12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Габдрахманова Татьяна Васильевна86
sites.google.com/site/gabdrakhmanova5
Россия, Коми респ., Усинск
1

Урок по теме «Алкены» в 10 классе



Введение. Урок разработан и проведен в 10 общеобразовательном классе. Изучение предмета ведётся по одночасовой программе (36 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе) по учебникам для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. Органическая химия, 10 класс», базовый уровень, Москва, Просвещение, 2013; учебник 11 класса «Химия. Основы общей химии, 11 класс» базовый уровень, Москва, Просвещение, 2013, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Данный предмет учащиеся изучают после предмета химии в 8-9 классах, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни. На тему алкены в 10 классе отводится один час (урок).

Тема урока: Алкены: строение, изомерия, свойства, применение.

Цель урока: создать условия для формирования знаний об алкенах как классе непредельных углеводородов, об особенностях их электронного строения, изомерии, химических свойствах, способах получения и их применения.

Задачи урока

Обучающие: изучить алкены, развивая знания о кратной двойной связи между атомами углерода; рассмотреть изомерию и номенклатуру алкенов; изучить химические свойства алкенов, качественные реакции на П-связь, правило Марковникова, правило Зайцева познакомить учащихся с основными промышленными и лабораторными способами получения.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления и интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи). 

Воспитательные: продолжить формирование культуры умственного труда; коммуникационных навыков.

Тип урока: изучение нового материала.

Организационная форма: фронтальный опрос, беседа по проблемным вопросам, рефлексия.

Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, медиапроектор.

Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку.

Оборудование и реактивы:

Для демонстрации: штатив ученический с лапкой, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, этиловый спирт, концентрированная серная кислота, спички, спиртовка, пробирка с раствором йода (имитация бромной воды) и пробирка с раствором перманганата калия КМnО4.

коллекции полимерных образцов полиэтилена с разной степенью полимеризации; портрет В.В.Марковникова.

Ход урока:

I. Организационный момент. (1 мин)

II. Постановка темы и учебной цели. (3 мин.)

(Стадия вызова ) СЛАЙД 2.

1) Выберите одно лишнее. Объясните свой выбор

1) пропан 2) пропен 3) циклопропан 4) бутан
 

2) Выберите одно лишнее. Объясните свой выбор.

1) СН3 - СН2 - СН2 – СН2 - СН3 2) СH3 - CН - СH3

CH3

3) СН2=СН – СН3 4) СH3 - CН - CН - СH3

CH3 CH3

Учащиеся должны прийти к выводу, что изучать на уроке более подробно будем класс алкены. Так как это не первый класс углеводородов, который мы изучаем, то план изучения учащимся знаком. Исходя из строения, предполагаем, какие виды изомерии характерны для них. Прогнозируем, какими свойствами должны обладать данные углеводороды. Учащиеся работают в группах, изучая материал учебника , каждая группа работает над своей темой.

III. Изучение нового материала (стадия осмысления)

Работа в группах.(5 мин)

1 группа

Изучить строение алкенов: выяснить тип гибридизации, геометрию молекулы, угол связи, длину двойной связи, схему образования двойной связи

2 группа

Выяснить возможные виды изомерии алкенов. Изомеры для С4Н8

3 группа

Изучить химические свойства: реакции присоединения, реакции окисления, качественные реакции на п-связь.

4 группа

Рассмотреть способы получения алкенов: в лаборатории и промышленности.

5 группа

Применение алкенов.

Выступление в группах корректируется с помощью презентации.

СЛАЙД 3. (5-6 мин)

Комментарии к презентации, запись уравнений реакций в тетрадях. (15мин.)

Строение СЛАЙД 4

Виды изомерии

Изомерия углеродного скелета СЛАЙД 5

С4Н8 СН2 = СН - СН2 – СН3 и СH2 = C - CH3

CH3

Изомерия положения двойной связи СЛАЙД 6

С4Н8 СН2 = СН - СН2 – СН3 и СН3 - СН = СН – СН3

бутен-1 бутен-2

М

H2C

H2C

  1. ежклассовая изомерия (циклоалканы) СЛАЙД 7

     

С4Н8 СН2 = СН - СН2 – СН3

 

H2C

H2C

 

 

Химические свойства

Реакции присоединения: СЛАЙД 8

А) Гидрирование (присоединение водорода)

СН2=СН22 → СН3-СН3

Б) Бромирование (присоединение брома).

Качественная реакция на П-связь.

СН2=СН2 +Br2 → СН2Br - СН2Br

В) Гидратация (присоединение воды) СЛАЙД 9

Правило Марковникова: «При взаимодействии галогеноводородов (воды) с несимметричными алкенами ион водорода присоединяется к наиболее гидрированному атому углерода, а галогенид-ио(гидроксид-ион) к наименее гидрированному атому углерода».

СН2 = СН – СН3 +H2O → СН3 - СН2OH– СН3

Г) Гидрохлорирование (присоединение хлороводорода)

СН2 = СН – СН3 + НСl → СН3 – СНСl – СН3

Д) Реакция полимеризации

(соединение множества одинаковых молекул) СЛАЙД 10

СН2=СН2 + СН2=СН2 + СН2=СН2 +…→ -СН2 - СН2 - СН2 - СН2 - СН2-СН2- … Этилен полиэтилен

Реакции окисления СЛАЙД 11

А) Горение С2Н4+3О2 → 2СО2 +2Н2О

Б) Окисление перманганатом калия. Качественная реакция на П-связь.

СН2=СН2 + Н-ОН+[О] → CH2CH2

OH OH

Этиленгликоль (двухатомный спирт)

Получение.

В лаборатории. Демонстрационный эксперимент (получение этилена и взаимодействие с иодной водой (имитация бромной воды) и раствором перманганата калия.) Горение этилена.

СЛАЙД 12 CH3 – CH2 – OH Н2SO4 CH2 = CH2 + H2O

этиловый спирт

Правило Зайцева «При отщеплении галогеноводорода от вторичных и третичных галогеналканов атом водорода отщепляется от наименее гидрированного атома углерода»

 СН3 – СН2 – СНBrCH3 + NaOH спирт СН3 – СН = СН – CH3 + NaBr + H2O

В промышленности.

Крекинг алканов СЛАЙД 13

C8H18 C4H10 + C4H8

алкан алкан алкен

C4H10 C2H6 + C2H4

алкан алкан алкен

Применение СЛАЙД 14-16

Полиэтилен (демонстрация полиэтиленового пакета с надписями)

Пластмассы

Растворители

Получение этилового спирта (антисептик, получение каучука)

Получение ацетальдегида (органический синтез)

Получение антифризов, тормозных жидкостей

Получение горючего с высоким октановым числом

Для ускорения созревания фруктов (особое свойство этилена).

Закрепление (стадия размышления) . (10 мин)

Вариант 1.

Название вещества, формула которого СН3 – СН – СН = СН – СН3

СН3

А) 2 – метилпентен-3 В) 2 – метилпентен-2

Б) 2 – метилпентен-4 Г) 4 – метилпентен-2

2. Вещества, формулы которых СН2=СН2 и СН2=СН - СН2 –СН3

А) веществами разных классов В) гомологами

Б) одним и тем же веществом Г) изомерами

3. Продуктом реакции пропена с бромоводородом является

А) 1- бромпропан В) 1,2 – дибромпропан

В) 2 – бромпропан Г) 1,2,3 – трибромпропан

4. Реакции гидрирования соответствует схема

А) …+Н2О → С2Н5ОН Б) …+Н2 → С3Н8

В) … → С2Н4 + Н2 Г) … → С2Н4 + Н2О

5. Изомером вещества, формула которого СН2=СН - СН2 –СН3

А) 2- метилбутен – 2 В) бутан

Б) бутен – 2 Г) бутин - 1

6. Вещество, для которого характерна реакция гидрирования:

А) этилен В) бутан

Б) 2- метилпропан Г) пропан

Вариант 2.

Название вещества, формула которого СН3 – СН= С – СН2 – СН3

СН3

А) 2 – метилпентен-3 В) 3 – метилпентен-2

Б) 2 – метилпентен-4 Г) 3 – метилпентен-3

2. Вещества, формулы которых СН2=СН - СН3 и СН2=СН - СН2 –СН3

А) веществами разных классов В) гомологами

Б) одним и тем же веществом Г) изомерами

3. Продуктом реакции бутена-1 с хлороводородом является

А) 2- хлорбутан В) 1,2 – дихлорбутан

В) 1– хлорбутан Г) 1,2,3 – трихлорбутан

4. Реакции гидратации соответствует схема

А) …+Н2О → С2Н5ОН Б) …+Н2 → С3Н8

В) … → С2Н4 + Н2 Г) … → С2Н4 + Н2О

5. Изомером вещества, формула которого СН2=СН - СН2 –СН3

А) 2- метилбутан В) циклобутан

Б) бутан Г) бутин - 1

6. Вещество, для которого характерна реакция гидрирования:

А) 2- метилбутан В) пентан

Б) пропан Г) пропилен

Учащиеся проверяют друг у друга и ставят оценку

 

1

2

3

4

5

6

В-1

Г

В

В

Б

Б

А

В-2

В

В

А

А

В

Г

Количество баллов

оценка

6

5

5

4

3-4

3

2-1

2

 

Составить синквейн СЛАЙД 17

1.Этилен

2.Непредельные, ненасыщенные

3.Горят, присоединяют, окисляют

4. Сырье для производства полиэтилена

5.Алкен.

Рефлексия СЛАЙД 18

1 Сегодня я узнал…

2.Было трудно...

3.Было интересно…

4.Я почувствовал, что...

5. Урок мне дал для жизни

Домашняя работа. СЛАЙД 19

§-9-10.

Найти молекулярную формулу алкена, относительная плотность которого по кислороду равна 2,19. Составить изомеры и назвать.

Осуществить превращения:

С3Н8 С2Н4 С2Н5Br C2H4 C2H5OH CO2

Подготовить сообщение - презентацию о применении этилена и его гомологов.

Литература и интернет-ресурсы:

1. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 10 класс. М.:Просвещение,2013

2. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 10 класс. М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2005.

3. Картинки

https://yandex.ru/images/search ?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Fmognovse.ru%2Fmogno%2F662%2F661371%2F661371_html_45d6615a.png&p=14&text=%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=294&rpt=simage&lr=10942

https://yandex.ru/images/search ?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Fwww.rawpedagogy.ru%2Fimages%2Fbooks%2F389%2Fimage043.png&p=8&text=%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=176&rpt=simage&lr=10942


 


Презентация алкены: строение, свойства, применение
PPT / 1.91 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.