Исследовательская работа Тема: осознанный профессиональный выбор старшеклассников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени А.В. Суворова
п. Новостройка муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Секция психологии
исследовательская работа
Тема: осознанный профессиональный выбор старшеклассников
Работа ученика 11 класса
Бажановой Вероники Алексеевны
Руководитель проекта
Гаврилова Ольга Владимировна
Новостройка
2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Направления профориентации……………………………………….5
ГЛАВА 2. Комплексные мероприятия по осознанному профессиональному самоопределению у обучающихся 9-11 классов………………………………..9
2.1 Диагностические профориентационные методики………………………...9
2.2 Работа по формированию осознанного профессионального самоопределения у обучающихся 9-11 классов посредством проведения профориентационного тренинга……………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……………………………18
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….19
ВВЕДЕНИЕ
На жизненном и профессиональном пути человека периодически возникают ситуации, требующие определения дальнейшего направления своего развития. Одной из основных задач на этом пути является выбор профессии. Эта процедура, как правило, требует психологической помощи, консультирования, поддержки.
Профориентация – это определение человеком своего места в мире профессий. Профессиональное самоопределение – процесс и результат самостоятельного и сознательного выбора профессии.
Профориентация на сегодняшний день до конца неизученная область науки, так как нет определенной универсальной программы, которая бы была однозначно эффективной. Данное направление находится в состоянии эксперимента, то есть разрабатываются различные программы.
Разговор о профессии начинается с самого детства. Уже у маленьких детей спрашивают: «Кем ты хочешь стать в будущем?» Дети отвечают на этот вопрос по-разному: кто-то говорит, что хочет стать врачом, кто-то - учителем, мальчишкам нравятся летчики, космонавты.
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется огромным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. Но, к сожалению, по данным же разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер.
Исходя из актуальности проблемы для практики профессионального определения, нами сформулирована тема проекта: «Осознанный профессиональный выбор старшеклассников».
Цель проекта - приобретение обучающимися старших классов знаний и умений, необходимых для осознанного выбора будущей профессии.
Гипотеза исследования: комплексные профориентационные мероприятия помогут сформировать осознанный профессиональный выбор у обучающихся 9-11 классов МБОУ СОШ им.Суворова п.Новостройка.
Задачи проекта:
Раскрыть сущность понятий «профориентация», «осознанная профориентация», «компетентность»;
Рассмотреть взаимосвязь между уровнем притязаний и реальными возможностями личности на основе изучения литературных источников;
Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы;
Провести опрос среди подростков среди обучающихся и их родителей, проанализировать полученные результаты, сделать вывод.
Подобрать материал для создания разработки профориентационного тренинга «Моя будущая профессия» и консультационно-просветительского занятия для родителей «Профориентация вашего ребёнка».
Проектный продукт - разработка профориентационного тренинга «Моя будущая профессия» для учащихся 9-11 классов и консультационно-просветительское занятие для родителей «Профориентация вашего ребёнка».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. Направления профориентации
Изучение мотивов выбора профессии школьниками показывает, что в первой проблеме выбора профессии играют советы окружающих: друга, родителей, СМИ. Около 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Выбирая профессии, как правило делают упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом психофизических возможностей, интеллект, потенциал, профессиональнозначимые качества личности.
Будущую профессию необходимо выбирать с учетом только личных качеств и способностей. Групповое чувство, ориентация на друзей или советы родителей не помогут в формировании собственной самооценки. Поэтому прислушиваться к рекомендациям можно, но стараться им полностью соответствовать не нужно. У каждого человека всегда должно быть собственное мнение.
Вторая проблема выбора: перенос личностных отношений на профессию. При выборе специальности необходимо учитывать профессиональные особенности будущего вида деятельности, а не выбирать ее потому, что тебе интересен человек, который занимается данной работой. Особенно опасна привязанность к преподавателю, которая может привести к ложному выбору будущей специальности. Кроме этого, довольно часто люди совершают ошибку, когда хотят получить профессию своего кумира, например, любимого спортсмена, артиста, журналиста или политика.
Третья проблема выбора: внешнее увлечение профессией. У каждой профессии существуют свои преимущества и недостатки. За легкостью, которую мы видим на сцене, стоит ежедневный напряженный труд артиста. А журналисты не только выступают в эфире, они прорабатывают массу информации, работают с архивными данными и берут интервью у десятка людей. Поэтому поверхностное мнение о профессии чаще всего является ошибочным.
Четвертая проблема выбора: учебный предмет и профессия, которая за ним стоит. Зная в совершенстве иностранный язык, можно выбрать массу профессий (экскурсовод, переводчик или телефонист международной связи), где потребуется это знание. Поэтому при выборе профессии необходимо выяснить и учесть, какие реальные работы и специальности стоят за определенным предметом.
Пятая проблема выбора: нежелание разобраться в личных способностях. Разобраться в самом себе можно с помощью профконсультантов, родителей, учителей и друзей. Полезными могут стать и психологические тесты или статьи на тему психологии. Однако необходимо знать, что задачей популярных тестов является активизация работы по самопознанию и самоанализу, а не выдача готового результата о личностных качествах человека.
Шестая проблема выбора: недооценка своих физических недостатков. Существует ряд профессий, где имеют место опасные и вредные производственные факторы. Поэтому необходимо четко знать медицинские противопоказания, чтобы в дальнейшем не усугубить состояние здоровья.
Седьмая и последняя проблема выбора: незнание основных действий и их порядка при выборе профессии. При выполнении любых действий необходимо руководствоваться четкой последовательностью. Обязательно воспользуйтесь этим правилом и при выборе своей профессии.
Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой - он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его, интересам и целям.
В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профконсультация, профинформация, профагитация, профпросвещение и профдиагностика. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.
И профориентация и профконсультация – это ориентирование школьника, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е.А. Климову). Отмечается, что «профориентация способствует созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом».
Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоакутализация, самореализация, самоосуществление. Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения, как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а такое нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, но тем не менее есть и принципиальные отличия:
Профессиональное определение более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение – это более сложное понятие.
Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение от самого человека.
Профессиональная информация - это ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально – квалифицированного роста в процессе трудовой деятельности.
Для проведения работы по профориентации в школьных условиях необходимо иметь информацию по следующим направлениям:
- Спрос и предложения на рынке труда;
- Путеводитель по учебным заведениям города;
- Набор профессиограмм для изучения требований, предъявляемых профессией человеку.
Профагитация – ставит целью активно воздействовать на выбор тех профессий, в которых нуждается рынок труда и которым соответствует личность школьника.
Профпросвещение – информирование о массовых и редких профессиях, пропаганда профессий различными формами и средствами (кино, радио, телевидение, книги, лекции, диспуты). Успеху профпросвещения во многом способствуют профессиограммы, раскрывающие различные аспекты той или иной профессии.
Профдиагностика – направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
ГЛАВА 2. Комплексные мероприятия по осознанному профессиональному самоопределению у обучающихся 9-11 классов.
2.1 Диагностические профориентационные методики.
В работе по реализации комплексных мероприятий была поставлена цель, изучить возможности осознанного профессионального самоопределения у обучающихся 9-11 классов с помощью личностных и профориентационных диагностических методик. (Приложение 1).
Табл.1
№ | Наименование методики | Цель диагностики |
1 | Методика тест-опросник авт.Айзенк | Исследование трех индивидуальных качеств ребенка – интравертность – экстравертность, нейротизм и лживость. |
2 | Методика тест-опросник авт. Л.Б. Белов | Определение типа темперамента |
3 | Экспресс-тест «Аудиал, визуал, кинестетик» | Определение ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического. |
4 | Методика «Определение самооценки» авт. Дембо, Рубинштейн | Изучение уровня самооценки, черт характера. |
5 | Методика «Коммуникативные и организаторские способности» авт. В.Синявский, В.Федорошин | Выявление качественных особенностей коммуникативных и организаторских склонностей подростков |
6 | Методика «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) авт. Е.А. Климов | Отбор на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. |
7 | Методика «Матрица выбора профессии» авт. Г.В. Резапкина | Уточнение профессионального выбора подростков, возможность увидеть новые варианты. |
Диагностика по вышеперечисленным методикам была проведена и обработана совместно с педагогом-психологом школы. А также педагогом-психологом по результатам диагностик подготовлены индивидуальные заключения обучающихся. Результаты диагностик и одно из заключений как пример представлены ниже.
Сводные таблицы по результатам диагностик
1. Методика тест-опросник авт.Айзенк
№ | Ф.И. | экстраверсия | нейротизм | лживость | тип темперамента |
1 | Бажанова Арина | 3 | 4 | 4 | №1 |
2 | Байдалюк Кирилл | 22 | 20 | 2 | №3 |
3 | Дементьев Игорь | 15 | 3 | 5 | № 9 |
4 | Добрынов Максим | 4 | 7 | 4 | №5 |
5 | Краснобаев Егор | 21 | 4 | 6! | №2 |
6 | Коротина Анастасия | 22 | 15 | 1 | №12 |
7 | Коптяева Анастасия | 23 | 5 | 4 | №11 |
8 | Мельникова Наталья | 2 | 18 | 2 | №12 |
9 | Пуговка Яна | 7 | 7 | 0 | №19 |
10 | Сорокина Екатерина | 14 | 8 | 2 | № 24 |
11 | Паршаков Артем | 4 | 18 | 1 | № 6 |
12 | Ярошенко Анастасия | 13 | 7 | 4 | №24 |
13 | Ионина Олеся | 17 | 7 | 3 | №17 |
14 | Исакова Ульяна | 8 | 12 | 2 | №26 |
15 | Левина Любовь | 4 | 22 | 3 | № 4 |
16 | Маслов Анатолий | 7 | 13 | 3 | № 26 |
17 | Сизова Елизавета | 7 | 18 | 3 | № 18 |
18 | Слепков Матвей | 5 | 9 | 0 | № 24 |
19 | Соколенко Анастасия | 20 | 8 | 4 | №12 |
20 | Бажанова Вероника | 7 | 7 | 2 | №19 |
21 | Дементьева Кристина | 6 | 15 | 0 | № 28 |
22 | Трофимов Максим | 8 | 16 | 3 | № 28 |
23 | Челноков Даниил | 11 | 15 | 5 | № 31 |
2.Методика тест-опросник авт. Л.Б. Белов
№ | Ф.И. | сангвиник в % | меланхолик в % | холерик в % | флегматик в % |
1 | Бажанова Арина | 23 | 39 | 12 | 26 |
2 | Байдалюк Кирилл | 31 | 21 | 28 | 20 |
3 | Дементьев Игорь | 23 | 30 | 20 | 27 |
4 | Добрынов Максим | 19 | 27 | 24 | 20 |
5 | Краснобаев Егор | 24 | 16 | 35 | 25 |
6 | Коротина Анастасия | 21 | 12 | 29 | 38 |
7 | Коптяева Анастасия | 22 | 28 | 24 | 26 |
8 | Мельникова Наталья | 28 | 22 | 26 | 24 |
9 | Пуговка Яна | 25 | 29 | 14 | 32 |
10 | Сорокина Екатерина | 33 | 23 | 17 | 27 |
11 | Паршаков Артем | 39 | 19 | 11 | 31 |
12 | Ярошенко Анастасия | 14 | 35 | 21 | 30 |
13 | Ионина Олеся | 25 | 25 | 26 | 24 |
14 | Исакова Ульяна | 35 | 11 | 19 | 35 |
15 | Левина Любовь | 16 | 22 | 28 | 34 |
16 | Маслов Анатолий | 26 | 29 | 34 | 31 |
17 | Сизова Елизавета | 23 | 39 | 12 | 26 |
18 | Слепков Матвей | 21 | 14 | 29 | 19 |
19 | Соколенко Анастасия | 19 | 37 | 16 | 28 |
20 | Бажанова Вероника | 15 | 18 | 15 | 32 |
21 | Дементьева Кристина | 14 | 30 | 15 | 40 |
22 | Трофимов Максим | 27 | 23 | 14 | 31 |
23 | Челноков Даниил | 18 | 24 | 17 | 41 |
3. Тест «Аудиал, визуал, кинестетик»
№ | Ф.И. | аудиал | визуал | кинестетик |
1 | Бажанова Арина | 8 | 10 | 10 |
2 | Байдалюк Кирилл | 12 | 7 | 11 |
3 | Дементьев Игорь | 10 | 12 | 9 |
4 | Добрынов Максим | 15 | 13 | 13 |
5 | Краснобаев Егор | 12 | 18 | 9 |
6 | Коротина Анастасия | 9 | 11 | 10 |
7 | Коптяева Анастасия | 12 | 16 | 11 |
8 | Мельникова Наталья | 11 | 14 | 12 |
9 | Пуговка Яна | 12 | 19 | 10 |
10 | Сорокина Екатерина | 11 | 23 | 11 |
11 | Паршаков Артем | 9 | 18 | 17 |
12 | Ярошенко Анастасия | 18 | 17 | 4 |
13 | Ионина Олеся | 12 | 15 | 4 |
14 | Исакова Ульяна | 8 | 22 | 10 |
15 | Левина Любовь | 6 | 28 | 5 |
16 | Маслов Анатолий | 16 | 16 | 5 |
17 | Сизова Елизавета | 10 | 23 | 11 |
18 | Слепков Матвей | 19 | 16 | 8 |
19 | Соколенко Анастасия | 12 | 26 | 12 |
20 | Бажанова Вероника | 15 | 25 | 9 |
21 | Дементьева Кристина | 12 | 18 | 7 |
22 | Трофимов Максим | 11 | 23 | 11 |
23 | Челноков Даниил | 21 | 19 | 10 |
4. Методика «Определение самооценки» авт. Дембо, Рубинштейн
№ | Ф.И. | здоровье | способнос-ти | характер | авторитет | умения | внешность | уверен-ность | ||
1 | Бажанова Арина | сред | сред | сред | сред | н.сред | сред | низк | ||
2 | Байдалюк Кирилл | выс | выс | сред | выс | выс | средн | выс | ||
3 | Дементьев Игорь | выс | сред | сред | сред | сред | н.сред. | сред | ||
4 | Добрынов Максим | сред | низк | сред | выс | сред | сред | сред | ||
5 | Краснобаев Егор | оч.выс | оч.выс | сред | выс | выс | н.сред | сред | ||
6 | Коротина Анастасия | выс | выс | сред | выс | выс | средн | выс | ||
7 | Коптяева Анастасия | выс | выс | сред | выс | выс | средн | выс | ||
8 | Мельникова Наталья | сред | н.сред | сред | н.сред | сред | н.сред | сред | ||
9 | Пуговка Яна | выс | выс | сред | выс | выс | средн | выс | ||
10 | Сорокина Екатерина | сред | н.сред | сред | н.сред | сред | н.сред | н.сред | ||
11 | Паршаков Артем | сред | в.сред | сред | сред | средн | сред | н.сред | ||
12 | Ярошенко Анастасия | сред | н.сред | сред | сред | н.сред | в.сред | н.сред | ||
13 | Ионина Олеся | выс | сред | сред | выс | сред | средн | выс | ||
14 | Исакова Ульяна | выс | выс | сред | выс | сред | средн | сред | ||
15 | Левина Любовь | оч.выс | выс | сред | выс | выс | н.сред | сред | ||
16 | Маслов Анатолий | сред | в.сред | сред | сред | средн | сред | выс | ||
17 | Сизова Елизавета | сред | н.сред | сред | сред | н.сред | н.сред | н.сред | ||
18 | Слепков Матвей | сред | в.сред | сред | сред | средн | сред | выс | ||
19 | Соколенко Анастасия | выс | сред | сред | выс | сред | средн | выс | ||
20 | Бажанова Вероника | сред | сред | сред | сред | сред | средн | сред | ||
21 | Дементьева Кристина | сред | сред | н.сред | сред | средн | сред | выс | ||
22 | Трофимов Максим | н.сред | сред | сред | сред | сред | средн | сред | ||
23 | Челноков Даниил | сред | сред | сред | сред | средн | сред |
5. Методика «Коммуникативные и организаторские способности»
авт. В.Синявский, В.Федорошин
№ | Ф.И. | коммуникативные способности | организаторские способности |
1 | Бажанова Арина | Ниже среднего уровень | Ниже среднего уровень |
2 | Байдалюк Кирилл | Высокий уровень | Высокий уровень |
3 | Дементьев Игорь | Высокий уровень | Средний уровень |
4 | Добрынов Максим | Средний уровень | Ниже среднего уровень |
5 | Краснобаев Егор | Высокий уровень | Ниже среднего уровень |
6 | Коротина Анастасия | Средние уровень | Выше среднего уровень |
7 | Коптяева Анастасия | Средние уровень | Выше среднего уровень |
8 | Мельникова Наталья | Средний уровень | Средний уровень |
9 | Пуговка Яна | Высокий уровень | Средний уровень |
10 | Сорокина Екатерина | Средний уровень | Средний уровень |
11 | Паршаков Артем | Средний уровень | Низкий уровень |
12 | Ярошенко Анастасия | Средний уровень | Ниже среднего уровень |
13 | Ионина Олеся | Высокий уровень | Средний уровень |
14 | Исакова Ульяна | Высокий уровень | Средний уровень |
15 | Левина Любовь | Ниже среднего | Низкий уровень |
16 | Маслов Анатолий | Средний уровень | Ниже среднего уровень |
17 | Сизова Елизавета | Ниже среднего | Низкий уровень |
18 | Слепков Матвей | Средний уровень | Средний уровень |
19 | Соколенко Анастасия | Высокий уровень | Высокий уровень |
20 | Бажанова Вероника | Средний уровень | Ниже среднего |
21 | Дементьева Кристина | Выше среднего | Средний уровень |
22 | Трофимов Максим | Средний уровень | Ниже среднего |
23 | Челноков Даниил | Средние | Ниже среднего |
6. Методика «Дифференциально – диагностический опросник» авт. Е.А. Климов
№ | Ф.И. | Профессиональные сферы | ||||
природа | техника | человек | знак | Художесвенный образ | ||
1 | Бажанова Арина | 6 | 3 | 4 | 2 | 5 |
2 | Байдалюк Кирилл | 2 | 5 | 6 | 1 | 6 |
3 | Дементьев Игорь | 3 | 4 | 2 | 4 | 7 |
4 | Добрынов Максим | 2 | 6 | 5 | 3 | 4 |
5 | Краснобаев Егор | 3 | 8 | 2 | 4 | 3 |
6 | Коротина Анастасия | 2 | 2 | 6 | 7 | 3 |
7 | Коптяева Анастасия | 5 | 3 | 3 | 2 | 7 |
8 | Мельникова Наталья | 5 | 2 | 7 | 3 | 3 |
9 | Пуговка Яна | 5 | 5 | 4 | 1 | 5 |
10 | Сорокина Екатерина | 6 | 4 | 4 | 1 | 5 |
11 | Паршаков Артем | 2 | 4 | 5 | 6 | 3 |
12 | Ярошенко Анастасия | 7 | 3 | 4 | 1 | 5 |
13 | Ионина Олеся | 5 | 1 | 6 | 3 | 5 |
14 | Исакова Ульяна | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 |
15 | Левина Любовь | 3 | 5 | 7 | 4 | 1 |
16 | Маслов Анатолий | 3 | 7 | 2 | 5 | 3 |
17 | Сизова Елизавета | 2 | 2 | 6 | 6 | 4 |
18 | Слепков Матвей | 0 | 8 | 3 | 5 | 4 |
19 | Соколенко Анастасия | 3 | 5 | 7 | 4 | 1 |
20 | Бажанова Вероника | 4 | 3 | 3 | 3 | 7 |
21 | Дементьева Кристина | 6 | 1 | 7 | 2 | 4 |
22 | Трофимов Максим | 2 | 2 | 6 | 6 | 4 |
23 | Челноков Даниил | 5 | 2 | 5 | 5 | 3 |
7. Методика «Матрица выбора профессии» авт. Г.В. Резапкина
№ | Ф.И. | Рекомендуемые профессии |
1 | Бажанова Арина | Продавец, парикмахер, официант, гример, костюмер, парикмахер |
2 | Байдалюк Кирилл | Мастер производственного обучения, тренер, таможенник прокурор, табельщик |
3 | Дементьев Игорь | Биолог, метеоролог, агроном, врач, программист, системный администратор |
4 | Добрынов Максим | строитель, водитель, механик по ремонту авто |
5 | Краснобаев Егор | Пожарный, сапер, строитель, водитель, механик по ремонту авто |
6 | Коротина Анастасия | Инженер-технолог, кулинар, модельер, закройщик, обувщик, архитектор, экономист |
7 | Коптяева Анастасия | Продавец, парикмахер, официант, гример, костюмер, парикмахер |
8 | Мельникова Наталья | Учитель, воспитатель, социальный педагог |
9 | Пуговка Яна | Экономист, аудитор, аналитик, бухгалтер, кассир, продавец |
10 | Сорокина Екатерина | воспитатель, социальный педагог, тренер, кондитер |
11 | Паршаков Артем | программист, системный администратор, социолог, математик, аналитик |
12 | Ярошенко Анастасия | Биолог, ботаник, микробиолог, кинолог, воспитатель |
13 | Ионина Олеся | Врач, психолог, следователь, лаборант |
14 | Исакова Ульяна | Экономист, бухгалтер, архитектор, мастер-цветовод, декоратор |
15 | Левина Любовь | Медсестра, воспитатель, социальный работник |
16 | Маслов Анатолий | Инженер, программист, системный администратор |
17 | Сизова Елизавета | Продавец, парикмахер, официант, гример, костюмер, парикмахер |
18 | Слепков Матвей | Системный адиминистратор, программист, инженер |
19 | Соколенко Анастасия | Экономист, аудитор, аналитик, бухгалтер, кассир, продавец |
20 | Бажанова Вероника | Гримёр, костюмер, парикмахер, животновод, зоотехник, дрессировщик, писатель, работник зоопарка, редактор, консультант, эксперт по экстерьеру |
21 | Дементьева Кристина | Менеджер по персоналу , администратор, |
22 | Трофимов Максим | Системный адиминистратор, программист, инженер |
23 | Челноков Даниил | Инкассатор, охранник , страховой агент, врач, системный администратор |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам диагностического обследования
обучающейся 11 класса Бажановой Вероники
С 11.11.2021 по 24.12.2021 в рамках профориентационного проекта было проведено диагностическое обследование Бажановой Вероники.
Использовались методы обследования для выявления личностных особенностей и профессиональной направленности. В ходе проведенной работы с Вероникой было выяснено следующее:
1.Тест-опросник авт.Айзенк. Проявления интроверсии и экстроверсии в равной степени, показатель по шкале лжи соответствует норме. Характерологические проявления по типу № 19: Спокойный тип. Молчаливый, рассудительный. Замедленно-деятельный, очень последовательный, самостоятельный, независимый, кропотливый. Беспристрастный, скромный, низкоэмоциональный. Иногда отвлечён от реальности.
2. Тест-опросник авт. Л.Б. Белов. Преобладающий тип темперамента «флегматик» - 32%, в равной степени, по 15%– «сангвиник» и «холерик» и «меланхолик» - 18 %.
3. Экспресс-тест «Аудиал, визуал, кинестетик» авт. С. Ефремцева. По типу восприятия информации преобладает визуальный, очень высокий уровень – 25 баллов, на втором месте аудиальный тип, высокий уровень – 15 баллов и в меньшей степени развит кинетический тип, низкий уровень – 9 баллов.
4. Тест «Определение самооценки» авт. Дембо, Рубинштейн. Результат по шкале притязаний - 75 баллов, что соответствует норме, реалистическому уровню. Результат по всем самооценочным шкалам - 56 баллов, что соответствует среднему (адекватному) уровню.
5. Тест «Коммуникативные и организаторские способности» авт. В.Синявский, В.Федорошин. Для коммуникативных умений характерен средний уровень. Такие люди не стремятся контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Организаторские способности соответствуют уровню ниже среднего. Такие люди не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают затруднения в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; затрудняются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений или не испытывают потребности.
Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.
6. «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) авт. Е.А. Климов. Наиболее ярко выражен профессиональный интерес по типу «художесвенный образ», все остальные типы профессий слабо выражены
природа | техника | человек | знак | художественный образ |
4 | 3 | 3 | 3 | 7 |
7. «Матрица выбора профессии» авт. Г.В. Резапкина. Выборка профессий по данной методике соответствует результату предыдущей методики. Перечень подходящих профессий: гримёр, костюмер, парикмахер, писатель, работник зоопарка, редактор, консультант.
Данные проведенного исследования позволяют сделать вывод, что Веронике, учитывая её тип темперамента и личностные особенности, наиболее подходят профессии с установленным порядком работы, где нужно проявлять выдержку, терпеливость, уравновешенность, усидчивость, хорошую наблюдательность, возможность на протяжении долгого времени выполнять монотонную и однообразную работу. Это такая деятельность, где требуется аккуратность и тщательность, где никто не будет торопить, не нужно часто контактировать с людьми и самостоятельно решать какие-то вопросы.
Примерный перечень подходящих профессий: лаборант, агроном, инженер, системный администратор, реставратор, библиотекарь, архивариус, флорист.
12.01.2022
Педагог-психолог ________________ О.В.Гаврилова
2.2 Работа по формированию осознанного профессионального самоопределения у обучающихся 9-11 классов посредством проведения профориентационного тренинга
На основании результатов диагностики было определено основное направление пррофориентационной работы. Для этой цели был разработан профориентационный тренинг для обучающихся 9-11 классов (Приложение 2). Предлагаемый тренинг направлен на осознанный профессиональный выбор, на расширение представления обучающихся о различных профессиях, на формирование позитивного отношения к труду, к профессиональному росту, побуждать обучающихся к поиску информации о профессиях.
А также родительское собрание «Профориентация вашего ребёнка», цель которого вовлечение родителей в обсуждение вопросов, связанных с планированием «жизни после школы» своего ребёнка. Оптимизация распределения ответственности за принятие решений в системе детско-родительских отношений. (Приложение 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первая жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники – это выбор профессии. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшими подростками выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Насколько своевременной, грамотной будет помощь ему в этот период, настолько правильным будет выбор учащегося.
Проведя исследовательскую работу по изучению необходимости, эффективности профориентации, а также поиске новых методов для достижения высокого уровня ее эффективности, сформулируем следующие выводы:
1. Профориентационная работа оказывает, безусловно, огромное влияние на профессиональное самоопределение личности.
2. Чистая профориентация малоэффективна.
3. Необходимо отметить, что для повышения уровня эффективности профессионального самоопределения личности необходима программа, которая бы объединила работу классного руководителя и психолога-профконсультанта. Такую программу можно разработать на основе уже некоторых имеющихся в современной практике.
4. Мы предполагаем, разработанная нами модель программы профориентационной работы, на практике покажет достаточный.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Доронина И.В. Психология и педагогика: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. – Новосибирск, СибАГС, 2002. – 156 с.
2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., Изд-во НОРМА, 2002. – 624 с.
3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., Просвещение, 1990. – 215 с.
4. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск, МГУ, Центр «Детство», 1993. – 243 с.
5. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., Вако, 2006. – 288 с.
6. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практичное руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М., Вако, 2006. – 240 с.
20