Статья «Личностно-ориентированный подход в обучении химии»
Личностно – ориентированный подход в обучении химии
Новый мир имеет новые условия
и требует новых действий
Н. Рерих
Внимание к личности ученика всегда было отличительной чертой педагогов. Более 100 лет назад К. Д. Ушинский писал: «Мы не говорим педагогам-поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте те законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять… Мы советуем педагогам сколь возможно тщательней физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства…». Добиться высоких результатов в обучении и воспитании можно, только хорошо зная индивидуальные особенности учащихся.
Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.
Готовясь к урокам по химии, я, как учитель, должна продумать не только то, какой материал буду сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны.
Дети очень доверчивые, любознательные, но чтобы их расшевелить, нужен творческий подход ,сам учитель должен быть креативным и любить своих учеников. Так как дети любят играть, самый раз проводить уроки в игровых формах. Но играть не ради игр, а ради того, чтобы пробудить интерес к процессу обучения.
Каждое задание, планируемое на урок, конечно, должно содержать проблему, которую должны решать сами дети. И только тогда ,оказавшись в трудном положении, ребенок захочет мобилизовать свои умения и знания.
Опыт показывает, что использование различных методов и приёмов дает положительную динамику в разрешении главной проблемы: как сделать урок интересным и эффективным.
Так как систематически анализирую свою работу, уверенно могу выдвинуть несколько методических предложений, которые способствуют успешному усвоению учебного материала:
-предлагать детям на выбор различные учебные задания и формы работы;
-поощрять ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;
-вести индивидуальную работу с каждым ребенком;
-стремиться выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала;
-особое внимание уделить химическому эксперименту-источнику знаний учащихся о природе вещества и химических процессов, где каждый самостоятельно может показать свои умения и навыки;
-помогать детям самостоятельно спланировать свою деятельность;
-использовать проектную деятельность на уроках;
-в старших классах иметь в виду выбор профессии.
Например, в Х класс практически каждой общеобразовательной школы приходят учащиеся, различающиеся не только способностями к обучению, но и уровнем знаний. Кроме того, лишь некоторые из них будут сдавать ЕГЭ или вступительные экзамены по химии. Остальных же интересует только отметка по предмету в аттестате зрелости. Если предъявлять к ним одни и те же требования, то процесс обучения станет для многих из них не только сложным, но и неинтересным.
Таким образом, использование технологий личностно-ориентированного подхода на уроках химии дает высокие и стабильные результаты обучения, развивает творческие и исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету.