12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шагалова Лидия30

Учитель географии

МБОУ «СОШ п. Степной

им. Никифорова В.С.»

Шагалова Л.В.



ДОКЛАД

«Формирование и развитие функциональной грамотности школьника как один из способов повышения качества обучения»

Формирование функциональной грамотности обучающихся – одна из задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования.

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

 

Функциональная грамотность — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть, достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены 6 направлений:

математическая грамотность, 

читательская грамотность, 

естественнонаучная грамотность, 

финансовая грамотность, 

глобальные компетенции 

креативное мышление.

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков .Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

Что такое функциональная грамотность с точки зрения ФГОС обновленного поколения?

ФГОС обновленного поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.

Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью?

Повышение уровня функциональной грамотности российских учащихся может быть обеспечено успешной реализацией Федерального государственного образовательного стандарта, за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.

Важно, чтобы в учебной деятельности был реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формирует учитель

Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома. Нужно понять: Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?



Функциональная грамотность на уроках географии (как это работает?)

Функциональная грамотность на уроках географии формируется по трем основным направлениям:

- читательские способности

- естественнонаучные способности

- математические способности

Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех трех направлениях. Таким образом, правильное преподавание данного предмета столь важно.

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:

- работу с текстом

- работу с географической картой

- работу со статистическими данными.

1) География, 6 класс. Тема «Атмосфера воздушная оболочка Земли». Этап обобщения знаний и умений. Прием «толстых» или «тонких» вопросов:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что такое атмосфера?

Из каких слоев состоит атмосфера?

Как изменяется давление при подъеме вверх?

Почему жизнь сосредоточена в тропосфере?

Почему опасны озоновые дыры?

Почему планете необходимы «легкие»?

Когда может пойти дождь?

Аппараты с кислородом на улице миф или реальность?


2) География, 7 класс. Тема «Австралия: образ материка (2). Этап мотивации и актуализации знаний. Прием «Рассказ с ошибкой»:

Сравнение природы Африки и Австралии

Материки Австралия и Африка, два жарких и солнечных материка, расположенных в зоне экватора. Австралия – самый маленький материк, а Африка – третий по величине материк. Оба материка омываются водами Тихого океана и Индийского океана. На территории Африки и Австралии есть вулканы. В Австралии пустыни занимают меньшую часть материка, чем в Африке. Африка и Австралия расположены на древних платформах.

t1679288241aa.jpg

3) Работа со статистическим материалом.

География, 9 класс. Тема «Население РФ», «Транспорт» и «Решу ОГЭ». Решение задач:

Площадь территории Российской Федерации составляет 17098,2 тыс.км2. Площадь территории Центрального ФО – 1687,0 тыс.км2. Определите удельный вес территории Центрального ФО в общей территории страны. Полученный результат округлите до целого числа.

Используя данные таблицы «Грузооборот по видам транспорта в РФ 2020г.», определите удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме грузооборота. Полученный результат округлите до целого числа.

Транспорт, всего

5084 млрд.т/км

Железнодорожный

2196 млрд. т/км

Автомобильный

250 млрд.т/км

Трубопроводный

2323 млрд. т/км


4) В географии главный метод исследования – картографический. Задания ОГЭ, ЕГЭ, ВПР по географии требуют от школьника умения читать карту, владеть приемом наложения карт, представлять картографическую информацию:

1) «Стороны горизонта» , география 5 класс. Этап закрепления.

Расположите перечисленные горные системы с севера на юг в том порядке, в котором они располагаются на карте мира, начиная с самой северной:

Альпы 2) Атлас 3) Скандинавские горы

Запишите в ответ получившую последовательность цифр.

2) «Немые карты». Эта работа с контурными картами, в которых ученики отмечают необходимые объекты и соотносят их с цифровыми обозначениями


t1679288241ab.jpg



5) Работа с текстом.

Задание: Что такое снег?

Что такое снег? Казалось бы, все ясно – это просто замёрзшая вода. Но и обычный лёд – это замёрзшая вода, точнее, вода в твёрдом агрегатном состоянии. При этом белый снег не очень-то похож на прозрачный лёд. Да и сам снег бывает разным: один пушистый и рассыпчатый, другой – мокрый и липкий. От чего же это зависит?

Выйдя на улицу после уроков в зимний морозный день, ребята захотели поиграть в снежки. Но свежевыпавший снег был слишком рассыпчатый, и снежки лепились плохо. «Было бы сейчас около нуля, снежки лепились бы классно», – сказал Артём. «Интересно, почему снег иногда липкий, а иногда – нет?» – задала вопрос Настя.

Почему снег становится липким при температуре воздуха, близкой к нулевой? Запишите свой ответ.

6) Работа с картографическим материалом

t1679288241ac.jpg

t1679288241ad.jpg

Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности и риски, радуясь успехам. Решения, которые мы принимаем в этом направлении, не должны быть скоропалительными. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не «по запросу», должна быть возможность оценивания результатов во времени. А в итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию».

Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ .

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ .

Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa .

Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wpcontent/uploads/2020/02/10120.pdf.

Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»: https://myshop.ru/shop/product/4539226.html.

Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы: https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/.

Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.