Урок химии в 10 классе на тему «Алкены»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
муниципального образования города Братска
Тема урока
«Алкены.»
(для учащихся 10 класса)
Подготовила: учитель химии Москвитина Марина Анатольевна г. Братск, 2015год Тема урока: «Алкены.» Цель урока: изучить строение, номенклатуру, свойства алкенов. Задачи урока. Образовательные:- изучить строение этилена и его гомологов; углубить понятия «изомерия» и «гомология» на примере алкенов, изучить новые виды структурной изомерии. изучить лабораторные и промышленные способы получения этилена.
- развивать полученные ранее первоначальные представления об изомерии и умения давать названия соединениям по номенклатуре ИЮПАК, составлять уравнения химических реакций, развитие умений коммуникативных, рефлексивных, информационных, умение выполнять задания.
- формировать коммуникативные навыки, умение высказывать собственное мнение, воспитать культуру общения учащихся. Повысить познавательный интерес учащихся, показать важность знания органической химии.
Номер учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий. |
Руководство по выполнению заданий. Оценка. |
||||
У.Э- 0 |
Цель: рассмотреть особенности строения молекул алкенов, гомологический ряд и общую формулу алкенов, изомерию алкенов, номенклатуру и физические свойства непредельных углеводородов, получение алкенов: промышленный, лабораторный . |
Внимательно прочитайте цель урока. Настройтесь на работу. Вы сможете сами оценить свои знания и получить хорошую оценку. У вас все получится. |
||||
У.Э- 1 |
Цель: определите ваш исходный уровень знаний об непредельных углеводородах – алкенах. Повторить и закрепить ранее изученный материал . Обсудите ответы на вопросы: Какие соединения называются углеводородами? Назовите классификации углеводородов по строению углеродной цепи и по видам связей между атомами углеродов. Какие углеводороды называются непредельными? |
Работайте в парах и с классом. |
||||
У.Э- 2 |
Цель: рассмотреть гомологический ряд и общую формулу алкенов, изомерию алкенов, номенклатуру алкенов. Проверить умения давать названия по формулам алкенов, составлять структурные формулы по названиям І. Внимательно прочитайте §4, с. 33-35. ІІ. Подготовьте ответы на вопросы: Какие органические вещества относятся к алкенам? Дайте характеристику двойной связи.Тип гибридизации. Длина связи С-С По рис. 15 рассмотрите молекулу этилена. Перечислите алкены, составляющие гомологический ряд этилена. Назовите виды изомерии, характерные для алкенов. С какого углеводорода в этиленовом ряду начинается явление изомерии? Как отражается наличие двойной связи в названии алкенов? Какой класс углеводородов имеет такую же общую формулу? ІІІ. Выполните упражнения: Назовите следующие алкены: А) СН2 =СН-СН2-СН3; Б) СН3-СН2-СН=СН-СН3; В) СН2=С-СН2-СН2-СН3; СН3 Г) СН3-СН-СН=СН-СН-СН3. СН3 СН3 Напишите структурные формулы следующих алкенов: А) 3,3-диметилбутен-1; Б) 4-метилпентен-2; В) 4-этилгексен-2; Г) 3-этилгексен-1. 3. Составьте формулы двух гомологом и двух изомеров для вещества А) СН2 =СН-СН2-СН2-СН3: Б) СН3-СН2-СН=СН-СН3. 4. Соотнесите структурные формулы алкенов с их названиями: А) СН3-СН2-СН2-СН=СН-СН3; Б) СН3-СН=СН-СН2-СН3; В) СН2=С-СН-СН2-СН3; СН3 Г) СН3-СН=СН-СН3; Д) СН 2=С-С-СН3. СН3 1) пентен-2; 2) 2-метилпентен-1; 3) 2-метилбутен-1; 4) гексен-2; 5) бутен-2. |
Обсудите вопросы в парах, запишите определение алкенов в тетрадь, запишите гомологический ряд этилена из первых пяти представителей, запишите виды изомерии, характерные для алкенов. Запишите ответы в тетрадях. Ответы для проверки возьмите у учителя |
||||
У.Э- 3 |
Цель:изучить физические свойства алкенов. І. Внимательно прочитайте §4, с.34. ІІ. Подготовьте ответы на вопросы: Какое агрегатное состояние характерно для алкенов? Какова растворимость алкенов в воде? От чего зависит агрегатное состояние алкенов? |
Обсудите вопросы в парах, запишите сведения о физических свойствах алкенов в тетрадь. |
||||
У.Э.-4 |
Цель: выяснить способы получения алкенов. Проверить умения записывать уравнения реакций,умения решать задачи. І. Внимательно прочитайте §4, с. 34-35. ІІ. Подготовьте ответы на вопросы: Перечислите способы получения алкенов. Какие из перечисленных реакций наиболее приемлемы в лаборатории, а какие – в промышленности? ІІІ. Выполните упражнения и решите задачу: Напишите уравнения следующих химических реакций: А) получить из пропана -пропен Б) получить из этилового спирта -этен В) получить из бутина-бутен Г) получить из 2-бромпропана-пропен. 2. Какой объем этилена (н.у.) можно получить из 46 г этилового спирта? |
Обсудите вопросы в парах и с классом, запишите 4 способа получения алкенов, назовите исходные вещества и продукты реакций. Запишите ответы в тетрадях. |
||||
У.Э- 5 |
Цель: проверьте полученные знания об алкенах. Выполните тест: (1 балл) Общая формула алкенов: А) СnН2n; Б) СnН2n+2; В) СnН2n-2; Г) СnНn. 2. (1 балл) Общая формула СnН2nотражает состав: А) алканов; Б) алкинов; В) алкенов. 3. (1 балл) Укажите формулу алкена: А) С3Н4; Б) С4Н8; В) С5Н12; Г) С6Н6. 4. (1 балл) Третий по счету алкен нормального строения с положением тройной связи у первого углеродного атома называется: А) пентен-1; Б) этен; В) бутен-1; Г) пропен. 5. (1 балл) Изомерия углеродного скелета алкенов начинается с: А) этена; Б) пропена; В) бутена; Г) пентена. 6. (1 балл) Изомерия положения кратной связи алкенов начинается с: А) этена; Б) пропена; В) бутена; Г) пентена. 7*. (2 балла) Назовите вещества: А) СН2=СН-СН2-СН2-СН3; Б) СН2=С-СН-СН3. СН3 8*. (2 балла) Назовите вещества: А) СН2=С-СН2-СН3; Б) СН2=С-СН-СН2-СН3. СН3 9*.(4 балла) Запишите структурные формулы веществ: А) 3-метилгексен-1; Б) 3,4-диметилпентен-1. 10. (1 балл) Этилен представляет собой: А) газ; Б) жидкость; Г) твердое вещество. 11. (1 балл) У какого из перечисленных алкенов наибольшая температура кипения: А) этен; Б) пропен; В) бутен-1; Г) пентен-1. 12*. (3 балла) Бутен-2 можно получить дегидробромированием: А) 1-бромбутана;Б) 2-бромбутана; В) 1,3-дибромбутана; Г) 1,4-дибромбутана. Напишите уравнение реакции. 13*.(3 балла) пропен можно получить из бромпропана нагреванием с? А) металлическим натрием; Б) водным раствором гидроксида натрия; В) спиртовым раствором гидроксида натрия; Г) любым из перечисленных способов. Напишите уравнение реакции. 14. (1 балл) Сумма коэффициентов в уравнении реакции дегидрогалогенирования 2-бромпропана равна А) 4; Б) 5; В) 6: Г) 3. 15. (1 балл) Сумма коэффициентов в уравнении реакции получения этилена при дегидратации спиртов : А) 4; Б) 5; В) 6: Г) 3. 16**. (6 баллов) Решите задачу: рассчитайте массовые доли углерода и водорода в соединении С4Н8. |
Индивидуально Проверка по приложению |
||||
У.Э-6 |
Прочитайте еще раз цели урока. Удалось ли вам достичь поставленных целей? В какой степени? Подсчитайте количество набранных баллов за выполненный тест. Поставьте себе оценку за урок, используя критерии оценок.
Домашнее задание: §4, до с. 35, упр. 1,2,3. |
Приложение.
Правильные ответы к учебным элементам модуля.
У.Э.- 1.
1. Улеводороды- соединения, состоящие из атомов углерода и атомов водорода.
2. Классификация углеводородов по строению углеродной цепи и по видам связей между атомами углеродов.
ненасыщенные (непредельные) углеводороды, у которых между атомами углерода кроме одинарных простых связей, имеются также и двойные, и тройные связи.
У.Э. -2.
1. Алкены - ненасыщенные углеводороды с общей формулой CnH2n, в молекулах которых имеется одна двойная связь С=С.
2. 1.SP2- гибридизация
π , ϭ –связь 3.валентный угол=1200
Есвязи (С=С)=620 кДж
Есвязи (С-С)=620-350=270 кДж
3.Схема образования σ-связей в молекуле этилена
Схема образования π-связи в молекуле этилена
4. Гомологический ряд этилена
С2Н4 СН2=СН2 этилен этен (-СН2=СН2 винил)
С3Н6 СН2=СН-СН3 пропилен пропен
С4Н8 СН2=СН-СН2-СН3 бутилен бутен
С5Н10 СН2=СН-СН2-СН2-СН 3 амилен пентен
5.виды изомерии:
1.Структурная изомерия.
-
Изомерия строения углеродной цепи.
Изомерия положения двойной связи.
2. Пространственная изомерия.
2.1. Геометрическая изомерия (цис-/транс-)
3.Межклассовая
6 .Бутен
7. Главное в названии –двойная связь. Нумерация ат.С в цепи идет с того конца , ближе которому она находится
Двойная связь обозначается в конце названия арабской цифрой ат.С, с которого она начинается и ставится через «-«. Суффикс- ен
8.Циклоалканы
III.1.А)Бутен-1 Б)Пентен-2 В)2-метилпентен-1 Г)2,5-диметилгексен-3
СН3
2.А)СН2 =СН-С-СН3 Б)СН3-СН=СН-СН-СН3 В) СН3-СН=СН-СН-СН2-СН3
СН3 СН3 С2Н5
Г)СН2=СН-СН-СН2-СН2-СН3
С2Н5
3.А) СН3-СН=СН-СН2-СН3; СН2=СН-СН-СН3 Б)СН2=СН-СН2-СН3; СН2=СН=СН3
СН3
У.Э. -3.
Первые три представителя гомологического ряда алкенов (этилен, пропилен и бутилен) - газы, начиная с C5H10 (амилен, или пентен-1) — жидкости, а с С18Н36 — твердые вещества. С увеличением молекулярной массы изменяется агрегатное состояние алкена и повышаются температуры плавления и кипения .
Алкены плохо растворимы в воде (однако лучше, чем соответствующие алканы), но хорошо — в органических растворителях. Этилен и пропилен горят коптящим пламенем.
У.Э. -4.
II.Способы получения алкенов:
Промышленные способы получения
1.Крекинг алканов 2.Дегидрирование алканов 3.Гидрирование алкинов .
Лабораторные способы получения:
1.Дегидратация спиртов 2.дегалогенирование дигалогеналканов. 3.дегидрогалогенирование моногалогеналканов.
III.Выполните упражнение и решить задачу:
t, Ni
А) С3Н8 = С3Н6+Н2
t, H2SO4
Б)С2Н5ОН = С2Н4+Н2О
t, Pt
В)С3Н4+2Н2=С3Н8
Г)СН3-СНBr-СН3+NaOH (спиртовый раствор)= CН2=СН-СН3+NaBr+H2O
2.22,4 л
У.Э. -5. (мах -6 б.).
Ответы на тест:1)А; 2)В; 3)Б ; 4)В ; 5)В ;6)В ;7)А-Пентен-1 Б)2-метилбутен-1 ; 8)А-бутен-1 Б)3-метилпентен-1
9) А.СН 2 =СН-СН-СН2-СН2-СН3 Б.СН2=СН-СН-СН-СН3
СН3 СН3 СН3
10)А ; 11)Г ; 12)Б ; 13) В ; 14)Б ; 15)Г ; 16) W(C)=85,7; W(H)=14,29
Зам. директора по УВР Г.В.Дубынина
Директор МБОУ «СОШ №3» В.Л. Безугленко