Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов

2
0
Материал опубликован 3 January

Презентация к урокуPPTX / 71.16 Мб

/data/files/k1735896193.pptx (Презентация к уроку)Конспект урока информатики.

8 класс

Тема: Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов.

Цели урока:

предметные — формирование понимания смысла понятия «алгоритм»; понимания терминов «исполнитель », «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; умения исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

метапредметные — развитие понимания смысла понятия «алгоритм» и широты сферы его применения; понимания ограничений, накладываемых средой на  исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;

личностные —  алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

 Решаемые учебные задачи: 

1) обобщение первоначальных представлений учащихся о понятиях «алгоритм» и «исполнитель»;

2) рассмотрение свойств алгоритма;

3) рассмотрение возможности автоматизации деятельности человека за счет возможности формального исполнения алгоритма.

4) формирование навыков записи алгоритмов на формальных языках

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 Приветствие обучающихся.

- Здравствуйте, ребята!

- Проверим своё рабочее место.

-Какое у вас сегодня настроение?

- Готовы ли вы сегодня на занятии делится своими знаниями, помогать друг другу?

Давайте для позитивной работы встанем в круг радости и скажем по кругу каждый своё положительное пожелание соседу.

- Я надеюсь, что сегодня вы узнаете много интересного. Ученики рассаживаться по местам. В листах самооценки (см Приложение1) записывают дату, тему запишут чуть позже, когда озвучим.

  1. Запись домашнего задания.

§ 2.1 – 2.2 РТ. № 98(б), 99(а),111,113

  1. Формулирование темы и целей урока (по 1 баллу за каждый ответ)

-Догадайся, как связано имя великого математика с темой урока?

Ученики отвечают:

- От его имени произошло слово Алгоритм;

-Подумай, как представленные объекты связаны с понятием «алгоритм»?

Ученики отвечают:

- они являются исполнителями алгоритма;


-Теперь представьте, что у вас есть Робот-Помощник Fedor. Если вам понадобиться закрасить на полу ровный квадрат, и вы обратитесь к нему:

«А помоги-ка мне!» Как думаете выполнит он вашу просьбу?

Ученики отвечают: -нет

- Почему?

Ученики отвечают: -потому что ему нужны чёткие команды, его нужно запрограммировать.

-Да, конечно. И вы сможете это сделать на сегодняшнем уроке.


-Мы начали разговор об алгоритмах и исполнителях. Алгоритмы могут быть записаны различными способами. Из всего сказанного определите тему урока:

Ученики отвечают: - Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. (записывают тему в лист самооценки)

Цели урока:

- узнать:

Ученики отвечают: - об алгоритмах и их свойствах;

-познакомиться:

Ученики отвечают: - с видами исполнителей

-научиться:

Ученики отвечают: - составлять алгоритмы и записывать их разными способами.

Учитель говорит, кто может поставить себе балл в лист самооценки за ответ.

  1. Объяснение темы   

- Давайте узнаем, что такое алгоритм, и какие существуют виды его исполнителей,          

- Вы смотрите видео и заполняете опорный конспект. За это задание по 1 баллу

Ученики смотрят видео и заполняют розданные заготовки опорного конспекта (см Приложение2)

-Алгоритм – это описание последовательности шагов в решении задачи, приводящих от исходных данных к требуемому результату.

Исполнитель - это объект, способный выполнять алгоритмы с помощью набора команд. Они бывают формальными и неформальными.

Характеристики формальных исполнителей: круг решаемых задач, среда «обитания», система команд (СКИ), режимы работы.

Учитель проходит просматривает заполненные конспекты и говорит, кто может поставить себе балл в лист самооценки за конспект

5. Работа в паре + самопроверка   

- Познакомься со способами записи алгоритмов, заполни таблицу. Сделаем мы это играя в игру «Собери понятия». За это задание по 2 балла

 Ученики        изучают материал учебника § 2.2 с. 57 – 61 и сопоставляют карточки с понятиями на общей схеме . Затем открывается слайд с правильной схемой и ученики сверяют правильность составления схемы, выставляют себе баллы в лист самооценки по 2 балла.

  1. Физкультминутка. Ученики выполняют упражнения за учителем по музыку, упражнения для глаз.
  2. Закрепление     

Выполни вместе с учителем           №111из Рабочей тетради 

В системе Водолей входят 6 команд:

  1. Наполнить сосуд А
  2. Наполнить сосуд В
  3. Перелить из А в В
  4. Перелить из В в А
  5. Вылить из А
  6. Вылить из В

Объём сосуда А равен 4 л, сосуда В – 3л. Как получить 2 л в одной из ёмкости, используя не более 4 команд?

Учитель объясняет на доске, ученики записывают в тетради

  1. 2 Наполнить сосуд В
  2. 4 Перелить из В в А
  3. 2 Наполнить сосуд В
  4. 4 Перелить из В в А

Ответ: 2424

  1. Компьютерный практикум    

-Выполни задание с помощью компьютера. Это задание оценивается в 2 балла, а так же есть и дополнительное задание для тех, кто пойдёт вперёд быстрее и так же сможет заработать дополнительный балл.

-  И вот сейчас вернёмся к Роботу-Помощнику, который должен помочь вам закрасить квадрат на полу. В среде программирования КуМир запишите и выполните алгоритм для исполнителя Робот, так как показано на рисунке. На компьютерных столах имеются карточки с заданием(см. Приложение 4)

  • Робот должен закрасить квадрат 4*4 в центре поля.
  • Первоначальное положение Робота в центре поля.
  • Пользуйтесь Пультом для быстрой записи команд
  • Вы можете перенести команды из Пульта в поле исполнителя Робот (Вставить)
  • Далее выполнить алгоритм, нажав Выполнение.

2. Дополните алгоритм ещё несколькими закрашенными квадратами, используя копирование повторяющихся команд. Расположения орнамента произвольное.


  1. Итоги урока, выставление оценок.

            Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?          

-На слайде критерии оценки

Ученики подсчитывают баллы, выставляют оценки.






















Приложение 1

Лист самооценки    учащегося    8  класса  ФИО__________________


Дата

Тема урока

Баллы

Оценка

1














2














3














4














5














6














7














8














9














10














11














12














13














14














15














16














17














18














19














20














21














22














23














24














25














26














27














28














29














30














31














32














33














34














35
























Приложение 2

Опорный конспект «Алгоритмы и исполнители»

Алгоритм – это_____________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Исполнитель – это___________________________________________________ ___________________________________________________________________

Исполнители


_____________________________________                            ____________________________


Характеристики исполнителя:

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3._________________________________________________________________















Приложеие 3

h1735894704.png
Пртложение 3





Приложение 4


i1735895104.png
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации