12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Рагулина Любовь Давыдовна2615
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик
Материал размещён в группе «Школьный психолог»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ

ОТ 25 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА

Актуальность проведения психологической диагностики детей 5 класса определяется

Адаптацией ребенка при переходе на новую ступень обучения

Данная работа требует диагностического минимума, который должен помочь оценить

Степень адаптации каждого пятиклассника

Обследование выполнялось в начале учебного года - I четверти (октябрь 2017 г). В диагностике принимали участие 11 детей

Диагностика на этапе социально-психологической адаптации пятиклассников связана со сложным периодом перехода школьников из начальной школы в основную:

предметное обучение,

усложнение учебного материала,

меняется учительский состав,

выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников,

занятия в разных кабинетах,

рост числа педагогов,

необходимость вступать в контакты со старшеклассниками

- все это может сопровождаться появлением разного рода трудностей – повышением тревожности, проявлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач.

Основная цель исследования:

изучить возможности успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу.

В работе использован

ТЕСТОВЫЙ МИНИМУМ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 5 КЛАССА

ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Определение психологической комфортности учащихся на разных уроках

Методика «Цветные письма»

Определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся

Опросник «Чувства в школе»

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей

Тест школьной тревожности Филипса

Изучение социально-психологических аспектов самооценки детей в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе одноклассников (отождествление своего реального социального положения в учебной группе и свого идеального социального положения)

Проективная социально-психологическая методика «Дерево с человечками». Автор – Д. Лампен, адаптация Л.П. Пономаренко

(тест-задание)

Изучение мотивации учащихся

Методика изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

МЕТОДИКА «ЦВЕТНЫЕ ПИСЬМА»

Цель: определение психологической комфортности учащихся на разных уроках.

п/п

Ф.И.О.

характер общего психологического состояния на уроках

 

математика

география

обществознание

русский язык

английский язык

история

литература

биология

информатика

ИЗО

технология

музыка

физрультура

светская этика

ПРЕОБЛАДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА УРОКАХ


 

 

                             

13+, 1-

 

                             

9+,4-

 

                             

10+,4-

 

                             

14+

 

                             

10+,4-

 

                             

9+,5-

 

                             

9+,4-

 

                             

10+,4-

 

                             

11+,3-

 

                             

10+,4-

 

                             

8+,4-

     

0-0%

0-0%

3-27%

4-36%

0-0%

2-18%

1-9%

1-9%

0-0%

2-18%

1-9%

2-18%

3-27%

1-9%

в среднем

     

5—45%

0-0%

3-27%

3-27%

1-9%

2-18%

5-45%

0-0%

3-27%

2-18%

4-36%

1-9%

3-27%

3-27%

10+2-

     

1-9%

2-18%

1-9%

1-9%

1-9%

3-27%

0-0%

1-9%

4-36%

2-18%

2-18%

4-36%

2-18%

2-18%

 
     

4-36%

1-9%

0-0%

2-18%

3-27%

2-18%

0-0%

5-45%

3-27%

3-27%

4-36%

2-18%

2-18%

0-0%

 
     

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

1-9%

2-18%

0-0%

0-0%

1-9%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

 
     

0-0%

1-9%

3-27%

0-0%

1-9%

0-0%

0-0%

1-9%

1-9%

1-9%

0-0%

2-18%

0-0%

2-18%

 
     

1-9%

5-45%

1-9%

0-0%

4-36%

0-0%

0-0%

3-27%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

1-9%

2-18%

 
     

0-0%

1-9%

0-0%

1-9%

1-9%

1-9%

3-27%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

1-9%

 

СПОКОЙСТВИЕ, УВЕРЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭНЕРГИЯ), ОБЩЕНИЮ

10-91%

4-36%

7-64%

10-91%

5-45%

9-82%

6-54%

7-64%

10-91%

10-91%

11-100%

9-82%

10-91%

6-54%

 

СТРАХ, СТРЕСС, ТРЕВОГА

1-9%

7-64%

4-36%

1-9%

6-55%

1-9%

3-27%

4-36%

1-9%

1-9%

0-0%

2-18%

1-9%

5-45%

 

НЕЙТРАЛЬНАЯ ГРАНИЦА

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

1-9%

2-18%

0-0%

0-0%

1-9%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

 

Обработка результатов позволила выявить характер психологической комфортности на разных уроках. Спокойствие, уверенность, энергию, стремление к активной деятельности, общению испытывают

11-100% - детей на технологии;

10-91% - на математике, русском языке, информатике, ИЗО, физкультуре;

9-82% - истории, музыке;

7-64% - обществознание, биологии;

6-54% - литературе, светской этике

Психологический дискомфорт - страх, стресс, тревогу вызывают у

7-64% детей географии (Ф.И.);

6-55% - английский (Ф.И.),

светская этика (Ф.И.);

4-36% - обществознание (Ф.И.), биология (Ф.И.).

В целом по классу

Один ученик (Ф.И.) чувствует себя на всех уроках эмоционально благополучно,

у 1 ученика (Ф.И.) тревожность вызывает один предмет (светская этика),

у 7 учеников возникает стрессовое состояние на 4-х учебных занятиях (Ф.И.),

и 1 ребенок (Ф.И.) испытывает тревожность на 5-ти учебных занятиях (география, обществознание, анг. язык, биология, информатика)

В целом по классу можно говорить, о признаках возможной дезадаптации (ВДА)

ОПРОСНИК «ЧУВСТВА В ШКОЛЕ»

Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся

п/п

Ф.И.О.

ЧУВСТВА, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПЫТЫВАЕМЫЕ В ШКОЛЕ

 

СПОКОЙСТВИЕ

УСТАЛОСТЬ

СКУКУ

РАДОСТЬ

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

БЕСПОКОЙСТВО

НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБОЙ

РАЗДРАЖЕНИЕ

СОМНЕНИЕ

ОБИДУ

ЧУВСТВО УНИЖЕНИЯ

СТРАХ

ТРЕВОГА ЗА БУДУЩЕЕ

БЛАГОДАРНОСТЬ

СИМПАТИЮ К УЧИТЕЛЯМ

ЖЕЛАНИЕ ПРИХОДИТЬ В ШКОЛУ

КОЛИЧЕСТВО ПОЗИТИВНЫХИ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ НА УРОКАХ

 

 

+

+

 

+

+

     

+

   

+

 

+

 

+

5+3-

 

 

+

   

+

+

 

+

       

+

+

+

 

+

5+3-

 

 

+

+

 

+

+

     

+

     

+

+

 

+

5+3-

 

 

+

+

 

+

+

     

+

   

+

 

+

 

+

5+3-

 

 

+

   

+

+

 

+

 

+

       

+

+

+

6+2-

 

 

+

 

+

+

+

     

+

     

+

+

 

+

5+3-

 

 

+

+

 

+

+

     

+

   

+

 

+

 

+

5+3-

 

   

+

 

+

     

+

+

+

+

 

+

   

+

2+6-

 

 

+

+

+

     

+

 

+

+

     

+

 

+

3+5-

 

 

+

 

+

+

+

+

   

+

     

+

   

+

4+4-

 

 

+

+

+

   

+

 

+

+

     

+

+

   

2+6-

КОЛ-ВО УЧ-СЯ / %

10

91%

7

64%

4

36%

9

82%

8

73%

2

18%

3

27%

2

18%

10

91%

2

18%

1

9%

4

36%

6

55%

9

82%

1

9%

10

91%

в среднем

4+4-

Большинство пятиклассников, находясь в школе, испытывают

спокойствие, желание посещать школу (91%- 10),

ощущают чувство благодарности, радости (82%- 9),

73% (8) детей испытывают уверенность в себе.

Так же выяснилось,

91% (10) беспокоят сомнения,

73% (8) детей беспокоятся, находясь в школе,

64% (7) устают,

55% (6) тревожатся за будущее

27% (3) (Ф.И.) выражают неудовлетворенность собой.

Таким образом, можно отметить, что в начале учебного года

у 64% (7) учащихся школьная жизнь в основном вызывает положительные чувства.

9% (1) - испытывают смешанные чувства (Ф.И.),

и для 13%(2) детей (Ф.И.) характерно беспокойство, что может говорить о низком уровне школьной адаптации (ДА)

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛИПСА

Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей

п/п

Ф.И.О.

1

Общая тревожность в школе

2

Переживание социального стресса

3

Фрустрация потребности в достижении успеха

4

Страх само- выражения

5

Страх ситуации проверки знаний

6

Страх не соот- ветствовать ожиданиям окружающих

7

Низкая физио- логическая сопротив- ляемость стрессу

8

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

КОЛИЧЕСТВО ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ С ПОВЫШЕННЫМ И ВЫСОКИМ УРОВНЕМ

22

11

13

6

6

5

5

8

 

 

 

10-45%

3-27%

5-38%

1-16%

5-83%

4-80%

2-40%

3-38%

2

 

 

3-13%

4-36%

3-23%

4-66%

1-16%

0-0%

1-20%

3-38%

1

 

 

3-13%

3-27%

3-23%

2-33%

1-16%

0-0%

0-0%

3-38%

0

 

 

2-9%

5-45%

7-56%

4-66%

1-16%

3-60%

1-20%

3-38%

2

 

 

11-50%

6-55%

8-62%

4-66%

4-67%

3-60%

1-20%

4-50%

7

 

 

7-32%

4-36%

6-46%

1-16%

3-50%

3-60%

3-60%

3-38%

3

 

 

5-23%

3-27%

5-38%

3-50%

2-33%

3-60%

0-0%

3-38%

1

 

 

10-45%

4-36%

6-46%

4-66%

3-50%

3-60%

1-20%

3-38%

3

 

 

8-36%

6-55%

8-62%

5-83%

4-67%

4-80%

1-20%

6-75%

6

 

 

1-5%

3-27%

2-15%

2-33%

0-0%

1-20%

1-20%

2-25%

0

 

 

6-27%

4-36%

4-30%

3-50%

3-50%

3-60%

1-20%

4-50%

4

УРОВЕНЬ

 

ПОВЫШЕННЫЙ, ВЫСОКИЙ

1-9%

2-18%

3-27%

8-73%

6-55%

6-55%

1-9%

3-27%

 

Результаты диагностики тревожности следующие:

18%(2) (Ф.И.) уровень школьной тревожности в норме.

55%(6) детей испытывают страх проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей (Ф.И.)

у 55%(6) присутствует страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок (Ф.И.),

73%(8) детей испытывают страх самовыражения, т.е. негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей (Ф.И.).

18%(2) учеников (Ф.И.) имеют повышенный и высокий уровень практически по всем факторам, что может способствовать формированию негативных эмоциональных переживаний различных школьных ситуаций, не позволяющие ребенку чувствовать себя комфортно, быть мотивированным, развивать свои потребности в успехе, что может сформировать в детях низкий уровень школьной адаптации (ДА)

ПРОЕКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ДЕРЕВО С ЧЕЛОВЕЧКАМИ».

АВТОР – Д. ЛАМПЕН, АДАПТАЦИЯ Л.П. ПОНОМАРЕНКО

(ТЕСТ-ЗАДАНИЕ)

Цель: изучение социально-психологических аспектов самооценки детей в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе одноклассников (он отождествляет своё реальное социальное положение в учебной группе и своё идеальное социальное положение)

Интерпретация результатов проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, отождествлением своего реального и идеального положения, разницей между ними.

п/п

Ф.И.О.

Реальное собственное социальное положение в группе в представлениях обучающихся

Желаемое (идеальное) собственное социальное положение в группе в представлениях обучающихся

Выбор позиции

1

 

6

10

Установка на преодоление препятствий

Комфортное состояние, нормальная адаптация

2

     

3

 

15

20

Комфортное состояние, нормальная адаптация

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

4

 

15

20

Комфортное состояние, нормальная адаптация

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

5

 

21

20

Отстранение, замкнутость, тревожность

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

6

 

1

20

Установка на преодоление препятствий

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

7

 

4

20

Устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

8

 

6

10

Установка на преодоление препятствий

Комфортное состояние, нормальная адаптация

9

 

11

20

Общительность, дружеская поддержка

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

10

 

1

11

Установка на преодоление препятствий

Общительность, дружеская поддержка

11

 

15

20

Комфортное состояние, нормальная адаптация

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

12

 

20

9

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Позиция на развлечения

В целом по классу дети адекватно отождествляют свое реальное социальное положение, сформировавшиеся позиции: установка на преодоление препятствий (волевые и социальные качества), комфортное состояние (нормальная адаптация), дружеская поддержка (взаимопонимание, сотрудничество) и реальные позиции: установка на лидерство (самовыражение, демонстрация своих возможностей, лидерских качеств)

Но следует обратить внимание на

(Ф.И.): оценивает свое реальное социальное положение как самоотстраненность, замкнутость, тревожность; желаемое – установка на лидерство. Возможно, в связи с активной позицией ребенка наступила утомляемость за эту учебную четверть;

(Ф.И.): формируется неадекватная реальная позиция - желание добиваться успехов, не преодолевая трудности, а желаемая позиция – установка на лидерство. Сравнивая положения девочки возможно формирование качеств, неблагоприятно влияющих на окружающих.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ

п/п

 

Я стараюсь учиться лучше, чтобы…

Я не могу учиться лучше, так как…

Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что

 

Ф.И.

Получить хорошую отметку

Наш класс был лучшим

Принести больше пользы людям

Получать впоследствии много денег

Меня уважали и хвалили товарищи

Меня любила и хвалила учительница

Меня хвалили родители

Мне купили красивые вещи

Меня не наказывали

Я больше знал и умел

У меня есть более интересные дела

Можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо

Мне мешают дома

В школе меня часто ругают

Мне просто не хочется учиться

Не могу заставить себя делать это

Мне трудно усвоить учебный материал

Я не успеваю работать вместе со всеми

Я хорошо знаю учебный материал

Мои товарищи будут мной довольны

Я буду считаться хорошими учеником

Мама будет довольна

Учительница будет рада

Мне купят красивую вещь

Меня не будут наказывать

Я не буду тянуть класс назад

 

 

+

                             

+

 

+

             

 

 

+

     

+

       

+

+

     

+

 

+

 

+

   

+

     

+

 

   

+

   

+

       

+

+

 

+

   

+

         

+

+

   

+

 

   

+

+

           

+

         

+

+

+

+

 

+

+

       

 

 

+

   

+

         

+

     

+

+

+

   

+

   

+

+

     

 

 

+

       

+

+

           

+

   

+

+

+

   

+

+

     

 

 

+

+

             

+

         

+

+

+

+

   

+

     

+

 

 

+

+

 

+

                     

+

+

+

+

 

+

       

+

 

 

+

 

+

     

+

           

+

 

+

 

+

+

   

+

   

+

 

 

 

+

+

 

+

                     

+

+

+

+

   

+

     

+

 

 

+

+

             

+

+

   

+

   

+

 

+

     

+

 

+

 
   

9

6

2

3

2

1

2

   

6

3

 

1

4

2

7

8

6

10

 

2

8

4

 

2

5


 

 

Если я получу плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что…

Ф.И.

Я плохо знаю учебный материал

Я буду считаться плохим учеником

Товарищи будут смеяться надо мной

Мама будет расстроена

Учительница будет недовольна

Я весь класс тяну назад

Меня накажут дома

Мне не купят красивую вещь

       

+

       
                 
   

+

+

   

+

   
 

+

   

+

 

+

   
 

+

   

+

 

+

   
     

+

 

+

 

+

 
 

+

+

 

+

       
 

+

 

+

   

+

   
 

+

   

+

   

+

 
   

+

 

+

   

+

 
 

+

   

+

 

+

   
 

+

   

+

   

+

 
 

7

3

3

7

1

5

4

 

У детей в достаточной степени сформирован учебно-познавательный мотив. Но есть факторы, объясняющие причину возникновения ВДА, на которые нам, учителям необходимо обратить внимание. Так на выражение

Я не могу учиться лучше, так как ….. дети отвечают

- мне трудно усвоить учебный материал - 72% (8),

- я не успеваю работать вместе со всеми - 55% (6),

- в школе меня часто ругают - 36% (4) (Ф.И.)

Но есть и другие ответы (возможно, как следствие вышесказанного – поэтому мне становиться не интересно, и мне не хочется учиться)

- у меня есть более интересные дела (Ф.И.),

- мне просто не хочется учиться (Ф.И.)

(Ф.И.) больше всего волнуются, что товарищи будут смеяться над ними, если они получат плохую отметку

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ:

ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА

ФИО

КОЛИЧЕСТВО ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ С ПОВЫШЕННЫМ И ВЫСОКИМ УРОВНЕМ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ НА УРОКАХ

(ОБЩЕЕ КОЛ-ВО – 8)

ЧУВСТВА, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

СОСТОЯНИЕ НА УРОКАХ (ОБЩЕЕ КОЛ-ВО – 14)

УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ

 

ГРУППА

СОПРОВОЖДЕНИЯ

(ГС)

 

ПРЕОБЛАДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА УРОКАХ

КОЛ-ВО ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ НА УРОКАХ

 

 

2

13+, 1-

5+3-

А

 

 

 

1

9+,4-

5+3-

ВДА

ИндСопр

 

 

0

10+,4-

5+3-

А

 

 

 

2

14+

5+3-

А

 

 

 

7

10+,4-

6+2-

ВДА

 

 

 

3

9+,5-

5+3-

ВДА

 

 

 

1

9+,4-

5+3-

А

 

 

 

3

10+,4-

2+6-

ВДА

 

 

 

6

11+,3-

3+5-

ВДА

 

 

 

0

10+,4-

4+4-

А

 

 

 

4

8+,4-

2+6-

ВДА

 
         

А – 5-45%

 
         

ВДА – 6-55%

 
         

ДА – 0-0%

 

В целом можно сказать дети в классе активные, целеустремленные, достаточно организованные, творческие, дружные, толерантные. Задача педагогов – укреплять интерес к учебной деятельности, школьной жизни, оказывать эмоциональное содействие на этапе адаптации.

Необходимо осознавать – возникающие отдельные признаки могут привести к ВДА и ДА некоторых детей.

Особое внимание обратить на (Ф.И.) – успешный ребенок в начальной школе. А на сегодня ребенок «говорит» «Я просто не хочу учиться».

Ребенка беспокоит, если он получит плохую отметку, то---

- буду считаться плохим учеником,

- товарищи будут смеяться надо мной,

- я весь класс потяну назад,

- потеряю уважение одноклассников,

Этим возможно выражается неудовлетворенность собой, страхи, тревога за будущее.

Необходима поддержка ученику в новых ситуациях адаптационного периода.

Диагностическая работа позволила

исследовать психологическое состояние каждого ребенка на уроках,

выявить степень адаптации детей в переходный период в среднее звено,

определить группу детей 40%(6) на психолого-педагогическое сопровождение

А также выделить у пятиклассников проблемы, связанные с

психологическим дискомфортом (страх, стресс, тревога) у части детей на некоторых уроках,

отрицательными чувствами в школе у отдельных детей,

тревожными факторами

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.