Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов
Презентация к урокуPPTX / 71.16 Мб
/data/files/k1735896193.pptx (Презентация к уроку)Конспект урока информатики.
8 класс
Тема: Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов.
Цели урока:
предметные — формирование понимания смысла понятия «алгоритм»; понимания терминов «исполнитель », «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; умения исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
метапредметные — развитие понимания смысла понятия «алгоритм» и широты сферы его применения; понимания ограничений, накладываемых средой на исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;
личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщение первоначальных представлений учащихся о понятиях «алгоритм» и «исполнитель»;
2) рассмотрение свойств алгоритма;
3) рассмотрение возможности автоматизации деятельности человека за счет возможности формального исполнения алгоритма.
4) формирование навыков записи алгоритмов на формальных языках
Ход урока.
- Организационный момент.
Приветствие обучающихся.
- Здравствуйте, ребята!
- Проверим своё рабочее место.
-Какое у вас сегодня настроение?
- Готовы ли вы сегодня на занятии делится своими знаниями, помогать друг другу?
Давайте для позитивной работы встанем в круг радости и скажем по кругу каждый своё положительное пожелание соседу.
- Я надеюсь, что сегодня вы узнаете много интересного. Ученики рассаживаться по местам. В листах самооценки (см Приложение1) записывают дату, тему запишут чуть позже, когда озвучим.
- Запись домашнего задания.
§ 2.1 – 2.2 РТ. № 98(б), 99(а),111,113
- Формулирование темы и целей урока (по 1 баллу за каждый ответ)
-Догадайся, как связано имя великого математика с темой урока?
Ученики отвечают:
- От его имени произошло слово Алгоритм;
-Подумай, как представленные объекты связаны с понятием «алгоритм»?
Ученики отвечают:
- они являются исполнителями алгоритма;
-Теперь представьте, что у вас есть Робот-Помощник Fedor. Если вам понадобиться закрасить на полу ровный квадрат, и вы обратитесь к нему:
«А помоги-ка мне!» Как думаете выполнит он вашу просьбу?
Ученики отвечают: -нет
- Почему?
Ученики отвечают: -потому что ему нужны чёткие команды, его нужно запрограммировать.
-Да, конечно. И вы сможете это сделать на сегодняшнем уроке.
-Мы начали разговор об алгоритмах и исполнителях. Алгоритмы могут быть записаны различными способами. Из всего сказанного определите тему урока:
Ученики отвечают: - Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. (записывают тему в лист самооценки)
Цели урока:
- узнать:
Ученики отвечают: - об алгоритмах и их свойствах;
-познакомиться:
Ученики отвечают: - с видами исполнителей
-научиться:
Ученики отвечают: - составлять алгоритмы и записывать их разными способами.
Учитель говорит, кто может поставить себе балл в лист самооценки за ответ.
- Объяснение темы
- Давайте узнаем, что такое алгоритм, и какие существуют виды его исполнителей,
- Вы смотрите видео и заполняете опорный конспект. За это задание по 1 баллу
Ученики смотрят видео и заполняют розданные заготовки опорного конспекта (см Приложение2)
-Алгоритм – это описание последовательности шагов в решении задачи, приводящих от исходных данных к требуемому результату.
Исполнитель - это объект, способный выполнять алгоритмы с помощью набора команд. Они бывают формальными и неформальными.
Характеристики формальных исполнителей: круг решаемых задач, среда «обитания», система команд (СКИ), режимы работы.
Учитель проходит просматривает заполненные конспекты и говорит, кто может поставить себе балл в лист самооценки за конспект
5. Работа в паре + самопроверка
- Познакомься со способами записи алгоритмов, заполни таблицу. Сделаем мы это играя в игру «Собери понятия». За это задание по 2 балла
Ученики изучают материал учебника § 2.2 с. 57 – 61 и сопоставляют карточки с понятиями на общей схеме . Затем открывается слайд с правильной схемой и ученики сверяют правильность составления схемы, выставляют себе баллы в лист самооценки по 2 балла.
- Физкультминутка. Ученики выполняют упражнения за учителем по музыку, упражнения для глаз.
- Закрепление
Выполни вместе с учителем №111из Рабочей тетради
В системе Водолей входят 6 команд:
- Наполнить сосуд А
- Наполнить сосуд В
- Перелить из А в В
- Перелить из В в А
- Вылить из А
- Вылить из В
Объём сосуда А равен 4 л, сосуда В – 3л. Как получить 2 л в одной из ёмкости, используя не более 4 команд?
Учитель объясняет на доске, ученики записывают в тетради
- 2 Наполнить сосуд В
- 4 Перелить из В в А
- 2 Наполнить сосуд В
- 4 Перелить из В в А
Ответ: 2424
- Компьютерный практикум
-Выполни задание с помощью компьютера. Это задание оценивается в 2 балла, а так же есть и дополнительное задание для тех, кто пойдёт вперёд быстрее и так же сможет заработать дополнительный балл.
- И вот сейчас вернёмся к Роботу-Помощнику, который должен помочь вам закрасить квадрат на полу. В среде программирования КуМир запишите и выполните алгоритм для исполнителя Робот, так как показано на рисунке. На компьютерных столах имеются карточки с заданием(см. Приложение 4)
- Робот должен закрасить квадрат 4*4 в центре поля.
- Первоначальное положение Робота в центре поля.
- Пользуйтесь Пультом для быстрой записи команд
- Вы можете перенести команды из Пульта в поле исполнителя Робот (Вставить)
- Далее выполнить алгоритм, нажав Выполнение.
2. Дополните алгоритм ещё несколькими закрашенными квадратами, используя копирование повторяющихся команд. Расположения орнамента произвольное.
- Итоги урока, выставление оценок.
Можете ли вы назвать тему урока?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу?
-На слайде критерии оценки
Ученики подсчитывают баллы, выставляют оценки.
Приложение 1
Лист самооценки учащегося 8 класса ФИО__________________
№ | Дата | Тема урока | Баллы | Оценка | |||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 | |||||||||||||
16 | |||||||||||||
17 | |||||||||||||
18 | |||||||||||||
19 | |||||||||||||
20 | |||||||||||||
21 | |||||||||||||
22 | |||||||||||||
23 | |||||||||||||
24 | |||||||||||||
25 | |||||||||||||
26 | |||||||||||||
27 | |||||||||||||
28 | |||||||||||||
29 | |||||||||||||
30 | |||||||||||||
31 | |||||||||||||
32 | |||||||||||||
33 | |||||||||||||
34 | |||||||||||||
35 |
Приложение 2
Опорный конспект «Алгоритмы и исполнители»
Алгоритм – это_____________________________________________________
__________________________________________________________________
Исполнитель – это___________________________________________________ ___________________________________________________________________
Исполнители
_____________________________________ ____________________________
Характеристики исполнителя:
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
Приложеие 3
Приложение 4