12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сметанина Марина Анатольевна58
Россия, Нижегородская обл., Кстово

Альтернативная история и технология «осознанный» выбор или как учить классической истории сегодня.

В современной школе, наверное, сложнее всего учителю истории и обществознания. И дело здесь не только в ответственности за патриотическое воспитание (каждый учитель, каждый классный руководитель несёт такую же ответственность). Вопрос очень остро стоит в вопросах мемов и фальсификации истории. И в современном мире это не только история XX столетья. Вся русская история старается очерниться. Книжные полки завалены книгами Суворова и Мухина, а также другими авторами для которых Россия перестала быть родиной. Ю-туб заполонен роликами «правдивой» истории, где так называемая альтернативная точка зрения выдаётся как истина последней инстанции. Ещё стоит сказать, что современные родители – те которым по 30 – 40 лет сами выросли на этих псевдоисторических трудах. В годы Перестройки, девяностые и нулевые поливать грязью «белые пятна» русской истории было не просто модно, а всё это выдавалось за ценное развитие исторической науки.

Да, конечно история - муза ветреная. И часто политика и история зависит от общего политического курса. Но, наверное, не одна отечественная культура не подвергалась такому «пересмотру» как наша история.

Вот и получилось, что в современные, 20 годы XXI столетья на уроки истории пришли дети, которые не воспринимают классическую историческую школу по целому ряду субъективных причин – фальсификация истории, информационные атаки, интеллект родителей (многие из которых не разделяют классической истории). Кроме того – клиповое восприятие информации и подростковый максимализм. Таким образом на плечи современного учителя истории ложится не только большой груз ответственности за воспитание молодого поколения, от него требуется большой талант и умение лавировать между всеми этими «рифами» исторического образования.

Современный учитель не может просто получить педагогическое образование, он должен расти, меняться, отвечать на запросы времени. Каждый год, с каждым новым классом, по мере их взросления и изменений их запросов и потребностей. Поэтому новые технологии уважающий себя и своих учеников учитель должен пропускать через себя. Да нельзя останавливаться, но и любимые формы работы у него должны быть.

Для себя я давно определила три ключевых технологии для работы на уроках истории – это «проблемное обучение», «вопросы альтернативной истории» и «осознанный выбор». Все они направлены на развитие в первую очередь личностных компетенций на уроках истории, но пропустив через себя историю, подросток не только развивается как личность, но и получает глубокие предметные знания.

А современная международная обстановка четко иллюстрирует, что через исторические знания и умение делать выбор формируются ценности, цели, мировоззрение и ответственности за принятое решение. На примере выбора уже известной личности всегда можно найти что – то свое (этим и привлекала всегда история).

Сначала я хотела бы рассмотреть «вопросы альтернативной истории». Сразу нужно оговориться, что речь идет не о фантазиях авторов псевдоисторических трудов или личные выдумки авторов, и не о фальсификации истории. Для меня, а значит и для моих учеников – «альтернативная история» - это всё тот же вопрос выбора. При всей многогранности российской истории учащиеся 8-11 классов должны (и понимают), что лидер всегда стоит перед выбором, перед альтернативой. Оговорюсь, почему не рассматриваю учащихся 3 – 7 классов. Дети 11 – 13 лет не в состоянии вести диспут (хотя есть хорошие исключения). Ребят этого возраста важно направить на проблемное изучение спорных вопросов, предлагать им элементы диспута (альтернативы) по чуть-чуть. Как маленький ребенок пробует ходить - шаг, ползком, шаг с поддержкой; так и изучение истории – знакомство, маленькая проблема, изучение фактов, первые диспуты. Конечно очень жалко многих спорных вопросов истории, но, если учителю удастся увлечь ребенка знаниями и легкими дебатами – сложные вопросы всплывут и в более старшем возрасте, н будет очень интересно смотреть и беседовать с такими детьми.

Что же такое «альтернативная история»? это те страницы истории когда государство стояло на переломном этапе. В такие моменты истории есть несколько путей развития. Именно это важно понять на уроке истории. Но кроме определения всех возможных путей развития самое важное на таком уроке – понять почему Историческое развитие пошло именно так, что сыграло в тот момент решающую роль.

Приведу фрагмент урока в качестве примера. Не буду брать самые знамениты и дискутивные фрагменты русской истории. В качестве примера возьму фрагмент урока в 9 классе. К календарно – тематическом планирование эта тема звучит как «Выступление декабристов на Сенатской площади».

В ходе занятия я не даю «имени» уроку, с целью что бы ребята сами определили на чьей они стороне – декабристов-офицеров, декабристов – солдат, правительственных войск и каково их отношение к Николаю I. Не буду приводить весь сценарий урока – это и утомительно, и у каждого своя точка зрения на этот материал. Но уже сразу видно, что выделяю 3 группы данной проблемы – офицеры (с их возвышенными и не совсем идеями, которые изучаются накануне в рамках проблемного урока), солдаты (многие из которых не понимали идей и требований, но с честью выполняли свой долг) и правительственные войска (которые тоже выполняли свой долг). В данной расстановке учащиеся легко определяют 2 альтернативы – подавление выступления сразу или победа декабристов на Сенатской площади. Для этого достаточно показать видеофрагмент на 7-10 минут из фильма «Союз Спасения» (это важно и для визуализации, и потому что красочность и краткометражность свойственна подросткам). И вот в этот момент (записав возможные пути развития) я распределяю класс на несколько групп – в этом году на 7 групп так как в классе 28 ребят, а идеальное количество участников в группе – это 4-5 человек. Одну группу в этом году я позволила «отослать» к суду над декабристами (но не только к данным по следствию и приговорам, но и к Соборному Уложению 1649 г.). вторая группа работала над выдержками из книги «Век трёх императоров» под редакцией Ванюкова Д.Ж. стр. 82 – 87. Остальные группы ребят работали с историческими воспоминаниями и биографическими данными о декабристах и других личностях. В качестве примера и источника я выбрала в этом году С.П. Трубецкого, П.И. Пестеля, П.Г. Каховского, М.А. Милорадовича и Николая I (История государства российского в жизнеописаниях XIX век, первая половина/авторы-составители под редакцией Опалинской М.А., М.1997).

В результате работы с источником ребята вывели ещё 3 возможных сценария развития событий. Но в ходе анализа и источников, и возможной альтернативы класс пришел к однозначному ответу – выступление было всё-таки актом неповиновения, Николай Павлович должен был его подавить, и поступил он так, как требовало от него время. Для закрепления понимания, я оказываю им фантазийный, но важный для понимания фрагмент из фильма «Союз Спасения», когда С. Трубецкой во время допроса говорит: «И у вас, и у нас цели правые, а методы преступные». И именно эту фразу ребята выбрали в этом году в качестве «имени» урока.

Не разделима с приемом «альтернативная история» и технология «осознанный выбор». Хочу обратиться к одному из авторов книги «Как помочь учителю в освоении ФГОС» М. Поташнику. Он определяет приоритет данной технологии в том, что «помимо предметно-исторической, обучающей стороны, есть воспитывающая сторона. Они взаимосвязаны, хотя имеют свои доминанты, действуют вместе» [М. М. Поташник, М. В. Ливит Как помочь учителю в освоении ФГОС/М.2015 стр. 177]

Каким образом организовать применение данной технологии «в чистом» виде? Во-первых, это необходимо делать только на тех уроках истории, где выбор «героя» очевиден и без изучения личности понять данную тему невозможно (то есть изучение событий идет только через призму выбора «главного героя»). Во-вторых, учитель должен переработать значительное количество архивного, исторического и библиографического материала, чтобы создать ситуацию выбора. Может вы помните, в свое время было модно устраивать «суд» над тем или иным событием – например «Суд над Петром I» как обобщающий урок. По сути это игровая форма и является прообразом технологии «осознанный выбор». Ведь в рамках изучения выбора [исторического факта] учащиеся должны понять в чем заключался выбор, почему он был сделан именно таким, кто стоял за данным решением и каковы его последствия. На своих уроках в рамках технологии «осознанного выбора», я стараюсь повести именно итог изучения раздела. То есть это чаще всего повторительно-обобщающие уроки – есть возможность сделать акцент на личность, ребята уже знакомы с основными историческими фактами, любой диспут и знакомство с историческими источниками для них интересны, а я учу их работать с источниками (что опять же необходимо на уроках и на ЕГЭ).

Попробуйте. Это сложно только на первый взгляд. Но когда вы сами найдете нужный материал, сформулируете вопросы для беседы, и ваш взгляд на историю выйдет за рамки привычного учебника, и наградой для вас будет неподдельный интерес к истории и глубокие знанию у ваших ребят.








Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.