«Аналитическая химия. Качественный анализ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Ю.А. Гагарина
муниципального образования Успенский район
ПРОГРАММА КУРСА
«Аналитическая химия. Качественный анализ»
Уровень образования основное общее
Класс 9
Количество часов: всего 16
АВТОР
учитель химии
БУКАРЬ НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
Пояснительная записка.
Элективный курс «Аналитическая химия. Качественный анализ» рассчитан на 16 часов, рекомендован для учащихся 9 класса, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, сопровождения одаренных и талантливых обучающихся, носит предметно - ориентированный характер.
Содержание курса раскрывает основы качественного анализа в аналитической химии – науки о методах исследования состава веществ, знакомит с методикой качественного анализа, помогающей установить, какие химические элементы содержатся в изучаемом объекте. Лабораторные и практические работы по определению содержания катионов и анионов в растворе не только дополняют теоретические знания по неорганической химии, но и актуализируют практические умения (анализ воды из природных источников, минеральная вода). Содержание курса по выбору предполагает большую практическую деятельность учащихся, непосредственную работу с химическими реактивами и посудой, а также обучение восприятию лекционного материала, его оформления в лабораторных тетрадях. Учащиеся должны знать основы качественного анализа, классификацию ионов, уметь проводить химический эксперимент по обнаружению катионов и анионов в природных объектах, составлять отчет о проделанной работе.
Цели курса:
- развитие общекультурной компетентности учащихся;
- расширение и углубление химических знаний о качественном анализе веществ и использование их на практике;
- развитие познавательной активности;
- формирование представлений о профессиях, связанных с аналитической химией.
Задачи курса:
- углубление знаний учащихся о методах качественного анализа;
- формирование умений работы с научной и научно-популярной литературой;
- совершенствование умений обращения с химическими веществами, приборами и оборудованием;
- развитие творческих способностей учащихся, наблюдательности, воображения.
Программой предусмотрено проведение лабораторных опытов и практических работ.
Планируемые результаты освоения элективного курса
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
В ходе реализации программы внеурочной деятельности по химии обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные поставленной задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение
характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы
представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Личностные результаты:
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
4. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.
5. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к осуществлению природоохранной деятельности).
Предметные результаты
При реализации программы элективного курса по химии обучающиеся научатся
Определять:
отдельные элементы или образуемых ими ионов, входящие в состав определенного вещества или смеси веществ;
индивидуального соединения или смеси веществ с помощью различных методов.
составлять:
уравнения гидролиза солей и условия его смещения;
составление уравнения окислительно-восстановительных реакции методом полуреакции;
формулы комплексных соединении.
объяснять:
кислотно-основное равновесие в водных растворах;
устойчивость комплексных соединении;
условия образования осадков;
образование и устойчивость коллоидных растворов;
условия выполнения аналитических реакции;
Содержание программы
Предмет аналитической химии. Ее структура, история развития. Значение аналитической химии в развитии науки. Техника лабораторных работ. Правила техники безопасности в лаборатории
Качественный анализ. Методы качественного анализа. Классификация ионов.
Обнаружение катионов. Катионы первой аналитической группы. Общие понятия о произведении растворимости.
Катионы второй аналитической группы. Концентрация ионов водорода в воде. Типы гидролиза солей.
Катионы третьей аналитической группы. Катионы четвертой аналитической группы. Катионы пятой и шестой аналитических групп.
Анионы трех аналитических групп.
Реактивы, аппаратура и техника проведения качественных полумикроанализа. Значение аналитической химии в развитии наук
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Наименование тем курса | Виды деятельности |
1 | 3 | Предмет и значение аналитической химии Методы анализа. Группы катионов и анионов. Способы и техника обнаружения ионов. Правила заполнения лабораторного журнала. | Лекция. Лабораторная работа №1 «Техника химических реакций в аналитической химии» |
2 | 3 | Качественный анализ катионов. Определение катионов шести аналитических групп. | Лабораторная работа №2 «Качественное определение катионов» |
3 | 3 | Качественный анализ анионов. Определение анионов трех аналитических групп. | Лабораторная работа №3 «Качественное определение анионов» |
4 | 3 | Схема анализа индивидуального соединения. Решение экспериментальных задач на определение химического состава неорганического вещества. | Практическая работа №1»Решение экспериментальных задач» |
5 | 2 | Использование методов качественного анализа для решения экспериментальных задач с практическим содержанием. | Практическая работа №2 «Анализ воды из природных источников» |
6 | 2 | Минипроекты и их защита | |
Итого: 16 часов, из них лабораторных работ - 3, практических работ - 2.
Литература для учащихся
Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.; АСТ – Пресс, 1999. - 560 с.
Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории. – М.: Дрофа, 2005. -187 с.
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985. - 105 с.
Прохорова Г.В. Качественный химический анализ /практикум для школьников/ МГУ, М. 2006. – 46 с.
Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии – М.: Просвещение, 1995. – 239 с.
Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 320 с.
Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. – М.: Аванта +, 2001. – 640 с.
Литература для учителя
Саенко О.Е. Аналитическая химия: Учебник для средних специальных учебных заведений. - Рн/Д: Феникс, 2013. – 287 с.
Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия. В 2-х томах. Т.1 – М.: Высшая школа, 2010. – 615 с.