Анализ воспитательной работы в 5 классе
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В 5Г КЛАССЕ ЗА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель воспитательной работы на 2019-2020 учебный год была сформулирована следующим образом: создать условия для успешной адаптации к учебному процессу, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе посредством патриотического и духовно-нравственного воспитания. При планировании и разработке воспитательной программы с классом учитывались психолого-педагогические особенности возраста учащихся 5 класса и социальная ситуация (переход из начальной школы в основную). Учебно-воспитательная работа направлена на оказание помощи учащимся в адаптационный период.
Основными задачами были:
- овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
- формирование умения учиться в основной школе;
- формирование культуры общения школьников с товарищами, педагогами, родителями;
- формирование и развитие коллектива класса;
- формирование здорового образа жизни;
- формирование нравственных и гражданских качеств личности;
- вовлечение родителей в воспитательный процесс класса
- обеспечение адаптации обучающихся (при переходе из начальной школы к условиям среднего звена)
- повышение уровня профессиональной культуры и педагогического мастерства учителя для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.
Были определены основные направления воспитательной работы:
Гражданско-патриотическое направление, правовое направление;
Экологическое направление:
Положительное отношение к труду и творчеству;
Интеллектуальное направление;
Социокультурное и медиакультурное направление;
Эстетическое направление;
Здоровьесберегающее направление;
Нравственное и духовное направление
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе.
Воспитательные задачи, поставленные перед классом, решаются. Наблюдения и анкетирования показали, что выбор основных направлений, содержание, формы и методы работы, средства педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность правильные, основываются на психологических, возрастных, индивидуальных особенностях учащихся.
2. Анализ развития учащихся класса.
Воспитанность учащихся.
Два ученика класса допускают грубость в отношениях, оскорбительные высказывания в адрес одноклассников, учителей.
На классных часах рассматривали вопросы культуры поведения, правил поведения в школе, в общественных местах.
Для решения задач по воспитанию потребности в нравственных поступках и личностных отношениях проводилась следующая работа:
- «Изучаем Конвенцию о правах ребенка». Знакомились с основными положениями Конвенции, формирование положительного отношения к правам других.
- Уроки общения. Знакомились с основными способами общения, развитие сочувствия, внимательности, взаимоуважения.
В начале и конце учебного года были проведены следующие диагностики: нравственная самооценка; этика поведения +/ -; портрет ученика; методика самоопределения, методика изучения мотивации к предметам и изучение уровня адаптации учащихся.
Для решения задач по выработке умения и навыков сохранения и укрепления здоровья была проведена следующая работа:
В течение года проводились беседы на тему «Правила техники безопасности в школе», систематически проводились инструктажи по технике безопасности, проводились беседы о необходимости соблюдения профилактических мер в период пандемии. О правилах гигиены рук, измерения температуры, соблюдения социальной дистанции в общественных местах.
С целью воспитания у учащихся навыков дисциплинарного поведения на улицах, дорогах, проводились классные часы и беседы в соответствие с Программой ПДД лицея. В рамках акции «Нет - курению!» проводились беседы о последствиях вредных привычек для человека. Учащимся были представлены 2 презентации: О курении; О наркомании. С целью формирования у учащихся знаний об опасности употребления наркотиков и о вредности для организма табакокурения, употребления курительных смесей, об умении отказаться от них.
Продолжаются беседы на тему: «Правильное питание – залог здоровья». Учащиеся с удовольствием посещают столовую во время завтрака и обеда.
Шинкареко Я.. Болтач Е., Котенева С.,Галимов Е.,принимают активное участие в классных и общешкольных мероприятиях, предметных олимпиадах и т.д., где занимают призовые места.
Уровень развития учебно-познавательной деятельности: средний.
Анализ динамики социальной ситуации развития.
Уровень ЗУН учащихся, успеваемость:
| 2 четверть | | 3 четверть | | годовой | | |
Обученность | качество | Обученность | качество | обученность | качество | обученность | качество |
100 % | 46,5% | 100% | 50% | 100% | 52% | 100% | 57,5% |
Наблюдается незначительная динамика повышения качества ЗУН по классу
Отлично учебный год закончила 1. Гладкая Екатерина;
На «4» и «5» учебный год закончили: 12 человек – Болтач Е., Василенко А., Галимов Е., Геворкян Л., Дьячкова В., Котенева С., Либухов А, Николаенко С., Спивак А., Шинкаренко Я.. Якименко В., Ярош А..
Некоторые обучающиеся демонстрируют довольно низкий уровень сформированности учебных навыков – Дзюба М., Непомнящий М.. Щербак К., так как не систематически выполняют домашние задания почти по всем предметам. У некоторых учащихся не сформирована потребность заниматься самовоспитанием, необходимо вести работу в этом направлении. Учимся необходимости давать оценку своим поступкам и поведению, как своему, так и поведению других детей, которое мешает окружающим, оскорбляет и унижает человеческое достоинство.
В классе активно ведётся работа по развитию системы самоуправления. Учащиеся сами начинают планировать праздники, организовывать их подготовку.
В рамках системы самоуправления было проведено открытое мероприятие для родителей - концерт « Ко Дню мамы».
Так же учащиеся самостоятельно подготовили 2 классных мероприятия;
Ко Дню Защитника Отечества игровая программа с концертными номерами «Наши защитники» (ответственные - девочки)
К «8 марта» концертная программа с конкурсами «А ну-ка, девочки» (ответственные - мальчики)
Ребята ответственно отнеслись к подготовке мероприятий, проявив высокую степень самостоятельности. Данные мероприятия, а в большей степени их подготовка и репетиции очень сплотили классный коллектив. Ребята стали дружнее, активнее, стали доверять друг другу. У многих учащихся поднялся уровень самооценки. Они стали более открытыми для общения и не стеснялись проявить себя. У 50 % учащихся класса отношения к окружающим в основном ровные. Дети уважительны к сверстникам, учителям, взрослым, с удовольствием идут на контакты, проявляют терпение к негативному отношению других.
Отношение к общественно полезному труду – положительное, добросовестно относятся к дежурству по школе и классу. Отношение к школе, классу в основном положительное.
Ребята активно посещают занятия дополнительного образования
Классное общество играет в социальном развитии положительную роль.
4. Анализ развития коллектива класса.
На формирование социально – психологического климата оказывают влияние учителя, родители, сами учащиеся.
У девочек и мальчиков много друзей, т.к. они общительны, активны. Желание быть лидером проявляется у 3 учеников, старосту выбирали тайным голосованием. В классе продолжается борьба за лидерство. Характер взаимоотношений не всегда доброжелательный, так как большинство учащихся класса гиперактивны и не способны проявлять терпимости друг к другу.
В коллективной творческой деятельности принимают активное участие 6 учеников класса, они ответственны, обязательны Болтач Е, Гладкая Екатерина Шинкаренко Я.. Якименко В., Ярош А.. Николаенко С., Спивак А., проявляют инициативность в организации и проведении мероприятий, творчество, организованность, самостоятельность, в самоуправлении, но иногда нуждаются в советах, участии взрослых в реализации задуманного.
Звягина К. активно участвует в классных мероприятиях, но может подвести, забыть, отказаться от задуманного плана. Состав класса в течение года не менялся.
В 5 класс поступило в начале учебного года 28 учеников: 14 мальчиков, 14 девочек. Почти все вопросы в классе решаются в ходе открытого голосования, все учащиеся могут высказать и обосновать свою точку зрения. Таким образом, был выбран актив класса в системе самоуправления.
В декабре проведено анкетирование по карте – схеме изучения организованности коллектива ( Л.И. Уманского). Результаты показали средний уровень организованности коллектива.
Вывод: коллектив самостоятельно выбирал себе организаторов для выполнения деятельности. Класс не сотрудничает с другими коллективами, поэтому результаты дали средний балл.
90% учащихся справляются с классными поручениями. По итогам анкетирования уровень воспитанности и нравственно-эстетического развития учащихся 5 класса средний. Факторы, влияющие на их состояние: работа учителей-предметников, классного руководителя, родителей, атмосфера самого класса. Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся в интеллектуальной, художественно-эстетической происходит на предметных уроках, классных часах, занятиях по дополнительному образованию, внеклассных мероприятиях. Многие ребята посещали спортивную секцию, занимались в творческих объединениях по интересам. Индивидуальные особенности учащихся класса изучаются, проводится коррекционная работа, стараюсь способствовать развитию творческих способностей, оказываю помощь отстающим, формирую у учащихся потребность заниматься самовоспитанием. Несмотря на все старания, все равно встречались в течение года дисциплинарные замечания, невыполнение домашних заданий, на уроках увлеченность сотовым телефоном.
Анализ развития коллектива класса
Ведущей воспитательной задачей является формирование нравственного сознания, куда входят следующие качества: дисциплина, ответственность, объективная самооценка, формирование нравственных позиций по отношению к другому полу, возрасту и уровню способностей, особенности нравственно-психологического климата в классе, характер взаимоотношений обучающихся. В классе ученический коллектив сформирован. Группировок отрицательного характера нет. Учащиеся дружат, общаются по интересам. Отношения между ними доброжелательные, могут поддержать друг друга в трудную минуту, оказать помощь. При подготовке и проведении мероприятий учащиеся всегда сплочены, преобладает ответственное отношение к школьным делам. Все мероприятия, проведенные для учащихся, способствовали сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных и творческих способностей учащихся, формировали эстетические вкусы, прививали навыки культуры общения, обогащали знания ребят.
В классе имеются группы по интересам, ребята вместе выполняют поручения, посещают внешкольные мероприятия. По итогам социометрии лидером является Галимов Евгений, к мнению которого прислушиваются многие ребята, он же староста класса. На переменах дети разбиваются на микрогруппы.
Анализ педагогического взаимодействия с семьей
Один из главных аспектов воспитательной работы классного руководителя - это работа с родителями, родительское собрание. С членами родительского комитета: Галимова Е. В. Хартунова Е. А., Болтач Е. А. решали организационные дела класса.
Были проведены родительские собрания организационного характера, по безопасности детей в сети Интернет, ПДД. Также были проведены беседы с родителями о внешнем виде учащихся, «Знаете ли вы своего ребенка» (обязанности родителей, культура общения в семье, характеры и привычки детей). На каждом собрании говорилось о дисциплине класса, успеваемости, решался вопрос оплаты горячего питания в школе. В основном, все родители интересуются школьной жизнью своего ребенка и вне родительских собраний.
Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом
В основном всем обучающимся нравится в школе, у всех есть любимые предметы, занятия. В целом, учителя находили общий язык с классом. Было много уделено времени, внимания тем детям, которые стремились к учебе, себя старались показать с хорошей стороны. Имеются и замечания от отдельных учителей-предметников, в основном, они касаются дисциплины и успеваемости. По этому поводу провожу беседы с классом или учеником, вызываю родителей в школу. При подготовке к конкурсам, олимпиадам, соревнованиям дети обращаются к учителям и всегда получают помощь и поддержку. Так же обучающиеся получают дополнительное образование, посещая различные творческие объединения. С удовольствием дети участвовали в беседах со школьным психологом.
Общие выводы об итогах воспитательной работы в классе:
План воспитательной работы, составленный на 2019 - 2020 учебный год, в целом реализован. Итоги воспитательной работы за год позволили выявить проблемы, над которыми предстоит активно поработать в следующем учебном году: воспитание культуры поведения в школе и вне ее, активизация работы классного самоуправления, привлечение всех учеников класса к активному участию в жизни школы и класса, привлечение всех родителей к воспитательной работе с классом.
К сожалению, уровень развития познавательных интересов в классе недостаточно высок. И хотя в классе 100% успеваемость, качество знаний у некоторых учащихся низкое. Учителя, работающие в классе, отмечают недостаточное развитие самоконтроля и самоанализа деятельности учащихся.
Пропусков уроков по неуважительным причинам в течение года было мало. Причина основной части пропусков – простудные заболевания, поездки в больницу.
Анализируя этот учебный год, следует активизировать решение следующих задач на 2020-2021 учебный год:
Повышение уровня воспитанности и культуры поведения обучающихся.
Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов обучающихся.
Укрепление связи: семья – школа.
Задачи, поставленные в начале года, решались, но частично, поэтому необходимо продолжить работу по решению следующих задач:
- формирование культуры общения школьников с товарищами, педагогами, родителями;
- формирование и развитие коллектива класса;
- формирование здорового образа жизни;
- формирование нравственных и гражданских качеств личности;
- вовлечение родителей в воспитательный процесс класса
Классный руководитель: / Колпак А.Л../