12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
oksana.razgi14 учитель русского языка и литературы, стаж работы 23 года Россия |
Смысловое чтение как один из способов роста качества знаний
Смысловое чтение как один из способов роста качества знаний
Ключевые слова. Смысловое чтение, русский язык, литература, учащиеся.
Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к современной школе. Задачей каждого учителя сегодня является обучение детей грамотному смысловому чтению на уроках по всем предметам учебного плана и в процессе внеурочной деятельности. Прочные и осознанные навыки смыслового чтения во многом содействуют принятию и освоению школьниками социальной роли обучающихся, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения.
И решать эти задачи должны сегодня все без исключения учителя-предметники, но особая роль отводится, на наш взгляд, учителю литературы.
Цель уроков литературы в основной школе - создать условия для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся.
На уроках литературы мной осуществляется решение следующих задач:
- развитие навыка работы с содержащейся в тексте информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов;
- включение учащихся в образовательные события разного уровня, направленные на развитие смыслового чтения и работы с текстом;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.
Овладение учащимися смысловым чтением позволяет учащемуся быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, к постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению. Смысловое чтение развивает у учащихся способность к рефлексии и готовность брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере своей учебной деятельности и собственной жизнедеятельности.
Хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы всем, так как они используются при выполнении самых разных заданий: учащиеся читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ, подбирают материал для написания реферата и т.д. Поэтому педагогам очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Этому пониманию информационной, смысловой и идейной сторон произведения и будет способствовать технология продуктивного чтения. Достоинства технологии в том, что она применима самостоятельно вне урока, возрастосообразна и доступна, ориентирована на развитие личности читателя, развивает умение прогнозировать результаты чтения, способствует достижению понимания на уровне смысла.
В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:
понимать текст;
анализировать;
сравнивать;
видоизменять;
генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Выделяют следующие виды чтения:
просмотровое;
ознакомительное;
изучающее;
рефлексивное.
Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.
Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
Рефлексивное чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
Важно развивать у учащихся умения читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:
с пониманием основного содержания (просмотровое чтение);
с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое чтение);
с извлечением необходимо значимой информации (поисковое чтение);
критическое понимание информации.
Умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из текста.
Поэтому, начиная с пятого классы я продолжаю работу, начатую учителями начальной школы. Я обучаю учащихся эффективным навыками работы с книгой. Учу их ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый или просмотровый, ознакомительный, изучающий или аналитический). Большая работа проводится по освоению навыков чтения текстов разных стилей и типов речи (в том числе научно-учебных, научно-познавательных).
Для развития интереса к чтению провожу семинары, литературные игры, литературные гостиные, блиц-турниры, тренинги.
Например, в ходе семинара школьникам предлагается сопоставление текстов на одну тему и выявление различий. Анализ темы «Осень» и авторского отношения к теме в стихотворениях А.С. Пушкина («Октябрь уж наступил…»), А.А. Фета («Когда сквозная паутина…») – выявление групп тематических слов; в стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») – выявление ритмико-интонационной организации текстов. Далее осуществляется подготовка выразительного чтения литературных произведений.
Так в ходе беседы: «Как писатели выбирают заглавия» сообщаю, что заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М.Лермонтова). На примере различных заголовках учащиеся обсуждают, о чем может быть то или иное произведение: заглавия-загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А.Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго, «Кот-ворюга» К. Паустовского);заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.
Далее учащиеся осуществляют прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен отрывок художественного произведения).
Для развития навыка смыслового чтения широко используются интеллектуальные игры:
«Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с элементами того и другого).
«Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и высказываниях (цитаты, крылатые выражения).
«Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми отношениями.
«Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу, соединение предложений в смысловое единство.
«Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение.
Во время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые вопросы и задания:
Что нового и полезного вы узнали из текста?
Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные стороны информации?
Возможны ли другие пути решения вопроса?
Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
Например, при изучении романа М.Ю. Лермонтова «Героя нашего времени» учащиеся впервые сталкиваются с коллизиями межличностных взаимоотношений. Для развития навыка рефлексии возможны следующие вопросы:
Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали о психологии отношений между мужчиной и женщиной?
Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
Где можно применить полученные знания о психологии?
Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?
В ходе смыслового чтения школьники научатся осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
В дальнейшем они могут использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Список литературы
Ганихина Н. Н. Формы и методы работы с литературным произведением / Н.Н. Ганихина // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 799-802. - URL
Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы/ Н.И. Кудряшева. - М.: Просвещение, 2008. – 181 с.