Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ПО ИТОГАМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
«Состояние работы в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»
На основании годового плана МБДОУ д/с №25 на 2021-2022 учебный год и приказа №59 от 02.11.2021г. с 11.11.2021г. по 24.11.2021 г. комиссией в составе заведующего Мурыгиной С.А., старшего воспитателя Шайхулиной Г.Ф., учителя –логопеда Семячкиной Г.Е., педагога – психолога Каминской О.В., воспитателя Гордеевой Л.Л. во всех возрастных группах был проведен тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»
Цель проверки: Систематизировать работу педагогического коллектива по формированию основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе.
Задачи: Определить эффективность использования в образовательном процессе методов и приемов формирования у детей основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе;
С помощью всестороннего обследования образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по формированию у детей основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь.
Деятельность по обеспечению безопасности в детском саду - это комплексная работа, в которую включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.
Педагогический процесс в МБДОУ д/с №25 выстраивается в соответствии с годовым планом учреждения. Администрация и коллектив строят свою работу на основе законодательных и инструктивно-нормативных документов по разделам:
•охрана жизни и здоровья детей;
• противопожарная и техногенная безопасность;
• предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
• обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.
Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа непосредственно образовательной деятельности, анализа календарных планов, взаимодействия с родителями по вопросам ОБЖ, обследования ППРС в группе.
Оценка условий, созданных в группах по профилактике безопасного поведения детей дошкольного возраста была проведена в форме смотра – конкурса «Лучший уголок безопасности» МБДОУ д/с №25.
При оценке предметно-развивающей среды учитывались педагогическая целесообразность предлагаемого материала, доступность, соответствие возрастным особенностям детей, эстетическое оформление наглядного материала, наличие детской художественной литературы, подбор иллюстративного материала, дидактических пособий, алгоритмов, схем ОБЖ, наличие настольно-печатных, дидактических игр, творческих наработок воспитателей, фотоматериалов, результатов детской продуктивной деятельности, сменяемость материала, создание условий для организации сюжетно-ролевых игр. Для оценки каждого критерия использовалась трёхбалльная система.
В ходе смотра конкурса проанализированы условия осуществления образовательного процесса: создание развивающего пространства в группах ДОУ. В установленные сроки воспитатели презентовали предметно-развивающую среду по разделу «Безопасность». По результатам смотра можно сделать следующие выводы:
Все группы, кроме групп раннего возраста приняли активное участие по созданию уголков ОБЖ, воспитателями было изготовлено огромное количество дидактических игр и игровых макетов, развивающая среда групп пополнилась материалом и оборудованием, изготовленными руками воспитателей и родителей. Уголки доступны, эстетичны и мобильны. Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с программой, реализуемой в ДОУ и возрастными особенностями воспитанников. Развивающая среда периодически обновляется для того, чтобы поддержать постоянный интерес к ней. Воспитатели постарались разнообразить представленный в уголках материал, приложив много усилий и творчества. В группах оформлены уголки безопасности, где дети знакомятся со службами: «01», «02», «03», учатся правильно себя вести в природе, в быту, на дороге; знакомятся с предметами быта, учатся правильно пользоваться ими. Во всех возрастных группах материал был представлен в специально отведенном месте.
Во всех группах оформлены настольные макеты, моделирующие улицы и дороги. Макеты изготовлены из бросового материала и дополнены картинами, ситуациями на дорогах, а также игрушечным транспортом различного функционального назначения, светофорами, деревьями, домами, фигурками людей: пешеходами, водителями, регулировщиками.
В группе «Акварелька» продуманы и оформлены коврики-макеты улиц. И все это умело дополнено играми, информационными материалами, различными пособиями для детей, расположенными на настенном лэпбуке. В этом лэпбуке представлены практически все разделы по ОБЖ; пожарная безопасность, ПДД, опасные ситуации в быту, на улице, в природе, в общении с чужими людьми. На каждый раздев есть загадки, игры, раскраски, пазлы.
В группе «Почемучки» имеется макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки.
В группах «Радуга», «Звёздочки», «Почемучки» широко представлены разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: иллюстрации, сюжетные картинки, отображающие различные ситуации в быту, в природе, на дороге, в общении с чужими и др., папка безопасности в стихах (группа «Звёздочки»), альбомы в картинках и стихах (группа «Радуга). В каждой возрастной группе имеются плакаты, методические пособия, разнообразная художественная литература по тематике. В группе «Звёздочки» оформлена тематическая папка с художественными произведениями «Читаем детям о пожаре». Закрепление правил безопасного поведения проходит у воспитателей в игровой деятельности. В дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх дети реализовывают себя как активные участники различных возможных ситуаций. В сюжетно-ролевых играх «Семья», «ГИБДД», «Шофёры», «Пожарные», «Больница» дети учатся ролевому диалогу, ролевой цепочки действий. В группах «Акварелька», «Радуга», «Улыбка» имеются атрибуты к сюжетно-ролевой игре по ПДД и с/р игре «Пожарные»: жезлы, светофоры, светоотражающие полоски, а также представлены элементы формы сотрудника ГИБДД. Интересные пожарные щиты изготовлены в группах «Звездочка», «Сказка», «Семицветики», «Улыбка».
Очень много разнообразных дидактических игр подобрано в группах: «Радуга», «Акварелька», «Семицветики», «Почемучка»: «Четвертый лишний», «Хорошо - плохо», «Если случится беда?», «Что нужно для пожарного щита?», «Пазлы», лото «Пожарная безопасность», «Доскажи словечко», планшет по ПДД на липучках и др. В группе «Улыбка» также замечательный лэпбук по ПДД. Созданы картотеки игр по ОБЖ в группах «Акварельки», «Семицветики».
Педагоги большое внимание уделяют творчеству детей, совместному творчеству родителей и детей. Продуктивная деятельность детей представлена в виде рисунков, макетов улиц и дорог, светофоров, дорожных знаков. В группе «Акварелька» оформлена выставка детских рисунков по ОБЖ, в группах «Сказка», «Семицветики» уголок по безопасности также дополнен детскими рисунками, в группе «Почемучки» выставка книжек-малышек по теме «Транспорт». В группе «Радуга» имеется папка с детскими рисунками.
По результатам конкурса определились победители:
1 место заняла группа №8 «Акварельки» педагоги Савлюбаева И.В. и Коровко Е.В.
2 место присудили группе №9 «Улыбка» (воспитатель Воробьёва А.А.)
3 место разделили группы №3 «Звёздочки» и №4 «Радуга» (воспитатели Ефимова С. Г. и Погодаева Е.С.)
2. Оценка профессиональных умений воспитателей.
В своей работе педагоги учитывают возрастные особенности детей в способах подачи материала и применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы во время проведения НОД. Таким образом, каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности.
В ходе тематического контроля было просмотрено 7 занятий по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей от 3 – 7 лет с использованием самых различных приемов и методов. Занятия оценивались по трёхбальной системе
Во II младших группах № 1, 3, 4 воспитатели Шарапова И.С., Ефимова С. Г., Погодаева Е.С. провели познавательные занятия на тему «Зимнее приключение Колобка». Удачно был подобран замысел занятия, педагоги провели его в доступной для детей младшего дошкольного возраста форме, в виде театра игрушек. Содержание сказки было понятно детям. Они с интересом наблюдали за действием, сопереживали герою. Задачи, поставленные на занятии выполнены. Воспитателю Погодаевой Е. С. и Шараповой И.С. рекомендовано продумывать методы активизации детей, и на подобных театрализованных занятиях проводить динамические паузы. Средний бал НОД в группе №1 -2,6, в группе №3 -2,7, в группе №4 –2,3
В средней группе №9 «Улыбка» воспитателем Воробьёвой А.А. было проведено занятие по теме «Безопасное поведение в быту, социуме, на природе», на котором были закреплены с детьми правила безопасного поведения. Воспитатель использовала различный наглядный материал: плакаты, натуральные предметы; разбирала с детьми разные ситуации. Проведена была большая предварительная работа: у детей сформированы знания о безопасном поведении в быту, на природе. Педагогу рекомендовано проводить физкультурную паузу, более подробно объяснять правила безопасного поведения и пояснять к чему может привести их несоблюдение. Формировать у детей причинно- следственные связи, привлекать к участию всех детей, обращать внимание на малоактивных детей. Средний балл НОД- 2,2
Интересной была деятельность детей старшего дошкольного возраста в группах № 5 «Сказка» и №8 «Акварельки». Воспитатели Мошкина Н.Н. и Савлюбаева И.В. провели интегрированное занятие «Безопасность на улице зимой». Дети были активны, знают правила безопасного поведения на улице зимой. Поставленные задачи были выполнены в полном объёме. В конце занятия дети изготовили модели безопасного поведения в зимний период и разместили их в уголке ОБЖ. Во время проведения НОД у педагога Мошкиной Н. Н. дети были непосредственны, активно общались с воспитателем и между собой при рисовании запрещающих знаков. Формы работы соответствовали возрасту детей. Рекомендации воспитателю Мошкиной Н. Н. проводить анализ работ детей (рефлексию), обращать внимание на речевые ошибки детей. Рекомендации педагогу Савлюбаевой И. В.: продумывать приёмы более динамичного проведения занятия. Средний балл НОД у Мошкиной Н. Н. 2,7, у Савлюбаевой И. В.- 2,7
В логопедической группе №10 «Семицветики» воспитателем Масленниковой Я. В. было проведено занятие на тему «Вместе нам не страшна беда». Занятие очень насыщенное. Видно, что проводилась большая предварительная работа. Дети отгадывали загадки, рассказывали стихи, обсуждали ситуации, играли в дидактические игры, подвижные игры, использовалась театрализованная деятельность, тем самым показав системные знания детей по данному разделу. Анализ образовательной деятельности в логопедической группе показал, что воспитатель группы побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей безопасного поведения, развивает наблюдение и мышление. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Воспитатель владеет методикой проведения образовательной деятельности, регулярно производила смену видов деятельности детей. Воспитателю Масленниковой Я.В. было рекомендовано обратить внимание на речевые инструкции. Средний балл- 2,5
Анализируя просмотренные НОД, можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. Проведенные занятия имеют насыщенную структуру и способствует развитию познавательного интереса дошкольников. Предложенные педагогами формы взаимодействия позволили проявить детям личностные качества, навыки взаимодействия, а также индивидуальные знания. Используемые методы и приемы способствовали решению проблемных ситуаций, поиску возможных вариантов, проявлению творческой инициативы воспитанников.
В своей работе педагоги учитывают возрастные особенности детей в способах подачи материала и применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы во время совместной деятельности. Каждое занятие было интересно и увлекательно построено. Дети с большим удовольствием выполняли все задания, показали отличные знания по всем разделам безопасности.
В ходе просмотренных занятий установлено, что работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности в ДОУ проводится на достаточном уровне.
3. «Анализ уровня планирования работы»
Проводился анализ планирования НОД, режимных моментов, прогулки, самостоятельной деятельности детей по формированию основ безопасного поведения дошкольников в календарно-тематических планах воспитателей семи групп (3 – 7 лет). Анализ показал следующее: документация по календарно - перспективным планам (НОД) воспитателей ведётся регулярно, в соответствии с ФГОС ДО. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. Задача воспитателя состоит в обучении правилам безопасного поведения на дорогах, правилам безопасного поведения дома, в быту, в социуме, правилам пожарной безопасности. Работа по безопасности осуществляется в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество. Во всех группах отображены в планах воспитательно-образовательной работы данные виды деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Воспитательно-образовательная деятельность планируется в соответствии с годовыми планами по ОБЖ (по пожарной безопасности, ПДД - по возрастам). Систематически планируются дидактические игры, настольно-печатные игры, беседы, ситуативные разговоры, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Следует обратить внимание на систему планирования индивидуальной работы с детьми по данному направлению. Педагоги привлекают к участию в различных мероприятиях родителей. Педагоги старших групп «Акварельки», «Семицветики» активно используют проектный, исследовательский методы. Принимали участие в областном конкурсе «Правила движения каникул не знают».
Перспективные планы требуют доработки, поскольку запланирована работа не по всем направлениям: слабо запланирована работа по направлениям ребенок в социуме, в природе. В планах по работе с семьями воспитанников спланированы групповые консультации, беседы. Необходимо доработать блок самостоятельно организованной деятельности детей по безопасности. Следует отметить что, воспитатели на группах редко планируют досуги по темам безопасности.
Рекомендовано педагогам всех возрастных групп планировать проблемные ситуации по блокам:
опасности на улице,
опасности в природе,
опасности в быту.
Пополнить картотеки дидактическими играми, беседами, сюжетно-ролевыми играми, художественными произведениями, пословицами, поговорками по безопасности, ситуативными играми по всем направлениям «Безопасности».
4. «Оценка форм взаимодействия с родителями»
Безопасное поведение дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование основ безопасного поведения дошкольников и всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. В ходе проверки было установлено, что во всех уголках для родителей оформлена информация по формированию основ безопасного поведения дошкольников, размещаются папки – передвижки и информационные бюллетени на различные темы по разделу «Безопасность», выставлена информация, отражающая работу по данному направлению. Родители принимают участие в создании развивающей среды группы: помогают подбирать наглядно – иллюстративный материал, составлять альбомы, участвуют в выставках семейного творчества по ПДД и пожарной безопасности. В родительских уголках, в родительских интернет сообществах информация по данному направлению систематически пополняется, меняется в соответствии с годовым планом по взаимодействию с семьями воспитанников. Для родителей во всех группах проводятся консультации: “О правилах пожарной безопасности”, “Ребенок дома”, “О правилах дорожного движения”, “Если пропал ребенок”, “Мы пешеходы”, “Один дома”, “Полезные продукты”, “Отдыхаем на природе” и другие. Используются и нетрадиционные формы работы: проводились челленджи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
- «Возьми ребенка за руку» с целью акцентирования внимания взрослых на необходимости правильно держать ребенка за руку при движении вдоль проезжей части и переходе дороги;
- «Везу ребенка правильно» с целью напомнить взрослым о необходимости перевозки детей в легковых автомобилях с использованием детских удерживающих устройств и ремней безопасности (в соответствии с возрастом).
Педагоги привлекали родителей к участию в открытой семейной онлайн-акции по безопасности дорожного движения «Вместе весело шагать».
Родители активно участвуют в рейдах родительского дорожного патруля.
На основании проведенного контроля можно сделать следующие выводы: 1. В ДОУ созданы определенные условия для организации работы с детьми по ОБЖ. 2. Планирование обучающих занятий, совместной деятельности педагога и детей, по ОБЖ воспитателями осуществляется последовательно на протяжении всего учебного года с усложнением задач и содержания программного материала.
3. В процессе обучения детей на занятии воспитатели используют разнообразные методы и приемы руководства. Вследствие чего, воспитанники имеют представления о правилах поведения на улице, дома, ДОУ.
4. В работе с семьями воспитанников проводится большая работа по пропаганде знаний по ОБЖ. В группах оформлены информационные стенды по теме. Однако недостаточно используется досуговые формы.
Рекомендации:
1. Воспитателям всех групп разнообразить формы взаимодействия с родителями по пропаганде знаний по ОБЖ (акции, конкурсы, выставки) и приобщать их к вопросам безопасности детей, включать в повестку родительских собраний вопросы данной тематики. (срок - постоянно);
2. Всем педагогам продолжать активную работу по проектированию предметно-развивающей среды в ДОУ по безопасности: (срок - постоянно);
3. Активизировать работу с детьми по формированию основ по безопасности жизнедеятельности детей: планировать и проводить с детьми:
- досуговые мероприятия,
- обучающие занятия,
- минутки безопасности,
- совместную деятельность педагога и детей,
- индивидуальную работу по ОБЖ,
- вести работу по разработке проектов по данной тематике.
4. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени. (срок - постоянно);
Состояние работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников считаю удовлетворительной, проводимую работу в ДОУ по данному направлению в допустимой форме.
Старший воспитатель Г.Ф. Шайхулина.