12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Крохолева Галина Георгиевна142
1

Анализ методического пособия под редакцией Л.В. Гаврючиной «Здоровьесберегающие технологии»

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.

Основная форма валеологического воспитания детей раннего и дошкольного возраста — разные виды интегрированных занятий (приложения 1—2). Воспитатель должен подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: музыкальные, изобразительные, хореографические, физкультурные, художественные, литературные и др.

Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя (приложение 3).

Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.

Планирование задач автор предполагает проводить по следующей схеме:

формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих ;

развитие мотивационных установок по профилактике

болезней, в том числе выявление особенностей нервнопсихического здоровья и развития детей;

совершенствование практических навыков здорового образа жизни.

Цели предполагают разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.

Задачи:

культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);

закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константны психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития;

формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма путем развития творческого воображения;

воспитывать у ребенка способности к самосозиданию — «творению» собственной телесной организации в приемлемых для него формах;

помочь детям овладеть доступными навыками самоврачевания (психологической самокоррекцией), прививать

чувство психологической взаимопомощи в экстремальных ситуациях;

способствовать развитию познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям.

Программа включает в себя пять основных направлений.

1. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса:

работа с детьми раннего возраста (от 1 до 3 лет); по темам

(Я пришел в детский сад Я расту. Вот уж два годочка Мои первые слова Я и мои чувства)

уроки здоровья для дошкольников (от 3 до 7 лет). по темам

(Я познаю мир Я учусь играть Я уже большой)

Уроки здоровья для дошкольников с содержанием занятий. Например:

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ Мой организм. Как устроен человек. Что отличает человека от животного. Глазки-подсказки. Гимнастика для глаз. Зачем человеку нос.

Упражнения дыхательной гимнастики .Что я могу делать руками и ногами? *

Как человек ест. Зубы и правила ухода за ними. Артикуляционные упражнения.

Ручки-хватучки. Правила ухода за руками .Пальчиковая гимнастика для рук.

Кожа — наша броня. Гигиена кожи и одежды, которую носит человек.

Как работает сердце и где оно находится. Зачем мы спим?

*Все распланировано по возрастам.

2. Физическое развитие и оздоровление детей:

- закаливание; с пояснительной запиской. План закаливания по возрастам.

точечный массаж; лица,шеи .

игры, которые лечат; Живопись с помощью пальцев Работа с глиной Игры с песком

дыхательная гимнастика по возрастам : дыхательная гимнастика для часто болеющих детей,дыхательные и звуковые упр. (проводятся во всех группах)

Артикуляционная гимнастика, комплекс оздоровительных упр. для горла.

МАСТЕР –КЛАСС ( для педагогов)

Цели: Данный комплекс оздоровительной работы способствует повышенному жизненному психофизическому тонусу, способствует профилактике заболеваний горла .

УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА

«Лошадка» . Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише . Скорость движения лошадки то увеличиваем, то снижаем (20—3 0 с).

«Ворона» . Произнести протяжно ка-а-а-ар (5—6 раз), поворачивая голову или поднимая ее. Громко каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым ртом (6 —7 раз).

«Змеиный язычок» . Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка (6 раз).

«Зевота». Расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позевать (5—6 раз).

«Веселые плакальщики» . Имитироват ь плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом, без выдоха (30—4 0 с).

«Смешинка» . Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и произнести ха-ха-ха, хи-хи-хи.

организация двигательного режима. Двигательный режим распланирован для детей всех групп

3. Лечебно-профилактическая работа:

лечебная физкультура; упражнения при нарушении осанки; упражнения при плоскостопии.

лечебный массаж;, Поглаживание — Растирание Вибрация.

МАСТЕР-КЛАСС ( для детей)

Поглаживание — воздействие на нервные окончания поверхностного слоя кожи. Он расслабляет, поэтому движения-очень нежные. Поглаживание производится ладонью. Такой

массаж назначается детям с пониженным питанием или повышенной возбудимостью.

Растирание — более интенсивное и глубокое поглаживание, способствующее расслаблению мышц и снижению возбудимости. Растирание производится одним, двумя или тремя пальцами.

Вибрация — ритмичные надавливающие движения пальцев рук. Слабая вибрация повышает тонус, а сильная — оказывает болеутоляющее действие, она активизирует обменные процессы, улучшает кровообращение и регенерацию тканей.

физиотерапия; Гальванизация — воздействие с лечебной целью постоянным электрическим током низкого напряжения и небольшой силы. Электрофорез — введение в организм лекарственных веществ с помощь ю гальванизации.

витаминотерапия и фитолечение. Примерный план лечебно-профилактических мероприятий

Подготовительный период по месяцам (сентябрь — октябрь)

Витаминотерапия (поливитамины).

Адаптогены (элеутерококк).

Лекарственная терапия (глюканат кальция).

Траволечение (полоскание полости рта настоем трав).

Массаж грудной клетки.

Период повышенной заболеваемости

Лекарственная терапия (оксолиновая мазь в нос, полоскание морской солью).

Витаминотерапия (аскорбиновая кислота).

Фитолечение (травяные чаи).

Натуропатия (чесночные бусы, луковые гренки).

Санэпидрежим (жесткий режим проветривания, влажной уборки).

Физиолечение.

Массаж

Лечебно-профилактическая работа с часто болеющими детьми.

4. Работа с родителями.

БЛОК 1.МЕТОДЫ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ

БЛОК 2.АВТОРИТАРНОЕ ПОДАВЛЕНИЕ РЕБЕНКА

БЛОК 3.РАВНОДУШИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ПРОБЛЕМАМ РЕБЕНКА

Примерное планирование работы с родителями на год

5. Обеспечение психологического благополучия:

занятия «Здравствуйте, дети» ;

коррекционно-развивающая работа для детей с нарушениями речи;

музыкотерапия.

Программа имеет четкую структуру, каждое направление подробно описано, определены задачи, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Это позволит преодолевать узкомедицинский и узкопедагогический подходы к воспитательной и оздоровительной работе.

При разработке здоровьесберегающих технологий авторы ориентировались на концепцию «валеологически обоснованного образования», согласно которой следует проводить воспитательную и оздоровительную работу в детском саду, а также комплексную программу «Подари здоровье детям» .


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.