Статья «Успешное социальное партнерство - способ достижения нового качества и высокого уровня профессиональной подготовки специалистов»

16
0
Материал опубликован 16 February 2017 в группе

 Успешное социальное партнерство - способ достижения нового качества и высокого уровня профессиональной подготовки специалистов

Гайнанов Азат, группа 11 НТМ

ГБПОУ «Альметьевский профессиональный

колледж», г.Альметьевск

С.В.Землянцева - заместитель директора

по научно-методической работе

 

Социальное партнерство в профессиональном образовании – это система отношений образовательных учреждений с предприятиями, субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, основанная на выявлении, согласовании и реализации интересов всех участников отношений.

Социальное партнерство, восстановление и укрепление связей с предприятиями открывают для образовательных систем дополнительные возможности опережающего развития: упрощается доступ к информации о рынке труда (кого и сколько надо готовить); обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов; упрощается процедура корректировки старых и разработки новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей; открываются более широкие возможности для организации практики студентов; расширяются возможности трудоустройства выпускников.

Взаимодействие образовательного учреждения с социальными партнерами осуществляется в разных формах и направлено на обеспечение всех основных аспектов модернизации среднего профессионального образования, формирование стратегии учебного заведения, содержание образования, организация образовательного процесса, контроль качества образования, изучение рынка труда, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, привлечение дополнительных финансовых средств.

Своевременное понимание необходимости партнерства образовательных учреждений и работодателей легло в основу разработки новых подходов осуществления непрерывного образования в нашем колледже.

Основной задачей ГБПОУ«Альметьевский профессиональный колледж» является повышение качества образовательного процесса и конкурентоспособности образовательных программ, соответствующих требованиям основного социального партнера – ОАО «АЛНАС», в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований. В 2012 году на базе ОАО «АЛНАС» был создан Ресурсный центр развития профессионального образования – Колледж будущего Татарстана. Проект реализуется Республикой Татарстан и группой ЧТПЗ на основе государственно-частого партнерства. Студенты проходят обучение по немецкой системе дуального образования.

Согласно основным пунктам соглашения между ЗАО «Римера» и Министерством образования и науки РТ количество студентов и обучающихся, ежегодно проходящих обучение, практику должно быть не менее 200 человек к 2017 году, а фактически уже в 2016 г. – 215 человек. Количество программ профессионального обучения, разработанных или доработанных и внедренных – по соглашению не менее 15 к 2017 году, а фактически в 2016 г. – 18 программ.

Развитие социального партнерства в области кадрового обеспечения образовательного процесса осуществляется путем привлечения к преподаванию специалистов предприятий, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства для следующих видов деятельности: проведение теоретических и практических занятий; руководство курсовым проектированием; руководство практикой по профилю специальности; руководство преддипломной практикой. Организовано повышение квалификаций и стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения на ОАО «АЛНАС» и других предприятиях группы ЧТПЗ. Совершенно очевидно, что подготовить современного специалиста невозможно в отрыве от реального производства, без обеспечения возможности знакомиться и начинать осваивать то оборудование и технологии, с которыми выпускники встретятся, придя на предприятие по окончании образовательного учреждения, поэтому прохождение практик обучающихся ресурсного центра организовано на заводе. Организован и быт обучающихся программы «Колледж будущего Татарстана»: студенты обеспечены форменным комплектом одежды, который состоит из каски, бейсболки, рубашки, рабочего костюма, халата, СИЗ; в дни обучения на территории завода студенты питаются в столовой предприятия; проводятся медосмотры и оказывается неотложная помощь в клинике Эскулап на территории и за счет завода в период производственной практики и оформлении студентов в качестве учеников на завод; спортивные команды колледжа привлекаются к участию во внутренних соревнованиях завода по различным видам спорта, а лучшие спортсмены колледжа участвуют в соревнованиях в составе сборной АЛНАС в Римериаде. Лучшим студентам выплачиваются именные стипендии.

Одним из возможных приемов социального партнерства является также организация конкурсов профессионального мастерства, где студенты закрепляют и углубляют полученные знания в процессе обучения; развивается творческое мышление и способность применять на практике полученные знания, умения и навыки; прививается уважение к избранной профессии. Кроме того, ресурсный центр стал площадкой для подготовки к чемпионату WorldSrills в компетенциях «Мехатроника», «Мобильная робототехника», «Прототипирование».

Привлечение наибольшего количества желающих получить специальность возможно лишь при организации и проведении продуманной профориентационной работы и популяризации рабочих профессий через подготовку школьников к чемпионату WorldSrills Junior.

Ключевым проектом в рамках реализации программы Колледж будущего Татарстана является открытие модернизированного производственно-экспериментального участка.

Площадка даст широкий спектр возможностей студентам всех специальностей под руководством и наставничеством квалифицированных специалистов колледжа и завода получать практические навыки и развивать компетенции, необходимые для работы на реальном предприятии.

На территории, площадью 1200 кв.м., одновременно смогут заниматься до 180 учащихся.

Выпускники Колледжа будущего Татарстана на выходе будут полностью готовы к работе на современном промышленном оборудовании, что позволит компаниям-работодателям получить высококвалифицированных специалистов, сэкономив время и денежные средства на адаптацию и обучение новых работников.

Выстроенная система социального партнёрства постоянно совершенствуется, жизнь заставляет нас искать новые пути совместной работы. Но уже сегодня можно говорить о налаженном механизме социального партнерства. Эта работа продолжается, рассматриваеся она как долгосрочная, от которой выигрывают все: и колледж, и предприятие, и в целом экономика нашего региона.

 Список литературы.

Программа «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2020 г», утвержденная 22.02.2014 постановлением Кабинета Министров РТ

Федеральный закон «Об образовании» (в ред. от 26 декабря

2012 г)

Глазунов А. Т., Никитин М. В. и др. Практика социального партнерства регионов России. М.: Издательский центр «НОУ ИСОМ», 2009. 50 с.

Еремеев О.В. Новые подходы к социальному партнерству// Профессиональное образование. М., 2004. - №5. - С. 30.

 Камалиев Н.З.Социальное партнерство в профессиональном образовании / Справочник руководителя образовательного учреждения. — М.,2005. — С.42-46.

Новикова О.Н., Тюкалова Н.В., Социальное партнерство как ключевой фактор достижения современного качества начального профессионального образования//Вестник развития науки и образования.-2007.-№6.-С. 108-112

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации