Разработка внеклассного мероприятия «Анализ почвы и воды Хабаровского края» по химии в 8 классе
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа № 4»
Разработка
внеклассного мероприятия
«Анализ почвы и воды Хабаровского края»
в 8 классе
Выполнена
учителем химии
Бушиной Ириной Николаевной
Аннотация
В методической разработке представлен конспект практической работы на тему «Анализ почвы и воды», проводимой в 8 классе. Обучающиеся проведут несложный практический анализ образца почвы, взятой на пришкольном участке, выявят вид почвы, относящийся к типологии почв Хабаровского края, а также выявят свойства у образцов воды, взятых в реке Амур, снеговой воды и из водопроводного крана. На основании полученных результатов будут сделаны выводы о составе исследуемой почвы и пригодности исследуемой воды.
Оглавление
Аннотация………………………………………………………………..2
Оглавление……………………………………………………………….2
Введение………………………………………………………………..2-3
Основная часть…………………………………………………………3-5
Заключение……………………………………………………………..5-6
Список литературы…………………………………………………… 6-7
Введение
Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.
Большая протяженность с юга на север и с запада на восток обуславливает разнообразие почвенных условий Хабаровского края. В обжитой земледельческой части Хабаровского края распространены преимущественно подбелы.В Хабаровском, Вяземском, им. Лазо, Бикинском, Нанайском, Комсомольском районах, а также в Еврейской автономной области (ЕАО) это основной фонд земель, на которых ведется земледелие; они занимают склоны предгорий и прилегающих к ним увалов и долин.На горных склонах почвы горные бурые лесные. Низины заполнены торфяно-глеевыми и торфяно-болотными почвами. Слабоприподнятые участки низменностей выстилаются маломощными заболоченными подбелами.По механическому составу почвы Хабаровского края преимущественно относятся к тяжелым и средним суглинкам.
Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода входит в состав любого живого организма.Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека.
Сегодня вода в Амуре соответствует третьему классу загрязнения, это лучший показатель за последние пять лет. Несмотря на то, что в целом качество воды в Амуре хорошее, у города Амурска наша река все еще остается грязной.
Поэтому цель нашей работы – научиться практике элементарного анализа почвы и воды, а также научиться формулировать практические выводы из проведенного анализа.
Задачи:
Исследовать состав почвы с помощью способов разделения однородных и неоднородных смесей.
Исследовать свойства образцов воды, взятой из р.Амур, водопроводного крана и снеговой воды.
Сформулировать практические выводы из проведенного анализа.
Основная часть
Оборудование: лабораторный штатив, штатив для пробирок, пробирка с пробкой, пробирка, лупа, фильтрованная бумага, воронка, стеклянная пластина, стеклянная палочка, пинцет, пипетка, прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2-2,5 см, высотой 30-35 см (или мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки), коническая колба с пробкой, спиртовка, тигельные щипцы, спички, индикаторная бумага (синяя и красная), лист с печатным текстом, 5%-ный раствор KMnO4.
Реактивы: образцы почвы, образцы воды из реки Амур, снеговой воды и воды из водопроводного крана.
Ход работы
Инструктаж по технике безопасности при работе в школьной химической лаборатории (ТБ).
Опыт 1.Механический анализ почвы
В пробирку поместите почву (столбик почвы должен быть 2—3 см). Прилейте дистиллированную воду, объем которой должен быть в 3 раза больше объема почвы.
Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1—2 мин, а затем вооружитесь лупой и наблюдайте за осаждением частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.
Сначала будут оседать более крупные и тяжелые частички песка и глины, затем более мелкие, но раствор еще очень долго будет мутным — самые мелкие частички находятся во взвешенном состоянии.
Опыт 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.
Порядок выполнения работы:
1. Готовим бумажный фильтр, вставляем его в воронку, закрепленную в кольце штатива.
Подставляем под воронку чистую сухую пробирку и фильтруем полученную в первом опыте смесь почвы и воды.
2. Несколько капель этого раствора помещаем на стеклянную пластину.
С помощью пинцета держим пластину над горелкой до выпаривания воды.
3. На две лакмусовые бумажки (красную и синюю) наносим стеклянной палочкой почвенный раствор.
а) синяя индикаторная бумага изменяет цвет на красный.
а)красная индикаторная бумага изменяет цвет на синий.
Опыт 3. Обнаружение минеральных веществ в почвенном растворе.
С помощью пипетки поместите несколько капель полученного раствора на предметное стекло и, используя тигельные щипцы, подержите его над пламенем спиртовки до полного выпаривания воды.
Опыт 4. Определение содержания перегноя в почвенном растворе
В одну пробирку налейте 2-3 мл воды, а в другую – такой же объем почвенного раствора. В каждую пробирку добавьте по одной капле 5%-ного раствора перманганата калия. Что наблюдаете? Сделайте вывод о наличии перегноя (органических веществ) в почвенном растворе, если известно, что исчезновение цвета указывает на присутствие органических веществ.
Опыт 5. Определение прозрачности воды
Для опыта нужен прозрачный мерный цилиндр.Установите цилиндр на печатный текст и вливайте дистиллированную воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду текст. Отметьте, на какой высоте вы не будете видеть шрифт. Измерьте высоту столба воды линейкой.Даже,заполнив сосуд доверху и поместив его на печатный текст, написанное можно будет прочитать.Проделайте ту же операцию с морской водой из природного источника. Сделайте выводы.
Измеренная высота называется уровнем видимости.Если уровень видимости мал, значит, водоем сильно загрязнён.
Опыт 6. Определение интенсивности запаха воды
Коническую колбу наполните на 2/3 объема исследуемой водой, плотно закройте пробкой (желательно стеклянной) и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей.
Характер запаха
Интенсивность запаха (балл)
0 - Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами
1 - Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание
2 - Запах легко обнаруживается
3 - Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья
4 - Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья
Заключение
Исследование взятого образца почвы на пришкольном участке показало, что при разделении неоднородной почвенного раствора сначала оседали более крупные и тяжелые частички песка и глины, затем более мелкие, но раствор еще очень долго оставался мутным — самые мелкие частички находились во взвешенном состоянии. Такой состав почвы характерен для суглинистого типа почвы, характерной Хабаровского края. Структура суглинка отличается комковатостью, в его состав входят крупные и пылевидные частицы. Земля хорошо пропускает воздух, задерживает влагу. Такая почва является самой плодородной на территории Хабаровского края.
Также опыты показали, что в данном образце почвы присутствуют минеральные и органические вещества.
Исследование образцов воды дало следующие результаты:
Критерий | Образец воды №1 (из р.Амур) | Образец воды №2 (снеговая вода) | Образец воды №3 (водопроводная вода) |
Прозрачность | вода прозрачная, но имеет желтоватый оттенок | вода прозрачная | вода прозрачная |
Запах | имеет слабый запах | запах отсутствует | запах отсутствует |
Вывод: не рекомендуется использовать воду из реки Амур без предварительной очистки. Снеговая вода также нуждается в обеззараживании. Водопроводная вода пригодна для использования, но желательно проводить кипячение.
Список литературы
Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/ О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. Химия. 8 класс: учеб.пособие для общеобразоват. организаций/ О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. М.: Просвещение, 2020.
https://habinfo.ru/sostoyanie-amur/
http://egrpr.esoil.ru/content/adm/adm27.html
7