АНАЛИЗ РАБОТЫ РМО
учителей начальных классов Сухиничского района (село)
в 2017 – 2018 учебном году
Для координации научно-методической работы и организационной работы учителей начальных классов в Сухиничском районе действует методическое объединение учителей начальных классов в группе «село». В этом подразделении работают ___ учителей начальных классов.
Основная тема работы МО учителей начальных классов:
повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
формирование основ безопасности жизнедеятельности
Цель: повышать эффективность и качество образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
Задачи:
продолжить работу по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
диагностировать профессиональные затруднения учителей начальной школы,
продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий,
содействовать формированию инициативной, творческой личности педагога,
продолжить работу по изучению и внедрению в образовательный процесс современных педагогических технологий, активных форм и методов работы с обучающимися, имеющих конечной целью приобретение детьми способностей к самообразованию и саморазвитию,
оказывать адресную практическую помощь учителям-кандидатам конкурсов профессионального мастерства, аттестующимся учителям,
выявлять и обобщать передовой педагогический опыт в работе учителей начальных классов; оказывать помощь по его распространению через публикации в СМИ.
Направления работы
1. Аналитическая деятельность:
Анализ методической деятельности за 2016-2017 учебный год и планирование на 2017-2018 учебный год.
Анализ посещения открытых уроков.
Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
2. Информационная деятельность:
Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
Работа над сборником методических материалов
3. Организация методической деятельности:
Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в реализации ФГОС, подготовки к аттестации и профконкурсам.
4. Консультативная деятельность:
Консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования.
Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.
Организационные формы работы:
Заседания методического объединения.
Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеурочной деятельности, в том числе для молодых учителей.
Взаимопосещение уроков педагогами.
Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.
Посещение семинаров, вебинаров, встреч в образовательных учреждениях района.
Повышение квалификации педагогов на курсах.
Прохождение аттестации педагогических кадров.
На 2017 – 2018 учебный год было запланировано 5 заседаний методобъединения.
Первое заседание было проведено в 26.08.2017 г. на базе СШ №2.
Вопросы для обсуждения:
Итоги работы РМО по развитию читательской активности в 2016-17 учебном году (Лукина И.Г., рук.РМО)
Анализ проведения ВПР в 2017 году по русскому языку (Силяева И.В.)
Анализ проведения ВПР в 2017 году по математике (Астахова Т.Н.)
Анализ проведения ВПР в 2017 году по окружающему миру (Мошкина Н.И.)
Конкурсы профессионального мастерства как средство творческой самореализации педагогических работников (Егоркина Н.Е.)
На этом заседании учителя познакомились с различными формами представления собственно опыта (мастер-класс, творческий отчет)
На мастер-классе учителя начальных классов увидели какие методы и приемы использует учитель на каждом из этапов урока для оптимальной организации работы на уроке. Каждый принял участие в практической работе, обсуждении, рефлексии.
В ходе анализа ВПР по русскому языку учителя проанализировали задания, вызвавшие наибольшие затруднения у детей, обсудили пути преодоления этих ошибок. Руководитель РМО познакомила с приказом о проведении ВПР весной 2018 года и графиком проверочных работ в 4 классе.
Карякина Р.С. представила свой опыт работы по экологическому воспитанию в виде творческого отчета. Показала, как можно использовать потенциал экологического образования на уроках, во внеурочной деятельности и в воспитательной работе.
Лукина И.Г. предложила провести совместную работу по разработке проекта Положения о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации учащихся начальных классов для создания единой системы оценивания в районе. Н.И.Трунова напомнила о документе, разработанном учителями совместно с РМК по единым требованиям к оформлению и ведению тетрадей.
В заключение заседания Трунова Н.И. рассказала о рекомендациях по подготовке и проведению открытых уроков. Педагоги подробно рассмотрели подводные камни при организации открытых уроков, обсудили возможные ошибки и пути их преодоления.
На заседании было решено провести второе заседание теоретической направленности на базе РМК. Были предложены вопросы для обсуждения.
Второе заседание было проведено 24.11.2017 г. на базе МКОУ «Стрельненская ОШ»
Вопросы для обсуждения:
Посещение и анализ урока математики в 3 классе на тему «Закрепление таблицы умножения» (Коцарева И.Н.)
Посещение и анализ урока технологии в 1 классе на тему «Насекомые. Пчёлы и соты» (Чекмарева Н.К.)
Подготовка к ВПР (Лукина И.Г. МКОУ «Алнерская ОШ»)
На уроке математики в 3 классе (учитель Коцарева И.Н.) педагоги рассмотрели методы и приемы работы с таблицей умножения. Содержание этапов урока было направлено на развитие познавательной деятельности обучающихся. Деятельность учителя и обучающихся была направлена на закрепление вычислительных навыков. Этому способствовали задания, предлагаемые учителем, особенно устный счет в начале урока. Устный счет был проведен с использованием ИКТ. Учитель на уроке использовал дополнительный материал, что увеличило методическую ценность урока.
Учащиеся на уроке выполняли разнообразные задания: примеры, уравнения, задачи, логические цепочки (они содержали элемент занимательности). Учителем ведется качественная работа по формированию вычислительных навыков на каждом этапе урока, умения решать задачи. Учащиеся на уроке показали, что умеют читать и анализировать задачи, выполнять краткую запись.
Урок технологии в 1 классе (учитель Чекмарева Н.К.) был организован по технологии деятельностного метода с приглашением пчеловода. На уроке обучающиеся не только изготавливали поделку из бросового материала, что воспитывает в детях бережное отношение к природе, но и познакомились с достаточно редкой профессией. Наглядно увидели одежду и приспособления для работы на пасеке. При проведении урока учитель ориентировался на следующие принципы обучения: принцип деятельности (когда включала ребят в учебно-познавательную деятельность), принцип целостного представления о мире (на уроке прослеживаются межпредметные связи с уроками литературного чтения, окружающего мира), принцип психологического комфорта (старалась создавать положительный эмоциональный фон на протяжении всего урока), принцип минимакса, который эффективно способствует развитию личностных качеств, формирует мотивационную сферу. Учитель на уроке использовал различные виды наглядности, в том числе и ИКТ.
Третье заседании РМО было проведено на базе МКОУ «Шлипповская СШ» 09.02.2018года.
Посещение и анализ урока математики во 2 классе на тему «» (Симачкова Н.В.)
Посещение и анализ урока русского языка в 3 классе на тему «» (Артамонова Н.П.)
Урок математики (учитель Симачкова Н.В.) был организован в виде игры, посвященной 23 февраля. Учитель с самых первых минут урока заинтересовал детей и этот интерес поддерживался на протяжении всего урока. Каждый этап урока был методически продуман и направлен на развитие разных видов УУД.
Учителем поставлены цели урока с вовлечением обучающихся в постановку цели, дана мотивация её достижения: повторить понятия; закрепить вычислительные навыки и планируемые результаты: обучающиеся должны научится решать задачи; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии. Учитель специально планирует коммуникативные задачи.
Содержание урока соответствует программе, увязано с жизнью. Задания подобранные по нарастающей сложности, фронтальная проверка самостоятельного задания способствовали развитию интеллектуальных способностей. На уроке осуществлялись межпредметные связи.
Методы, используемые учителем способствовали развитию наблюдательности при решении примеров, учили самостоятельно работать с учебником, с практическим материалом.
Урок русского языка (учитель Артамонова Н.П.). Содержание урока соответствует стандартам, наблюдалась логичность в этапах повторения материала, повторение происходило как теоретического материала, так и повторение и отработка навыков употребления имен существительных, применение знаний в уже известных упражнениях (работа по образцу), так и использование знаний в новых ситуациях. Сложный материал темы рассматриваемый по отдельно изучаемым вопросам предварительно на предыдущих уроках учителю удалось обобщить и систематизировать на данном уроке и подготовить учащихся к контролю знаний по данной теме. Повторение изученного ранее материала соответствовало принципу научности. Происходило формирование активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся с помощью использования различных приемов отработки и углубления полученных знаний, продумано учителем ИКТ-сопровождение урока, соответствующее возрастным особенностям детей, применение которого позволило активизировать внимание, интерес к изучаемым вопросам. На уроке происходит работа над развитием речи учащихся ненавязчивыми, интересными для детей приемами.
На уроке были использованы методы обучения: словесные, наглядные, практические, ИКТ, самостоятельные работы репродуктивные, тренировочные, частично поисковые. Методы, приемы и средства обучения выбраны с учетом темы урока, цели урока, возможностей класса, возрастных особенностей детей, учителя, учебно- материальной базы. Приемы и методы на данном уроке соответствовали возрастным особенностям детей.
Четвертое заседание на базе МКОУ «Немерзская ОШ» было решено перенести на 2018-2019 год по техническим причинам.
В 2017-2018 году прошли аттестацию на соответствие должности 4 человека.
Учителя начальных классов активно участвовали в методической жизни района и области:
Районная конференция школьников «Первые шаги в науку» - 9 участников заочного этапа, 5 участников очного этапа. Из них:
1 победитель (рук. Лукина И.Г. МКОУ Алнерская ООШ»),
4 лауреата (МКОУ «Алнерская ООШ», МКОУ «Субботниковская СОШ», «Глазовская СОШ»),
4 участника (МКОУ «Алнерская ООШ» - 2, МКОУ «Шлипповская СОШ», МКОУ «Глазовская ООШ»
Районный конкурс на лучшую методическую разработку урока «Безопасность – это важно» - 2 участника, III место – Карякина Р.С. МКОУ «Соболевская ООШ», участие – Куриленко О.В. МКОУ «Алнерская ООШ»
Муниципальный этап конкурса «Я в педагогике нашел свое призвание» - 1 призёр, 3 место Белова В.Б.
Муниципальная олимпиада для 4-х классов – приняли участие обучающиеся МКОУ «Глазовская ООШ»
Конкурс профессионального мастерства педагогических работников, приуроченный к 130-летию со дня рождения знаменитого советского педагога Антона Семёновича Макаренко – приняли участие.
Региональный отбор на Всероссийскую конференцию «Юные техники и исследователи» - участие МКОУ «Алнерская ООШ»
Конференция «Знания о природе – привилегия всех» - МКОУ «Соболевская ООШ» (Горбовская Т.И.)
Областная конференция исследовательских работа младших школьников – МКОУ «Алнерская ООШ».
Областной фестиваль экологического образования среди образовательных организаций и педагогических работников – Лукина И.Г. (МКОУ «Алнерская ООШ»)
ПНПО – Лукина И.Г. (МКОУ «Алнерская ООШ»)
«Зеленая планета – 2018»
Лауреаты – МКОУ «Шлипповская СОШ» (Астахова Т.Н., Артамонова Н.П., Голубева И.В.), МКОУ «Алнерская ООШ» (Лукина И.Г. – 2 чел.)
Уровень подготовки и проведения уроков и внеурочных мероприятий достаточно высокий. Учителя начальных классов активно участвуют со своими коллективами в общешкольных, районных и областных мероприятиях, конкурсах. Педагоги постоянно используют интерактивные формы работы и находятся в постоянном поиске методов и приемов работы с детьми и их родителями.
В течение учебного года педагоги эффективно работали над темами по самообразованию. В течение учебного года проходило подведение промежуточных результатов по самообразованию. Было решено продолжить эту работу в новом учебном году.
ЗАДАЧИ НА 2018-2019 уч. год:
Создание условий эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников педагогического процесса по реализации ФГОС начального общего образования и ФГОС ОВЗ.
Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.
Корректировка планов и программ, отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС, ФГОС ОВЗ.
Внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование познавательных УУД.
Внедрение в процесс обучения мониторинга процесса формирования УУД младшего школьника.
Применение информационных и дистанционных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся.
Поощрение
Субботники
Глазово
Симачкова Н.В.
Руководитель РМО Лукина И.Г.