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, а именно: здоровьесбережение младших школьников посредством интерактивных методов обучения будет успешным, если соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:

систематичность и последовательность;

учет возрастных особенностей и групповая организация занятий,

Перейдем к ответам на замечания, прозвучавшие в адрес нашей дипломной работы).

В отзыве научного руководителя высказаны в наш адрес такие замечания: (зачитывать и сразу отвечать на каждое из них).

В рецензии в наш адрес высказаны следующие замечания: (Зачитывать и отвечать на них: согласны или нет, что сделано при подготовке к защите по поводу этих замечаний).

Завершая наше выступление, мы благодарим:

за оказанную помощь в работе над дипломом научного руководителя

учителя Ф.И.О. школы за предоставленную базу для дипломного исследования;

рецензента Ф.И.О. за внимание к нашей работе,

а также членов государственной аттестационной комиссии.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.