Аналитическая справка по результатам проверки техники чтения обучающихся 1–4 классов

3
0
Материал опубликован 11 June

Чt1717984336aa.png Областное общеобразовательное учреждение

«Образовательный комплекс «Точка будущего»

t1717984336ab.gif

 

Аналитическая справка

по результатам проверки техники чтения

обучающихся 1–4 классов

Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

( 02_ФРП_Литературное-чтение-1-4-классы.pdf (edsoo.ru)

С 6.05.2024 по 8.05.2024 учебного года администрацией школы ЧОУ ОК «Точка будущего» осуществлялась проверка техники чтения по литературному чтению младших школьников, обучающихся с 1 по 4 классы.

Цель проверки:

проверить темп (скорость) чтения обучающихся;

выяснить способ чтения: слоговым чтением, чтение слогами и целыми словами, чтением целыми словами, чтением словосочетаниями и синтагмами.

определить уровень ошибочности при чтении (искажения слов, неправильные ударения, «проглатывание» окончаний прочитанных слов, смысловые ошибки);

определить выразительность чтения;

выяснить уровень восприятия учащимися слов (зрительный, мыслительный).

Проверка техники чтения проводилась по единым текстам в параллели:

1 классы - Л. Н. Толстой «Два товарища»

2 классы - Л. Н. Толстой «Гроза в лесу»

3 классы – А. Я. Тасман «Австралия»

4 классы – В. В. Бианки «У кого домик лучше всех»

Чтение — это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:

1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста

2) техническую (подчиненную смысловой, обслуживающей ее) - скорость (темп), правильность и выразительность чтения.

Осмысленность чтения предполагает понимание читающим:
- значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле; содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (то есть не только о чем говорится, но и что этим сказано); основного смысла всего содержания текста, то есть осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Правильность чтения выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает: замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.
Скорость (темп) чтения характеризуется количеством слов, произносимых в минуту.

Ориентировочные показатели по скорости чтения в начальных классах ФОП НОО, 2023 г.
1 класс
в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания)
2 класс
в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания)
3 класс 
в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания)

4 класс

в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания)

Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов - синтагмы). Для повышения техники чтения необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т. е. к самому продуктивному способу чтения.

** Фиксация показателя техники чтения обозначаем +/- отсутствие - ФОП НОО 1.pdf

Результаты проверки техники чтения обучающихся 1-х классов

У/%

Темп чтения

(кол-во слов прочитанных за 1 мин)

Способ чтения

Правильность

Выра

зи

тельность

Понимание

ниже нормы

норма

выше нормы

по

слог

слог+

слов.

цел.

словами

словосоч.+

синтагмы

без ошиб

Ошибки при чтении

(кол-во)

 

осмысленное

механическое

 

Замена букв.слогов,слов

повторы

 

ударение

Окончания слов

1.34-1

14/78%

0%

1/7%

13/92,8%

1/7,1%

5/36%

7/ 50%

1/7,1%

7/50%

3/ 21,4%

0%

3/21,4%

4/ 28,5%

5/36%

14/

100%

-

1.34-2

17/89%

2/12 %

-

15/88 %

1/6%

8/47%

7/41%

1/6 %

10/ 59%

3/ 18%

4/ 23 %

-

-

9/52%

17/ 100 %

-

1.34-3

17/100

4/23,6

1/5,9%

12/70,8%

4/23,6%

7/41,3%

6/35,4%

0

8/47,2%

6/35,4%

0

3/ 17,7%

1/5,9%

9/53,1%

10/59%

5/29,5%

Проверенные обучающиеся

48

6

2

40

6

19

20

2

25

12

4

6

5

23

41

5

%

89%

12,5

4,1%

83,3%

12,5%

40%

42%

4%

52%

25%

8,3

12,5%

10,4%

48%

85,4%

10,4%

 

В 1 классах было проверено 48 обучающихся из 54.

Темп чтения (кол-во слов прочитанных за 1 мин)

Из все проверенных первоклассников читают выше нормы 40 обучающихся (83,3 %);

Читают в пределах нормы 2 обучающихся (4,1 %);

Читают ниже нормы 6 обучающихся (12,5 %).

Способ чтения

Читает целыми словами – 20 обучающихся (42%)

Читают словосочетания и синтагмы – 2 обучающихся (4%)

Слоговое, словами – 19 (40 %)

По слогам – 6 (12,5%)

Правильность

Без ошибок читают – 25 (52%)

Допускают при чтении замену букв, слогов, слов – 12 (25%)

Допускают повторы – 4(8,3%)

Неверно ставят при чтении ударение – 6(12,5%)

Допускают ошибки в окончаниях слов – 5 (10,4%

Выразительность

Выразительно читают – 23 (48%)

 

Понимание

Осмысленное чтение – 41 (85,4%)

Механическое чтение – 5 (10,4%)

­­Анализ результатов проверки техники чтения показал, что педагогами достаточное внимание уделяется отработке навыка чтения, сформирован навык чтения в соответствии с требованиями программы, отмечен рост темпа чтения по сравнению с началом учебного года.

Необходимо отметить достаточно хорошую сформированность техники чтения к концу учебного года у обучающихся 1-х классов. Выше нормы читают 83,3 % обучающихся, а также имеют высокий уровень понимания прочитанного имеет 85,4% из проверенных обучающихся.

Также необходимо обратить внимание на обучающихся «группы риска» по скорости чтения: Горголо Семён, Некрасова Алика, Шмидт Софи, Рябованов Семён и обучающихся, имеющих низкий уровень понимания прочитанного: Некрасова Алика.

В дальнейшей работе учителям 1-х классов необходимо продолжить работу по совершенствованию навыков чтения: осознанного, выразительного, правильного чтения. На каждом уроке чтения необходимо отводить время для выработки навыков плавного чтения вслух. На уроках литературного чтения больше внимания уделять применению различных методик, способствующих повышению техники чтения, такие как “чтение по линейке”, “жужжащее” чтение (в течение 3–5 минут в начале каждого урока), чтение “парами”, “по цепочке”, “по ролям” и т. д.

У/%

Темп чтения

(кол-во слов прочитанных за 1 мин)

Способ чтения

Правильность

Выра

зи

тельность

Понимание

ниже нормы

Норма

 

 

 

 

 

(40–50 слов)

выше нормы

по

слог

слог+

слов.

цел.

словами

словосоч.+

синтагмы

без ошиб

Ошибки при чтении

(кол-во)

 

осмысленное

механическое

 

Замена букв.слогов,слов

повторы

 

ударение

Окончания слов

2.33-1

22/ 100%

 

-

4 /18%

18/82%

2 /9 %

8/36%

3/13,6%

9/41%

5/22,7%

10/45%

4/18%

2/9%

10/45%

16/72,7%

15/68%

6/27%

2.33-2

21/100%

2/ 9,5%

2/ 9,5%

17/81%

2/9,5%

10/ 47,6%

2/ 9,5%

7/33,4%

2/ 9,5%

15/71,4%

4/ 19%

3/ 14,2

8/ 38%

14/ 66%

10/47,6%

2/9,5%

2.33-3

19/100%

6/32%

5/26%

8/42%

6/32%

2/10%

9/48%

2/10%

6/32%

6/32%

6/32%

9/ 47%

10/ 52%

5/ 26%

13/68%

6/32%

Проверенные обучающиеся

62

8

11

43

10

20

14

18

13

31

14

14

28

35

38

14

%

100%

13%

18%

69%

16%

32%

22%

29%

21%

50%

22%

22%

45%

56%

61%

22%

В 2 классах было проверено 62 обучающихся из 62.

Темп чтения (кол-во слов прочитанных за 1 мин)

Из все проверенных второклассников читают выше нормы 43 обучающихся (69 %);

Читают в пределах нормы 11 обучающихся (18%);

Читают ниже нормы 8 обучающихся (13%).

Способ чтения

Читает целыми словами – 14 обучающихся (22%)

Читают словосочетания синтагмы – 18 обучающихся (29%)

Слоговое, словами – 20 (32%)

По слогам – 10 (16%)

Правильность

Без ошибок читают – 13 (21%)

Допускают при чтении замену букв, слогов, слов – 31 (50%)

Допускают повторы – 14 (22%)

Неверно ставят при чтении ударение – 14 (22%)

Допускают ошибки в окончаниях слов – 28 (45%)

Выразительность

Выразительно читают – 35 (56%)

Понимание

Осмысленное чтение – 38 (61%)

Механическое чтение – 14 (22%)

Учителями отмечены дети «группы риска». Это те обучающиеся, которые показали низкий уровень понимания прочитанного текста, а также те обучающиеся, у которых скорость чтения ниже нормы

Класс 2.33–3. Учитель Слепченко Е. А.

Обучающиеся «группы риска» - скорость чтения ниже нормы

Виноградова Кира, Ерощенко Фёдор, Мамаева Маруся, Первушина Мирослава, Юриков Кирилл.

Обучающиеся «группы риска» - уровень понимания прочитанного:

Виноградова Кира, Ерощенко Фёдор, Мамаева Маруся, Первушина Мирослава, Юриков Кирилл.

Класс 2.33–1. Учитель Лебедь К. Е.

Обучающиеся «группы риска» - осознанность чтения ниже нормы

Гиляздинов Марат (читает быстро, не вдумываясь), Ларина Ульяна (дислексия), Плугин Вадим (кратковременная память), Пронская Марьяна (низкая концентрация внимания).

Клас 2.33–2. Учитель Чих Д.Ю. Обучающиеся «группы риска» - скорость чтения ниже нормы: Гордеева Аглая, Лазебных Иннокентий

Уровень понимания прочитанного - обучающиеся «группы риска» - осознанность чтения ниже нормы: Гордеева Аглая, Петросян Виктория.

Анализ результатов проверки техники чтения показал, что во 2-х классах у детей сформирован необходимый навык чтения, большинство обучающихся овладели процессом сознательного правильного, выразительного чтения, чтения целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

Необходимо обратить особое внимание при работе с детьми, попавшими в «группу риска». Продолжить работу по преодолению нарушения понимания прочитанного текста у обучающихся. Продолжить коррекционно-логопедическую работу с детьми, имеющими нарушение чтения, применяя следующие методы и приёмы: объяснение значений некоторых употребленных в тексте слов, словосочетаний, выяснить, все ли употребленные в тексте слова были понятны для восприятия, подбор к прочитанному слову правильного значения из списка предложенных, подбор синонимов к заданному слову из текста, подбор антонимов к выделенному слову из текста, дать характеристику предмета, живого существа на основе прочитанного материала, самостоятельное прочтение ребенком текста с подчеркиванием непонятных слов и выражений. Работа по преодолению нарушений понимания прочитанного у учащихся младшего школьного возраста. - "Академия педагогических проектов Российской Федерации" (xn--d1abbusdciv.xn--p1ai)

У/%

Темп чтения

(кол-во слов прочитанных за 1 мин)

Способ чтения

Правильность

Выра

зи

тельность

Понимание

ниже нормы

норма

выше нормы

по

слог

слог+

слов.

цел.

словами

словосоч.+

синтагмы

без ошиб

Ошибки при чтении

(кол-во)

 

осмысленное

механическое

 

Замена букв.слогов,слов

повторы

 

ударение

Окончания слов

3.32-1

26

6

23%

1

4%

19

73%

7

26%

6

23%

4

15%

2

8%

11

42%

6

23%

5

19%

15

57%

8

29%

7

26%

24

92%

2

8%

3.32-2

22

3%

3%

96%

-

2/6%

3/9%

18/81%

11/50%

6/27%

-

3/ 9%

8/36%

13/59%

22/100%

-

3.32-3

24

 

4/17 %

1/4 %

19/79 %

-

6/25%

18/75%

-

3/13%

13/54%

-

13/54%

7/ 29%

17/71%

21/87 %

3/13 %

Проверенные обучающиеся

72

11

3

58

7

14

25

20

24

25

5

31

23

37

67

5

%

100%

15%

4,1%

80%

9,7%

22%

34%

27%

33%

34%

7%

43%

32%

51,3%

93%

7%

В 3 классах было проверено 72 обучающихся из 72.

Темп чтения (кол-во слов прочитанных за 1 мин)

Из все проверенных третьеклассников читают выше нормы 58 обучающихся (80 %);

Читают в пределах нормы 3 обучающихся (4 %);

Читают ниже нормы 11 обучающихся (15 %).

Способ чтения

Читает целыми словами – 25 обучающихся (34%)

Читают словосочетания и синтагмы – 20 обучающихся (27%)

Слоговое, словами – 14 (22%)

По слогам – 7 (11%)

Правильность

Без ошибок читают – 24 (33%)

Допускают при чтении замену букв, слогов, слов – 25 (34%)

Допускают повторы – 5 (7%)

Неверно ставят при чтении ударение – 31 (43%)

Допускают ошибки в окончаниях слов – 23 (32%)

Выразительность

Выразительно читают – 37 (51,3%)

Понимание

Осмысленное чтение – 67 (93%)

Механическое чтение – 5 (7%)

Учителями отмечены дети «группы риска». Это те обучающиеся, которые показали низкий уровень понимания прочитанного текста, а также те обучающиеся, у которых скорость чтения ниже нормы

Класс 3.32–1. Учитель Бродович И.И.

Обучающиеся «группы риска» - скорость чтения ниже нормы: Ясина София- всегда медленно читает, с ошибками (повторяет окончания слов), Курмазова Алёна- только хорошо читает стихи наизусть. Читает отрывисто, перечитывает слово «про себя»- шепчет, потом называет слово целиком.

Инешин Саша- 1 и 2 класс посещал логопедические занятия, 8 звуков поставили в школе. Мальчик читает и говорит, не размыкая зубы, поэтому не может вслух читать. Он не может говорить, в принципе.

Жуков Ярик – дома совершенно не читает. Невозможно усадить за книгу, но на каждой Ассамблее его награждают как «Лучшего читателя Буклаба». Невозможно слушать перескакивающее чтение.

Алексеенко Дима – речевое нарушение, медленное и растянутое чтение, словно поёт.

Класс 3.32–2. Учитель Русакова С. В.

Обучающиеся «группы риска» - скорость чтения ниже нормы: Антонов Родион – низкая скорость чтения, плохое осмысление (ответил на 2 вопроса из 3). Бобров Егор – читает немного ниже нормы, но текст понимает хорошо.

Уровень понимания прочитанного - обучающиеся «группы риска» - осознанность чтения ниже нормы: Антонов Родион – низкий уровень понимания прочитанного.

Анализ результатов проверки техники чтения в 3-х классах показал стабильные показатели, которые позволяют сделать вывод, что у большинства детей сформирован навык чтения и потребность в чтении, обучающиеся выполняют требования по технике чтения, правильно интонируют прочитанное, умеют читать диалоги, правильно делают логические ударения в предложении.

Необходимо обратить особое внимание при работе с детьми, попавшими в «группу риска». Учителям начальных классов необходимо проводить систематическую коррекционную работу, в результате которой обучающиеся приобретают навык понимания и осмысление прочитанного текста. При этом они строят высказывания осознанно, используя различные средства связи и разнообразные синтаксические конструкции. Рекомендовано проводить тренировочные упражнения на понимание содержания прочитанного текста. Преодоление трудностей у детей, имеющих нарушения понимания прочитанного (1sept.ru)

У/%

Темп чтения

(кол-во слов прочитанных за 1 мин)

Способ чтения

Правильность

Выра

зи

тельность

Понимание

ниже нормы

норма

выше нормы

по

слог

слог+

слов.

цел.

словами

словосоч.+

синтагмы

без ошиб

Ошибки при чтении

(кол-во)

 

осмысленное

механическое

 

Замена букв.слогов,слов

повторы

 

ударение

Окончания слов

4.31–1

14/74%

2/14%

3/21%

9/64%

1/7%

1/7%

1/7%

9/64%

3/21%

4/28%

4/28%

9/64%

4/28%

7/50%

11/78,5%

3/21%

4.31-2

20/100%

2/10

-

18/90

-

2/10

-

18/90

-

6/30

5/25

12/60

4/20

8/40

14/70

5/25

4.31-3

21/100%

0%

6/28%

15/71%

0%

0%

0%

21/100%

0%

7/33%

9/42%

14/ 66%

6/ 28%

9/42%

18/ 86%

3/14%

Проверенные обучающиеся

55

4

9

42

1

3

1

48

3

17

18

35

14

24

43

11

%

92%

7,2%

16,3%

76,3%

1,8%

5,4%

1,8%

87%

5,4%

31%

33%

63%

25,4%

44%

78%

20%

В 4 классах было проверено 55 обучающихся из 60.

Темп чтения (кол-во слов прочитанных за 1 мин)

Из все проверенных четвероклассников читают выше нормы 42 обучающихся (76,3 %);

Читают в пределах нормы 9 обучающихся (16,3%);

Читают ниже нормы 4 обучающихся (7,2%).

Способ чтения

Читает целыми словами – 1обучающийся (1,8%)

Читают словосочетания синтагмы – 48 обучающихся (87%)

Слоговое, словами – 3(5,4%)

По слогам – 1 (1,8%)

Правильность

Без ошибок читают – 3 (5,4%)

Допускают при чтении замену букв, слогов, слов – 17 (31%)

Допускают повторы – 18 (33%)

Неверно ставят при чтении ударение – 35 (63%)

Допускают ошибки в окончаниях слов – 14 (25,4%)

Выразительность

Выразительно читают – 24 (44%)

Понимание

Осмысленное чтение – 43 (78%)

Механическое чтение – 11 (20%)

Необходимо обратить внимание на обучающихся «группы риска». Класс 4.31–1 - ­­­­­­­­­­­Громова Вероника, Янчевский Данил, так как осознанность и скорость чтения ниже нормы. В классе 4.31–2 необходимо обратить внимание на обучающихся «группы риска»: Каблов Иван, у ребёнка осознанность и скорость чтения ниже нормы. В классе 4.31–3 необходимо обратить внимание на обучающихся «группы риска»: Ющенко Агния, Шелтунов Захар, Половников Антон - осознанность чтения ниже нормы.

Анализ результатов проверки техники чтения в 4-х классах показал, что у 92 % обучающихся сформирован навык чтения вслух в соответствии с нормами, установленными программами. Ученики 4 классов выполняют требования по технике чтения, определяют главную мысль, читают диалоги, умеют пересказать прочитанный текст.

В связи с вышеизложенным рекомендуется:

В целях повышения качества чтения, необходимо ежеурочно проводить работу над развитием речевых навыков, через разучивание чистоговорок, скороговорок, тренировочных упражнений по системе Зайцева и Федоренко, Лысенко О. В., что в полной мере будет способствовать мотивации в работе над текстом, развитию способности к размышлению над прочитанным, а также расширению поля чтения. Создаст положительную основу для формирования навыков осознанного, правильного, выразительного чтения в соответствии с требованиями ФГОС.

Рекомендации:

1.1Проанализировать результаты проверки техники чтения, обратить внимание на качество чтения учеников, а также уделить особое внимание ученикам, которые показали низкие результаты.

1.2. Проводить групповые и индивидуальные занятия с обучающимися, показавшими низкий уровень навыков чтения.

1.3. Разработать серию заданий для учеников, попавших в «группу риска».

1.4. Изучать и внедрять опыт работы педагогов – новаторов по преодолению ошибочного чтения;

1.5. Широко использовать информационные технологии в пропедевтической работе по литературному чтению.

1.6. Проводить целенаправленную работу с родителями по формированию навыков активного читателя у обучающихся 1–4 классов.

2. Учителям начальных классов применять следующие рекомендации на уроках литературного чтения и коррекционных занятиях:

Познакомиться с методикой профессора И. Т. Федоренко «Зрительные диктанты по методике профессора И. Т. Федоренко». teksty_zritelnykh_diktantov_po_fedorenko.pdf (narod.ru)

Развитие артикуляционного аппарата.

Разучивание чистоговорок, скороговорок помогает «поставить звук», исправляет дефекты речи, совершенствует произношение.

Необходимо использовать «жужжащее» чтение.

Чтение с проговариванием вполголоса или шёпотом можно использовать как в школе, так и дома. Это нечто среднее между чтением «про себя» и чтением вслух, при этом «жужжащее» чтение объединяет в себе преимущества этих двух видов чтения, так как скорость достаточно высока и при этом задействован (и значит, развивается) артикуляционный аппарат.

Очень эффективно чтение перед сном.

Учеными давно доказано, что материал, прочитанный накануне вечером, усваивается лучше. Кроме того, чтение перед сном поможет успокоиться, расслабиться.

Использование приёма «чтение за диктором» (по Федоренко – «Буксир»)

Взрослый начинает читать сначала медленно, затем ускоряет темп. Ребёнок повторяет за ним. Регулярное использование данного приёма повышает темп чтения.

Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

«Спринт»

Предлагается ученикам отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился. При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

Эти и многие другие приёмы описаны профессором И. Т. Федоренко. Их использование помогает увеличить темп чтения, а значит и совершенствовать технику чтения. Зрительные диктанты Федоренко – НАУМЁНОК (naymenok.ru)

 

Руководитель МО НОО С. С. Павлова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей