Урок химии в 10 классе. «____»_____________ 20____ г.
Белки.
Цель. Актуализировать знания учащихся о природных полимерах – белках.
Задачи.
Образовательные: обобщить знания о строении и классификации и биологической роли белков; рассмотреть химические свойства белков.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления, умения сравнивать и анализировать, применять полученные знания на уроках биологии; совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием; навыков самостоятельного химического эксперимента соблюдением правил по ТБ.
Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Тест «Аминокислоты».
Общая формула аминокислот:
А) R – COOH В) R – CH2 – CONH2
Б) R – NH2 Г) NH2 – CH – COOH
R
Свойства, которые могут проявлять аминокислоты:
А) только основные В) амфотерные
Б) только кислотные Г) с кислотами и основаниями не реагируют
Тип химической реакции, к которому относится взаимодействие аминокислот друг с другом:
А) полимеризации В) дегидрирования
Б)поликонденсации Г) этерификации
Вещество, не вступающее в реакцию с аминокислотами.
А) этанол В) гидроксид натрия
Б) хлорид натрия Г) соляная кислота
Аминокислоты входят в состав:
А) крахмала В) гемоглобина
Б) целлюлозы Г) нефти
Изучение новой темы.
Белки – это биополимеры, состоящие из остатков аминокислот.
Белки
Протеины - протеиды – содержат еще и небелковую часть.
только из остатков аминокислот.
Строение белков. Анализ таблицы 4 стр.129.
Функции белков. Стр. 131.
Химические свойства.
Горят со специфическим запахом жженого пера.
Опыт. Подожгите несколько шерстяных нитей. Охарактеризуйте запах горящей шерсти.
Подвергаются термическому разложению. Большинство белков сворачиваются при температуре 100 0 С.
Опыт. В пробирку налейте 2 мл раствора белка и нагрейте до кипения. Что наблюдаете? Сделайте вывод, при какой температуре погибают почти все живые организмы.
Подвергаются гниению (под действием гнилостных бактерий), при этом образуются низкомолекулярные вещества: CH4, H2S, NH3, H2O
Денатурация – (стр. 128) - необратимое осаждение (свертывание) белков.
А) перечислите условия, при которых происходит денатурация.
Б) Укажите структуры белка, изменяющиеся при денатурации.
В) Сохраняются ли при денатурации белков их биологические функции?
Опыт. 1. В пробирку налейте 1 мл раствора белка и добавьте 3 – 5 мл воды и нагрейте раствор до кипения. Что наблюдаете? Охладите раствор. Изменился ли раствор после охлаждения?
2.В две пробирки налейте по 1-2 мл раствора белка и медленно, при встряхивании, по
каплям добавьте в одну пробирку насыщенный раствор медного купороса, а в другую
– раствор ацетата свинца. Отметьте образование труднорастворимых солеобразных
соединений белка. Данный опыт иллюстрирует применение белка как противоядия
при отравлении солями тяжелых металлов.
Денатурация
Термическая химическая
при нагревании
обратимая необратимая
Под действием под действием концентрированных
концентрированного кислот , щелочей, солей тяжелых
раствора металлов, органических ядов.
Гидролиз – взаимодействие белков с водой, в ходе которого белок утрачивает первичную структуру.
Запишите в общем виде схему реакции гидролиза белка. Укажите условие протекания реакции.
Цветные реакции.
А) Биуретова реакция.
Опыт. В пробирку налейте 2 мл раствора белка и добавьте 2 мл раствора щелочи, а затем несколько капель раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете?
Б) Ксантопротеиновая реакция.
Опыт. В пробирку налейте 2 мл раствора белка и добавьте несколько капель азотной кислоты. Что наблюдаете? Нагрейте содержимое пробирки. Что наблюдаете? Охладите смесь и добавьте к ней по каплям 2-3 мл нашатырного спирта. Что наблюдаете?
Закрепление.
Упражнение 9, 10 стр. 134.
Домашнее задание. Параграф 17. Упр. 11 стр. 134
Химические свойства белков.
1. Горят со специфическим запахом ________________ .
Опыт. Подожгите несколько шерстяных нитей. Охарактеризуйте запах горящей шерсти.
2. Подвергаются термическому разложению.
Опыт. В пробирку налейте 2 мл раствора белка и нагрейте до кипения. Что наблюдаете? Сделайте вывод, при какой температуре погибают почти все живые организмы.
3. Подвергаются гниению (под действием гнилостных бактерий), при этом образуются низкомолекулярные вещества: CH4, H2S, NH3, H2O
4. Денатурация – (стр. 128) - _____________________________________________ .
Опыт. 1. В пробирку налейте 1 мл раствора белка и добавьте 3 – 5 мл воды и нагрейте раствор до кипения. Что наблюдаете? Охладите раствор. Изменился ли раствор после охлаждения?
2.В две пробирки налейте по 1-2 мл раствора белка и медленно, при встряхивании, по
каплям добавьте в одну пробирку насыщенный раствор медного купороса, а в другую
– раствор ацетата свинца. Отметьте образование труднорастворимых солеобразных
соединений белка. Данный опыт иллюстрирует применение белка как противоядия
при отравлении солями тяжелых металлов.
А) перечислите условия, при которых происходит денатурация.
Б) Укажите структуры белка, изменяющиеся при денатурации.
В) Сохраняются ли при денатурации белков их биологические функции?
Денатурация
Термическая химическая
обратимая необратимая
5. Гидролиз – взаимодействие белков с водой, в ходе которого белок утрачивает первичную структуру.
Запишите в общем виде схему реакции гидролиза белка. Укажите условие протекания реакции.
6. Цветные реакции.
А) Биуретова реакция.
Опыт. В пробирку налейте 2 мл раствора белка и добавьте 2 мл раствора щелочи, а затем несколько капель раствора сульфата меди (II). Чтонаблюдаете?
Б) Ксантопротеиноваяреакция.
Опыт. В пробирку налейте 2 мл раствора белка и добавьте несколько капель азотной кислоты. Что наблюдаете? Нагрейте содержимое пробирки. Что наблюдаете? Охладите смесь и добавьте к ней по каплям 2-3 мл нашатырного спирта. Чтонаблюдаете?