Аналитическая справка по результатам психологического обследования обучающихся 5 класса
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ
ОТ 13 МАРТА 2017 ГОДА
С учащимися 5 класса проведена психологическая диагностика (входная – сентябрь-октябрь 2016, итоговая – март 2017), связанная с появлением разного рода адаптационными трудностями в период перехода школьников из начальной школы в основную.
Данная работа требует диагностического минимума, который помогает
оценить на входной диагностике
степень адаптации каждого пятиклассника при переходе на новую ступень обучения,
уровень сформированности метапредметных (познавательных) универсальных учебных действий;
на итоговой – выявить динамику в развитии адаптационных качеств и познавательных УУД.
В диагностике принимали участие
I п/г: 15 детей,
II п/г: 5 учеников (ГК – Ф.И.)
Основная цель исследования:
– изучить возможности успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу.
В работе использован
ТЕСТОВЫЙ МИНИМУМ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 5 КЛАССА
ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ |
Определение психологической комфортности учащихся на разных уроках |
Методика «Цветные письма» |
Определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся |
Опросник «Чувства в школе» |
Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей |
Тест школьной тревожности Филипса |
Диагностика УУД означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Цель мониторинга определение уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии сформированности универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации ФГОС
Комплекс методик обследования УУД включает в себя
ТЕСТОВЫЙ МИНИМУМ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ 5 КЛАССА
ОЦЕНИВАЕМЫЕ УУД |
ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ |
Познавательные |
Изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД |
Тест «Самостоятельность мышления» |
Изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД |
Определение уровня развития словесно-логического мышления – СЛМ (Любовь Переслени, Татьяна Фотекова) |
В начале учебного года по результатам первичной диагностики решением ШПМП консилиума на основе выявленных проблем определена ГК - 33% от общего количества детей в классе –
Ф.И.
для дальнейшего психолого-педагогического сопровождения.
Проблемы данной группы детей ГК:
психологический дискомфорт на некоторых уроках (в среднем на 5 (36%) предметах из 14),
отрицательные чувства в школе (неудовлетворенность собой, страх, беспокойство),
дети испытывают страх проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей,
школьная тревожность
низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (психофизиологическая организация, снижающая приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающая вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды),
страх самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей),
страх не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок),
общая тревожность в школе (общее эмоциональное состояние, связанное с различными формами его включения в жизнь школы)
а также недостаточное развитие
метапредметных (познавательных) УУД:
самостоятельность и словесно-логическое мышление,
что в целом осложняет ход нормального возрастного развития ребенка, адаптацию в школе, успешность учебной деятельности, школьной жизни.
Решением шпМп консилиума с целью оказания помощи учащимся в период адаптации при переходе в среднее звено – сохранения здоровья, эмоционального благополучия ребенка, как основы успепшного дальнейшего совместного обучения
разработано психолого-педагогичесское сопровождение учащихся,
составлены рекомендации
учителям – предметникам:
- создание психологических условий для сотрудничества и взаимодействия в классном коллективе, содействие преодолению трудностей, выявленных у класса;
классному руководителю:
- формирование умения учиться в новых условиях, снижение школьной тревожности, развитие навыков сотрудничества, самостоятельности, ответственности, саморегуляции;
родителям:
- оказание поддержки в учебной мотивации, умении управлять своим поведением;
социальному педагогу, психологу:
- снижение тревожности, формирование позитивного восприятия школьных взаимоотношений
логопеду:
- развитие речи, коррекции звукопроизношения
Для работы с детьми ГК социальным педагогом и психологом составлена программа сопровождения детей на этапе адаптации к средней школе «Общение в моей жизни».
Программа состоит из 14 занятий, которые проводились в групповой форме 1 раз в неделю продолжительностью 35-45 минут. ПРОГРАММА ВЫПОЛНЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА, АВТОРОВ А.В. МИКЛЯЕВА, П.В. РУМЯНЦЕВА (ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ: диагностика, профилактика, коррекция. Издательство «РЕЧЬ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 2006)
В течение периода с октября 2016 г. по март 2017 г. программа реализована в полном объеме.
Детям были предложены упражнения и задания, направленные на развитие необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах.
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
- развитие произвольного внимания, логического мышления,
- коррекция эмоционального состояния,
- положительного восприятия школьной жизни,
- выстраивание конструктивных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
В конце каждого занятия дети имели возможность высказать свое мнение о степени полезности выполненных заданий.
А по окончанию курса в ходе беседы дети говорили об умении понимать и принимать окружающих, правильности своих действий при общении со сверстниками и взрослыми.
По завершению курса ученики получили представление
- как разбираться в себе и анализировать свои внутренние проблемы,
- как вести себя в обществе, друг с другом,
- как достичь взаимопонимания,
- как научиться сдерживать и выплескивать свои эмоции,
- как сохранить и восстановить свое душевное равновесие.
Динамику в оценке эмоциональных особенностей каждого ребенка и ГК в целом проанализируем по результатам стартовой и итоговой диагностики.
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОДИАГНОСТИК
МЕТОДИКА «ЦВЕТНЫЕ ПИСЬМА»
Цель: определение динамики психологической комфортности учащихся на разных уроках.
характер общего психологического состояния на уроках
№ п/п |
Ф.И.О. |
характер общего психологического состояния на уроках |
||||||||||||||||||||||||||||||
математика |
география |
обществознание |
русский язык |
английский язык |
история |
литература |
биология |
информатика |
ИЗО |
технология |
музыка |
физкультура |
светская этика |
ПРЕОБЛАДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА УРОКАХ
|
||||||||||||||||||
|
11+1- 1нейтр/ 9+5- |
|||||||||||||||||||||||||||||||
II п/г |
||||||||||||||||||||||||||||||||
ДИНАИКА |
= |
- |
= |
= |
= |
= |
= |
- |
= |
= |
= |
= |
- |
= |
||||||||||||||||||
|
10+3-1нейтр / 9+3-2нейтр |
|||||||||||||||||||||||||||||||
II п/г |
||||||||||||||||||||||||||||||||
ДИНАИКА |
= |
= |
+ |
- |
= |
= |
= |
- |
= |
= |
= |
= |
= |
= |
||||||||||||||||||
|
8+4- / 10+2- |
|||||||||||||||||||||||||||||||
II п/г |
||||||||||||||||||||||||||||||||
ДИНАИКА |
= |
= |
= |
= |
= |
= |
+ |
- |
+ |
= |
= |
+ |
||||||||||||||||||||
|
7+6-1нейтр / 9+4-1нейтр |
|||||||||||||||||||||||||||||||
II п/г |
||||||||||||||||||||||||||||||||
ДИНАИКА |
= |
+ |
+ |
= |
= |
+ |
= |
= |
= |
= |
- |
= |
= |
= |
||||||||||||||||||
|
9+5- / 8+4-2нейтр |
|||||||||||||||||||||||||||||||
II п/г |
||||||||||||||||||||||||||||||||
ДИНАИКА |
= |
= |
- |
= |
= |
= |
= |
= |
+ |
= |
= |
= |
= |
- |
||||||||||||||||||
I п/г |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
2-40% |
0-0% |
1-25% |
3-60% |
0-0% |
1-20% |
1-20% |
0-0% |
2-40% |
2-40% |
1-20% |
||||||||||||||||||
II п/г |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
3-60% |
0-0% |
1-25% |
2-40% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
3-60% |
3-60% |
0-0% |
1-20% |
||||||||||||||||||
I п/г |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
1-20% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
2-40% |
1-20% |
1-20% |
2-40% |
2-40% |
1-20% |
1-20% |
||||||||||||||||||
II п/г |
1-20% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
0-0% |
2-50% |
2-40% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
1-20% |
1-20% |
1-20% |
||||||||||||||||||
I п/г |
1-20% |
1-20% |
1-20% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
1-20% |
1-20% |
1-20% |
2-40% |
||||||||||||||||||
II п/г |
1-20% |
2-40% |
1-20% |
0-0% |
0-0% |
1-25% |
1-20% |
1-20% |
2-40% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
1-20% |
||||||||||||||||||
I п/г |
1-20% |
2-40% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
1-25% |
1-20% |
1-20% |
0-0% |
1-20% |
1-20% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
||||||||||||||||||
II п/г |
0-0% |
1-20% |
1-20% |
0-0% |
0-0% |
1-25% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
2-40% |
1-20% |
1-20% |
1-20% |
1-20% |
||||||||||||||||||
I п/г |
2-40% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
||||||||||||||||||
II п/г |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
1-20% |
1-20% |
||||||||||||||||||
I п/г |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
1-25% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
||||||||||||||||||
II п/г |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
1-20% |
2-40% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
||||||||||||||||||
I п/г |
1-20% |
1-20% |
0-0% |
0-0% |
4-100% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
1-20% |
1-20% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
||||||||||||||||||
II п/г |
2-40% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
4-100% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
||||||||||||||||||
I п/г |
0-0% |
0-0% |
2-40% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
||||||||||||||||||
II п/г |
1-20% |
2-40% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
2-40% |
1-20% |
1-20% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
||||||||||||||||||
СПОКОЙСТВИЕ, УВЕРЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗНЕРГИЯ), ОБЩЕНИЮ |
1-20% |
2-40% |
1-20% |
2-40% |
0-0% |
1-25% |
3-60% |
2-40% |
1-20% |
1-20% |
2-40% |
2-40% |
2-4-% |
2-40% |
||||||||||||||||||
II п/г |
1-20% |
2-40% |
1-20% |
3-60% |
0-0% |
2-50% |
2-40% |
1-20% |
2-40% |
1-20% |
3-60% |
3-60% |
1-20% |
1-20% |
||||||||||||||||||
СТРАХ, СТРЕСС, ТРЕВОГА |
1-20% |
1-20% |
2-40% |
1-20% |
4-100% |
1-25% |
0-0% |
1-20% |
1-20% |
1-20% |
1-20% |
0-0% |
1-20% |
1-20% |
||||||||||||||||||
II п/г |
2-40% |
2-40% |
1-20% |
1-20% |
4-100% |
0-0% |
1-20% |
2-40% |
2-40% |
1-20% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
||||||||||||||||||
НЕЙТРАЛЬНАЯ ГРАНИЦА |
2-40% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
||||||||||||||||||
II п/г |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
1-20% |
1-20% |
||||||||||||||||||
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ, I П/Г |
1-20% |
2-40% |
1-20% |
2-40% |
0-0% |
1-25% |
3-60% |
2-40% |
1-20% |
1-20% |
2-40% |
2-40% |
2-4-% |
2-40% |
||||||||||||||||||
II П/Г |
1-20% |
2-40% |
1-20% |
3-60% |
0-0% |
2-50% |
2-40% |
1-20% |
2-40% |
1-20% |
3-60% |
3-60% |
1-20% |
1-20% |
||||||||||||||||||
ДИНАМИКА «+», КОЛ-ВО ДЕТЕЙ, % |
0-0% |
1-20% |
2-40% |
1-20% |
0-0% |
1-25% |
0-0% |
0-0% |
2-40% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
||||||||||||||||||
ДИНАМИКА «-», КОЛ-ВО ДЕТЕЙ, % |
0-0% |
1-20% |
1-20% |
1-20% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
1-20% |
0-0% |
1-20% |
2-40% |
0-0% |
1-20% |
1-20% |
||||||||||||||||||
математика |
география |
обществознание |
русский язык |
английский язык |
история |
литература |
биология |
информатика |
ИЗО |
технология |
музыка |
физкультура |
светская этика |
ДИНАМИКА
«+» - ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ,
«-» - ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ,
«=» - НЕТ ДИНАМИКИ
Обработка результатов позволила выявить динамику психологического состояния каждого ребенка ГК на разных уроках.
ФИО |
СТАРТОВАЯ |
ИТОГОВАЯ |
ДИНАМИКА |
||||
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКОМФРТ |
«+» |
«-» |
|||||
анг. |
матем, геогр, анг, биолог, физкульт |
(0) |
мат, геогр, биол, физкульт (4) |
||||
обществ, анг, информ |
мат, анг, информ |
общест (1) |
матем (1) |
||||
биол, информ, технол, светс. эт |
биол, ИЗО |
информ, технол, светс. эт (3) |
ИЗО (1) |
||||
геогр, обществ, рус, анг, истор, ИЗО |
рус, анг, биол, ИЗО |
геогр, обществ, истор (3) |
биол (1) |
||||
мат, геогр, анг, инф, физкульт |
мат, геогр, обществ, анг |
информ (1) |
обществ (1) |
ФИО |
КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ,% |
|||
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКОМФРТ |
ДИНАМИКА |
СТАБИЛЬНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА |
||
1-7% |
5-38% |
«-» |
9-64% |
|
3-21% |
3-21% |
«=» |
8-57% |
|
4-33% |
2-17% |
«+» |
7-58% |
|
6-43% |
4-29% |
«+» |
6-43% |
|
5-36% |
4-29% |
«+» |
7-50% |
В начале учебного года все дети ГК испытывали эмоциональный дискомфорт на некоторых уроках (страх, тревога, стресс).
К концу учебного года у 3-60% детей ГК (Ф.И.) наблюдается положительная динамика: данные состояния переросли в спокойствие, уверенность, энергию, стремление к активной деятельности, общению:
у 2-40% детей (Ф.И.) на уроке обществознания прослеживается позитивная динамика,
2-40% (Ф.И.) - информатике,
1-20% (Ф.И.) - технологии, светской этике,
1-20% (Ф.И.) - истории
Но вместе с тем имеет место и отрицательная динамика в психологических ощущениях на уроках. Комфортные состояния сменились на дискомфортные - уверенность и активность на тревожность и страх:
2-40% (Ф.И.) - математике,
1-20% (Ф.И.) - географии,
2-40% (Ф.И.) - биологии,
1-20% (Ф.И.) - физическая культура,
1-20% (Ф.И.) - ИЗО
Исследования характера общего психологического состояния на различных уроках
- свидетельствуют и о стабильности эмоционального благополучия детей
Ф.И. на 9-64% уроках,
Ф.И. на 8-57%
Ф.И. на 7-58%
Ф.И. на 6-43%
Ф.И. на 7-50%;
- показывают количество предметов, которые дети ГК в течение данного учебного периода (октябрь-март) сопровождения посещают с удовольствием, чувствуют себя спокойно, непринужденно, свободно, уверенно – литература, музыка
Итоговая диагностика позволяет
сравнить количество предметов с неблагополучным и психологически комфортным состоянием в I П/Г и II П/Г каждого ребенка ГК,
показать количество детей с положительной и отрицательной динамикой эмоционального состояния на уроках,
определить детей со стабильным состоянием на уроках в течение года,
выделить предметы, на которых дети чувствовали себя психологически комфортно в период психолого-педагогического сопровождения
ОПРОСНИК «ЧУВСТВА В ШКОЛЕ»
Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся
№ п/п |
Ф.И.О. |
ЧУВСТВА, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПЫТЫВАЕМЫЕ В ШКОЛЕ |
|||||||||||||||||
СПОКОЙСТВИЕ |
УСТАЛОСТЬ |
СКУКУ |
РАДОСТЬ |
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ |
БЕСПОКОЙСТВО |
НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБОЙ |
РАЗДРАЖЕНИЕ |
СОМНЕНИЕ |
ОБИДУ |
ЧУВСТВО УНИЖЕНИЯ |
СТРАХ |
ТРЕВОГА ЗА БУДУЩЕЕ |
БЛАГОДАРНОСТЬ |
СИМПАТИЮ К УЧИТЕЛЯМ |
ЖЕЛАНИЕ ПРИХОДИТЬ В ШКОЛУ |
КОЛИЧЕСТВО ПОЗИТИВНЫХИ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ НА УРОКАХ |
|||
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3+5- |
||||||||||
II п/г |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3+5- |
||||||||||
2 |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5+3- |
|||||||||
II п/г |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4+4- |
||||||||||
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4+4- |
|||||||||
II п/г |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6+2- |
||||||||||
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4+4- |
||||||||||
II п/г |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5+3- |
||||||||||
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4+4- |
||||||||||
II п/г |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4+4- |
||||||||||
КОЛ-ВО УЧ-СЯ / % |
3-60% |
4-80% |
0-0% |
4-80% |
1-20% |
1-20% |
4-80% |
1-20% |
2-40% |
2-40% |
2-40% |
3-60% |
2-40% |
4-80% |
4-80% |
5-100% |
|||
II п/г |
4-80% |
5-100% |
1-20% |
5-100% |
3-60% |
1-20% |
1-20% |
3-60% |
2-40% |
2-40% |
0-0% |
0-0% |
2-40% |
4-80% |
4-80% |
3-60% |
Динамика показывает, что в ГК
у 1-20% (Ф.И.) возросло умение чувствовать себя спокойно,
1-20% (Ф.И.) стала испытывать радость,
2-40% (Ф.И.) приобретают умения быть уверенными,
у 3-60% (Ф.И.) снизилось чувство неудовлетворенности собой,
у 3-60% (Ф.И.) снижается чувство страха
При этом:
все дети за период сопровождения стали испытывать утомляемость,
увеличилось количество раздраженных детей на 2-40% (Ф.И.),
снизилось школьная мотивация у 2-40% (Ф.И.),
1-20% (Ф.И.) стало в школе скучно и не интересно
Стабильные показатели
1-20% (Ф.И.) по-прежнему испытывает беспокойство
1-20% (Ф.И.) – сомнение,
2-40% (Ф.И.) – обиду,
1-20% (Ф.И.) – тревогу за будущее,
что может свидетельствовать о признаках возможной дезадаптации детей ГК в школьной жизни.
ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛИПСА
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей
№ п/п |
Ф.И.О. |
1 Общая тревожность в школе |
2 Переживание социального стресса |
3 Фрустрация потребности в достижении успеха |
4 Страх само- выражения |
5 Страх ситуации проверки знаний |
6 Страх не соот- ветствовать ожиданиям окружающих |
7 Низкая физио- логическая сопротив- ляемость стрессу |
8 Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
КОЛИЧЕСТВО ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ С ПОВЫШЕННЫМ И ВЫСОКИМ УРОВНЕМ |
22 |
11 |
13 |
6 |
6 |
5 |
5 |
8 |
|||
4 |
21-95% |
7-64% |
8-62% |
5-83% |
5-83% |
3-60% |
5-100% |
3-60% |
8 |
|
22- 100% |
10- 90% |
10- 76% |
6- 100% |
5- 83% |
5- 100% |
5- 100% |
6- 75% |
8 |
||
7 |
14-64% |
5-45% |
4-31% |
4-67% |
4-67% |
3-60% |
3-60% |
3-60% |
6 |
|
7- 50% |
4- 36% |
4- 31% |
1-16% |
3- 50% |
2- 40% |
1-20% |
3- 60% |
1 |
||
9 |
9-41% |
3-27% |
7-54% |
2-33% |
4-67% |
2-40% |
3-60% |
4-50% |
3 |
|
10- 45% |
7- 63% |
5- 38% |
2- 33% |
4- 67% |
3- 60% |
2-40% |
3- 37% |
3 |
||
10 |
15-68% |
6-55% |
7-54% |
6-100% |
4-67% |
3-60% |
3-60% |
4-50% |
7 |
|
8- 36% |
6- 55% |
4- 30% |
5- 83% |
2- 33% |
1-20% |
1-20% |
2- 25% |
2 |
||
15 |
18-82% |
6-55% |
6-46% |
4-67% |
5-83% |
4-80% |
4-80% |
3-60% |
7 |
|
3- 13% |
6- 55% |
9- 69% |
2- 33% |
1-16% |
3- 60% |
0-0% |
4- 50% |
4 |
||
УРОВЕНЬ |
||||||||||
ПОВЫШЕННЫЙ, ВЫСОКИЙ |
4-80% |
3-60% |
3-60% |
4-80% |
5-100% |
4-80% |
5-100% |
3-60% |
||
1-20% |
4-80% |
1-20% |
2-40% |
2-40% |
3-60% |
1-20% |
3-60% |
Результаты диагностики тревожности свидетельствуют:
о положительной динамике по 7 факторам тревожности –
у 4-80% детей (Ф.И.) возросла приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера,
у 2-40% (Ф.И.) снизился страх самовыражения, демонстрации своих возможностей,
3-60% (Ф.И.) стали меньше тревожиться в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей;
у 1-20% (Ф.И.) снизился страх не соответствовать ожиданиям окружающих
у 1-20% ребенка (Ф.И.) возросло переживание социального стресса – эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются социальные контакты, прежде всего со сверстниками
наименьшее количество тревожных синдромов (2) у (Ф.И.), наибольшее (8) – у (Ф.И.) .
Тревожность у (Ф.И.) возросла по 6 параметрам,
У (Ф.И.) уровень тревожности снизился по 5 параметрам,
У (Ф.И.) – по 3 снизился, по 1 – возрос,
У (Ф.И.) общее количество факторов тревожности не изменилось (3)
Таким образом, можно говорить – на конец учебного года
наблюдается положительная динамика степени тревожности у 4-80% учащихся по отдельным параметрам,
заметную положительную динамику показывает (Ф.И.),
но у пятиклассников по-прежнему присутствует повышенная школьная тревожность, связанная с различными формами их включения в жизнь школы, особенно в ситуациях переживания социального стресса (социальные контакты), страх несоответствовать ожиданиям окружающих, волнения в отношениях с учителями,
что может объясниться сложностью протекания адаптационного периода.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ:
ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА
№ |
ФИО |
КОЛИЧЕСТВО ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ С ПОВЫШЕННЫМ И ВЫСОКИМ УРОВНЕМ |
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ НА УРОКАХ (ОБЩЕЕ КОЛ-ВО – 8) |
ЧУВСТВА, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НА УРОКАХ (ОБЩЕЕ КОЛ-ВО – 14) |
УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ |
ГРУППА СОПРОВОЖДЕНИЯ (ГС) |
|||||||||
ПРЕОБЛАДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА УРОКАХ |
КОЛ-ВО ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ НА УРОКАХ |
||||||||||||||
|
8 |
8 |
11+1- 1нейтр |
9+5- |
3+5- |
3+5- |
ДА |
ДА |
ГС |
ИС |
|||||
|
6 |
1 |
10+3-1нейтр |
9+3-2нейтр |
5+3- |
4+4- |
ВДА |
ВДА |
ГС |
ИС |
|||||
|
3 |
3 |
8+4- |
10+2- |
4+4- |
6+2- |
ВДА |
ВДА |
ГС |
||||||
|
7 |
2 |
7+6-1нейтр |
9+4-1нейтр |
4+4- |
5+3- |
ВДА |
ВДА |
ГС |
||||||
|
7 |
4 |
9+5- |
8+4-2нейтр |
4+4- |
4+4- |
ДА |
ВДА |
ГС |
||||||
А - 0% |
0% |
||||||||||||||
ВДА - 60% |
80% |
||||||||||||||
ДА - 40% |
20% |
Повторная диагностическая работа позволила определить динамику по
исследованию психологического состояния каждого ребенка на уроках,
выявлению степени адаптации детей в переходный период в среднее звено,
определению уровня школьной тревожности
А также выделить у пятиклассников проблемы, связанные с
психологическим дискомфортом (страх, стресс, тревога) у части детей на некоторых уроках,
отрицательными чувствами в школе у отдельных детей,
тревожными факторами
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД:
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД:
Показатели интеллектуальных способностей пятиклассников
№ |
ФИО / БАЛЛ / УРОВЕНЬ |
ТЕСТ «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ» |
Определение уровня развития словесно-логического мышления – СЛМ (Любовь Переслени, Татьяна Фотекова) |
ОБЩИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ |
||||||||||||||||||
Цель: изучение динамики самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД |
Цель: изучение динамики сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД. |
|||||||||||||||||||||
1СУБТЕСТ |
2СУБТЕСТ |
3СУБТЕСТ |
4СУБТЕСТ |
БАЛЛ/УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ |
||||||||||||||||||
|
2Б/2УР-СЛ |
1 |
5 |
3 |
4,5 |
13,5Б-33,8% |
0-Н |
Н |
||||||||||||||
II П/Г |
3Б/2УР-СЛ |
5 |
6 |
5 |
4,5 |
20,5Б-51,3% |
2-НСР |
НСР |
||||||||||||||
|
5Б/3УР-СР |
3 |
6 |
5 |
1 |
15Б-38% |
0-Н |
НСР |
||||||||||||||
II П/Г |
5Б/3УР-СР |
6 |
9 |
8 |
4 |
27Б-67,5 % |
3-ХОР |
СР |
||||||||||||||
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||||||
II П/Г |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||||||
|
2Б/2УР-СЛ |
3 |
5 |
4 |
1,5 |
13,5Б-33,8% |
0-Н |
Н |
||||||||||||||
II П/Г |
4Б/3УР-СР |
5 |
10 |
4 |
5 |
24Б-60% |
2-СР |
СР |
||||||||||||||
|
3Б/2УР-СЛ |
2 |
4 |
2 |
0 |
8Б-20% |
0-Н |
Н |
||||||||||||||
II П/Г |
3Б/2УР-СЛ |
3 |
7 |
2 |
1 |
13Б-32,5% |
0-Н |
Н |
||||||||||||||
СРЕДНИЙ БАЛЛ/УРОВЕНЬ |
2,3 |
5 |
3,5 |
1,8 |
12,5Б/1-СЛ |
21,2Б/2-СР |
||||||||||||||||
2УР-СЛАБЫЙ |
3-75% |
2-50% |
4,8 |
8 |
4,5 |
3,6 |
1УР-СЛАБЫЙ |
4-100% |
2-50% |
Н-4-100% |
2-50% |
|||||||||||
3УР-СРЕДНИЙ |
1-25% |
2-50% |
2УР-СРЕДНИЙ |
0-0% |
1-25% |
СР-0-0% |
2-50% |
|||||||||||||||
4УР-ХОРОШИЙ |
0-0% |
0-0% |
3УР-ХОРОШИЙ |
0-0% |
1-25% |
ХОР-0-0% |
0-0% |
|||||||||||||||
5УР-ВЫСОКИЙ |
0-0% |
0-0% |
4УР-ВЫСОКИЙ |
0-0% |
0-0% |
СР-0-0% |
0-0% |
Диагностические данные по тесту «Самостоятельность мышления» позволили выявить, что к концу учебного года
У 50% (2) учеников слабо развита самостоятельность мышления. Дети могут действовать только тогда, когда непосредственно перед работой получает подробную инструкцию, как именно надо действовать. Если ребенку сказали, что надо делать, но не объяснили, как надо делать, то работу он выполнить не сможет. Ребенок может не испытывать затруднений, если в задании буквально повторяется алгоритм какой-то деятельности, которую он выполнял недавно. Если в способ работы вносятся какие-то изменения, то ребенок может уже и не справиться. Если он сталкивается с какими-либо затруднениями, то обычно и не пытается разбираться самостоятельно, а ищет помощи у взрослых или одноклассников. Несамостоятельность может отрицательно сказаться на интеллектуальную деятельность и личностное развитие в целом.
У 50% (2) - средний уровень самостоятельности мышления. Ребенок нуждается в предварительных инструкциях, хотя и не абсолютно беспомощен. Если не дан четкий алгоритм, то он какое-то время может пытаться самостоятельно найти способ, каким надо действовать. Однако он чаще пытается припомнить, где ему попадались похожие задания, нежели идти путем логических рассуждений. Обычно ребенок может восстановить в памяти ограниченный набор алгоритмов, которые он часто использует. Если какой-то из них подходит, то ребенок с заданием справляется. Если среди них не оказывается ни одного подходящего, ребенок все равно использует какой-то из этих алгоритмов и выполняет работу неправильно. Если у него есть возможность сверить полученный ответ с тем, который должен получиться, то, видя несоответствие, он обращается за помощью к взрослым, но решать самостоятельно больше не пытается («я сделал все, что мог, и у меня не получилось»). Сам ребенок оценить результаты своей деятельности не способен, поэтому если возможность проверить решение отсутствует, задание может быть выполнено неверно, а ребенок будет уверен, что он все сделал правильно.
ДИНАМИКА НА 4 УЧЕНИКА |
||||||||||||
2УР-СЛАБЫЙ |
3-75% |
2-50% |
1УР-СЛАБЫЙ |
4-100% |
2-50% |
Н-4-100% |
2-50% |
|||||
3УР-СРЕДНИЙ |
1-25% |
2-50% |
2УР-СРЕДНИЙ |
0-0% |
1-25% |
СР-0-0% |
2-50% |
|||||
4УР-ХОРОШИЙ |
0-0% |
0-0% |
3УР-ХОРОШИЙ |
0-0% |
1-25% |
ХОР-0-0% |
0-0% |
|||||
5УР-ВЫСОКИЙ |
0-0% |
0-0% |
4УР-ВЫСОКИЙ |
0-0% |
0-0% |
СР-0-0% |
0-0% |
К концу учебного года выявилась динамика развития самостоятельности мышления детей ГК:
увеличилось число учеников с 25% до 50%, способные много запоминать, анализировать ситуации, рассуждать и самостоятельно находить подходящие методы решений;
уменьшилось количество детей от 75% до 50% с недостаточным уровнем самостоятельности мышления, интеллектуальным развитием
Исследование словесно-логического мышления – СЛМ к концу учебного года показало
50% (2) детей ГК имеют недостаточный уровень общей осведомленности, слабую сформированность логических действий – способность к абстрагированию, «умозаключению по аналогии», обобщению,
50% (2)- достаточные способности для выполнения логических операций
В конце учебного года выявилась динамика развития СЛМ:
увеличилось количество детей с 0-0% до50% с достаточным уровнем развития общей осведомленности, способности к абстрагированию, умозаключения, обобщения,
уменьшилось число детей с 4-100% до 2-50% с недостаточными способностями к абстрагированию, умению проводить аналогии, обобщать понятия, мыслить логически самостоятельно.
В целом по ГК можно сказать, что к концу учебного года
50% (2) детей с недостаточным уровнем развития интеллектуальных способностей,
50% (2) - имеют достаточные умения рассуждать логически,
увеличилось с 0% до 50% детей с достаточным уровнем развития познавательных УУД, способностью последовательно рассуждать, логически мыслить, определять причинно-следственные связи,
уменьшилось с 100% до 50% с недостаточной степенью развития познавательных УУД
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ:
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПОЗВОЛИЛА
Определить уровни метапредметных УУД
ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА
№ |
ФИО |
ПОЗНАВАТЕЛЬНВЫЕ УУД I П/Г и II П/Г |
|
1. |
Н |
||
II П/Г |
НСР |
||
2. |
НСР |
||
II П/Г |
СР |
||
3. |
- |
||
II П/Г |
- |
||
4. |
Н |
||
II П/Г |
СР |
||
5. |
Н |
||
II П/Г |
Н |
||
1УР-СЛАБЫЙ |
Н-4-100% |
2-50% |
|
2УР-СРЕДНИЙ |
СР-0-0% |
2-50% |
|
3УР-ХОРОШИЙ |
ХОР-0-0% |
0-0% |
|
4УР-ВЫСОКИЙ |
СР-0-0% |
0-0% |
Диагностическая работа с учениками ГК пятого класса позволила
Определить уровень развития метапредметных УУД, сильные и слабые стороны в развитии психических (познавательных) функций;
Выделить группы детей с недостаточным уровнем развития познавательных УУД -
- у 50% недостаточно сформированы познавательные УУД
Определить процесс, который у детей развит
- лучше – классификация - 100% детей,
- слабее – обобщение - 75%
Основные трудности ГК пятиклассников связаны с процессом адаптации, учебными нагрузками.
Необходимо выделить у пятиклассников проблемы, обусловленные
психологическим дискомфортом (страх, стресс, тревога) у части детей на некоторых уроках,
отрицательными чувствами в школе у отдельных детей,
тревожными факторами
развитием познавательных УУД:
у 50% детей выявлено недостаточное развитие познавательных способностей,
что в целом может повлиять на успешность в учебной деятельности.
Дементьева Ирина Михайловна
Рагулина Любовь Давыдовна