Аналитический отчет о проделанной работе за 2023-2024 учебный год педагога-психолога в МОУ ДО «ДДТ»
Аналитический отчет о проделанной работе за 2023-2024 учебный год педагога-психолога О.А. Романовой в МОУ ДО «ДДТ»
Цель работы педагога-психолога в учреждении дополнительного образования детей – психологическое сопровождение образовательного процесса, который направлен на создание условий для раскрытия творческого потенциала и личностного развития всех субъектов образовательного пространства ДДТ.
Основными задачами является:
Исследование особенностей личностного развития детей.
Содействие ребёнку в решении актуальных задач развития и социальной адаптации (нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями и т.п.).
Формирование адекватной установки на участие в творческой деятельности.
Выявление и поддержка одарённых детей.
Развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры детей, родителей и педагогов.
Оказание психологической помощи педагогам ДДТ.
Профессиональная ориентация обучающихся.
Профилактика зависимостей и формирование здорового образа жизни у обучающихся.
Психологическая диагностика:
Психологическая диагностика является деятельностью по выявлению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности, на основе которой делается заключение о развитии ребенка и целесообразности той или иной коррекционной работы с ним. Основными формами психологической диагностики является анкетирование, тестирование, наблюдение. Диагностика осуществлялась как в индивидуальной, так и в групповой форме с целью определения хода психического развития, соответствие развития возрастным нормативам и адаптивности личности обучающегося; а также изучение различных отклонений в психическом развитии; проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе, диагностика самооценки психических состояний учащихся, выявление личностных особенностей (тревожность, фрустрация, агрессивность), выявление причин школьной неуспеваемости, а также изучение готовности к выбору профессии.
Групповая:
- первичная диагностика личной успешности обучающихся в творческих объединениях (352 человека)
-повторная диагностика личной успешности обучающихся в творческих объединениях ( 321 человек).
Диагностика личной успешности охватывает весь контингент обучающихся и позволяет оценить успешность обучающегося в каждом конкретном творческом объединении. В ходе диагностики оцениваются такие качества как: коммуникативность, овладение умениями, способность к обучению, мотивация и творческие возможности.
По результатам проводимого исследования можно отследить детей с высокими творческими способностями, хорошей мотивацией на учение, предположить их высокую активность и хорошую результативность в участиях в конкурсах, а также сделать вывод об успешности освоения программ дополнительного образования.
- диагностика готовности к школьному обучению первичная (17 обучающихся) и повторная (14 человек).
Скрининг-обследование готовности к школьному обучению (Н. Семаго, М. Семаго). Результаты обследования представлены графически в виде диаграммы.
- определение уровня психологической готовности к сдаче ОГЭ, ЕГЭ МОУ «Первомайская СОШ». Инструментом исследования являлась анкета М.Ю. Чибисовой «Психологическая готовность учащихся к сдаче ОГЭ, ЕГЭ» 4 человека.
-определение профессиональных склонностей обучающихся МОУ ДО ДДТ – 6 обучающихся. По результатам диагностик были составлены заключения с рекомендациями по выбору профессий и дана консультация.
- мониторинг выявления стрессовых и депрессивных состояний, суицидальной предрасположенности обучающихся (учащиеся 7 школ Арсеньевского района (МОУ «Белоколодезская ООШ», МОУ «Первомайская СОШ», МОУ «Ясенковская ООШ», МОУ «Литвиновская ООШ», МОУ «Пристанционная СОШ», МОУ «Кузьменская СОШ», МОУ «Голубоченская ООШ») 76 человек.
- социально-психологическое тестирование, направленное на раннее выявление потребления наркотических средств и психотропных веществ (учащиеся 7 школ Арсеньевского района (МОУ «Белоколодезская ООШ», МОУ «Первомайская СОШ», МОУ «Ясенковская ООШ», МОУ «Литвиновская ООШ», МОУ «Пристанционная СОШ», МОУ «Кузьменская СОШ», МОУ «Голубоченская ООШ») – 79 человек.
Индивидуальная по запросу:
-несовершеннолетние - 4 человек.
По результатам диагностики составлено 2 психолого-педагогическое представление для прохождения ребенком ПМПК и определения образовательного маршрута.
Консультативная работа:
В целях повышения уровня психологических знаний участников образовательного процесса проведён ряд индивидуальных и групповых консультаций с целью оказания помощи в воспитании и обучении детей, педагогом-психологом были даны рекомендации.
Консультация родителей - 46
Консультирование несовершеннолетних –83
Консультирование педагогов – 21
Основные темы консультаций: проблемы в обучении и воспитании ребенка, школьная неуспеваемость, готовность к школьному обучение, психологическая готовность к сдаче экзаменов, выбор будущей профессии, обучение и воспитание детей с ОВЗ, прохождение ПМПК и определение образовательного маршрута, организация работы с детьми группы риска, развитие творческих способностей обучающихся в условиях ДДТ, нарушение детско-родительских отношений.
Коррекционно-развивающая работа:
Важным направлением в работе педагога-психолога является психологическая коррекция, которая направлена на устранение отклонений в личностном и психологическом развитии обучающихся. Основными формами психологической коррекции являются занятия по коррекции и развитию психических и познавательных процессов, активные формы коррекции (занятия с элементами тренинга).
На занятиях идёт работа по снижению уровня тревожности, эмоционального напряжения, развитию эмоционально-волевой сферы, основных психических процессов, мыслительных операций и коммуникативных навыков. Используются элементы арт-терапии, игровой терапии, сказкотерапии, развивающие упражнения.
Групповая работа: 10 занятий (41)
Групповые занятия были направлены на:
- психологическую подготовке обучающихся к сдаче экзаменов
- развитие познавательных функций, позитивного отношения к школе
- развитие жизнестойкости и ценности жизни
- развитие коммуникативных навыков.
Индивидуальные - 31 занятия.
Подготовка работ ребенка-инвалида к конкурсам. 1 место в областном конкурсе «Звездочка в ладошке» для детей с ОВЗ
4. Просветительская работа
В 2023-2024 учебном году профилактическая работа и психологическое просвещение (согласно плану работы) педагога-психолога предусматривала целенаправленную работу по предупреждению возможных негативных явлений в психологическом и личностном развитии обучающихся, по профилактике вредных привычек, по формированию ЗОЖ и повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
На стенде педагога-психолога была обновлена информация «Неделя психологии» в ноябре и апреле «Неделя психологии».
15 мероприятий - на формирование ЗОЖ, профориентацию. Мероприятиями было охвачено 156 обучающихся МОУ ДО ДДТ. В рамках недели психологии, которая проходила в учреждении дважды были проведены следующие занятия «Ценен каждый», «Здоровое питание», «Азбука здоровья», «Коробка добрых дел».
Было проведено родительское собрание на тему: «Семейные ценности и традиции как средство воспитания личности».
5. Организационно-методическая работа и экспертная работа
Важным направление деятельности психолога является организационно-методическая работа. Сюда можно отнести:
-анализ и планирование деятельности
-курсы повышения квалификации
- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ.
- участие в научно практических семинара, вебинарах, конференциях и т.д.
-посещение совещаний и методических объединений.
В 2023-2024 была выполнена следующая работа:
- подготовлена информация в центр «Помощь» об обучении детей с РАС в ОУ Арсеньевского района;
- подготовка статистических справок о деятельности педагога-психолога за четверти, отчета о проделанной работе за 2023 календарный год, отчета «Объемные показатели за 2023 год», подготовка аналитического отчета за 2023 календарный год, подготовка аналитического отчета о работе педагога-психолога за учебный 2023-2024 год;
- обработка и анализ результатов мониторингов, социально-психологических тестирований, диагностических исследований; по результатам каждого исследования было составлено психологическое заключение и разработаны рекомендации;
- разработка рекомендаций для родителей, педагогов, несовершеннолетних;
- изучение научно-практической литературы, подбор и пополнение диагностической базы, разработка и подбор коррекционно-развивающих занятий;
- разработаны: годовой план педагога-психолога, план по профориентации, план «Неделя психологии».
- для проведения мониторинга и социально-психологического тестирования в апрграмме АРМБОС была создана база данных участников тестирования из обучающихся 7-11 классов общеобразовательных школ Арсеньевского района с создание личного кабинета.
Курсы повышение квалификации, семинары, вебинары:
- Прохождение курсов повышения квалификации «Профилактика социально-негативных явлений в социальной среде» -150 ч;
-участие в круглом столе «Индекс детского благополучия в Тульской области: результаты исследования и пути развития»;
- участие в вебинаре «Профилактика суицидального и саморазрушающего поведения у подростков»;
- семинар «Профилактика социально-негативных явлений в молодежной среде»;
- участие с семинаре «Профилактика суицидального поведения у молодежи».
Разработан и реализовывается план наставничества с новым специалистом учреждения. Были проведены консультации, педагог ознакомлен оформление отчетной документации, с ведение электронного журнала, посещено занятие.
На стенде «Уголок психолога» обновлена информация «Неделя психологии».
Педагогом-психологом были разработаны буклеты и памятки, которые были распространены среди обучающихся, размещены на сайте учреждения и стенде педагога-психолога: « Компьютерная зависимость у подростков. Что делать?», «Жестокое обращение с детьми», «Вся правда о наркотиках».
Так же принимала участие в региональном конкурсе лучших практик в системе дополнительного образования.
К экспертной деятельности можно отнести следующую работу в соответствии с направленностью учреждения: участие в допросе несовершеннолетних - 1 человека.
Председатель жюри конкурса рисунков « Слава тебе, Защитник». Член жюри конкурса рисунков «Милой мамочки портрет».
Являлась наставником педагога Бабиной И.В.
Исходя из анализа деятельности педагога-психолога за 2023-2024 учебный год, можно сделать вывод, что все направления реализованы, запланированные мероприятия выполнены, однако в ходе работы выявлены некоторые трудности:
- недостаточная материально-техническая база и отсутствие отдельного кабинета психолога.
2023-2024 учебном году педагогом-психологом планирует продолжать работу по всем направление деятельности пополнить и обновить диагностическую базу психологическими методиками. Систематически
повышать свою квалификацию.
Педагог-психолог Романова О.А.
01.06.2024
Приложение к аналитическому отчету педагога-психолога 22-23 г.
Диагностика
Групповая | 76 диагностик (886 человек) |
Индивидуальная | 7 диагностик |
Консультации
Групповая | 14 консультаций (94 человека) |
Индивидуальная | 56 консультаций |
Коррекционно-развивающие занятия
Групповые | 15 занятий (109 человек) |
Индивидуальные | 2 занятий |
Просветительская
Групповые занятия, акции, беседы, профилактические занятия с элементами тренинга | 13 занятий (225 человек) |
Экспертная
3 |
Организационно методическая
Наименование мероприятий/ | количество |
Количество мероприятий | 38 |
Прохождение курсов повышения квалификации вебинары | 170 ч 10 вебинаров |
Курсы повышение квалификации, семинары, вебинары:
17.01.23 - 30.05.23 г. курсы повышения квалификации «Организация психолого-педагогического сопровождения в современной школе» 144 часа; ГОУ ДПО ТО « ИПК и ППРО ТО»;
04.10.23 г. - вебинар «Семьеведение» - ГУСОН ТО «Кризисный центр помощи женщинам» - 3 часа;
13.10.23 г учебно-практический онлайн –семинар «Стратегии поддержки детей с РАС» ГУ ДО ТО « Областной центр ПОМОЩЬ» -3 часа;
15.12.23 г. – межрегиональный мастер-класс «Организация тьютерского сопровождения обучающихся с ОВЗ» ГОУ ДПО ТО « ИПК и ППРО ТО» -3 часа;
02.11.22 г. - курсы повышения квалификации «Основы обеспечения информационной безопасности детей» ООО «Центр инновационного образования и воспитания» - 36 часов;
19.01.23 г. - вебинар «Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»;
21.02.23 г. - семинар «Психологические аспекты кризиса и утраты: эффективная помощь в горе и профилактика невротизации у детей, переживание потери близкого человека» ГОУ ДПО ТО « ИПК и ППРО ТО» - 3 часа;
30.03.23 г – межрегиональный круглый стол « Инклюзивное образование и социализация детей с ОРВ на этапах дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС» ГОУ ДПО ТО « ИПК и ППРО ТО» - 3 часа;
23.03.23 г. - межрегиональный мастер-класс «Особенности организации коррекционно-развивающего обучения детей с синдромом дефицита внимания» ГОУ ДПО ТО « ИПК и ППРО ТО» - 3 часа;
- 23.03.23 г. Учебно-практический семинар «Коррекция нежелательного обучения у детей с РАС. Теория и опыт» ГУ ДО ТО « Областной центр ПОМОЩЬ» 3 часа;
- 19.04.23 г. вебинар «Школьные службы примирения как ресурс развития системы профилактики и волонтерского движения» 3 часа;
- 17.05.23 г –вебинар –«Программы формирования жизнестойкости и ценности жизни обучающихся» -3 часа. Аналитический центр ФИОКО;
Разработана программа психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы обучающихся 14-18 лет «Дорога в будущем».