12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
oksana.razgi14
учитель русского языка и литературы, стаж работы 23 года
Россия

Смысловое чтение как один из способов роста качества знаний

Аннотация.В статье раскрываются условия для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся.

Ключевые слова. Смысловое чтение, русский язык, литература, учащиеся.

Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к современной школе. Задачей каждого учителя сегодня является обучение детей грамотному смысловому чтению на уроках по всем предметам учебного плана и в процессе внеурочной деятельности. Прочные и осознанные навыки смыслового чтения во многом содействуют принятию и освоению школьниками социальной роли обучающихся, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения.

И решать эти задачи должны сегодня все без исключения учителя-предметники, но особая роль отводится, на наш взгляд, учителю литературы. 

Цель уроков литературы в основной школе - создать условия для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся.

На уроках литературы мной осуществляется решение следующих задач:

- развитие навыка работы с содержащейся в тексте информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов;

- включение учащихся в образовательные события разного уровня, направленные на развитие смыслового чтения и работы с текстом;

- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.

Овладение учащимися смысловым чтением позволяет учащемуся быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, к постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению. Смысловое чтение развивает у учащихся способность к рефлексии и готовность брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере своей учебной деятельности и собственной жизнедеятельности.

Хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы всем, так как они используются при выполнении самых разных заданий: учащиеся читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ, подбирают материал для написания реферата и т.д. Поэтому педагогам очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Этому пониманию информационной, смысловой и идейной сторон произведения и будет способствовать технология продуктивного чтения. Достоинства технологии в том, что она применима самостоятельно вне урока, возрастосообразна и доступна, ориентирована на развитие личности читателя, развивает умение прогнозировать результаты чтения, способствует достижению понимания на уровне смысла.

В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:

понимать текст;

анализировать;

сравнивать;

видоизменять;

генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Выделяют следующие виды чтения:

просмотровое;

ознакомительное;

изучающее;

рефлексивное.

Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Рефлексивное чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Важно развивать у учащихся умения читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:

с пониманием основного содержания (просмотровое чтение);

с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое чтение);

с извлечением необходимо значимой информации (поисковое чтение);

критическое понимание информации.

Умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из текста.

Поэтому, начиная с пятого классы я продолжаю работу, начатую учителями начальной школы. Я обучаю учащихся эффективным навыками работы с книгой. Учу их ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый или просмотровый, ознакомительный, изучающий или аналитический). Большая работа проводится по освоению навыков чтения текстов разных стилей и типов речи (в том числе научно-учебных, научно-познавательных).

Для развития интереса к чтению провожу семинары, литературные игры, литературные гостиные, блиц-турниры, тренинги.

Например, в ходе семинара школьникам предлагается сопоставление текстов на одну тему и выявление различий. Анализ темы «Осень» и авторского отношения к теме в стихотворениях А.С. Пушкина («Октябрь уж наступил…»), А.А. Фета («Когда сквозная паутина…») – выявление групп тематических слов; в стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») – выявление ритмико-интонационной организации текстов. Далее осуществляется подготовка выразительного чтения литературных произведений.

Так в ходе беседы: «Как писатели выбирают заглавия» сообщаю, что заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М.Лермонтова). На примере различных заголовках учащиеся обсуждают, о чем может быть то или иное произведение: заглавия-загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А.Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго, «Кот-ворюга» К. Паустовского);заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.

Далее учащиеся осуществляют прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен отрывок художественного произведения).

Для развития навыка смыслового чтения широко используются интеллектуальные игры:

«Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с элементами того и другого).

«Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и высказываниях (цитаты, крылатые выражения).

«Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми отношениями.

«Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу, соединение предложений в смысловое единство.

«Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.

Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение.

Во время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые вопросы и задания:

Что нового и полезного вы узнали из текста?

Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные стороны информации?

Возможны ли другие пути решения вопроса?

Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?

Например, при изучении романа М.Ю. Лермонтова «Героя нашего времени» учащиеся впервые сталкиваются с коллизиями межличностных взаимоотношений. Для развития навыка рефлексии возможны следующие вопросы:

Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали о психологии отношений между мужчиной и женщиной?

Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?

Где можно применить полученные знания о психологии?

Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?

В ходе смыслового чтения школьники научатся осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;

В дальнейшем они могут использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.


Список литературы

Ганихина Н. Н. Формы и методы работы с литературным произведением / Н.Н. Ганихина // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 799-802. - URL https://moluch.ru/archive/77/13342 /

Фесенко Э.Я.. Теория литературы: учебное пособие для вузов / Э.Я. Фесенко. — Изд. 3-е, доп. и испр. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир». — 780 с.. 2008.

Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы/ Н.И. Кудряшева. - М.: Просвещение, 2008. – 181 с.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.