Аналитический обзор платформ российских массовых открытых онлайн-курсов для педагогов и учащихся

1
0
Материал опубликован 21 January 2021

Аналитический обзор платформ российских массовых открытых онлайн-курсов для педагогов и учащихся

Введение.

Онлайн-обучение или e-learning — это обучение с применением мультимедиа и интернет - технологий. Обучение в режиме “здесь и сейчас” является логическим продолжением дистанционного обучения, в условиях развития интернета и цифровых технологий и неуклонно расширяется  последние 13 лет. С недавнего времени онлайн-обучение по некоторым параметрам опережает традиционный очный формат.

Неоспорим факт, что в современном информационном обществе на смену классическому образованию приходит обучение с применением информационных технологий, подкреплённое текущими реалиями пандемии короновируса, но и до возникновения данной эпидемиологической ситуации довольно успешно применялась технология онлайн обучения. Учитывая большой потенциал, которым обладает обучение через интернет, реализация принципов образования выполняется в плотном внедрении данного направления, для достижения искомой цели – непрерывности и качества процесса обучения.

Мнение о необходимости практики такой формы обучения самые различные, а часто и совершенно противоположные.

В России разработано много образовательных систем, которые работают в соответствии с международными стандартами. В частности, большую популярность обрели учебные порталы, видеоконференции, тестирование через Интернет. В целом по стране около 50 % ВУЗов предоставляют возможности дистанционного обучения. Так же существует множество курсов в рамках реализации рассматриваемой программы. Активно локализуется зарубежный контент.

Для более детального обоснования данной позиции необходимо сказать о преимуществах данной формы обучения. Учитывая специфику онлайн - образования, решается сразу несколько вопросов, перечислим главные:


1. Появляется возможность получить среднее и высшее образование многим категориям граждан, которые не могли получить образование по объективным причинам.

2. Процесс обучения имеет непрерывную структуру, в сравнении с традиционным образованием.

3. Имеется возможность подключения к любым информационным источникам, дистанционным программам, методическим материалам, консультациям учителя, а так же сторонним курсам, вебинарам и лекторам, для самостоятельного изучения материала и персонализации программы.

4. Для учащихся, которым трудно освоить учебный материал, ввиду психологических аспектов и индивидуальных особенностей личности предусматривается гибкость графика учебного процесса.

5. Экономия. Учитывая характер традиционной учёбы необходимо покупать одежду, канцелярию, учебные пособия, рабочие тетради, портфель, то онлайн - обучение не предусматривает ни одной из перечисленных трат. Все учебники и пособия — цифровые, а заниматься можно в свободной форме одежды.

Онлайн - форма обучения сегодня обладает очевидными преимуществами перед традиционной формой, но остаются моменты, в которых она по-прежнему уступает.

Рассмотрим основные из недостатков онлайн - образования:

1. Отсутствие прямого “очного “контакта между учащимся и преподавателем. При традиционной форме обучения у преподавателя имеется возможность прямого стимулирующего воздействия на личность учащегося, с реагированием на изменение эмоционально-волевой сферы, корректировки нагрузки и комплексной отработки знаний, умений и навыков, как в индивидуальном, так и групповом формате.

2. Техническое оснащение учащихся необходимым оборудованием.

Учитывая, что среди учащихся есть все социальные категории по финансовому достатку, говорить о полной укомплектованности учащихся к онлайн- обучению очень трудно, т.к. из технического оснащения необходим хотя бы базовый набор: компьютер или планшет, наушники или колонки, и, несомненно, доступ к интернету.

Онлайн-обучение стало не просто средством получения знаний и сдачи экзаменов онлайн, но и своеобразным каналом для прямой связи преподавателей и студентов, т.к. оно позволяет учащимся полностью погрузиться в образовательную среду.

Самый быстро развивающийся на сегодня сектор онлайн обучения — массовые открытые онлайн-курсы или МООК, разрабатываемые учебными организациями для специализированных МООК-платформ.

Приведём список платформ с их функционалом, плюсами и минусами использования:

Инфоурок (infourok.ru)

Платформа образовательных услуг. Массовые курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, видео лекции, тестирование для учителей и многое другое.

Функционал площадки:

огромный спектр курсов;

проведение вебинаров (интеграция с Zoom, Skype, Mirapolis, планирование и сохранение, статистика, добавление опросов);

каталог готовых адаптивных курсов для любого направления деятельности;

дружественный, понятный интерфейс;

программы обучения с пошаговой структурой и уведомлением о прохождении;

отчёты по материалам, пользователям, диалогам, тестам;

календарь мероприятий со всеми учебными активностями;

рассылка уведомлений;

настройка доступа к онлайн-курсу.

Плюсы:

полные возможности для проведения вебинаров;

безлимит на дисковое пространство и число курсов;

детальная статистика по обучению;

поддержка интеграций с любыми интерактивными устройствами;

гибкость учебного процесса;

настройка языковых версий;

наличие службы поддержки пользователей и горячей линии;

выдача бесплатных сертификатов, свидетельств, грамот, дипломов за участие в публикациях методических разработок, прохождением тестов, викторин и конкурсов;

постоянное обновление функционала платформы;

возможность создания персонального сайта учителя;

частые акции (“черная пятница”, скидка на всё и т.д.).

Минусы:

большинство из курсов платные;

каждый активный пользователь оплачивается отдельно;

цена тарифов зависит от количества активных слушателей. Чем больше учеников, тем дешевле обходится каждый из них.

длительное время ожидания ответов технических специалистов;

частые сбои системы;

длительный процесс регистрации нового пользователя;

большой объём документов для оформления на прохождение курсов.

Универсариум (universarium.org)

Российская MOOC-платформа. Запущен при поддержке Агентства стратегических инициатив и РИА-Новости. Разрабатывают собственные курсы совместно с российскими вузами и пытаются получить право выдавать сертификаты государственного образца тем, кто успешно проходит курсы. Есть планы по переводу своих курсов на английский язык и выход на европейскую аудиторию. Курсы позиционируются как отдельные курсы, которые могут быть встроены в большие образовательные программы. Разрабатываются совместно с преподавателями, почти все преподаватели-авторы стартовых курсов — из МГУ им. Ломоносова.

Функционал площадки:

огромный спектр курсов;

проведение вебинаров (интеграция с Zoom, Skype, Mirapolis, планирование и сохранение, статистика, добавление опросов);

каталог готовых адаптивных курсов для любого направления деятельности;

дружественный, понятный интерфейс;

программы обучения с пошаговой структурой и уведомлением о прохождении;

отчёты по материалам, пользователям, диалогам, тестам;

календарь мероприятий со всеми учебными активностями;

рассылка уведомлений;

настройка доступа к онлайн-курсу.

Плюсы:

полные возможности для проведения вебинаров;

безлимит на дисковое пространство и число курсов;

детальная статистика по обучению;

поддержка интеграций с любыми интерактивными устройствами;

гибкость учебного процесса;

настройка языковых версий;

наличие службы поддержки пользователей и горячей линии;

выдача бесплатных сертификатов, свидетельств, грамот, дипломов за участие в публикациях методических разработок, прохождением тестов, викторин и конкурсов;

постоянное обновление функционала платформы;

возможность создания персонального сайта учителя;

частые акции (“черная пятница”, скидка на всё и т.д.).

Минусы:

некоторые из курсов платные;

каждый активный пользователь оплачивается отдельно;

цена тарифов зависит от количества активных слушателей. Чем больше учеников, тем дешевле обходится каждый из них.

длительное время ожидания ответов технических специалистов;

частые сбои системы;

длительный процесс регистрации нового пользователя;

большой объём документов для оформления на прохождение курсов.

Открытое образование (openedu.ru)

Современная образовательная платформа открытого типа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа создана Ассоциацией "Национальная платформа открытого образования", учрежденной ведущими университетами - МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и Университет ИТМО.

Все курсы, размещенные на платформе, доступны бесплатно и без формальных требований к базовому уровню образования. Для желающих зачесть пройденный онлайн-курс при освоении образовательной программы бакалавриата или специалитета в вузе предусмотрена уникальная для России возможность получения сертификатов. Получение сертификата возможно при условии прохождения контрольных мероприятий онлайн-курса с идентификацией личности обучающегося и контролем условий их прохождения.

Функционал площадки:

огромный спектр курсов, обучающих программ, роликов и инструкций;

проведение вебинаров (интеграция с Zoom, Skype, планирование и сохранение, статистика);

каталог адаптивных курсов для любого направления деятельности;

дружественный, понятный интерфейс;

программы обучения с пошаговой структурой и уведомлением о прохождении;

отчёты по программам, материалам, тестам;

наличие информационной библиотеки;

календарь мероприятий со всеми учебными активностями;

рассылка уведомлений;

настройка доступа к онлайн-курсу.

Плюсы:

все программы разработаны в строгом соответствии с ФГОС;

весь спектр программ и курсов на бесплатной основе;

полные возможности для проведения вебинаров;

высокая эффективность и качество курсов;

безлимит на дисковое пространство и число курсов;

детальная статистика по обучению;

поддержка интеграций с любыми интерактивными устройствами;

гибкость учебного процесса;

настройка языковых версий;

наличие службы поддержки пользователей;

выдача бесплатных свидетельств, грамот за участие в викторинах и конкурсах;

постоянное обновление функционала платформы;

имеется возможность обучения для людей с ограниченными возможностями.

Минусы:

имеется нестабильная работа при большой загруженности системы активными пользователями;

длительное время загрузки рабочих программ;

Лекториум (lektorium.tv)

Лекториум — платформа открытых знаний, которая содержит крупнейшую медиатеку лекций отечественных вузов, и создает авторские онлайн-курсы нового поколения.

Функционал площадки:

огромный спектр курсов, обучающих программ, роликов, инструкций, статей;

проведение вебинаров (интеграция с Zoom, Skype, планирование, статистика);

каталог адаптивных курсов для любого направления деятельности в зависимости от роли (школьник, специалист, абитуриент, родитель) ;

дружественный, понятный интерфейс;

программы обучения с пошаговой структурой и уведомлением о прохождении;

отчёты по программам, материалам, тестам, вебинарам;

наличие комплексной информационной библиотеки;

календарь мероприятий со всеми учебными графиками и последней активностью в системе;

рассылка уведомлений;

простая настройка доступа к онлайн-курсу.

Плюсы:

высокая эффективность и качество курсов;

безлимит на дисковое пространство и число курсов;

детальная статистика по обучению;

поддержка интеграций с любыми интерактивными устройствами;

гибкость учебного процесса;

настройка языковых версий;

наличие службы поддержки пользователей;

выдача бесплатных свидетельств, грамот за участие в викторинах и конкурсах;

постоянное обновление функционала платформы;

наличие фильтров для быстрого обнаружения необходимого материала и курсов;

имеется возможность обучения для людей с ограниченными возможностями.

Минусы:

некоторые из курсов являются платными;

имеется нестабильная работа при большой загруженности системы активными пользователями;

НЕППО (нэппо.рф)

Платформа является доступной для различных категорий слушателей. Пользователям не обязательно обладать специальными навыками для обучения. Обучение на платформе осуществляется с использованием современного программного обеспечения. Пользователи знакомятся с последними тенденциями в сфере дистанционного образования.

Функционал площадки:

большой спектр курсов, обучающих программ, роликов, инструкций, статей;

проведение вебинаров;

дружественный, понятный интерфейс;

программы обучения с пошаговой структурой и уведомлением о прохождении;

отчёты по программам, материалам, тестам, вебинарам;

наличие системной информационной библиотеки;

календарь мероприятий со всеми учебными графиками и последней активностью в системе;

рассылка уведомлений;

простая настройка доступа к онлайн-курсу.

Плюсы:

бесплатный доступ к ресурсам платформы;

безлимит на дисковое пространство и число курсов;

детальная статистика по обучению;

наличие службы поддержки пользователей;

выдача бесплатных свидетельств;

постоянное обновление функционала платформы;

наличие специальных фильтров для быстрого обнаружения необходимого методического материала и видео ресурсов;

Минусы:

отсутствуют возможности для людей с ограниченными возможностями здоровья;


Сравнительный анализ сайтов показал, что у каждой платформы есть достоинства, которые при правильном использовании обеспечивают необходимые потребности пользователей. В их число входят как сложные программы обучения, выделенные в специализированный курс, информационные статьи и вебинары экспертов, так и более удобный интерфейс и ряд других факторов. Явных лидеров по количеству пользователей сайтов в российских платформах аналитики не выделяют. 

Проведя небольшой социологический опрос на тему “будущее онлайн образования”, представленный на рис. 1, можно утверждать, что основная масса респондентов настроена положительно, с готовностью к освоению и специфике онлайн – обучения.

t1611245767aa.jpg

Рис 1.

Усредненные аналитические данные по сравнению традиционной и онлайн формой обучения, так же показывают значительный рост числа заинтересованности респондентов (рис. 2) .

t1611245767ab.png Рис. 2.

Заключение.

Платформы МООС в России предоставляют пользователям широкий круг разнообразных курсов, как с сертификатами, так и без них, с удобными и качественными программами обучения, также они сотрудничают с крупнейшими университетами страны. Но при этом позиция России в рейтинге использования пользователями онлайн-ресурсов для самообразования гораздо ниже, чем в США или Германии.

Оценивая численные показатели, можно сделать вывод, что темпы развития платформ МООК стабильно прогрессивные и довольно результативные (рис 3).

t1611245767ac.jpg

Для четкого функционирования и рентабельности, все курсы для удобства пользователей должны быть четко структурированы по тематике или областям знаний. Иметь бесплатный доступ. При выборе курса или программы обучения пользователю следует предлагать курсы по схожим тематикам или сопутствующим программам, для уменьшения времени ручной сортировки материала.

И наконец, нужно учитывать техническую структуру сайта для удобства пользователей самых разных возрастов и категорий здоровья (люди с ограниченными возможностями). Все это повысит вовлечение пользователей в онлайн обучение и сделает данное направление не менее перспективным в реальности, чем традиционное образование.



Список литературы:

1. Колтер М. Массовые открытые онлайновые курсы // Совместное заседание секции Управление знаниям, и Секции вузовских и научных библиотек в ходе Всемирного конгресса ИФЛА // Доклад – С. 2013.

URI: http://www.gpntb.ru/ntb/ntb/2014/8/ntb_8_6_2014.pdf


2. Ли Юань, Стефан Пауэлл, МООК и открытое образование. Значение для высшего образования // Статья: 2013 - № 11

URI: http://publications.cetis.ac.uk/2013/667

3. Меньшикова Е. У. Как российские MOOC-платформы конкурируют с мировыми гигантами онлайн-образования // Университет ИТМО // Статья – м., 2018 - №10.

URI: https://news.itmo.ru/ru/news/7692/

4. САКОЯН А. МООК: революция в мире образования // информационно-аналитический портал // Статья – м., 2013 - № 30

URI: https://polit.ru/article/2013/05/30/mooc/

5. Сараев В. Неленинский университет миллионов // Эксперт: журнал. — М., 2014. — № 28 (907).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.