Статья «Алгоритмизация основных подходов изучения базового курса химии в школе»
Алгоритмизация основных подходов изучения базового курса химии в школе
Бадаева Екатерина Ильинична, учитель химии
МАОУ Лицей 13 г. Химки (Аэрокосмический лицей), г. Химки
Проблема: трудности с запоминанием и оперированием большими объемами учебных материалов.
Цель: провести опрос школьников на предмет выяснения основных проблем, с которыми учащиеся сталкиваются при изучении химии; разработать небольшие алгоритмы, облегчающие запоминание и использование учебного материала; определение эффективности разработанных алгоритмов на практике в малых группах, для последующего включения их в учебный процесс в больших группах.
Не секрет, что химия – один из самых сложных предметов в школьном курсе. Его совершенно не случайно начинают преподавать с 8 класса: к этому времени учащиеся в должном объеме осваивают программу по математике и уже знакомы с предметами естественно-научного цикла (физикой и биологией).
В целом, в 8 классе у школьников уже введены в программу все изучаемые предметы, а учащиеся находятся на достаточном уровне психо-эмоционального и интеллектуального развития, чтобы самим определить свои предметные интересы и сформулировать трудности, с которыми они сталкиваются в процессе обучения.
Проведенный среди 45 учеников девятых и восьмых классов опрос показал, что основными проблемами при изучении химии являются «большой объем нового материала и сложности с его запоминанием». Отдельно стоит отметить, что участие в опросе было исключительно добровольным и не повлекло никаких отрицательных ответных действий в адрес опрашиваемых.
Так же были названы следующие проблемы: частые пропуски и пониженная самооценка. График зависимости между названными проблемами и численностью учащихся приведен ниже. Анализ этого графика натолкнул на мысль, что при наличии грамотно составленного конспекта, четких алгоритмов его использования и неоднократном их практическом применении, можно улучшить качество знаний, повысить успеваемость детей, а значит, и привлечь к изучению химии большее внимание.
На этапе теоретической подготовки проекта были разработаны 2 алгоритма, по темам: названия органических соединений и использование таблицы растворимости. Выбор на данные темы пал по следующим причинам: первый алгоритм предложен ученикам 9 классов, как первичное знакомство с элементами органической химией, второй алгоритм – это очень важный помощник для учеников 8 классов в вопросах правильного составления формул сложных веществ, названий этих веществ, наглядное изображение формул основных кислот, оснований и солей. Эти знания пригодятся ребятам на протяжении всего курса химии.
Причем оба алгоритма были предложены ученикам и 8 классов, и 9 классов, согласившихся участвовать в данном проекте в рамках уроков химии. По 5 человек в группе.
На протяжении 2 недель учащиеся отрабатывали навыки использования алгоритмов согласно прилагаемому списку заданий. В результате 2 человека пренебрегли заданиями и выбыли из проекта после первой недели. Оставшиеся 8 человек отметили, что теперь понимают, откуда берутся формулы продуктов реакции, как именно должны выглядеть органические вещества, где посмотреть формулу кислоты, что такое гидроксид, как составить формулу щелочи.
В дальнейшем планируется совместная разработка визуальных материалов (плакатов, презентаций и пр. ). Возможно, проведение совместных уроков между старшеклассниками и ребятами 8 классов.
Безусловно, для большей эффективности данные алгоритмы надо отработать на больших группах, например, в рамках факультативных занятий среди учащихся 6-7-8 классов, дабы предупредить возникновение проблем с изучением предмета в рамках основной программы. Это поможет решить и третью по численности проблему с низкой самооценкой, поскольку, если ученик успешен в освоении программы, то и самооценка его возрастает.
Так же сопутствующим выводом проведенной работы можно считать, что для дальнейшего развития проекта стоит проводить видео запись проводимых в классе лекционных и практических занятий, особенно для тех, кто отсутствует на уроках, либо испытывает потребность ознакомиться с материалом еще раз.