Алгоритм создания ментальной карты, с помощью программы iMindMap с детьми с нарушениями речи старшего дошкольного возраста

4
0
Материал опубликован 15 December 2023 в группе

«Методы обучения в современном образовании с привлечением мультимедийных технологий»


Учитель-логопед МАДОУ ЦРР-детский сад 104,

город Екатеринбург,

Якупова А.Ф.


Алгоритм создания ментальной карты, с помощью программы iMindMap с детьми с нарушениями речи старшего дошкольного возраста

   Процесс информатизации внес большие изменения во все сферы человеческой жизни, исключением не стали и дошкольные образовательные учреждения.

    Детей с речевыми нарушениями становится все больше. Причинами этого является не только экология, медицинские и другие факторы, но и влияние гаджетов становится более очевидным. В силу всего этого логопед должен проводить работу не только с детьми, но и с их родителями и направить процесс информатизации в нужное правильное русло.

    Но сегодня хотелось бы остановиться на одном из эффективных методов работы с детьми с речевыми нарушениями дошкольного возраста, который я использую в своей работе. Это метод создания интеллектуальных или ментальных карт, который показывает свою эффективность не только для формирования психологической базы речи и всех компонентов речи, но и всех сторон личности ребенка, поскольку в этот момент активно работают и правое и левое полушарие головного мозга. Ребенок проводит ассоциативную связь слова и его конкретного образа. Поэтому данный способ хранения и переработки информации является не только речевым, а рече-когнитивным. Помимо этого интеллект-карты привлекательны для детей, стимулируют познавательную активность и творческое начало дошкольников. Учат детей общаться и со сверстниками, и со взрослыми и все это в игровой форме.

    В своей работе я использую разные формы составления карт. Первая: на ватмане, с помощью фломастеров, карандашей, картинок, рисунков, символов. Вторая: с помощью интерактивной доски и установленной компьютерной программой для создания ментальных карт iMindMap Ultimate 10.1.1. Программа доступна и понятна детям.

   Представим алгоритм работы и вид в программе на примере составления интеллект-карты по теме «Земля- наш общий дом».

   Сначала Вы выбираете режим, то ест вид вашей карты и нажимаете создать. Если вы работаете в программе впервые лучше выбирать режим Mind Map.

Рисунок 1. t1702650614aa.png

   Работа начинается с выбора темы, который мы изобразим в центре карты в любой представленной программой форме. Вы видите формы центральной идеи на рисунке 1. справа.

   Лексическая тема выбирается, согласно учебно-тематическому плану логопеда, либо это может быть тема, выбранная детьми. Поэтому в центре карты мы решили поместить рисунок нашей планеты. Как вы видите справа располагаются значки (рисунок 2), которые позволяют нам быстро добавлять рисунки, значки, целые ветки карты, форматировать необходимые ветви и так далее.

Рисунок 2. t1702650614ab.png

   Следующим шагом в нашей работе было выделить главные содержательные линии (рисунок 3). Мы с ребятами выделили: природу и рукотворный мир. Сюжетные линии можно обозначать картинкой, символом или подписывать, если дети умеют читать. Как вы видели выше в программе подобраны различные символы, которые можно использовать. Рисунки можно предварительно выбрать и сохранить в папке на компьютере или на карте памяти, а потом добавить в программу.

Рисунок 3. t1702650614ac.png

   Как вы видите ветви легко рисуются и форматируются, выбирается направление, цвет и так далее (рисунок 3).

  Сюжетные линии детализируются настолько насколько это необходимо для понимания темы. Поэтому природу мы разделили на живую и неживую.

Рисунок 4. t1702650614ad.png

  I содержательная линия

1. Неживая природа: солнце, воздух, вода, камни, земля.

2. Живая: человек, животные, растения.

   II содержательная линия

Рукотворный мир, то ест все что создано руками человека: дома, мебель, посуда, книги, транспорт, игрушки, бытовая техника.

   Вы можете подписывать каждую ветку, картинку. Рисунок 4.

   Это самый простой способ составления ментальной карты, доступный для детей старшего дошкольного возраста. в представленной программе.

    Помимо этой программы можно создавать метальные карты в Microsoft Word, либо используя шаблоны интеллект-карт, которые заполняются в Microsoft Word. Один из хостов где можно бесплатно скачать шаблоны «24 бесплатных шаблона и примера ментальных карт (Word, PowerPoint, PSD)» https://templatelab.com/mind-map/

   Весь период работы над ментальной картой дети являются ее активными создателями, педагог только направляет детей. Карта помогает детям выстраивать последовательность отдельных элементов в рамках одной темы, запомнить, провести логические цепочки между событиями явлениями природы или предметами и людьми и главное систематизировать знания. Логопед при обсуждении и создании карты легко определяет багаж знаний детей по выбранной теме, анализирует пробелы. В результате использования данной технологии формируется привычка соблюдать правила группы, умение работать в команде, договариваться, планировать свою деятельность при достижении поставленной цели. И все это в процессе общения.

  Таким образом, интеллектуальные карты, по моему мнению, являются одним из эффективных средств интеграции речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития. 


     Список литературы

1. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. − 2012. − № 7. − С. 34–37.

2.Бьюзен Т. Супермышление. Минск: Попурри, 2017. 244 с.

3.Попик, С. Г. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием интеллектуальных карт / С. Г. Попик. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 63-65









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации