Алгоритмика "Пиратский клад"
Тема занятия: "Пчелка Bee Bot и Тайна Пиратского Клада!"
Цель: Закрепление навыков программирования робота " Пчелка Bee Bot " в игровой форме, развитие логического мышления, пространственного воображения и умения работать в команде.
Задачи:
Обучающие:
Повторить основные команды программирования робота " Пчелка Bee Bot ".
Научить составлять алгоритмы для решения задач по поиску заданного объекта (клада) на игровом поле.
Развивать умение читать простые карты и следовать инструкциям.
Развивающие:
Развивать логическое мышление и умение анализировать информацию.
Развивать пространственное ориентирование и умение планировать маршрут.
Развивать творческое воображение и фантазию.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к командной работе и умение договариваться.
Развивать самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач.
Воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении цели.
Материалы и оборудование:
Робот " Пчелка Bee Bot " с набором для программирования (или другой программируемый робот).
Игровой коврик, имитирующий "остров сокровищ" (изображение моря, пальм, гор, пещер, отметок с крестиками и т.д.).
Карточки с командами программирования для " Пчелки Bee Bot ".
Карты сокровищ (схематичные изображения маршрута поиска клада).
"Клад" (небольшой сундучок с "сокровищами" - монетки, бусины, блестящие камушки).
Препятствия (камни, деревья - для усложнения маршрута).
Ход занятия:
I. Теория (10-15 минут):
1. Приветствие и создание атмосферы:
Педагог приветствует детей, включает музыку в пиратском стиле.
"Здравствуйте, юные пираты! Сегодня мы отправляемся на поиски настоящего сокровища! Но путь к нему будет непростым и полным загадок. Нам предстоит пройти через бушующие моря, разгадать тайны старинных карт и, конечно же, проявить смекалку и отвагу, как настоящие морские волки! Готовы ли вы к приключениям? Тогда поднять паруса и вперед, к неизведанным горизонтам!"
2. Беседа о пиратах и кладах:
Педагог: "Кто такие пираты? (Ответы детей: морские разбойники, ищут сокровища). Что они обычно ищут? (Ответы детей: золото, драгоценности, монеты). Чтобы найти клад, нужно быть очень умным, смелым и уметь читать карту. Готовы ли вы стать настоящими пиратами?"
Дети: (Восторженно) "Да!"
Педагог: "Отлично! А знаете ли вы, что пираты не всегда были злыми? Некоторые из них были настоящими искателями приключений, которые любили исследовать далекие земли и находить удивительные вещи. Но чтобы стать таким пиратом, нужно не только храбрость, но и умение работать в команде. Ведь на корабле каждый важен – от капитана до юнги! А еще, чтобы найти клад, нужно быть очень внимательным и наблюдательным. Ведь карта может быть не простой, а полной загадок и шифров. Готовы ли вы разгадывать тайны и отправляться в захватывающие путешествия?"
Дети: "Да!"
Педагог: "Тогда приготовьтесь! Сегодня мы отправимся в настоящее пиратское приключение. Мы будем искать не просто золото, а сокровища знаний, смекалки и дружбы! А для начала, давайте представим, что у нас есть своя пиратская карта. Что на ней может быть изображено?" (Дети предлагают: остров, море, корабль, крестик, пальмы, череп и кости). "Правильно!
3. Введение в задание и знакомство с картой:
Начало приключения: Педагог разворачивает игровой коврик и карту сокровищ. "Ребята, перед нами – таинственный остров, где спрятан настоящий клад! А вот и карта, которая станет нашим верным проводником. Но будьте внимательны: эта карта полна загадок и хитроумных указаний!"
Разгадываем карту: "Посмотрите, на карте отмечены ключевые ориентиры: могучая "Пальма", таинственная "Пещера", древний "Старый дуб". Наша задача – научить Кубо-Бота перемещаться от одного места к другому, следуя подсказкам карты, чтобы добраться до заветного клада."
Вспоминаем команды: "Давайте освежим в памяти, как мы управляем нашим роботом: команды "вперед", "назад" и "поворот" помогут нам в пути."
Безопасность прежде всего: "Остров полон неожиданностей, поэтому нам понадобится вся наша внимательность и осторожность. И помните: Кубо-Бот – наш главный помощник. Обращайтесь с ним бережно, чтобы он служил нам верой и правдой до самого конца нашего приключения!"
II. Практика : Самостоятельное программирование робота по замыслу и испытание роботов по теме «Поиск клада» при выполнении игровых заданий.
1. "По следам пиратов"
Цель: вспомнить как составлять последовательные программы для робота, следуя инструкциям.
Ход игры:
Дети делятся на команды по 2-3 человека.
Каждая команда получает карту сокровищ с указанием точек маршрута. Например,: "От Пальмы – 3 шага вперед, повернуть направо, 2 шага вперед – к Пещере".
Задача команд – составить программу для Bee Bot, чтобы он точно следовал по всем указанным точкам.
Команды поочередно запускают своих роботов и внимательно наблюдают за их движением.
Если Bee Bot сбивается с пути, команда анализирует свою программу и вносит необходимые коррективы.
2. "Сокровище найдено!"
Цель: Закрепить навыки программирования, достигая конечной цели и соревнуясь.
Ход игры:
После успешного прохождения маршрута, Bee Bot должен добраться до места, где спрятан "клад" – небольшой сундучок. Маршрут может быть нелинейным, с поворотами и тупиками. Команды по очереди запускают своих роботов. Если робот застревает или выходит за пределы поля, команда должна проанализировать свою программу и внести коррективы.
Побеждает команда, чей робот первым достигнет сокровища.
Варианты усложнения:
В лабиринте могут быть "препятствия" (например, низкие барьеры, которые роботу нужно объехать).
Можно добавить "ключ" в одном месте, который роботу нужно подобрать, чтобы открыть "дверь" в другую часть поля.
III. Подведение итогов:
Педагог: Ну что, мои юные искатели приключений, давайте немного поболтаем.
Скажите, а что же мы сегодня искали? (Дети отвечают, например: "Клад!", "Сокровища!", "Секрет!")
А как мы с вами находили путь к этому самому кладу? (Дети вспоминают задания, подсказки, карты, например: "Мы разгадывали загадки!", "Шли по стрелочкам!", "Слушали ваши подсказки!")
Были ли у нас какие-нибудь трудности на пути? Что было самым сложным? (Дети делятся впечатлениями, например: "Мне было страшно, что не дойдем до клада!", "Я не сразу понял, что делать!", "Мы долго искали ключ!")
А что вам больше всего понравилось в нашем сегодняшнем приключении? (Дети называют самые яркие моменты, например: "Было весело вместе решать!")
Педагог: Вы все сегодня были просто молодцы! Я очень горжусь вами! Вы показали настоящую смелость, когда не боялись идти вперед, даже если было немного страшно. Вы были очень находчивыми, придумывая решения и разгадывая все наши задания. И самое главное – вы отлично работали в команде, помогая друг другу и поддерживая товарищей. Это очень ценно!
А теперь, самое время разделить наши сокровища! Давайте сделаем это по справедливости, чтобы каждый получил свою долю нашей добычи.
(Педагог вместе с детьми делит найденные "сокровища".)
Спасибо вам за такое замечательное приключение! Вы – настоящая команда кладоискателей!