Урок ОБЖ в 6 классе «Алгоритм действий в результате возникновения ЧС, угрозы совершения террористического акта»
Тема урока: «Алгоритм действий в результате возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозы совершения террористического акта»
Цель урока: Обсудить с учащимися рекомендации специалистов федеральных служб, по правилам безопасного поведения при захвате в заложники, при нападении с целью похищения, при угрозе террористического характера по телефону; сформировать личностные подходы по безопасному поведению в данных ситуациях.
Ход урока.
1. Орг. момент
2. Изучение нового материала.
СЛАЙД 1
Сегодня мы с вами будем говорить о терроризме и правилах поведения при угрозе террористического акта.
Тему урока: «Правила поведения при угрозе террористического акта».
Познакомимся с правилами поведения при угрозе террористического акта.
Вводное слово учителя:
Террористы сегодня ведут войну против мирных граждан практически на всех континентах. Захват заложников или взрыв с большим числом пострадавших, к сожалению, перестали быть уникальными событиями.
СЛАЙД 2
Терроризм - (от лат. означает)- страх, ужас.
Терроризм – это метод, посредством которого организованная группа или партия стремиться достичь провозглашенных целей через систематическое использования насилия.
Для достижения своих преступных целей террористы используют различные виды террористических актов: организуют взрывы, устраивают пожары, угоняют самолеты, проводят массовые отравления, захватывают заложников или просто убивают людей.
СЛАЙД 3
К наиболее опасным террористическим актам можно отнести:
взрывы в местах массового скопления людей (на рынках, в зданиях вокзалов, в кинотеатрах, во время демонстраций и т. д.);
захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств, удерживание в них заложников;
похищение людей с целью получения выкупа и угроза физического уничтожения заложника;
воздействие на опасные промышленные объекты (например, химически опасные производства, атомные электростанции, арсеналы и другие опасные военные объекты, разрушение или нарушение работы которых может вызвать массовое поражение людей);
отравление систем водоснабжения, продуктов питания, искусственное распространение возбудителей инфекционных заболеваний;
искусственное заражение местности радиоактивными отходами
Террористы очень изобретательны, и у них имеется богатый арсенал – от самодельных взрывных устройств до гранат и мин, применяемых в вооруженных силах.
Помните!
Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются : обычные сумки, пакеты, свертки, коробки , игрушки т.д.
СЛАЙД 4
Всегда контролируйте ситуацию вокруг себя, особенно, когда находитесь на объектах транспорта, культурно-развлекательных, спортивных и торговых центрах.
При обнаружении забытых вещей, не трогая их, сообщите об этом водителю, сотрудникам объекта, службы безопасности, органов полиции. Не пытайтесь заглянуть внутрь подозрительного пакета, коробки, иного предмета.
Не подбирайте бесхозных вещей, как бы привлекательно они не выглядели. В них могут быть закамуфлированы взрывные устройства (в банках из-под пива, сотовых телефонах и т.п.). Не пинайте на улице предметы, лежащие на земле.
Если вдруг началась активизация сил безопасности и правоохранительных органов, не проявляйте любопытства, идите в другую сторону, но не бегом, чтобы Вас не приняли за противника.
При взрыве или начале стрельбы немедленно падайте на землю, лучше под прикрытие (бордюр, торговую палатку, машину и т.п.). Для большей безопасности накройте голову руками.
Случайно узнав о готовящемся теракте, немедленно сообщите об этом в правоохранительные органы.
Если вам стало известно о готовящемся или совершенном преступлении, немедленно сообщите об этом в органы ФСБ или МВД.
Постарайтесь запомнить приметы подозрительных лиц.
Если вы обнаружили подозрительный предмет:
СЛАЙД 5, 6, 7.
Не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку;
Зафиксируйте время обнаружения находки;
Постарайтесь сделать так чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки;
Обязательно дождитесь прибытия оперативно- следственной группы.
При поступлении сообщения об угрозе террористического акта по телефону необходимо:
СЛАЙД 8, 9, 10, 11
Запомнить разговор (записать его);
Зафиксировать точное время разговора и его продолжительность;
Отметить характер звонка ( городской, междугородний);
По ходу разговора попробовать определить возраст и отметить особенности речи ( голос, темп, произношение);
Прислушаться к звуковому фону (звуки, шум, голоса)
Записать номер телефона, если есть определитель номера.
При поступлении письменной угрозы следует:
Убрать документ в чистый полиэтиленовый пакет и жесткую папку
Не оставлять на нем отпечатков своих пальцев
Анонимные документы не сшивать, не склеивать, не делать на них надписи, не сгибать, не мять
СЛАЙД 12, 13.
Захват заложника - это противозаконное завладение человеком, сопровождающееся лишением его свободы.
Захват может совершаться различными способами: тайным, открытым, насильственным, ненасильственным.
Крупнейшие террористические акты
Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником. В этом случае жизнь заложника становится для предметом торга для террористов , которые будут добиваться достижения политических целей, получения выкупа и т.п.
СЛАЙД 14.
Если вы оказались заложником.
Не допускайте действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
Не вступайте в переговоры с террористами по своей инициативе;
Заставьте себя спокойно переносить оскорбления, унижения, не ведите себя вызывающе;
При необходимости выполняйте требования террористов, не противоречьте им, старайтесь не допускать истерик и паники.
Прежде чем что либо сделать, спрашивайте разрешения ( сесть, встать, попить, сходить в туалет и т. д. );
Если вы ранены постарайтесь не двигаться.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Игра «Да – Нет».
Если говорите «ДА» - хлопайте, если скажем «НЕТ» - то топайте.
- Открывать дверь незнакомым людям?
- Сообщать в полицию, если нашли подозрительный предмет?
- Поднимать на улице незнакомые предметы?
- Звонить 101 при возникновении ЧП?
- Во время захвата в заложники громко кричать и звать на помощь?
- Вести себя спокойно рядом с вооруженными людьми?
- Соблюдать спокойствие?
- При наличии возможности сообщите в полицию?
- Бежать, если нет уверенности в успехе?
СЛАЙД 15.
Ваша главная цель - остаться в живых.
Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, черты их лиц, имена, клички, имеющиеся шрамы, татуировки, особенности речи и поведения, во что одеты и т д.
Если вас перевозят на транспорте или ведут куда – либо, старайтесь запомнить дорогу. Если вам завяжут глаза, попробуйте определить, как долго вы ехали.
Определите укрытие, за которым можно спрятаться в случае перестрелки.
СЛАЙД 16.
Если вдруг произошел взрыв:
* Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.
* Продвигайтесь осторожно, не прикасайтесь к поврежденным конструкциям и проводам.
* В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалками, свечами, факелами и т. п.).
* При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем).
* Включите локальную (квартирную) систему оповещения и проверьте возможность взаимного общения (с помощью теле-, радио-, телефонной связи, голоса).
СЛАЙД 17
О том, что возникла опасность взрыва, можно судить по следующим признакам:
* неизвестная деталь в машине, в подъезде, во дворе дома и т. д. (взрывное устройство может быть замаскировано в пивной банке, пачке сигарет, игрушке, бутылке, может находиться в обрезке трубы, молочном пакете, в любом свертке или ящике);
* натянутая проволока, шнур;
* свисающие из-под машины провода или изоляционная лента;
* свежие царапины и грязь на стеклах, дверях и других предметах;
* выделяющиеся участки свежевырытой или высохшей земли, которых раньше не было;
* у вашей квартиры следы свежих ремонтных работ (краска, штукатурка и др.), о проведении которых вам ничего не известно;
* чужая сумка, портфель, коробка или другой предмет, оказавшийся поблизости с вашим автомобилем, домом, квартирой.
СЛАЙД 18
Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, наказывается штрафом в размере до 2000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.
УСПЕХ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ВСЕ ГРАЖДАНЕ СТРАНЫ БУДУТ ПРОЯВЛЯТЬ БДИТЕЛЬНОСТЬ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, СВОЕВРЕМЕННО ИНФОРМИРОВАТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И СПЕЦ. ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ О ЗАМЕЧЕННЫХ ПРИЗНАКАХ ВОЗМОЖНОГО ТЕРРАКТА.
Закрепление изученного материала:
ВИДЕО
Игра «Терроризм» СЛАЙД 19
Обучающимся необходимо найти значение слов. (Приложение 1)
Опасность | - возможность, вероятность возникновения угрозы жизни. |
Террористы | - вывоз людей из опасной местности |
Ужас | - очень сильный испуг, сильная боязнь |
Заложник | - запугивание, обещание причинить кому-то зло |
Эвакуация | - быстрый и резкий процесс горения, который ведет за собой моментальное разрушение объекта или даже нескольких объектов сразу. |
Страх | - бандит, добивающийся своих целей путем захвата заложников с угрозой их уничтожения, участник актов террора. |
Угроза | - чувство сильного страха |
Взрыв | - человек, удерживаемый силой с целью заставить выполнить какие-либо требования |
СЛАЙД 20.
Игра «Творческая». Групповая работа. СЛАЙД 20.
Ребята должны собрать пазл и прокомментировать иллюстрацию. (Приложение 2)
Рефлексия.
Что вы узнали нового на уроке? С чем познакомились?
Итог урока.
Оценки за работу на уроке.
Домашнее задание.
Составить памятки по теме: «Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта».
Приложение 2
Приложение 1.
1. Опасность | А.- возможность, вероятность возникновения угрозы жизни. |
2. Террористы | Б. - вывоз людей из опасной местности. |
3. Ужас | В. - очень сильный испуг, сильная боязнь. |
4. Заложник | Г. - быстрый и резкий процесс горения, который ведет за собой моментальное разрушение объекта или даже нескольких объектов сразу. |
5. Эвакуация | Д. - бандит, добивающийся своих целей путем захвата заложников с угрозой их уничтожения, участник актов террора. |
6. Страх | Е. - чувство сильного страха. |
7. Угроза | Ё. - человек, удерживаемый силой с целью заставить выполнить какие-либо требования. |
8. Взрыв | Ж. — запугивание, обещание причинить кому-либо вред, зло. |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
Потамошнева Наталья Алексеевна
Татьяна Кузьменко
Татьяна Кузьменко