Технологическая карта урока химии на тему «Алкины» (10 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока химии 10 класс
Автор |
Кунгурякова Екатерина Владимировна |
||||||||||||||||||||
Предмет |
Химия |
||||||||||||||||||||
Раздел |
Органическая химия |
||||||||||||||||||||
Тема изучения |
Непредельные углеводороды |
||||||||||||||||||||
Тема урока |
Алкины |
||||||||||||||||||||
Тип урока |
Комбинированный |
||||||||||||||||||||
Цель урока |
Формирование представлений о непредельных углеводородах – алкинов и их свойствах |
||||||||||||||||||||
Основное содержание темы |
Общие сведенья, история открытия, строение, гомологический ряд, изомерия, номенклатура, получение алкинов, физические и химические свойства алкинов, применение алкинов. |
||||||||||||||||||||
Термины и понятия |
Алкины; таутомерия; полимеризация |
||||||||||||||||||||
Образовательные результаты |
|||||||||||||||||||||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|||||||||||||||||||
целостное мировоззрения, соответствующее современному уровню развития органической химии, формирование ответственного отношения к учению и познанию, формирование адекватной позитивной самооценки, становление устойчивого познавательного интереса |
Познавательные УУД: - Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию, - Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений, Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, Преобразование информации из одного вида в другой (таблицу, текст), Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Регулятивные УУД: Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта, Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности, Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами) Коммуникативные УУД: Вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений, Владение монологической и диалогическими формами речи в соответствии с нормами речи родного языка, Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, Осуществление коммуникативной рефлексии |
Получить представление о способах получение алкинов, Знать о свойствах алкинов, химических и физических, Уметь составления и записи химических реакций связанных с алкинами, Уметь выделять алкины среди других представителей непредельных углеводородов |
|||||||||||||||||||
Организация образовательной среды |
|||||||||||||||||||||
Ресурсы |
Химический эксперимент |
Расчетные задачи |
Межпредметные и метапредметные связи |
Формы работы |
|||||||||||||||||
Информационный материал: Габриелян О.С. Химия: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 336 с. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. –3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2007. – 191 с. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс / сост. Н.П. Трегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. Интернет-ресурсы: Строение, получение, химические свойства алкинов: https://www.calc.ru/Alkiny-Svoystva-Alkinov.html Интересный материал об алкинах: http://distant-lessons.ru/ximiya/alkiny Интерактивный материал: Дидактические карточки для проверки домашнего задания |
Интерактивная лабораторная работа «Строение алкинов» |
Определение названий алкинов из предложенных формул |
Физика: разделы «Атомно-молекулярное учение», «Закон сохранения и превращения энергии». Математика: разделы «Нахождение наименьшего общего кратного», «Вычисления по пропорциям» |
Фронтальная Индивидуальная Групповая |
|||||||||||||||||
Организация деятельности по достижению образовательных результатов |
|||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||
познавательные |
регулятивные |
коммуникативные |
личностные |
||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||||||||||||||
I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (10 минут) |
|||||||||||||||||||||
Организационный момент (1 мин.) 1.1. Приветствует класс, проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих |
1.1. Настраиваются на работу, подготавливают рабочие места, подают список отсутствующих |
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме |
Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Формирование ответственного отношения к учению и познанию |
||||||||||||||||
Организует деятельность учащихся по опросу домашнего задания (6 мин.): Работа учащихся по дидактическим карточкам (4 чел) Выполнение материала направленно на проверку усвоения материала по прошлому занятию, а также выявление пробелов знаний по изученной теме в индивидуальном порядке. Выставление происходит следующим образом: «5» - если все задания выполнены верно, но могут иметься незначительные недочеты «4» - имеется выполненными все три или два задания, но есть несколько недочетов или одна грубая ошибка «3» - если выполнено 2 задания и несколько недочетов или одно задание, но есть 2 грубых ошибки «2» - если выполнено одно задание или множество грубых ошибок «1» - задание не выполнено вообще Вариант1 Вариант2 Вариант3 Вариант4 Учитель проводит фронтальный опрос класса по следующим вопросам: Назовите структурные формулы двух гомологов бутена-1, и назовите эти вещества Предложите способ получения 2-хлорпропанаиз 1-хлорпропана, напишите соответствующие уравнения реакции. Назовите какие виды изомерии характерны для алкенов? Раскройте основную суть цис-и транс-изомерии. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (5 мин.) 3.1. На прошлом занятии мы с вами познакомились с предстателями непредельных углеводородах, давайте еще раз назовем какими, правильно с алкенами. Но как вы можете помнить с прошлого занятия или из 9 класса, то к непредельным углеводородам могут относиться и другие группы веществ. А чтобы узнать с какой именно группе мы познакомимся сегодня, необходимо рассмотреть следующий слайд. 3.2. Учитель демонтирует слайд с структурной формулой вещества из гомологического ряда алкинов. предлагает школьникам ответить на вопрос: Какие отличия вы наблюдаете в предложенном веществе от химического класса алкены? Предположите к какому классу органических веществ может относиться данное веществе, предложите его название. |
1.Выполняют индивидуально задания по предложенным вариантам 2. Отвечают на поставленные вопросы: 1. 2. 3.Обучающиеся рассказывают о цис - и транс-изомерии 3.1. Отвечают на предложенный вопрос учителя: алкены. Пытаются предположить о какой группе веществ пойдет речь на занятие сегодня 3.2. Рассматривают слайд. Высказывают свои предположения о классе вещества, предлагают название, при этом пытаются пояснить предложенный вариант с тачки зрения номенклатуры ИЮПАК. Формируют тему урока |
Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию;Преобразование информации из одного вида в другой; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений; Уметь выделять алкины среди других представителей непредельных углеводородов |
Осуществлять самоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами) Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности, Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами) Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности |
Вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Владение монологической и диалогическими формами речи в соответствии с нормами речи родного языка; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Формирование ответственного отношения к учению и познанию; целостное мировоззрения, соответствующее современному уровню развития органической химии Формирование ответственного отношения к учению и познанию; целостное мировоззрения, соответствующее современному уровню развития органической химии; становление устойчивого познавательного интереса Становление устойчивого познавательного интереса Становление устойчивого познавательного интереса; целостное мировоззрения, соответствующее современному уровню развития органической химии |
||||||||||||||||
II. Основная часть: изучение нового материала, закрепление, первичный контроль и коррекция (25 минут) |
|||||||||||||||||||||
Изучение нового знания (15 мин.) 4.1. Демонстрирует слайд с первоначальным понятием темы 4.2. Демонстрирует материал о строение алкинов на примере ацетилена (этин) и демонстрирует слайд с интерактивными моделями: Предлагает прочитать текст учебника (стр106)и ответить на ряд предложенных вопросов о прочитанном тексте: • В каком состоянии нахадится тройная связь акинов? • Опишите состояние sp гибридизации • Какие связи образуют тройную связь? 4.3. Учитель знакомит с гомологическим рядом алкинов, где задается задание ученикам: попробовать дописать ряд до десяти и назвать их. Демонстрируется слайд: 4.4. Знакомит учеников с двумя формами изомеризации, предлагая сравнить самостоятельно ученикам их, попутно демонстрируя слайды с движущимися моделями изомеров: 4.5. Знакомит учеников с построение названий алкенов демонстрирует слайд: 4.6. Демонстрирует интерактивный материал со способами получения алкинов, демонстрируя слайды с применение уравнений и видеофрагментов с выполнением предложенных реакциях, которые закреплены в гиперссылке в презентации:
4.7. Объясняет химические свойства алкинов демонстрируя химические реакции в видеофрагментах на слайдах:
4.8. Предлагает ученикам самостоятельно найти в учебники применение алкинов на примере ацетилена и создать схему, которую спустя время демонстрирует на слайде:
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин.) 5.1. Организует работу по воспроизведению понятия алкины
5.2. Организует групповую самостоятельную работу учащихся. Предлагает заполнить сравнительную таблицу. 5.3. Демонстрирует заполненная таблица, начерченная на ватмане учителем заранее: 6. Лабораторная работа (интерактивная) (8 мин.) 6.1. Демонстрирует школьникам интерактивную лабораторную работу на компьютерной презентации. Задает вопрос классу: кто не разобрался в строение алкинов. вызывает ученика к компьютеру и предлагает выполнить ему данную работу. Тем временем весь класс помогает ему и попутно может отвечать на наводящие вопросы учителя по ходу выполнения работы. 7. Включение в систему знаний и повторение (3 мин.) 7.1. Организует фронтальную беседу с учащимися по вопросам: 1. Общая формула алкинов? 2. Какова гибридизация алкинов? 3. Назовите первых трех представителей гомологического ряда алкины 4. На какие две группы делят изомеры 5. Какие изомеры не характерны алкинам? 6. Какой тип связи есть у алкинов, но отсутствует у алканов? 7. Встречаются ли в природе алкины? За правильные ответы ставятся плюс, который при подсчете переходит в оценку. |
4.1. Записывают тему урока. Записывают общее понятие темы и общую формулу 4.2. Ученики записывают в тетрадь строение и зарисовывают предложенные рисунки (по возможности). Отвечают на вопросы, зарабатывая плюсы: В состояние sp Обозначает то, что в реакции учувствуют одна s-орбиталь и одна p-орбиталь, а одна р-орбиталь не гибридна Одна сигма и две пи связи 4.3. Записывают гомологический ряд в тетрадь с общей формулой и выполняют задание: гексин C6H10 гептин C7H12 октин C8H14 нонин C9H16 декин C10H28 4.4. Ученики записывают структуры изомеров и предлагают сравнение: Структурные изомеры отличаются от пространственных тем, что структурные отличаются расположением частей в структуре, пространственные в пространстве молекулы 4.5. Записывают названия и пробуют самостоятельно дать другим веществам 4.6. Записывают уравнения реакция, запоминают последовательность выполнения химических реакций с видео, записывая увиденное 4.7. Ведут записи в тетради химических реакций алкенов, записывая качественные реакции из видео объясняя получение того или иного результата Просматривают видео фрагменты, представленные гиперссылкой на слайде презентации, делают выводы по увиденному материалу 4.8. Записывают применение алкинов из учебника в схему в тетради и сравнивают с предложенную учителем: Школьники вносят коррективы, в свои таблицы, дополняя их материалом со слайда 5.1. Учащиеся формулируют определение понятия Алкины — углеводороды, содержащие тройную связь между атомами углерода 5.2. Заполняют таблицу. 5.3. Сверяют свои решения с образцом, при необходимости исправляют, вносят коррективы 6.1.Один выходит к компьютеру и выполняет работу. Другие обучающиеся помогают ему и корректируют в ходе работы попутно отвечая на вопрос учителя 7.1. Беседуют с учителем. Отвечают на вопросы: 1. Cn H2n – 2n. 2. sp 3. этин, пропин, бутин. 4. структурные и углеродного скелета 5. Цис- и транс-изомеры. 6. п - связь 7. нет . |
Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Уметь выделять алкины среди других представителей непредельных углеводородов Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений; знать о свойствах алкинов, химических и физических; уметь выделять алкины среди других представителей непредельных углеводородов Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений; уметь выделять алкины среди других представителей непредельных углеводородов
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; знать о свойствах алкинов, химических и физических Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений; уметь выделять алкины среди других представителей непредельных углеводородов; знать о свойствах алкинов, химических и физических Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений; получить представление о способах получение алкинов; уметь составления и записи химических реакций связанных с алкинами Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; знать о свойствах алкинов, химических и физических; уметь составления и записи химических реакций связанных с алкинами Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; уметь выделять алкины среди других представителей непредельных углеводородов Давать определение понятиям; уметь выделять алкины среди других представителей непредельных углеводородов Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений Знать о свойствах алканов, алкенов, алкинов, химических и физических Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Уметь выделять алкины среди других представителей непредельных углеводородов Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений; получить представление о способах получение алкинов; знать о свойствах алкинов, химических и физических, Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений; получить представление о способах получение алкинов; знать о свойствах алкинов, химических и физических; уметь составления и записи химических реакций связанных с алкинами; уметь выделять алкины среди других представителей непредельных углеводородов |
Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности; осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами) Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; уметь использовать речь для регуляции своей деятельности Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности; осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами) |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений Владение монологической и диалогическими формами речи в соответствии с нормами речи родного языка Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Владение монологической и диалогическими формами речи в соответствии с нормами речи родного языка; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Владение монологической и диалогическими формами речи в соответствии с нормами речи родного языка; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений Владение монологической и диалогическими формами речи в соответствии с нормами речи родного языка; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Целостное мировоззрения, соответствующее современному уровню развития органической химии Целостное мировоззрения, соответствующее современному уровню развития органической химии; формирование ответственного отношения к учению и познанию Целостное мировоззрения, соответствующее современному уровню развития органической химии Целостное мировоззрения, соответствующее современному уровню развития органической химии; формирование ответственного отношения к учению и познанию, Формирование ответственного отношения к учению и познанию; целостное мировоззрения, соответствующее современному уровню развития органической химии Становление устойчивого познавательного интереса; целостное мировоззрения, соответствующее современному уровню развития органической химии Целостное мировоззрения, соответствующее современному уровню развития органической химии; становление устойчивого познавательного интереса
Целостное мировоззрения, соответствующее современному уровню развития органической химии; формирование ответственного отношения к учению и познанию Формирование ответственного отношения к учению и познанию Целостное мировоззрения, соответствующее современному уровню развития органической химии Формирование ответственного отношения к учению и познанию; формирование адекватной позитивной самооценки целостное мировоззрения, соответствующее современному уровню развития органической химии; формирование ответственного отношения к учению и познанию Целостное мировоззрения, соответствующее современному уровню развития органической химии; формирование ответственного отношения к учению и познанию, становление устойчивого познавательного интереса |
||||||||||||||||
III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (10 минут) |
|||||||||||||||||||||
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.) 8.1. Организует рефлексию учебной деятельности на уроке, где предлагает ученикам ответить на вопросы (ссылка на материал 9 класса): Что нового узнали? Чему научились? Что удалось вспомнить из ранее изученного материала? 8.2. Подведение результатов урока, выставление оценок 9. Домашнее задание (1 мин.) 9.1. Задает домашнее задание: 1. Учитель предлагает выполнить тест по теме Алкины, который располагается в интернете по ссылке http://organic.distant.ru/6.2/6-2.htm , а ответы и полученные результаты прислать ему в форме скриншот-изображения на электронную почту или принести в выведенном формате на следующее занятие 2. предлагает выполнить следующие задания письменно:
9.2. Благодарит за урок! |
8.1. Высказывают свое мнение по предложенным вопросам учителя 8.2. Выставляют оценки в дневник 9.1. Записывают домашнее задание, сохраняют электронную ссылку для теста на электронный носитель или переписывают ее в тетрадь 9.2. Благодарят учителя за урок! |
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений Получить представление о способах получение алкинов, Знать о свойствах алкинов, химических и физических, Уметь составления и записи химических реакций связанных с алкинами, Уметь выделять алкины среди других представителей непредельных углеводородов Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений |
Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами)
|
Осуществление коммуникативной рефлексии Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Становление устойчивого познавательного интереса; целостное мировоззрения, соответствующее современному уровню развития органической химии
Формирование адекватной позитивной самооценки
Целостное мировоззрения, соответствующее современному уровню развития органической химии; формирование ответственного отношения к учению и познанию |
Яременко Валентина Ивановна