«Аналитическая химия. Качественный анализ»

0
0
Материал опубликован 11 October



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Ю.А. Гагарина

муниципального образования Успенский район








ПРОГРАММА КУРСА


«Аналитическая химия. Качественный анализ»



Уровень образования основное общее

Класс 9

Количество часов: всего 16




АВТОР

учитель химии

БУКАРЬ НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА












Пояснительная записка.

Элективный курс «Аналитическая химия. Качественный анализ» рассчитан на 16 часов, рекомендован для учащихся 9 класса, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, сопровождения одаренных и талантливых обучающихся, носит предметно - ориентированный характер.

Содержание курса раскрывает основы качественного анализа в аналитической химии – науки о методах исследования состава веществ, знакомит с методикой качественного анализа, помогающей установить, какие химические элементы содержатся в изучаемом объекте. Лабораторные и практические работы по определению содержания катионов и анионов в растворе не только дополняют теоретические знания по неорганической химии, но и актуализируют практические умения (анализ воды из природных источников, минеральная вода). Содержание курса по выбору предполагает большую практическую деятельность учащихся, непосредственную работу с химическими реактивами и посудой, а также обучение восприятию лекционного материала, его оформления в лабораторных тетрадях. Учащиеся должны знать основы качественного анализа, классификацию ионов, уметь проводить химический эксперимент по обнаружению катионов и анионов в природных объектах, составлять отчет о проделанной работе.

Цели курса:

- развитие общекультурной компетентности учащихся;

- расширение и углубление химических знаний о качественном анализе веществ и использование их на практике;

- развитие познавательной активности;

- формирование представлений о профессиях, связанных с аналитической химией.

Задачи курса:

- углубление знаний учащихся о методах качественного анализа;

- формирование умений работы с научной и научно-популярной литературой;

- совершенствование умений обращения с химическими веществами, приборами и оборудованием;

- развитие творческих способностей учащихся, наблюдательности, воображения.

Программой предусмотрено проведение лабораторных опытов и практических работ.





Планируемые результаты освоения элективного курса

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

В ходе реализации программы внеурочной деятельности по химии обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные поставленной задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа

изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками

процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение

характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,

классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы

представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные

непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Личностные результаты:

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,

4. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.

5. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной

рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к осуществлению природоохранной деятельности).

Предметные результаты

При реализации программы элективного курса по химии обучающиеся научатся

Определять:

отдельные элементы или образуемых ими ионов, входящие в состав определенного вещества или смеси веществ;

индивидуального соединения или смеси веществ с помощью различных методов.

составлять:

уравнения гидролиза солей и условия его смещения;

составление уравнения окислительно-восстановительных реакции методом полуреакции;

формулы комплексных соединении.

объяснять:

кислотно-основное равновесие в водных растворах;

устойчивость комплексных соединении;

условия образования осадков;

образование и устойчивость коллоидных растворов;

условия выполнения аналитических реакции;







Содержание программы

Предмет аналитической химии. Ее структура, история развития. Значение аналитической химии в развитии науки. Техника лабораторных работ. Правила техники безопасности в лаборатории

Качественный анализ. Методы качественного анализа. Классификация ионов.

Обнаружение катионов. Катионы первой аналитической группы. Общие понятия о произведении растворимости.

Катионы второй аналитической группы. Концентрация ионов водорода в воде. Типы гидролиза солей.

Катионы третьей аналитической группы. Катионы четвертой аналитической группы. Катионы пятой и шестой аналитических групп.

Анионы трех аналитических групп.

Реактивы, аппаратура и техника проведения качественных полумикроанализа. Значение аналитической химии в развитии наук

Учебно – тематическое планирование

п/п

Кол-во часов

Наименование тем курса

Виды деятельности

1

3

Предмет и значение аналитической химии Методы анализа. Группы катионов и анионов. Способы и техника обнаружения ионов. Правила заполнения лабораторного журнала.

Лекция. Лабораторная работа №1 «Техника химических реакций в аналитической химии»

2

3

Качественный анализ катионов. Определение катионов шести аналитических групп.

Лабораторная работа №2 «Качественное определение катионов»

3

3

Качественный анализ анионов. Определение анионов трех аналитических групп.

Лабораторная работа №3 «Качественное определение анионов»

4

3

Схема анализа индивидуального соединения. Решение экспериментальных задач на определение химического состава неорганического вещества.

Практическая работа №1»Решение экспериментальных задач»

5

2

Использование методов качественного анализа для решения экспериментальных задач с практическим содержанием.

Практическая работа №2 «Анализ воды из природных источников»

6

2

Минипроекты и их защита




Итого: 16 часов, из них лабораторных работ - 3, практических работ - 2.





Литература для учащихся

Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.; АСТ – Пресс, 1999. - 560 с.

Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории. – М.: Дрофа, 2005. -187 с.

Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985. - 105 с.

Прохорова Г.В. Качественный химический анализ /практикум для школьников/ МГУ, М. 2006. – 46 с.

Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии – М.: Просвещение, 1995. – 239 с.

Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 320 с.

Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. – М.: Аванта +, 2001. – 640 с.

http://megaobuchalka.ru/5/

http://megaobuchalka.ru/6/

Литература для учителя

Саенко О.Е. Аналитическая химия: Учебник для средних специальных учебных заведений. - Рн/Д: Феникс, 2013. – 287 с.

Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия. В 2-х томах. Т.1 – М.: Высшая школа, 2010. – 615 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.