Аналитическая справка по результатам психологического обследования обучающихся 1 класса
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
от 17 марта 2017 года.
С учащимися первого класса в течение 2016-2017 учебного года по решению психолого-педагогического консилиума проводилось психологическое сопровождение:
диагностика,
психологические занятия по программе
- «Шаги к успеху» - групповые занятия по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы
Диагностическая работа выполнялась:
стартовая - октябрь 2016 г,
итоговая – март 2017 г.
В работе использован диагностический материал из методических рекомендаций для специалистов (заместителей директоров по УВР, педагогов-психологов, учителей начальных классов) по проведению стартовой и итоговой диагностики в 1-х классах в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования. Составитель пособия Щербакова Екатерина Владимировна - педагог-психолог МОУ «Центр развития образования г. Обнинск, 2011г.
ЦЕЛЬ:
стартовая диагностика:
-оценка сформированности метапредметных и личностных УУД первоклассников (100% - 19);
итоговая:
-степень сформированности метапредметных и личностных УУД первоклассников (55% - 10),
-выявление динамики в развитии когнитивных и мотивационных УУД детей (55% - 10).
ТЕСТОВЫЙ МИНИМУМ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ 1 КЛАССА
ОЦЕНИВАЕМЫЕ УУД |
ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ |
Познавательные |
Исследование произвольного внимания: объем, устойчивость, переключаемость, утомляемость и динамика работоспособности |
Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка) |
Получение ориентировочной информации о способности к обучению и об индивидуальной структуре интеллекта: 1.Выявление общей осведомленности ребенка, его словарного запаса; |
МЭДИС - методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7-летнего возраста», разработана в Институте развития одаренности И.С. Авериной, Е. И. Шабановой и Е.Н.Задориной на основе всемирно известных тестов интеллекта и является их авторской разработкой Вып. 7.//(серия «Психодиагностика и психокоррекция»)/Под ред. В.Г. Колесникова. М., 1994. http://iemcko/ narod.ru |
|
Регулятивные |
Изучение произвольной регуляция собственной деятельности: Выявление умения осуществлять кодирование с помощью символов, выполнять действия замещения Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково-символические действия – кодирование (замещение; регулятивное действие контроля) |
Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка) |
Коммуникативные |
Изучение личностно-коммуникативной сферы: 1.Определение характера самооценки ребенка 2.Исследование межличностного отношения, социальной приспособленности, взаимодействия с окружающими, 3.Оценка коммуникативных проблем и особенностей аффективно-эмоционального развития |
Перспективная методика «Школа зверей» |
Личностные |
Выявление степени формирование личностно-мотивационной сферы: 1.Изучение «внутренней» позиции школьника, осознания своих задач как школьника 2.Выявление степени учебной мотивации, определение эмоционального благополучия позиции ребенка в классном коллективе, эмоционально-положительного восприятия системы отношений ребенка в школе, самооценки, школьной тревожности, уровня адаптации |
1.Тест на отношение к школе и учению (Т.А. Нежнова) («Формирование личности в онтогенезе» сборник научных трудов АПН 1991г.) 2. Перспективная методика «Школа зверей» |
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД В ДИНАМИКЕ:
I АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД:
Показатели интеллектуальных способностей первоклассников ГК
(октябрь 2016-март 2017)
Методика «МЭДИС»
Цель: ориентировочное обследование динамики уровня интеллектуального развития первоклассников, получение информации способности ребенка к обучению.
№ |
ФИО /КОЛ-ВО УЧ-СЯ /УРОВЕНЬ/% |
1 СУБТЕСТ (словарный запас) |
2 СУБТЕСТ (понимание количественных и качественных соотношений) |
3 СУБТЕСТ (логическое мышление) |
4 СУБТЕСТ (математические способности) |
ОБЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ |
||||||||||
IП/Г |
IIП/Г |
IП/Г |
IIП/Г |
IП/Г |
IIП/Г |
IП/Г |
IIП/Г |
IП/Г |
IIП/Г |
|||||||
1 |
3 СР |
5В |
2 Н |
2Н |
4 В |
4В |
1 Н |
1Н |
10Н |
12СР |
||||||
2 |
3 СР |
4СР |
2 Н |
2Н |
3 СР |
3СР |
0 Н |
2Н |
8Н |
11СР |
||||||
3 |
2 Н |
2Н |
1 Н |
2Н |
0 Н |
2Н |
0 Н |
1Н |
3Н |
7Н |
||||||
4 |
3 СР |
5В |
2 Н |
3СР |
3 СР |
3СР |
4В |
3СР |
12СР |
14СР |
||||||
5 |
2 Н |
3СР |
2 Н |
2Н |
1 Н |
1Н |
0 Н |
1Н |
5Н |
7Н |
||||||
6 |
3 СР |
4СР |
2 Н |
2Н |
3 СР |
4В |
3 СР |
2Н |
11СР |
12СР |
||||||
7 |
3 СР |
3СР |
1 Н |
3СР |
3 СР |
3СР |
3 СР |
3СР |
10Н |
12СР |
||||||
8 |
3 СР |
4СР |
2 Н |
3СР |
4 В |
3СР |
0 Н |
0Н |
9Н |
12СР |
||||||
9 |
2 Н |
5В |
2 Н |
2Н |
0 Н |
1Н |
1 Н |
1Н |
5Н |
9Н |
||||||
10 |
2 Н |
4СР |
1 Н |
1Н |
2 Н |
2Н |
1 Н |
1Н |
6Н |
8Н |
||||||
УРОВЕНЬ |
ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ КОЛ-ВО ДЕТЕЙ, % |
|||||||||||||||
ВЫСОКИЙ |
0-0% |
3-30% |
0-0% |
0-0% |
2-20% |
2-20% |
1-10% |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
||||||
СРЕДНИЙ |
6-60% |
6-60% |
0-0% |
3-30% |
4-40% |
4-40% |
2-20% |
2-20% |
2-20% |
6-60% |
||||||
ДОСТАТОЧНЫЙ |
6-60% |
9-90% |
0-0% |
3-30% |
6-60% |
6-60% |
3-30% |
2-20% |
2-20% |
6-60% |
||||||
НЕДОСТАТОЧНЫЙ |
4-40% |
1-10% |
10-100% |
7-70% |
4-40% |
4-40% |
7-70% |
8-80% |
8-80% |
4-40% |
||||||
НИЗКИЙ |
4-40% |
1-10% |
10-100% |
7-70% |
4-40% |
4-40% |
7-70% |
8-80% |
8-80% |
4-40% |
||||||
СРЕДНИЙ БАЛЛ/УРОВЕНЬ |
2,6Н |
3,9СР |
1,7Н |
2,2Н |
2,3Н |
2,6СР |
0,85Н |
1,5Н |
2Н |
2,6СР |
||||||
ДИНАМИКА НА 10 УЧЕНИКОВ |
||||||||||||||||
ДОСТАТОЧНЫЙ |
6-60% |
9-90% |
0-0% |
3-30% |
6-60% |
6-60% |
3-30% |
2-20% |
2-20% |
6-60% |
||||||
НЕДОСТАТОЧНЫЙ |
4-40% |
1-10% |
10-100% |
7-70% |
4-40% |
4-40% |
7-70% |
8-80% |
8-80% |
4-40% |
Диагностические данные свидетельствуют о положительной динамики различной степени познавательных УУД 10-100% ГК первоклассников.
Увеличилось количество с 20%(2) до 60%(6) учеников с достаточным уровнем интеллектуального развития, познавательных УУД.
У детей
лучше развиваются такие интеллектуальные процессы как общая осведомленность, словарный запас и логическое мышление: аналитико-синтетическая деятельность, умения исключать лишние понятия, предметы;
слабее выражены математические способности: сообразительность, пространственное мышление, умения выявлять закономерности, выполнять простейшие математические действия; понимание количественных и качественных соотношений между предметами и явлениями: больше - меньше, выше – ниже, ближе – дальше и т. д
В конце учебного года 40%(4) детей ГК имеют низкие показатели познавательных УУД, что может свидетельствовать о
недостаточном развитии когнитивных умений, интеллектуальных способностей ребенка данного возраста,
низкой саморегуляции,
невысоком потенциале первоклассника,
несформированности «внутренней» позиции школьника,
влияющих на способность к обучению, успешность школьной жизни
II АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД:
Показатели произвольного внимания, саморегуляции первоклассников ГК
(октябрь 2016-март 2017)
Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка)Цель: выявление динамики умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов. Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля
№ |
ФИО /КОЛ-ВО УЧ-СЯ /УРОВЕНЬ/% |
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ |
||||||||||||
КОЛ-ВО СИМВОЛОВ |
КОЛ-ВО ОШИБОК (продуктивность) |
УРОВЕНЬ |
||||||||||||
IП/Г |
IIП/Г |
IП/Г |
IIП/Г |
IП/Г |
IIП/Г |
|||||||||
1 |
44 |
54 |
0 |
0 |
2 СР |
1В |
||||||||
2 |
12 |
40 |
0 |
0 |
3 Н |
2СР |
||||||||
3 |
34 |
47 |
3 |
3 |
3 Н |
2СР |
||||||||
4 |
28 |
38 |
0 |
0 |
3 Н |
2СР |
||||||||
5 |
24 |
30 |
0 |
хаотич. |
3 Н |
3Н |
||||||||
6 |
46 |
83 |
2 |
0 |
2 СР |
1В |
||||||||
7 |
40 |
72 |
0 |
1 |
2 СР |
1В |
||||||||
8 |
40 |
68 |
0 |
0 |
2 СР |
1В |
||||||||
9 |
40 |
64 |
0 |
0 |
2 СР |
1В |
||||||||
10 |
32 |
47 |
0 |
0 |
3 Н |
2СР |
||||||||
ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ КОЛ-ВО ДЕТЕЙ, % |
||||||||||||||
УРОВЕНЬ |
1 ВЫСОКИЙ |
0-0% |
5-50% |
|||||||||||
2 СРЕДНИЙ |
5-50% |
4-40% |
||||||||||||
ДОСТАТОЧНЫЙ |
5-50% |
9-90% |
||||||||||||
НЕДОСТАТОЧНЫЙ |
5-50% |
1-10% |
||||||||||||
3 НИЗКИЙ |
5-50% |
1-10% |
||||||||||||
СРЕДНИЙ БАЛЛ/УРОВЕНЬ |
34 |
2,5Н |
4СР |
|||||||||||
ДИНАМИКА НА 10 УЧЕНИКОВ |
||||||||||||||
ДОСТАТОЧНЫЙ |
5-50% |
9-90% |
||||||||||||
НЕДОСТАТОЧНЫЙ |
5-50% |
1-10% |
||||||||||||
КРИТЕРИЙ: 1В: 46 и ВЫШЕ; 2СР: 34 – 45; 3Н: 0 - 33 |
1. Диагностические показатели свидетельствуют о положительной динамики в развитии регулятивных УУД:
- сформированности действия замещения,
- произвольного внимания, темпа и качества деятельности,
- саморегуляции детей.
2. Возросло количество детей ГК с 50%(5) до 90%(9), которые имеют достаточный уровень
- внимания и самоконтроля,
-способности к концентрации и устойчивости внимания,
- формирования простого навыка,
- усвоения нового способа действий,
- сформированности элементарных графических навыков,
- зрительно-моторной координации.
3. На конец года у 10%(1) первоклассника на низком уровне произвольность психических функций:
- снижена способность к концентрации и устойчивости внимания (программирования собственной деятельности и ее контроль, удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков),
- не сформированы регулятивные универсальные учебные знания, обеспечивающие возможность управления познавательной и учебной деятельностью,
- снижена способность удерживать в памяти инструкцию и следовать ей при быстром темпе работы,
- недостаточно развита напряженность умственного труда,
- невозможность удержания правильной рабочей позы,
что может негативно сказаться на дальнейшее интеллектуальное развитие и обучение ребенка.
4. Выявлено, что у учащихся
- лучше развиты такие параметры, как удержание инструкции, включаемость в работу, возможности среднего темпа деятельности;
- слабее развиты умения целенаправленности и самоорганизации деятельности, устойчивости и переключения внимания, продуктивной работоспособности
Согласно диагностическим данным ребенку с низким уровнем регулятивных УУД необходимо повышение уровня
школьной мотивации, работоспособности,
сформированности учебно-познавательных умений,
умения воспринимать устную инструкцию и следовать ей,
произвольности действий, самоконтроля,
для предупреждения различных интеллектуальных и личностных проблем
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНЫХ УУД:
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
составлен по данным
теста на отношение к школе и учению (Т.А.Нежнова), целью которого является изучение внутренней позиции школьника, осознания своих задач как школьника;
перспективной методики «Школа зверей» с целью
- выявления степени учебной мотивации,
- определения эмоционального благополучия позиции ребенка в классном коллективе,
- эмоционально-положительного восприятия системы отношений ребенка в школе,
- школьной тревожности, уровня адаптации
Показатели «внутренней» позиции школьника
(октябрь 2016-март 2017)
№ |
ФИО /КОЛ-ВО УЧ-СЯ /УРОВЕНЬ/% |
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ |
||||||||||
МЕТОДИКИ |
УРОВЕНЬ |
|||||||||||
«ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ И УЧЕНИЮ» |
«ШКОЛА ЗВЕРЕЙ» |
|||||||||||
БАЛЛ/УРОВЕНЬ/УРОВЕНЬ |
||||||||||||
КРИТЕРИЙ: В: 5Б; СР: 3Б – 4Б; Н: 0 – 2Б |
||||||||||||
IП/Г |
IIП/Г |
IП/Г |
IIП/Г |
IП/Г |
IIП/Г |
|||||||
1 |
2Н |
2Н |
НСР |
СР |
НСР |
СР |
||||||
2 |
3СР |
3СР |
НСР |
НСР |
НСР |
НСР |
||||||
3 |
2Н |
2Н |
Н |
НСР |
Н |
НСР |
||||||
4 |
4СР |
3СР |
НСР |
НСР |
НСР |
НСР |
||||||
5 |
4СР |
3СР |
НСР |
СР |
НСР |
СР |
||||||
6 |
4СР |
3СР |
Н |
НСР |
НСР |
СР |
||||||
7 |
5В |
4СР |
Н |
НСР |
НСР |
СР |
||||||
8 |
3СР |
3СР |
НСР |
НСР |
НСР |
НСР |
||||||
9 |
3СР |
3СР |
Н |
НСР |
НСР |
НСР |
||||||
10 |
3СР |
3СР |
Н |
Н |
НСР |
НСР |
||||||
ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ / КОЛ-ВО ДЕТЕЙ, % |
||||||||||||
УРОВЕНЬ |
ВЫСОКИЙ |
0-0% |
0-0% |
|||||||||
ВЫШЕ СРЕДНЕГО |
0-0% |
0-0% |
||||||||||
СРЕДНИЙ |
0-0% |
4-40% |
||||||||||
ДОСТАТОЧНЫЙ |
0-0% |
4-40% |
||||||||||
НЕДОСТАТОЧНЫЙ |
10-100% |
6-60% |
||||||||||
НИЖЕ СРЕДНЕГО |
9-90% |
6-60% |
||||||||||
НИЗКИЙ |
1-10% |
0-0% |
||||||||||
СРЕДНИЙ БАЛЛ/УРОВЕНЬ |
3,3СР |
3СР |
||||||||||
ДИНАМИКА НА 10 УЧЕНИКОВ |
||||||||||||
ДОСТАТОЧНЫЙ |
0-0% |
4-40% |
||||||||||
НЕДОСТАТОЧНЫЙ |
10-100% |
6-60% |
1. Диагностические данные свидетельствуют о положительной динамики различной степени у 70%(7) детей в развитии уровня
- школьной мотивации, познавательных и социальных мотивов учения,
- сформированности «внутренней» позиции первоклассника, приятия нового социального статуса и роли ученика.
2. Возросло количество детей с 0%(0) до 40%(4) , которые в достаточной степени проявляют
- познавательную потребность в учении,
- интерес к познавательным задачам, овладению новыми знаниями и умениями.
Учение привлекает их как серьезная содержательная деятельность, имеющая социальное значение. Решающую роль имеет познавательная потребность ребенка, а именно интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями. У этих детей формируются новые моральные мотивы — чувство долга и ответственность.
3. На конец года у 60%(6) - недостаточно сформировалась «позиция» ученика, чувство необходимости в учении, они не осознают своих задач как школьника, выражено преобладание игровых и внешних мотивов,.
Наличие такого показателя может свидетельствовать, что ребенок не осознает все предъявляемые школой требования, не может показать себя с самой лучшей стороны, не проявляет активность в отборе и запоминании необходимой информации, не является активным участником урочной и внеурочной деятельности, что в целом затрудняет ход нормативного возрастного развития и адаптацию в школе.
Показатели адаптации ребенка к школе
(октябрь 2016-март 2017)
№ |
ФИО/ КОЛ-ВО УЧ-СЯ /УРОВЕНЬ/% |
УРОВЕНЬ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЕТОДИКА «ШКОЛА ЗВЕРЕЙ» |
||||||||||||||||
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ |
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ |
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ |
КОММУНИКАТИВНОСТЬ |
САМООЦЕНКА |
АДАПТАЦИЯ |
|||||||||||||
IП/Г |
IIП/Г |
IП/Г |
IIП/Г |
IП/Г |
IIП/Г |
IП/Г |
IIП/Г |
IП/Г |
IIП/Г |
IП/Г |
IIП/Г |
|||||||
1 |
ДОСТ |
ДОСТ |
ДОСТ |
ДОСТ |
НИЗК |
ДОСТ |
ДОСТ |
ДОСТ |
АДЕКВ |
АДЕКВ |
ВДА |
А |
||||||
2 |
НЕБЛАГОП |
ДОСТ |
ДОСТ |
ДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
ДОСТ |
ДОСТ |
НЕАДЕКВ |
НЕАДЕКВ |
ДА |
ВДА |
||||||
3 |
ДОСТ |
ДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
НИЗК |
ДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
АДЕКВ |
АДЕКВ |
ВДА |
ВДА |
||||||
4 |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
ДОС |
ДОСТ |
АДЕКВ |
ЕДЕКВ |
ВДА |
ВДА |
||||||
5 |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
ДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
ДОСТ |
АДЕКВ |
АДЕКВ |
ВДА |
ВДА |
||||||
6 |
НЕДОСТ |
ДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕАДЕКВ |
АДЕКВ |
ВДА |
ВДА |
||||||
7 |
НЕДОСТ |
ДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
ДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
АДЕКВ |
АДЕКВ |
ВДА |
ВДА |
||||||
8 |
НЕДОСТ |
ДОСТ |
НЕДОСТ |
ДОСТ |
НИЗК |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
ДОСТ |
АДЕКВ |
АДЕКВ |
ВДА |
ВДА |
||||||
9 |
НЕДОСТ |
ДОСТ |
НИЗК |
НИЗК |
НИЗК |
НИЗК |
НИЗК |
НИЗК |
АДЕКВ |
АДЕКВ |
ДА |
ДА |
||||||
10 |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
АДЕКВ |
АДЕКВ |
ВДА |
ВДА |
||||||
ДИНАМИКА НА 10 УЧЕНИКОВ |
||||||||||||||||||
УРОВЕНЬ |
ДОСТАТОЧНЫЙ |
2-20% |
7-70% |
2-20% |
4-40% |
0-0% |
3-30% |
3-30% |
5-50% |
8-80% |
9-90% |
|||||||
НЕДОСТАТОЧНЫЙ |
8-80% |
3-30% |
8-80% |
6-60% |
10-100% |
7-70% |
7-70% |
5-50% |
2-20% |
1-10% |
||||||||
А |
0-0% |
1-10% |
||||||||||||||||
ВДА |
8-80% |
8-80% |
||||||||||||||||
ДА |
2-20% |
1-10% |
Анализ психологических данных свидетельствует о незначительной положительной динамике школьной адаптации детей.
На конец года
у 70%(7) детей развивается положительное эмоциональное восприятия системы отношений ребенка в школе, эмоциональное благополучное, установка на преодоление препятствий, преобладание позитивного настроения в классе, школе, активная школьная позиция, что положительно воздействует на формирование социальной позиции ребенка и его учебной деятельности в целом;
30%(3) - испытывают эмоциональный дискомфорт, тревожность, внутреннее напряжение, неуверенность, утомляемость, общую слабость, небольшой запас сил, застенчивость, не умение преодолевать трудности, отстраненность школьной жизни, что в целом может сказаться на успешности школьной деятельности, взаимоотношения со сверстниками
Выявлено, что
40%(4) учащихся умеют взаимодействовать со сверстниками, имеют достаточные навыки общения, способность оказывать дружескую поддержку, потребность в позитивном общении с окружающими людьми и умение вступать в общение, достаточную удовлетворенность своим положением в классе, взаимоотношениями с одноклассниками;
у 60%(6) детей слабые коммуникативные навыки, навыки социального взаимодействия, недостаточно развита способность
- слушать собеседника,
- владения социально адекватными способами общения,
- техникой установления коммуникативного контакта,
- обладать социальными навыками общежития и саморегуляции,
- соблюдать нормы взаимоотношений с окружающими людьми – сверстниками, взрослыми, что может оказать влияние на психологический комфорт в кругу сверстников, способность к организации личной жизни и сосуществованию с людьми социального окружения, а в целом - на эмоционально-психическую организацию личности
Диагностические данные показали, что 70%(7) детей
не понимают и не принимают роли учителя, не признают позицию учителя, устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе,
не способны мобилизовать интеллектуальные и физические силы,
отвлекаются, не следят за мыслью учителя,
что вместе может серьезно повлиять на качество многих сторон учебного процесса
Изучение уровня адаптации ребенка к новым условиям школы, учебной нагрузке позволяет говорить об уменьшении количества ДА детей с 20%(2) до 10%(1)
На конец учебного года
А - адаптированных детей 10%(1);
детей с ВДА - возможной дезадаптацией 80%(8),
ДА – 10%(1) дезадаптированных детей - дети с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД |
АДАПТАЦИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||
1 класс, 2015-2016 |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД |
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД |
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД (ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ) |
УРОВЕНЬ |
|||||||||||||||||||||||
№ |
Ф.И. |
октябрь |
март |
октябрь |
март |
октябрь |
март |
октябрь |
март |
октябрь |
март |
октябрь |
март |
||||||||||||||||
1 |
10Н |
12СР |
2 СР |
1В |
ДОСТ |
ДОСТ |
НСР |
СР |
НСР |
СР |
ВДА |
А |
|||||||||||||||||
2 |
8Н |
11СР |
3 Н |
2СР |
ДОСТ |
ДОСТ |
Н |
СР |
НСР |
НСР |
ДА |
ВДА |
|||||||||||||||||
3 |
3Н |
7Н |
3 Н |
2СР |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
Н |
НСР |
Н |
НСР |
ВДА |
ВДА |
|||||||||||||||||
4 |
12СР |
14СР |
3 Н |
2СР |
ДОС |
ДОСТ |
НСР |
СР |
НСР |
НСР |
ВДА |
ВДА |
|||||||||||||||||
5 |
5Н |
7Н |
3 Н |
3Н |
НЕДОСТ |
ДОСТ |
Н |
НСР |
НСР |
СР |
ВДА |
ВДА |
|||||||||||||||||
6 |
11СР |
12СР |
2 СР |
1В |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
СР |
СР |
НСР |
СР |
ВДА |
ВДА |
|||||||||||||||||
7 |
10Н |
12СР |
2 СР |
1В |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
Н |
СР |
НСР |
СР |
ВДА |
ВДА |
|||||||||||||||||
8 |
9Н |
12СР |
2 СР |
1В |
НЕДОСТ |
ДОСТ |
Н |
СР |
НСР |
НСР |
ВДА |
ВДА |
|||||||||||||||||
9 |
5Н |
9Н |
2 СР |
1В |
НИЗК |
НИЗК |
Н |
Н |
НСР |
НСР |
ДА |
ДА |
|||||||||||||||||
10 |
6Н |
8Н |
3 Н |
2СР |
НЕДОСТ |
НЕДОСТ |
Н |
НСР |
НСР |
НСР |
ВДА |
ВДА |
|||||||||||||||||
ДИНАМИКА НА 10 УЧЕНИКОВ |
НСР |
||||||||||||||||||||||||||||
ДОСТАТОЧНЫЙ |
2-20% |
6-60% |
5-50% |
9-90% |
3-30% |
5-50% |
1-10% |
6-60% |
0-0% |
4-40% |
А 0-0% |
А 1-10% |
|||||||||||||||||
НЕДОСТАТОЧНЫЙ |
8-80% |
4-40% |
5-50% |
1-10% |
7-70% |
5-50% |
9-90% |
4-40% |
10-100% |
6-60% |
ВДА 8-80% |
ВДА 8-80% |
|||||||||||||||||
ДА 2-20% |
ДА 1-10% |
Итоговая диагностическая работа с первоклассниками ГК позволила
1. Определить
- положительную динамику в развитии метапредметных и личностных УУД первоклассника, его сильные и слабые стороны в развитии психических функций, саморегуляции, коммуникативных умений, школьной мотивации (результаты психологических обследований отражены в карте индивидуальных достижений ребенка);
2. Выделить группу детей с недостаточным уровнем развития параметров УУД:
У 74%(17/23) первоклассников недостаточно развиты метапредметные УУД:
40%(4) - снижены познавательные умения,
10%(1) - снижены регуляторные способности, умение работать, не отвлекаясь,
50%(5) - недостаточно сформированы коммуникативные навыки,
У 60%(6) детей недостаточно развиты личностные УУД:
снижена школьная мотивация,
у 80%(1) - выявлена возможная дезадаптация (ВДА), 10%(1) - дезадаптированных (ДА) детей ГК;
3. Выявить группы детей с достаточным и недостаточным уровнем развития исследуемых параметров УУД:
- у детей лучше развиты регулятивные УУД. На конец года достаточный уровень имеют 9-90% детей ГК, возрос у 4-40%;
- слабее – личностные (мотивацилнные) УУД. Достаточный уровень - у 4-40%, возрос у 4-40% детей.
В I полугодии проведены индивидуальные консультации с каждым родителями детей ГК по вопросу адаптации первоклассника к школе. Предложены к обсуждению результаты метапредметных и личностных УУД, даны
рекомендации по адаптации ребенка к новому режиму жизни, положительному отношению к школе.
С учителем в течение года проводилась совместная работа по разрешению проблем первоклассников:
предъявление требования, адекватные возможностям ребенка;
формирование устойчивой учебной мотивации, «внутренней» позиции школьника;
повышение уровня познавательной сферы, саморегуляции,
развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с взрослыми.
Дементьева Ирина Михайловна
Рагулина Любовь Давыдовна