Аналитический отчёт о работе социального педагога, педагога психолога за 2019-2020 учебный год
Аналитический отчет социального педагога, педагога - психолога
за 2019-2020 учебный год.
Свою деятельность строила в соответствии с утверждённым годовым планом.
Главная цель работы педагога-психолога заключалась в оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации.
Общая направленность работы психолога определялась следующими практическими задачами:
-увеличение охвата различных категорий детей (детей с ОВЗ и детей-инвалидов, детей с повышенными познавательными потребностями, одаренных детей, детей сирот, из семей, находящихся в социально-опасном положении, детей из приемных, опекунских семей, из семей в социально-опасном положении, детей, склонных к поведенческим рискам и других);
-разработка и применение инновационных подходов и технологий психолого-педагогического сопровождения детей и их ближайшего окружения;
-организация работы по предупреждению, выявлению, преодолению неблагополучия детей и подростков в образовательной среде;
-организация вариативных форм групп развития детей;
-оказание методической помощи, включая разработку образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития (СИПР), индивидуальных учебных планов, выбор оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью, выявление и устранение препятствий к обучению;
-проведение психолого-педагогических мониторингов психофизиологического и психоэмоционального состояния, социального самочувствия, адаптированности к условиям обучения и т.п., обучающихся, воспитанников, в частности с особыми образовательными потребностями;
-участие в проектировании образовательной среды в образовательных организациях с учетом результатов проводимых мониторингов;
Моя работа строилась по следующим направлениям:
- психолого-педагогическая диагностика;
- психолого-педагогическое консультирование;
- коррекционно-развивающая работа;
- просветительская деятельность.
-организационно-методическая работа.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Традиционно проводилась диагностика простых и сложных психических процессов: интеллекта, креативности, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений, эмоционального благополучия, профессиональных задатков, ценностных ориентиров, деятельностных качеств, уровней школьной подготовленности, отклонений в психическом развитии и др.
В процессе диагностики использовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники), так и малоформализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности).
Формы тестового материала: вербальные, невербальные, устные и письменные, предметные, бланковые, проективные и др.
Всего мною продиагностировано -25 детей.
ВПР | ПРОФ | ДП | ПН | ПГШ | НР | КП | ЭП | О |
9 | 3 | 2 | 2 | 4 | 2 | 1 | 1 | 1 |
По запросам ОУ мною было проведено психолого-педагогическое обследование детей 4-5 лет образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования. В обследовании приняло участие 14 воспитанников ДОУ.
Для показа на ПМПК были обследованы 4 ребенка.
Психолого-педагогическое консультирование.
В конкретных условиях рассматривалось как совокупность процедур, направленных на помощь субъекту образовательного процесса (учащийся, педагог, родитель) в разрешении возникающих проблем и принятии решений по вопросам школьного обучения и круга взаимоотношений, сопутствующих получению образования.
Консультировались учащиеся, учителя и родители, которые ставили перед собой цель дальнейшего развития личности, заинтересованные в нахождении более эффективных путей и способов разрешения жизненных задач.
В течение года консультации велись по следующим направлениям:
- с учащимися, родителями и учителями по предупреждению дезадаптации;
- с учащимися по проблемам профессиональной ориентации с учётом результатов диагностики;
- с родителями и воспитателями будущих первоклассников по проблемам готовности к школе;
-с родителями и педагогами по проблемам в обучении, трудностями в освоении математики, письма и чтения, нарушения речи;
-информирование родителей по программам реабилитации детей инвалидов,
- по запросам учителей, родителей.
Проблемы, затронутые на консультациях, имели, в основном, следующую направленность:
- поведенческую;
- эмоциональную;
- коммуникативную;
- диагностическую.
В течение учебного года за консультативной помощью к психологу, обратились: 5 учащихся. 4 учащихся- по профессиональной ориентации с учетом результатов диагностики и один- девиантное поведение.
По вопросам профориентации и личностного самоопределения учащихся консультации строились с учётом трёх основополагающих принципов выбора профессии:
- знание и учёт своих возможностей и способностей;
- знание требований профессии к человеку;
- умение соотносить эти факторы.
В рамках индивидуальных консультаций были проведены индивидуальные диагностики. Были использованы следующие методики: тесты Айзенка, «Пиктограммы», сложные и простые аналогии, методика Шульте, психологический возраст, характерологический опросник Леонгарда, ШТУР, ДДО, Голланд, «Опросник профессиональных склонностей», матрицы Равена, Люшер и другие.
В течение года было зарегистрировано 27 обращений педагогов к психологу по вопросам:
ВПР | ОПЧ | ПН | О | КП | ПГШ | НР | И | ЭП |
13 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 |
Со стороны родителей таких обращений было -57.
ВПР | ПГШ | ПН | ОПЧ,ОМ | О | КП | ЭП | НР | ИПРА |
19 | 21 | 2 | 3 | 3 | 4 | 2 | 2 | 1 |
Консультативная работа, беседы с учителями и родителями учащихся по вопросам воспитания и обучения детей по итогам психологических обследований, по их личной просьбе или по рекомендации учителей ,велись с целью более эффективной работы с детьми.
Первичные обращения.
Первичные причины обращений -30 |
Проблемы взаимоотношений: Детско-родительские отношения-1 Со сверстниками-3 |
Проблемы нарушения поведения: Нарушение дисциплины -2 |
Проблемы эмоциональных расстройств: Тревожность, страхи-1 |
Возрастные особенности детей-16 |
Готовность к школе-3 |
Трудности в обучении Проблемы в освоении письма, чтения, математике-4 |
Коррекционно-развивающая деятельность.
Коррекционно – развивающая работа, проводившаяся в этом учебном году, была ориентирована на коррекцию страхов и тревожности, формирование эмоционально-волевой регуляции поведения, формирование произвольной регуляции.
С детьми, нуждающимся в специальной коррекционной поддержке, я работала по запросу АОУ и родителей обучающихся, а также по результатам диагностических мероприятий. Коррекционно - развивающая работа проводилась в виде индивидуальных психологических занятий.
Мною в этом учебном году были разработаны и реализованы следующие программы:
Программы коррекционно-развивающей направленности | Количество детей | Часы |
"Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста". | 1 | 23 |
« Формирование эмоционально-волевой регуляции поведения у младших школьников» | 1 | 56 |
Формирование произвольной регуляции у младших школьников с умственной отсталостью | 1 | 30 |
Просветительская деятельность.
В рамках психологического просвещения проводились индивидуальные консультации учителей и родителей, родительские собрания, семинары с педагогами с целью повышения психологической культуры участников образовательного процесса, приобретении ими информации, необходимой для продуктивной деятельности, общения, решения проблем. Проведены следующие семинары и родительские собрания:
- МАДОУ детский сад –«Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста», где присутствовало -4 педагога;
- МАОУ ВСШ «Предупреждение школьных конфликтов в системе «Учитель-ученик»»-14педагогов.
- МАОУ ВСШ- «Развитие службы школьной медиации»-17 педагогов,
-МБДОУ детский сад - «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в соответствии с рекомендациями ПМПК, индивидуальными программами реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида (ИПРА)» - 7 педагогов.
- Выступление на родительском собрании по теме: «Роль родителей в развитии способностей детей», присутствовало -15 родителей.
Организационно-методическая работа
1.Мною собрана подборка диагностических методик, заполнены папки «Диагностика» тестами, опросниками для дошкольников, младших, средних и старших классов, направленных на изучение интеллекта, эмоционально-нравственного развития, потребностно-мотивационной и волевой сфер личности, социального взаимодействия,
2. Разработаны программы по коррекционным занятиям.
3.Разработаны памятки и методические рекомендации: «Родителям агрессивного ребенка», «Возрастные психологические особенности развития детей 2-3 лет», «Дети с повышенным чувством ответственности», «Стеснительные, замкнутые дети», «Ребенок-фантазер», «Рекомендации родителям имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья», «Маршрут ранней помощи ребенку с ОВЗ», «Родителям будущих первоклассников», «Советы родителям леворуких детей», «Особый ребенок» и др., подготовлены презентации: «Организация школьной службы медиации», «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста».
На 2020 - 2021 учебный год следует:
Дополнить тематику выступлений на родительских собраниях.
Повышение квалификационной категории педагога-психолога.