12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Рагулина Любовь Давыдовна5383 Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик Материал размещён в группе «Школьный психолог» |
Аналитическая справка по результатам психолого-диагностического сопровождения пятиклассников
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ
ОТ 25 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА
Актуальность проведения психологической диагностики детей 5 класса определяется
Адаптацией ребенка при переходе на новую ступень обучения
Данная работа требует диагностического минимума, который должен помочь оценить
Степень адаптации каждого пятиклассника
Обследование выполнялось в начале учебного года - I четверти (октябрь 2017 г). В диагностике принимали участие 11 детей
Диагностика на этапе социально-психологической адаптации пятиклассников связана со сложным периодом перехода школьников из начальной школы в основную:
предметное обучение,
усложнение учебного материала,
меняется учительский состав,
выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников,
занятия в разных кабинетах,
рост числа педагогов,
необходимость вступать в контакты со старшеклассниками
- все это может сопровождаться появлением разного рода трудностей – повышением тревожности, проявлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач.
Основная цель исследования:
– изучить возможности успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу.
В работе использован
ТЕСТОВЫЙ МИНИМУМ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 5 КЛАССА
ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ | ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ |
Определение психологической комфортности учащихся на разных уроках | Методика «Цветные письма» |
Определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся | Опросник «Чувства в школе» |
Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей | Тест школьной тревожности Филипса |
Изучение социально-психологических аспектов самооценки детей в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе одноклассников (отождествление своего реального социального положения в учебной группе и свого идеального социального положения) | Проективная социально-психологическая методика «Дерево с человечками». Автор – Д. Лампен, адаптация Л.П. Пономаренко (тест-задание) |
Изучение мотивации учащихся | Методика изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу |
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
МЕТОДИКА «ЦВЕТНЫЕ ПИСЬМА»
Цель: определение психологической комфортности учащихся на разных уроках.
№ п/п | Ф.И.О. | характер общего психологического состояния на уроках | |||||||||||||||||||||||||||||||
математика | география | обществознание | русский язык | английский язык | история | литература | биология | информатика | ИЗО | технология | музыка | физрультура | светская этика | ПРЕОБЛАДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА УРОКАХ
| |||||||||||||||||||
| 13+, 1- | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| 9+,4- | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| 10+,4- | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| 14+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| 10+,4- | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| 9+,5- | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| 9+,4- | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| 10+,4- | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| 11+,3- | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| 10+,4- | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| 8+,4- | ||||||||||||||||||||||||||||||||
0-0% | 0-0% | 3-27% | 4-36% | 0-0% | 2-18% | 1-9% | 1-9% | 0-0% | 2-18% | 1-9% | 2-18% | 3-27% | 1-9% | в среднем | |||||||||||||||||||
5—45% | 0-0% | 3-27% | 3-27% | 1-9% | 2-18% | 5-45% | 0-0% | 3-27% | 2-18% | 4-36% | 1-9% | 3-27% | 3-27% | 10+2- | |||||||||||||||||||
1-9% | 2-18% | 1-9% | 1-9% | 1-9% | 3-27% | 0-0% | 1-9% | 4-36% | 2-18% | 2-18% | 4-36% | 2-18% | 2-18% | ||||||||||||||||||||
4-36% | 1-9% | 0-0% | 2-18% | 3-27% | 2-18% | 0-0% | 5-45% | 3-27% | 3-27% | 4-36% | 2-18% | 2-18% | 0-0% | ||||||||||||||||||||
0-0% | 0-0% | 0-0% | 0-0% | 0-0% | 1-9% | 2-18% | 0-0% | 0-0% | 1-9% | 0-0% | 0-0% | 0-0% | 0-0% | ||||||||||||||||||||
0-0% | 1-9% | 3-27% | 0-0% | 1-9% | 0-0% | 0-0% | 1-9% | 1-9% | 1-9% | 0-0% | 2-18% | 0-0% | 2-18% | ||||||||||||||||||||
1-9% | 5-45% | 1-9% | 0-0% | 4-36% | 0-0% | 0-0% | 3-27% | 0-0% | 0-0% | 0-0% | 0-0% | 1-9% | 2-18% | ||||||||||||||||||||
0-0% | 1-9% | 0-0% | 1-9% | 1-9% | 1-9% | 3-27% | 0-0% | 0-0% | 0-0% | 0-0% | 0-0% | 0-0% | 1-9% | ||||||||||||||||||||
СПОКОЙСТВИЕ, УВЕРЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭНЕРГИЯ), ОБЩЕНИЮ | 10-91% | 4-36% | 7-64% | 10-91% | 5-45% | 9-82% | 6-54% | 7-64% | 10-91% | 10-91% | 11-100% | 9-82% | 10-91% | 6-54% | |||||||||||||||||||
СТРАХ, СТРЕСС, ТРЕВОГА | 1-9% | 7-64% | 4-36% | 1-9% | 6-55% | 1-9% | 3-27% | 4-36% | 1-9% | 1-9% | 0-0% | 2-18% | 1-9% | 5-45% | |||||||||||||||||||
НЕЙТРАЛЬНАЯ ГРАНИЦА | 0-0% | 0-0% | 0-0% | 0-0% | 0-0% | 1-9% | 2-18% | 0-0% | 0-0% | 1-9% | 0-0% | 0-0% | 0-0% | 0-0% |
Обработка результатов позволила выявить характер психологической комфортности на разных уроках. Спокойствие, уверенность, энергию, стремление к активной деятельности, общению испытывают
11-100% - детей на технологии;
10-91% - на математике, русском языке, информатике, ИЗО, физкультуре;
9-82% - истории, музыке;
7-64% - обществознание, биологии;
6-54% - литературе, светской этике
Психологический дискомфорт - страх, стресс, тревогу вызывают у
7-64% детей географии (Ф.И.);
6-55% - английский (Ф.И.),
светская этика (Ф.И.);
4-36% - обществознание (Ф.И.), биология (Ф.И.).
В целом по классу
Один ученик (Ф.И.) чувствует себя на всех уроках эмоционально благополучно,
у 1 ученика (Ф.И.) тревожность вызывает один предмет (светская этика),
у 7 учеников возникает стрессовое состояние на 4-х учебных занятиях (Ф.И.),
и 1 ребенок (Ф.И.) испытывает тревожность на 5-ти учебных занятиях (география, обществознание, анг. язык, биология, информатика)
В целом по классу можно говорить, о признаках возможной дезадаптации (ВДА)
ОПРОСНИК «ЧУВСТВА В ШКОЛЕ»
Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся
№ п/п | Ф.И.О. | ЧУВСТВА, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПЫТЫВАЕМЫЕ В ШКОЛЕ | |||||||||||||||||
СПОКОЙСТВИЕ | УСТАЛОСТЬ | СКУКУ | РАДОСТЬ | УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ | БЕСПОКОЙСТВО | НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБОЙ | РАЗДРАЖЕНИЕ | СОМНЕНИЕ | ОБИДУ | ЧУВСТВО УНИЖЕНИЯ | СТРАХ | ТРЕВОГА ЗА БУДУЩЕЕ | БЛАГОДАРНОСТЬ | СИМПАТИЮ К УЧИТЕЛЯМ | ЖЕЛАНИЕ ПРИХОДИТЬ В ШКОЛУ | КОЛИЧЕСТВО ПОЗИТИВНЫХИ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ НА УРОКАХ | |||
| + | + | + | + | + | + | + | + | 5+3- | ||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | 5+3- | ||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | 5+3- | ||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | 5+3- | ||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | 6+2- | ||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | 5+3- | ||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | 5+3- | ||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | 2+6- | ||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | 3+5- | ||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | 4+4- | ||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | 2+6- | ||||||||||
КОЛ-ВО УЧ-СЯ / % | 10 91% | 7 64% | 4 36% | 9 82% | 8 73% | 2 18% | 3 27% | 2 18% | 10 91% | 2 18% | 1 9% | 4 36% | 6 55% | 9 82% | 1 9% | 10 91% | в среднем 4+4- |
Большинство пятиклассников, находясь в школе, испытывают
спокойствие, желание посещать школу (91%- 10),
ощущают чувство благодарности, радости (82%- 9),
73% (8) детей испытывают уверенность в себе.
Так же выяснилось,
91% (10) беспокоят сомнения,
73% (8) детей беспокоятся, находясь в школе,
64% (7) устают,
55% (6) тревожатся за будущее
27% (3) (Ф.И.) выражают неудовлетворенность собой.
Таким образом, можно отметить, что в начале учебного года
у 64% (7) учащихся школьная жизнь в основном вызывает положительные чувства.
9% (1) - испытывают смешанные чувства (Ф.И.),
и для 13%(2) детей (Ф.И.) характерно беспокойство, что может говорить о низком уровне школьной адаптации (ДА)
ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛИПСА
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей
№ п/п | Ф.И.О. | 1 Общая тревожность в школе | 2 Переживание социального стресса | 3 Фрустрация потребности в достижении успеха | 4 Страх само- выражения | 5 Страх ситуации проверки знаний | 6 Страх не соот- ветствовать ожиданиям окружающих | 7 Низкая физио- логическая сопротив- ляемость стрессу | 8 Проблемы и страхи в отношениях с учителями | КОЛИЧЕСТВО ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ С ПОВЫШЕННЫМ И ВЫСОКИМ УРОВНЕМ | |||||||||
22 | 11 | 13 | 6 | 6 | 5 | 5 | 8 | ||||||||||||
| 10-45% | 3-27% | 5-38% | 1-16% | 5-83% | 4-80% | 2-40% | 3-38% | 2 | ||||||||||
| 3-13% | 4-36% | 3-23% | 4-66% | 1-16% | 0-0% | 1-20% | 3-38% | 1 | ||||||||||
| 3-13% | 3-27% | 3-23% | 2-33% | 1-16% | 0-0% | 0-0% | 3-38% | 0 | ||||||||||
| 2-9% | 5-45% | 7-56% | 4-66% | 1-16% | 3-60% | 1-20% | 3-38% | 2 | ||||||||||
| 11-50% | 6-55% | 8-62% | 4-66% | 4-67% | 3-60% | 1-20% | 4-50% | 7 | ||||||||||
| 7-32% | 4-36% | 6-46% | 1-16% | 3-50% | 3-60% | 3-60% | 3-38% | 3 | ||||||||||
| 5-23% | 3-27% | 5-38% | 3-50% | 2-33% | 3-60% | 0-0% | 3-38% | 1 | ||||||||||
| 10-45% | 4-36% | 6-46% | 4-66% | 3-50% | 3-60% | 1-20% | 3-38% | 3 | ||||||||||
| 8-36% | 6-55% | 8-62% | 5-83% | 4-67% | 4-80% | 1-20% | 6-75% | 6 | ||||||||||
| 1-5% | 3-27% | 2-15% | 2-33% | 0-0% | 1-20% | 1-20% | 2-25% | 0 | ||||||||||
| 6-27% | 4-36% | 4-30% | 3-50% | 3-50% | 3-60% | 1-20% | 4-50% | 4 | ||||||||||
УРОВЕНЬ | |||||||||||||||||||
ПОВЫШЕННЫЙ, ВЫСОКИЙ | 1-9% | 2-18% | 3-27% | 8-73% | 6-55% | 6-55% | 1-9% | 3-27% |
Результаты диагностики тревожности следующие:
18%(2) (Ф.И.) уровень школьной тревожности в норме.
55%(6) детей испытывают страх проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей (Ф.И.)
у 55%(6) присутствует страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок (Ф.И.),
73%(8) детей испытывают страх самовыражения, т.е. негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей (Ф.И.).
18%(2) учеников (Ф.И.) имеют повышенный и высокий уровень практически по всем факторам, что может способствовать формированию негативных эмоциональных переживаний различных школьных ситуаций, не позволяющие ребенку чувствовать себя комфортно, быть мотивированным, развивать свои потребности в успехе, что может сформировать в детях низкий уровень школьной адаптации (ДА)
ПРОЕКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ДЕРЕВО С ЧЕЛОВЕЧКАМИ».
АВТОР – Д. ЛАМПЕН, АДАПТАЦИЯ Л.П. ПОНОМАРЕНКО
(ТЕСТ-ЗАДАНИЕ)
Цель: изучение социально-психологических аспектов самооценки детей в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе одноклассников (он отождествляет своё реальное социальное положение в учебной группе и своё идеальное социальное положение)
Интерпретация результатов проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, отождествлением своего реального и идеального положения, разницей между ними.
№ п/п | Ф.И.О. | Реальное собственное социальное положение в группе в представлениях обучающихся | Желаемое (идеальное) собственное социальное положение в группе в представлениях обучающихся | Выбор позиции |
1 | 6 | 10 | Установка на преодоление препятствий Комфортное состояние, нормальная адаптация | |
2 | ||||
3 | 15 | 20 | Комфортное состояние, нормальная адаптация Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство | |
4 | 15 | 20 | Комфортное состояние, нормальная адаптация Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство | |
5 | 21 | 20 | Отстранение, замкнутость, тревожность Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство | |
6 | 1 | 20 | Установка на преодоление препятствий Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство | |
7 | 4 | 20 | Устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности) Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство | |
8 | 6 | 10 | Установка на преодоление препятствий Комфортное состояние, нормальная адаптация | |
9 | 11 | 20 | Общительность, дружеская поддержка Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство | |
10 | 1 | 11 | Установка на преодоление препятствий Общительность, дружеская поддержка | |
11 | 15 | 20 | Комфортное состояние, нормальная адаптация Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство | |
12 | 20 | 9 | Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство Позиция на развлечения |
В целом по классу дети адекватно отождествляют свое реальное социальное положение, сформировавшиеся позиции: установка на преодоление препятствий (волевые и социальные качества), комфортное состояние (нормальная адаптация), дружеская поддержка (взаимопонимание, сотрудничество) и реальные позиции: установка на лидерство (самовыражение, демонстрация своих возможностей, лидерских качеств)
Но следует обратить внимание на
(Ф.И.): оценивает свое реальное социальное положение как самоотстраненность, замкнутость, тревожность; желаемое – установка на лидерство. Возможно, в связи с активной позицией ребенка наступила утомляемость за эту учебную четверть;
(Ф.И.): формируется неадекватная реальная позиция - желание добиваться успехов, не преодолевая трудности, а желаемая позиция – установка на лидерство. Сравнивая положения девочки возможно формирование качеств, неблагоприятно влияющих на окружающих.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ
№ п/п | Я стараюсь учиться лучше, чтобы… | Я не могу учиться лучше, так как… | Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф.И. | Получить хорошую отметку | Наш класс был лучшим | Принести больше пользы людям | Получать впоследствии много денег | Меня уважали и хвалили товарищи | Меня любила и хвалила учительница | Меня хвалили родители | Мне купили красивые вещи | Меня не наказывали | Я больше знал и умел | У меня есть более интересные дела | Можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо | Мне мешают дома | В школе меня часто ругают | Мне просто не хочется учиться | Не могу заставить себя делать это | Мне трудно усвоить учебный материал | Я не успеваю работать вместе со всеми | Я хорошо знаю учебный материал | Мои товарищи будут мной довольны | Я буду считаться хорошими учеником | Мама будет довольна | Учительница будет рада | Мне купят красивую вещь | Меня не будут наказывать | Я не буду тянуть класс назад | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 6 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 6 | 3 | 1 | 4 | 2 | 7 | 8 | 6 | 10 | 2 | 8 | 4 | 2 | 5 |
Если я получу плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что… | ||||||||
Ф.И. | Я плохо знаю учебный материал | Я буду считаться плохим учеником | Товарищи будут смеяться надо мной | Мама будет расстроена | Учительница будет недовольна | Я весь класс тяну назад | Меня накажут дома | Мне не купят красивую вещь |
+ | ||||||||
+ | + | + | ||||||
+ | + | + | ||||||
+ | + | + | ||||||
+ | + | + | ||||||
+ | + | + | ||||||
+ | + | + | ||||||
+ | + | + | ||||||
+ | + | + | ||||||
+ | + | + | ||||||
+ | + | + | ||||||
7 | 3 | 3 | 7 | 1 | 5 | 4 |
У детей в достаточной степени сформирован учебно-познавательный мотив. Но есть факторы, объясняющие причину возникновения ВДА, на которые нам, учителям необходимо обратить внимание. Так на выражение
Я не могу учиться лучше, так как ….. дети отвечают
- мне трудно усвоить учебный материал - 72% (8),
- я не успеваю работать вместе со всеми - 55% (6),
- в школе меня часто ругают - 36% (4) (Ф.И.)
Но есть и другие ответы (возможно, как следствие вышесказанного – поэтому мне становиться не интересно, и мне не хочется учиться)
- у меня есть более интересные дела (Ф.И.),
- мне просто не хочется учиться (Ф.И.)
(Ф.И.) больше всего волнуются, что товарищи будут смеяться над ними, если они получат плохую отметку
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ:
ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА
№ | ФИО | КОЛИЧЕСТВО ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ С ПОВЫШЕННЫМ И ВЫСОКИМ УРОВНЕМ | ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ НА УРОКАХ (ОБЩЕЕ КОЛ-ВО – 8) | ЧУВСТВА, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НА УРОКАХ (ОБЩЕЕ КОЛ-ВО – 14) | УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ |
ГРУППА СОПРОВОЖДЕНИЯ (ГС) |
ПРЕОБЛАДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА УРОКАХ | КОЛ-ВО ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ НА УРОКАХ | |||||
| 2 | 13+, 1- | 5+3- | А | ||
| 1 | 9+,4- | 5+3- | ВДА | ИндСопр | |
| 0 | 10+,4- | 5+3- | А | ||
| 2 | 14+ | 5+3- | А | ||
| 7 | 10+,4- | 6+2- | ВДА | ||
| 3 | 9+,5- | 5+3- | ВДА | ||
| 1 | 9+,4- | 5+3- | А | ||
| 3 | 10+,4- | 2+6- | ВДА | ||
| 6 | 11+,3- | 3+5- | ВДА | ||
| 0 | 10+,4- | 4+4- | А | ||
| 4 | 8+,4- | 2+6- | ВДА | ||
А – 5-45% | ||||||
ВДА – 6-55% | ||||||
ДА – 0-0% |
В целом можно сказать дети в классе активные, целеустремленные, достаточно организованные, творческие, дружные, толерантные. Задача педагогов – укреплять интерес к учебной деятельности, школьной жизни, оказывать эмоциональное содействие на этапе адаптации.
Необходимо осознавать – возникающие отдельные признаки могут привести к ВДА и ДА некоторых детей.
Особое внимание обратить на (Ф.И.) – успешный ребенок в начальной школе. А на сегодня ребенок «говорит» «Я просто не хочу учиться».
Ребенка беспокоит, если он получит плохую отметку, то---
- буду считаться плохим учеником,
- товарищи будут смеяться надо мной,
- я весь класс потяну назад,
- потеряю уважение одноклассников,
Этим возможно выражается неудовлетворенность собой, страхи, тревога за будущее.
Необходима поддержка ученику в новых ситуациях адаптационного периода.
Диагностическая работа позволила
исследовать психологическое состояние каждого ребенка на уроках,
выявить степень адаптации детей в переходный период в среднее звено,
определить группу детей 40%(6) на психолого-педагогическое сопровождение
А также выделить у пятиклассников проблемы, связанные с
психологическим дискомфортом (страх, стресс, тревога) у части детей на некоторых уроках,
отрицательными чувствами в школе у отдельных детей,
тревожными факторами