Протокол открытого урока
План открытого урока
на тему :
"Жизненное обстоятельство на примере крайней необходимости»
Разработал: пдо ДТДМ,
Уразаев А.К.
Нальчик 2024г.
Урок "Жизненное обстоятельство на примере крайней необходимости»
«Лучше оправдать десять виновных, нежели обвинить одного невинного»
(Екатерина II)
«Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости» .(ст39 УК РФ)
Цель: познакомить обучающихся с нормами российского законодательства, с принципами справедливого демократического судопроизводства, независимостью судей и состязательностью сторон.
Задачи:
образовательные:
показать основные функции суда, прокуратуры и адвоката в уголовном процессе;
развить представление об обстоятельствах исключающих уголовную ответственность ;
определить основные роли участников судебных заседаний по уголовным делам;
воспитательные:
формировать собственную позицию по различным нравственно-правовым проблемам;
способствовать развитию у молодых людей чувства ответственности за свои поступки;
воспитание уважения к законам, основам правовой культуры личности;
развивающие:
сформировать у обучающихся навыки полемики;
умения выражать и отстаивать свою точку зрения, импровизировать.
Методы обучения: ролевая игра.
Формы обучения: опрос, беседа, игра-суд.
Средства обучения:
Конституция РФ;
Уголовный кодекс РФ;
Уголовно – процессуальный кодекс РФ.
Структура урока
Организационный момент (5 мин)
Повторение пройденного материала (5 мин.)
Объяснение нового материала (7 мин.)
Ролевая игра “ Жизненное обстоятельство на примере крайней необходимости ” (20 мин.)
Проверка понимания и закрепление изученного материала (5 мин.)
Выставление оценок и домашнее задание (3 мин.)
I. Организационный момент
Объявление темы и целей урока преподавателем, подготовка обучающихся к работе, организация внимания обучающихся.
II. Повторение пройденного материала
Вопросы для проведения опроса обучающихся на предмет знаний пройденного материала:
1. Лица, обладающие правом возбуждения уголовного дела?
2. Основания возбуждения уголовного дела?
3. Сроки возбуждения уголовного дела?
4. Следственные действия?
5. Сроки следствия?
6. Привлечение в качестве обвиняемого?
7. Предъявление обвинения?
8. Право на защиту?
9. Направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору?
10. Направление уголовного дела в суд?
III. Объяснение нового материала
преподаватель: Завершающей стадией уголовного производства является судебное заседание, в ходе которого решается вопрос о виновности или невиновности подсудимого, а также о применении или неприменении к нему уголовного наказания. Участниками судебного процесса являются:
секретарь: секретарь судебного заседания ведет протокол судебного заседания, проверяет явку лиц, которые должны участвовать в судебном заседании и выполняет по поручению председательствующего другие действия, предусмотренные законом;
судья: председательствующий руководит судебным заседанием, обеспечивает соблюдение распорядка судебного заседания, разъясняет всем участникам судебного разбирательства их права и обязанности, порядок их осуществления, а также знакомит с регламентом судебного заседания;
подсудимый: подсудимый - лицо, против которого возбуждено уголовное дело и в отношении которого проводится судебное разбирательство.
Потерпевший - лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации
Свидетель- является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний
Со стороны обвинения:
прокурор (государственный обвинитель): представляет доказательства, участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения.
Со стороны защиты:
законный представитель: в соответствии с п. 12 ст. 5 УПК законные представители - это родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний, а также органы опеки и попечительства. Законные представители несовершеннолетнего подсудимого, вправе:
1) заявлять ходатайства и отводы;
2) давать показания;
3) представлять доказательства;
4) участвовать в прениях сторон;
5) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда;
6) участвовать в заседании судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;
адвокат: защитник подсудимого участвует в исследовании доказательств, заявляет ходатайства, излагает суду свое мнение по существу обвинения и его доказанности, об обстоятельствах, смягчающих наказание подсудимого или оправдывающих его, о мере наказания, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства.
IV. Ролевая игра “ Жизненное обстоятельство на примере крайней необходимости ”
Основные участники:
Судья-Уразаев Анзор Казбекович
Секретарь –Мирошниченко Алина Евгеньевна
Прокурор-Хаханаева Алина Зауровна
Адвокат-Борокова Жанна Хасан-Алиевна
Подсудимая-Панжокова Милана Руслановна
Директор аптеки-Кучмезова Зухра Мухарбековна
Преподаватель: Итак, начинаем. Некоторые учащиеся - участники судебного процесса заранее были ознакомлены с сюжетом и текстом судебного разбирательства, также были распределены роли участников судебного разбирательства, чтобы они продумали линию поведения в суде и подготовили свои реплики, учитывая смягчающие и отягчающие обстоятельства для вынесения оправдательного или обвинительного приговора.
1 часть «Судебная регистрация лиц, участвующих в деле до судебного разбирательства»
Секретарь: - Участники судебного разбирательства подойдите ко мне с документами. (участники судебного заседания, кроме подсудимого, подходят к секретарю, регистрируются, затем занимают свои места)
Секретарь: - Уважаемые участники судебного заседания, напоминаю вам некоторые правила поведения в суде:
при входе судей все присутствующие в зале судебного заседания встают;
все участники судебного разбирательства обращаются к суду, дают показания и делают заявления стоя. Отступление от этого правила может быть допущено с разрешения председательствующего;
участники судебного разбирательства, а также иные лица, присутствующие в зале судебного заседания, обращаются к суду со словами "Уважаемый суд", а к судье - "Ваша честь".
2 часть «Жизненное обстоятельство на примере крайней необходимости»
Секретарь (Мирошниченко Алина Евгеньевна) : Прошу всех встать, суд идет!
Судья(Уразаев Анзор Казбекович): сегодня мы рассматриваем уголовное дело по обвинению Панжоковой Милане Арсеновнойво взломе аптеки, что повлекло за собой пожар, который сжег аптеку
Судья(обращаясь к секретарю): Алина Зауровна, все участники судебного процесса на месте?
Секретарь: Да, ваша честь. Свидетели явились и ожидают своего вызова в коридоре. Присяжные заняли свои места
Судья: суд переходит к судебному следствию (молотком постучать). Слово для изложения сути обвинения предоставляется прокурору
Прокурор (Хаханаева Алина Зауровна) : спасибо, ваша честь. Уважаемый суд, уважаемые присяжные заседатели. 15 октября 2018 года в городе Нальчик примерно в 23 часа 45 минут в парковой зоне гражданка Диса разбила дверь рядом стоящей аптеки, забрала лекарства и скрылась с места происшествия, после чего в аптеке вспыхнул пожар, который уничтожил саму аптеку. Но прибывшая полиция смогла ее задержать. В ее сумке при досмотре оказались лекарства из данной аптеки. Мало этого, в разных местах аптеки найдены множество отпечатков ее пальцев. Входе суд. Мед. Экспертизы она признана вменяемой.
Судья: встаньте, Подсудимая. Вам понятно в чем вас обвиняют ?
Подсудимая: да, ваша честь
Судья: вы признаете себя виновной ?
Подсудимая: ваша честь, я была в состоянии крайней необходимости. Мой ребенок страдает астмой с детства и ежедневно принимает лекарства. Если в течении 15 минут во время приступа не дать лекарства. То он может умереть. И я вынуждена была пойти на такой шаг.
Судья: хорошо, присядьте. Какова позиция защиты ? (обращаясь к адвокату)
Адвокат: ваша честь, в ходе судебного следствия будет озвучена позиция защиты
Судья: суд переходит к допросу потерпевшей. Потерпевшая, прошу вас, подойдите к трибуне
Вы, Зухра Мухарбековна, 1973 года рождения, директор аптеки
Потерпевшая: да, все верно
Судья: пожалуйста, вопросы к потерпевшей
Прокурор: Ирина Викторовна, как давно вы открыли аптеку в том районе ?
Потерпевшая: уже 7ой год. Хотя в радиусе 2 км нет больше аптеки, все равно продаваемость лекарств низкая
Адвокат: Ирина Викторовна, вы уже подсчитали общую стоимость ущерба от разбойного нападения ?
Прокурор: так все-таки подсчитали сумму ущерба ?
Потерпевшая: да, около 2.5 млн рублей
Прокурор: у стороны обвинения вопросов к потерпевшей больше нет
Адвокат: у меня есть вопросы. Скажите, м до скольки работает ваша аптека ?
Потерпевшая: до 24:00
Адвокат: а почему тогда в 23:45 она была закрыта ?
Потерпевшая: мне позвонил муж и попросил приехать. Вот и пришлось закрыть аптеку пораньше
Адвокат: вы закрыли аптеку, зная, что в вашем районе аптек больше нет. Может в это время, как и моя подзащитная, кто-то будет нуждаться в лекарствах ?
Потерпевшая: за все время моей работы, те. За 7 лет, в это время к нам никто не заходил
Прокурор: ваша честь, у меня есть вопросы к обвиняемой.
подсудимая, расскажите, что вы делал в столь поздний час в том районе?
Подсудимая : я вышла с ребенком подышать свежим воздухом
Прокурор: почему нельзя было сделать это пораньше ? 23:00 – позднее время для прогулки с ребёнком
Подсудимая: она с детства болеет и свежий воздух ей необходим. В тот вечер она не могла заснуть и я ее вывела в парк
Прокурор: так почему вы убегали с аптеки ?( показывает электро провод-как вещевое доказательство)
Подсудимая: я не убегала. Я бежала к ребенку с лекарством
Прокурор: по сведениям вы не раз грубили директору аптеки в другие дни. Почему ?
Подсудимая: он почти каждый месяц повышает цену на мои лекарства. А я мать-одиночка. Некому мне помогать
Прокурор: может все-таки решили отомстить директору за все обиды, за то, что в тот вечер так рано закрыл аптеку ?
Подсудимая: неТ, вы что?! Я так занята уходом за своим ребёнком, что у меня нет сил и времени думать о мести директору аптеки. Я забыла лекарства и вынуждена была сломать дверь, что спасти ребенка. И аптеку я не поджигала
Адвкат: товарищ Судья, прошу вас вызвать свидетеля защиты ( Охранник)
Судья: вызовите Охранника (он заходит)
Представьтесь
Охранник: я, Анзор Юрьевич Кудаев, 1963 года рождения, проживаю в Нальчике, работаю частным предпринимателем
Адвокат: расскажите, пожалуйста, вы знакомы с потерпевшей ? если да, то при каких обстоятельствах ?
Охранник: да, знаком. Я полгода назад уволился с ее аптеки. 3 года работал сторожем
Прокурор: протестую! Мы отходим от дела. Что он свидетель может нам прояснить, если уже как полгода не работает там ?
Адвокат: уверяю вас, это имеет непосредственное дело к данному процессу. И я вам докажу.
Расскажите, пожалуйста, почему вы уволились ?
Охранник: я взял кредит 5 лет назад, но вовремя не смог погасить и судебные приставы дали мне месяц для оплаты всех долгов, или же начнут опись моего имущества. Она не дала мне деньги и мою машину забрали. После чего, я уволился. Больше не хочу с ней сотрудничать
Адвокат: скажите мне, а где вы были 15 октября 2020 года с 23:00 по 00:00 ?
Охранник: дома, один
Адвокат: кто-нибудь может подтвердить это ?
Охранник: нет, все разъехались, поэтому я был один дома
Адвокат: расскажите про сигнализацию аптеки (обращ к охраннику)
Охранник: директриса очень скупая. Сигнализацию купила б/у, старая, ненадежная. Могла от нечего делать заискриться
(Адвокат вызывает другого свидетеля защиты. Это подруга подсудимой с детства, которая после того как представилась, рассказывает хорошее о Дисе)
Адвокат : подруга подсудимой, как давно ее знаете?
Подруга : С детства, шли в один садик.
Адвокат: как вы ее охарактеризуете?
Подруга: спокойная, уравновешенная . добрая. Никому зла не желает. Весь двор ее любит. Она всем помогает.
Судья: раз свидетелей больше нет, перейдем к прениям сторон
Прокурор: уважаемые присяжные заседатели, данная подсудимая под видом нужды в лекарстве умышленно разрешила аптеку, лишив жителей местного района единственной точки в округе, где можно было приобрести лекарства. Она виновата и сомнений на этот счет быть не должно. Прошу вас поддержать обвинение.
Адвокат: уважаемые присяжные заседатели, как вы все заметили у обвинения нет никаких веских доказательств, что именно моя подзащитная подожгла аптеку. Все доказательства косвенные. Заметьте, были и другие лица, у которых был мотив (намекает на Кудаев). А о, что дверь сломана, то кто из нас так бы не поступил в данной ситуации ?! ведь жизнь человека, особенно маленького ребенка бесценна! Прошу вас не наказывать ее
3 часть «Вынесение приговора»
(присяжные заседатели заходят в отдельный кабинет и принимают свое решение. Судья оглашает их решение и принимает приговор)
В связи с обвинительным приговором ( оправдательным) суд вынес решение
Секретарь: - Прошу всех встать, суд идет! (во время оглашения приговора все стоят)
Судья:
Приговор именем Российской Федерации
Судья: Уразаев А.К. ____________________________
(подпись)
V. Проверка понимания и закрепление изученного материала.
1. Справедливо или несправедливо решение суда?
2. Какова роль прокурора в суде, адвоката в суде?
3. Для чего нужны вещественные доказательства?
4. Почему никто кроме суда, не имеет право назвать человека преступником?
преподаватель благодарит обучающихся за урок, даёт им оценку работы . Спасибо всем за внимание
Используемая литература:
1. Уголовный процесс / Под ред. Б.Б. Булатова, А.М. Баранова. - М.: Юрайт, 2017.
2. Уголовный процесс / Под ред. В.А. Лазаревой. - М.: Юстиция, 2018. 3. Конституция РФ от 12.12.1993 года.
4. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 года (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 года №214-ФЗ).
5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 года (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 года №214-ФЗ).
8
Надежда Алексеевна Паршукова
Уразаев Анзор Казбекович